"Мы учимся на классических образцах"

Наверное, сегодня трудно точно определить, когда музыка начала сопровождать молитву и когда хоровое пение стало неотъемлемой частью богослужения. С тех пор прошло немало тысячелетий, за это время сложились богатые традиции духовной музыки. Как полно раскрывается молитва, воплощенная в музыке и слившаяся с ней воедино! Как помогает она человеку, впервые переступившему порог храма, в постижении смысла богослужения, открывает перед ним красоту Православия! Об этом и многом другом мы беседуем с регентом хора Свято-Троицкого собора города Саратова Светланой Хахалиной.

- Вот уже 10 лет Вы возглавляете церковный хор старейшего храма нашего города. Как произошло Ваше знакомство с духовной музыкой?

- Я считаю себя счастливым человеком: с детства мечтала заниматься музыкой, петь, и мне удается это делать. Вообще, все с самого начала шло гладко - учеба в музыкальной школе, потом в музыкальном училище, окончив которое я поступила на дирижерско-хоровое отделение Саратовской областной консерватории. У меня никогда не было никаких сомнений в правильности выбранного пути и ни малейшего желания заняться чем-нибудь другим.

Кроме того, мне всегда везло с учителями. Все они хорошие и талантливые люди. В училище моим наставником был его директор заслуженный работник культуры, ныне покойный Александр Андреевич Ялынычев, в консерватории - заведующая кафедрой хорового дирижирования доцент Юлия Ивановна Датская.

После окончания консерватории меня распределили в Театр хоровой музыки под руководством Людмилы Лицовой. Я пела у нее будучи студенткой, и театр был единственным местом моей работы до того, как я стала регентом.

В храм я пришла случайно, можно сказать, из любопытства. До этого я понятия не имела о том, что такое церковный хор. Конечно, в театре мы пели духовную музыку, и мне было интересно, как же все это происходит на самом деле. И вот в 1994 году друзья привели меня в Свято-Троицкий собор. Я стала петь и на левом, и на правом клиросе, и уже через два месяца меня поставили регентом левого хора. Хотя на тот момент я еще мало что понимала в богослужении, но у меня были замечательные учителя: протодиаконы Михаил Беликов и Олег Дроздов, священник Анатолий Мельников (тогда еще псаломщик). Это мои первые церковные "педагоги" - они меня направляли, помогали во всем, и благодаря им я начала постигать азы православного богослужения и церковного пения. И вот с 1996 года я - регент правого хора.

- Расскажите, пожалуйста, о коллективе, который Вы возглавляете.

- Долгое время в нашем хоре не было постоянного состава. Кто-то приходил, кто-то уходил, коллектив постоянно менялся. Помню, порой вообще некому было петь. Но за последние годы сложился дружный, профессиональный коллектив - около 30 человек - с неплохим потенциалом, и мы можем исполнять довольно сложные произведения.

У всех певчих в нашем хоре есть высшее музыкальное образование или они получают его: это студенты и выпускники консерватории. У нас также поют педагоги музыкальных школ, преподаватели музыки из общеобразовательных школ, солисты оперного театра, театра оперетты, филармонии.

- И все это люди верующие?

- Не всегда. К нам часто приходят люди, не только далекие от церковного пения, но далекие от Церкви вообще. Многие не знают, как правильно перекреститься, и уже здесь постигают азы. Мне кажется, что человек, который пришел в храм однажды, вряд ли сможет просто так уйти.

- Какие музыкальные произведения являются основой репертуара хора?

- Репертуар у нас очень широкий. Но опираюсь я в своем выборе в основном на произведения композиторов "нового" направления - таких, как П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, А. В. Никольский, Н. М. Данилин, В. С. Калинников. Это композиторы так называемой московской школы. С удовольствием мы исполняем произведения А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского. Особенно интересны из них те, в основу которых положены древние распевы. Их композиторы обрабатывали и гармонизировали. Так получались настоящие шедевры церковной музыки, например "Херувимская" Чеснокова... А рахманиновское "Всенощное бдение" все основано на древних распевах. Мы учимся на классических образцах.

Есть в нашем репертуаре и малоизвестные произведения композиторов-любителей, регентов. Они, может быть, отличаются некоторой простотой и даже наивностью, но написаны с такой душой и таким теплом, что их невозможно не исполнять. Их очень полюбили прихожане нашего собора, и поэтому они прочно вошли в репертуар.

- Светлана, а как Вы выбираете произведения для исполнения?

- Хор полностью подчинен ходу богослужения. Ничего "для себя" мы не разучиваем. У церковного хора особое предназначение: он должен создать в храме определенную атмосферу, т. е. настраивать пришедших в церковь на молитвенный лад. И поиск произведений для исполнения идет от потребности или необходимости внести что-то новое. Очень много нот и дисков привозит нам Владыка Лонгин из Москвы, а также настоятель Свято-Троицкого собора иеромонах Пахомий (Брусков), который проявляет очень большую заботу о жизни нашего хора, присутствует на репетициях и очень нас поддерживает.

Вообще же выбор нового произведения - довольно мучительный процесс. Музыкальное произведение, если можно так сказать, должно "запасть" в душу регенту. Сначала я слушаю композицию, если можно ее где-то услышать, потом в нее "вживаюсь", напеваю, она постоянно звучит у меня в голове, я думаю о ее всевозможных нюансах, динамическом развитии. И так как церковная музыка отличается от академического исполнения, на репетициях мы обязательно обсуждаем, о чем новое произведение, какое место занимает оно в богослужении. Для этого приходится очень много читать, узнавать что-то новое, чтобы суметь ответить на все вопросы, которые задают мне в хоре, а они бывают весьма непростыми. К тому же необходимо всегда помнить, что без понимания главного - смысла песнопения - ничего хорошего не получится. Иногда бывает: вроде бы певчие все выучили, поют правильно, ноты берут, динамика есть, а чего-то все равно не хватает. Тогда я говорю: вы подумайте, где вы поете, для кого вы поете, а главное - о чем вы поете. И сразу же произведение звучит по-другому.

- Как относятся к Вашей профессиональной деятельности в семье?

- Слава Богу, в этом отношении у нас в семье царят мир и полное взаимопонимание. Мой муж тоже поет в церковном хоре, правда, другого храма, но он прекрасно понимает и поддерживает меня. Мою любовь к духовной музыке разделяет и пятилетний сын: вместе со мной он ходит в Свято-Троицкий собор, выстаивает все службы. Удивительно, но он совсем не воспринимает современную музыку. Когда по телевизору идет очередной концерт и выступает какой-нибудь популярный певец, он меня спрашивает: "Мама, почему он так кричит? Включи лучше свою "работу"!". И я с удовольствием ставлю ему диски с духовной музыкой.

- У Вас есть опыт зарубежных поездок. Как воспринимают русское духовное пение в других странах?

- Вместе с Театром хоровой музыки мне удалось побывать на гастролях в Европе. Это было в 1992 году. Помню, на концерте во Франции в зале собрались представители высшего общества, пришли дамы в роскошных вечерних платьях, в шляпах, с необыкновенными прическами, буквально усыпанные бриллиантами. Для нас тогда это было очень непривычно. Мы исполняли "Всенощное бдение" С. В. Рахманинова, а в зале все плакали. Такой силой обладает духовная музыка, что, не понимая слов, люди могут чувствовать ее сердцем!

- Недавно в консерватории состоялся большой концерт, посвященный выходу первого музыкального диска вашего хора "Царь Небесный". Как родилась идея записать диск? Чем он интересен?

- Идея записать музыкальный диск принадлежит не нам, а настоятелю нашего храма иеромонаху Пахомию. Сначала я сомневалась, сможем ли мы это сделать - хватит ли нам мастерства, ведь мы не концертный хор. Но по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, который полностью поддержал нас, мы приступили к записи диска. И отец Пахомий нам очень помогал - без него у нас бы ничего не получилось.

Запись шла в течение пяти ночей - с позднего вечера до раннего утра, чтобы городской шум не мешал акустике. Процесс был очень сложным, иногда приходилось записывать по 10 дублей. И все это время отец Пахомий был с нами, переживал за нас. Мы были настолько поглощены общим делом, подошли к нему с таким энтузиазмом и вдохновением, что об усталости никто не говорил.

Диск же интересен прежде всего тем, что на нем представлены редко исполняемые произведения малоизвестных композиторов: Г. И. Рютова, П. И. Гребенщикова, А. Велеумова, которые распространяются в основном в рукописном виде. И в этом отношении можно говорить об уникальности диска "Царь небесный".

- Какую роль в жизни церковного хора играет концертная деятельность?

- Конечно, в первую очередь, духовная музыка написана для исполнения в храме, и наш коллектив, прежде всего, церковный хор. Но концерты полезны, они дают определенный опыт. Кроме того, это возможность для тех людей, которые не ходят в храм, услышать духовную музыку, проникнуться ее красотой.

Вообще, творческая жизнь хора вне стен храма возможна. В октябре 2005 года наш коллектив принимал участие в IV Губернском фестивале академических хоров "Золотые огни Саратова" и стал его лауреатом. Мы с удовольствием приняли бы участие и в более масштабном мероприятии, например, в фестивале церковных хоров Поволжья, если бы такой существовал. Хочется обмениваться опытом, увидеть, на что способны другие.

- Порадуете ли вы любителей духовной музыки новыми выступлениями?

- Обязательно. Скажу больше - в планах у нас запись еще одного диска, конечно, если на то будет воля Божия. Каким будет этот диск и какие произведения будут записаны, я пока сказать не могу. Но если все получится, будет интересно.

Беседовала Ольга Новикова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/20061120.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Хахалина:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019