Как правило, этих людей во время богослужения в храме мы совсем не видим, но зато очень хорошо слышим дело их рук - рук, которыми они управляют церковным хором. Регент. В чем заключается эта профессия, чем живет такой человек и как он сам понимает свое дело, - об этом мы беседуем с регентом праздничного хора Свято-Троицкого собора г. Саратова Светланой Хахалиной.
ИСКАЛА ЧЕГО-ТО...
Многие вещи сопровождают нас по жизни с детства, а что-то возникает в
жизни, казалось бы, неизвестно откуда и становится определяющим в
судьбе. Атеисткой Светлана Хахалина никогда не была, но вопросы веры до
определенного момента ее не интересовали. Видимо, эта область ее жизни
находилась в состоянии, как бы мы сейчас сказали, «режима ожидания».
Будучи студенткой консерватории, Светлана впервые соприкоснулась с
духовной музыкой. Это было в 1988 году во время подготовки концерта, в
программе которого были духовные произведения.
- Песнопения, которые мы разучивали, совершенно поразили меня своей
красотой, а главное - глубиной, - говорит она. - Я начала вслушиваться и
размышлять над тем, о чем мы пели, и поняла, что это не просто красивая
музыка и какой-то необычный текст, а нечто большее. Тогда у меня возник
подлинный интерес.
После окончания консерватории в 1992 году Светлана Владимировна
работала в филармонии в Театре хоровой музыки под управлением Людмилы
Лицовой. А через два года пришла в Троицкий собор.
- Сейчас даже не могу сказать, почему я туда пришла, - признается
Светлана. - Наверное, это называется «потянуло». Несколько раз я бывала
на службе; естественно, ничего не понимала, но стояла, слушала хор,
оценивала - мне было очень интересно прежде всего с профессиональной
точки зрения. И одновременно с этим, не совсем благополучные тогда
обстоятельства моей жизни заставляли возвращаться сюда еще раз, и еще
раз. Не скажу, что это был осознанный приход в храм. Мне просто
нравилась сама атмосфера - спокойно, хорошо, уютно. Видимо, душа искала
чего-то, какого-то утешения, которого больше нигде не могла получить.
Может быть, искала Бога?..
Многие друзья Светланы к этому времени уже пели в церковных хорах, и
она подумала: «Почему бы тоже не попробовать?». Так, в мае 1994 года она
пришла в собор певчей. Накопленный к этому времени опыт хорового пения
помогал быстро и без особого труда освоиться на новом месте. Светлана
вспоминает:
- Меня все больше и больше это увлекало. Я все время спрашивала,
откуда то, из какой книги это, пыталась понять особенности
богослужебного устава. Ни о каком карьерном, так сказать, росте я тогда,
конечно, не думала. Но буквально через два месяца мне предложили
регентовать левым (малым, или будничным. - Авт.) хором. Я сначала
испугалась, но потом поразмыслила и решила, что надо попытаться. Два
года регентовала левым хором, а когда появилась возможность в 1996 году
возглавить правый хор, я тоже с радостью согласилась.
ВЫБОР И ПУТЬ
Но в жизни, чаще всего, чтобы что-то приобрести, надо от чего-то
отказаться. Перед Светланой Владимировной встал выбор, который легким не
назовешь. Творческая жизнь молодой артистки Хахалиной была довольно
насыщенной: работа с хорошим и сложным материалом в филармонии,
интересные проекты, множество гастролей, в том числе и заграничных. И
все это она в одночасье бросила ради своего церковного хора.
- Я, конечно, поначалу очень переживала, размышляла, правильно ли
сделала. Хотелось мир посмотреть, может быть, еще что-то попробовать в
творческом плане в театре Лицовой. Но потом я успокоилась, потому что
поняла: это не главное. С приходом в храм у меня появилось ощущение, что
я на своем месте. Ни во время учебы, ни на какой другой работе такого
не было. Руководить церковным хором оказалось для меня верхом мечтаний, и
я за всю жизнь ни разу не пожалела, что сделала именно такой выбор.
Светлана при этом вспоминает, как тяжело ей приходилось в самом начале своего регентства.
- До всего надо было доходить чисто интуитивно. Например, я совершенно
не знала, как петь стихиры (богослужебные песнопения, написанные
стихотворным размером. - Авт.): связно и плавно или, наоборот, «читком».
Образцов тоже не было. Я на свой страх и риск пробовала различные
варианты. В 94-м в Саратове действовали всего три-четыре храма, во
многих недавно открывшихся церквях не было ни нот, ни книг, поэтому
пойти послушать, как поют другие, и речи быть не могло. Очень помог наш
Владыка Лонгин, когда возглавил кафедру. Он просто сказал мне: «Надо так
и так», подарил множество дисков с записями различных именитых хоров,
которые сохраняют вековые традиции исполнения и на которые следует
равняться.
Постепенно во всей епархии происходило возрождение церковного пения. И
сейчас уровень хоров достиг такой высоты, что они имеют возможность
выйти за пределы храма и вести активную концертную и просветительскую
деятельность, как было принято до революции. В частности, хор под
управлением Светланы Хахалиной регулярно выступает с концертами в городе
и области, участвует во всероссийском Рождественском фестивале в Москве
и других церковно-общественных мероприятиях. За прошедшие пять лет
Свято-Троицкий хор записал четыре аудиодиска. Одной из самых масштабных
стала работа над «Всенощным бдением» Сергея Рахманинова - сложнейшим
хоровым произведением.
- Я бы в жизни не решилась на это, - говорит Светлана Владимировна. -
Но наш Владыка меня убедил. На все мои восклицания, что мы, мол, не
сможем, он мне совершенно спокойно отвечал: «Почему вы так принижаете
роль церковного хора? Да, Рахманинов, - а что тут такого? Господь
помогает тому, кто работает. Начинайте, и все получится».
В 2010 году в свет вышел диск «Всенощное бдение» в исполнении сводного хора храмов Саратова под управлением Хахалиной.
Светлана признается, что хотела бы еще что-нибудь записать таким
составом, а со своим Свято-Троицким хором побольше ездить на фестивали,
общаться с коллегами, обмениваться опытом, ведь постепенно выработано
свое лицо, свой стиль исполнения, имеющий под собой большой труд и
твердое основание.
ПЕТЬ СЕРДЦЕМ
Говоря обо всех сложностях, успехах и планах, невозможно оставить без внимания внутреннюю работу.
- Регент, конечно, ответственен за то, как исполняется произведение, -
говорит Светлана. - Очень часто бывает так, что певчие вообще не
понимают смысла песнопений. Если у нас что-то не получается, я начинаю
проводить беседу, объяснять смысл слов, историческое и символическое
значение этого песнопения в службе. Даже могу потратить на это
внушительную часть спевки (репетиции). А еще бывает, что ребята поют
по-светски отстраненно - все одним звуком, в одном характере. Я тогда
использую для объяснения замечательное выражение регента мужского хора
Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры Владимира Горбика:
«Пойте сердцем». То есть надо понять смысл и пропустить его через себя. И
вот когда мы все подробно разберем, то получается совершенно другое
звучание.
Хахалина рассказывает, что, выходя из храма, она свою работу не
заканчивает, а только начинает. Требования к себе высоки - надо всегда
быть в форме и постоянно заниматься самообразованием: прослушивать
записи хоровых коллективов, различные интерпретации произведений,
восполнять пробелы в знаниях по богослужебному уставу, церковной истории
и даже иногда богословию. Необходимо также осуществлять подбор
собственного репертуара. И прежде чем разучивать с хором какое-то новое
песнопение, его надо осмыслить, четко сформулировав свои творческие
задачи. Но такой напряженный рабочий процесс Светлане Владимировне в
радость.
- Начинается служба, и я вдруг понимаю, что для меня не существует
больше ничего, настолько я ею поглощена, - делится она. - И это не
только от любви к своему делу. Просто тексты, музыка, богослужение, сам
храм оказывают на душу человека сакральное воздействие. Ведь большинство
людей не работают в церкви только из-за денег, даже если сначала они
пришли просто заработать. Со временем появляется еще что-то, что их
здесь удерживает. Я это вижу по своим певчим и чувствую по себе. В моей
жизни однажды наступил такой момент, когда я поняла, что мне нужно нечто
большее, чем просто прийти попеть - появилась потребность молитвенно
углубиться в жизнь Церкви, приступать к Таинствам Исповеди и Причастия.
По словам Светланы, изменилось и ее отношение к жизни, к окружающим,
потому что по мере укрепления веры в Бога легче переносятся даже самые
страшные проблемы и беды, а сложные взаимоотношения с ближними
покрываются и разрешаются любовью, о которой говорил Христос.
Фото Ивана ПРИВАЛОВА