На Западе композитор феерического дарования Исаак Дунаевский получил прозвище «красный Моцарт». Понятно почему: годы творческого расцвета Дунаевского пришлись на советское время. Хорошо, пусть «красный». Дело вкуса и политического выбора. Но все-таки - «Моцарт». Классик советской музыки, родившийся 30 января 1900 года, прожил немногим более полувека, и его расцвет и признание пришлись на сталинскую эпоху, когда он создал всенародно любимые музыкальные шедевры, далеко вышедшие за пределы Советского Союза.
Исаак Осипович Дунаевский. 1939 год
Признание дарования Исаака Дунаевского не ушло на второй план и сегодня: музыка его по-прежнему памятна, причем не только старшим поколениям одной шестой части суши, или как принято говорить сегодня - постсоветского пространства. Но и молодежь наша знакома с наследием композитора. И если не вспомнит имени композитора, то уж точно вспомнит мелодии и подхватит слова его песен: «Давно, друзья веселые, простились мы со школою», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Каким ты был, таким остался», «Ой, цветет калина» и многих других. Первый этап жизни и творческого становления Исаака Осиповича был связан с Украиной. Композитор родился в городе Лохвица на Полтавщине, но после того, как два брата Дунаевских, Борис и Исаак, не смогли поступить в 1910 году в лохвицкое реальное училище (вроде бы не попали в квоту, предназначенную для еврейских детей), семья переехала в Харьков, где в 1918 году Исаак закончил с золотой медалью гимназию, а в 1919 году, то есть практически одновременно с гимназией, окончил и Харьковскую консерваторию по классу скрипки. Такая скорость обучения удивительна и подчеркивает неординарность личности будущего композитора.
Исаак Дунаевский. 1919 год
Вообще Исаак, игравший на фортепиано с 7 лет, вырос в музыкальной семье, где музицировали все, а пятеро из семи детей стали профессиональными музыкантами. Кроме того, в то время в Харькове выступали такие выдающиеся деятели отечественной музыки, как Федор Шаляпин, Леонид Собинов, а за дирижерским пультом порой стояли Сергей Рахманинов и Сергей Танеев. Бесспорно, что близкое знакомство с творчеством таких мэтров музыкального искусства благотворно влияло на становление композитора Исаака Дунаевского. С 1910 года Дунаевский проживал в Харькове на Москалевке и учился одновременно в гимназии и в Харьковском училище императорского русского музыкального общества, куда был принят сразу на третий курс и где его педагогом по скрипке был легендарный Константин Горский, скрипичное мастерство которого высоко ценил Петр Ильич Чайковский. Благодарно следует вспомнить и педагогов Дунаевского в консерватории: скрипку ему преподавал Иосиф Ахрон (кстати, ученик А. Лядова по Петербургской консерватории и, по слухам, человек, побудивший отца Дунаевского купить сыну скрипку мастера Амати), а композицию - С. Богатырев. Молодой, творчески горевший Дунаевский рьяно начал работу дирижером в оркестре драматического театра в Харькове. Дебют Дунаевского как театрального композитора в 1920 году (напомним, что еще шла Гражданская война) тоже отчасти объясняет нам полученное несколько позже прозвище «красный Моцарт». Он, как и автор знаменитой оперы «Женитьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро». Кропотливые собиратели музыкальных историй сохранили рассказ о том, что в театр русской драмы, тогда уже знаменитый, поступила в хористки совсем молодая Клавдия Шульженко, тоже, кстати, обитательница харьковской Москалевки... При пробах ей аккомпанировал именно Исаак Дунаевский.
Яркий
старт позволил Дунаевскому с 1924 года заведовать музыкальной частью в
московском театре «Эрмитаж», а в 1926-1929 годах - в Московском театре
сатиры. И все же Украина, как бы сказать, «не отпускала» Дунаевского. В
Москве он женился на своей землячке Зинаиде Судейкиной, которая родилась
в дворянской семье, проживавшей в Змиевском районе Харьковщины.
Дунаевский с большим основанием, чем поэт Н. Гумилев, мог сказать о
своей супруге, что взял ее «из логова змиева». Брак этот подарил Исааку
Дунаевскому сына Евгения. Однако известного нам композитора Максима
Дунаевского родила Исааку Осиповичу в 1945 году другая женщина - Зоя
Пашкова, с которой он прожил с 1940 по 1955 годы, оставаясь при этом в
официальном браке с З. Судейкиной.
Феерическая,
ураганная слава в прямом смысле обрушилась на Исаака Дунаевского в 1934
году после выхода в прокат кинематографического вневременного хита
Григория Александрова «Веселые ребята» (рабочее название «Джаз-комедия»)
с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в главных ролях. На подаренной
Дунаевскому фотографии актриса - всенародная любимица - оставила такую
трогательную надпись: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и
нигде не пропадет!» Дуней композитора звали всю жизнь.
Можно пытаться объяснить феномен повального увлечения в 30-е годы ХХ века граждан СССР музыкой Исаака Дунаевского, но и спустя восемь десятилетий его музыка узнаваема, любима, востребована нынешними поколениями людей. Думается, разгадка в том, что в основе музыки Дунаевского лежит подлинный гармоничный мелодийный дар. Фактически Дунаевский вместе с Александровым стали основоположниками жанра советской музыкальной кинокомедии. За «Веселыми ребятами» последовали кинематографические хиты «Цирк» (1936 ), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940). Популярнейшими произведениями, звучавшими из репродукторов и чуть ли не из каждого окна, а главное, певшимися людьми от всей души, стали песни Дунаевского к кинокартинам «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949). Трудно представить себе нашу жизнь даже сегодня без «Школьного вальса», «Молчания», возвышенной и проникновенной «Летите, голуби!». До сих пор помнятся «Моя Москва», «Дорожная», «Звезды милой Родины» и даже «Каховка». А разве утратили свою искрометность, свежесть и внутреннюю теплоту его оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация»? И если бы в творческой биографии композитора были только эти произведения, он уже по праву считался бы величайшим талантом. Но масштабность дарования И. Дунаевского более значительна. Он написал 12 оперетт («И нашим, и вашим», «Соломенная шляпка», «Женихи», «Ножи» и др.), 4 балета, музыку примерно к 30 драматическим спектаклям («Тартюф», «Слуга двух господ», «Мнимый больной» и др.), музыку к 28 кинофильмам, более 100 песен. Композитор создал свыше 90 камерных произведений - пьесы для фортепиано, квартеты, романсы.
Поразительно, что широчайшую популярность в массах приобрели не только поющиеся мелодии Дунаевского, но и его инструментальные сочинения, отличающиеся, между прочим, не такой уж внутренней простотой, а вполне сложным симфонизмом. Первым в этом ряду следует назвать увертюру к фильму «Дети капитана Гранта» (1936), произведение настолько яркое, что создатели многосерийного римейка «В поисках капитана Гранта» (1985) даже спустя полвека не смогли не включить увертюру в свою ленту. И их можно понять. Ведь это сочинение очаровало и такого строгого ценителя музыки, как Дмитрий Шостакович. «Когда я вспоминаю музыку к фильму "Дети капитана Гранта", - писал Шостакович, - я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра - симфоническое произведение большогонакала и темперамента».
Весьма примечательный факт. Именно при «тоталитарном советском режиме», как это сейчас принято говорить, композиторами СССР, и в первую очередь, конечно, Исааком Дунаевским, были созданы выдающиеся популярные мелодические сочинения. И ничего подобного в этом жанре, близко становящегося в ряд - по красоте, содержательности и популярности, - за два десятилетия после «парада суверенитетов» не создано ни в одной стране, появившейся на территории бывшего СССР. В 1937-1941 годах Дунаевский возглавлял Ленинградский союз композиторов, а в Великой Отечественной войны - ансамбль песни и пляски железнодорожников, с которым побывал на всех фронтах.
годы
руководил ансамблем песни и пляски железнодорожников
Грандиозный успех сочинений И. Дунаевского может навести на мысль, что жизнь этого выдающегося музыкального таланта была безоблачной. Отнюдь. Композитор, конечно, удостоился двух Сталинских премий - в 1941 году за музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга - Волга» и в 1951 году за музыку к кинофильму «Кубанские казаки». Но известна и такая история. Впервые прослушав «Песню о Сталине» Дунаевского, «вождь народов», уделявший развитию искусств в СССР немалое внимание, сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел». Были годы, когда композитора подвергали критике на страницах печати, упрекая за отход от «линии партии» и увлечение легкой «буржуазной» музыкой. Пик травли пришелся на 1951 год. Сейчас появилось немало страждущих бросать камни в «тоталитарное прошлое» (что равносильно плевкам в зеркало), уличать в конформизме таких людей, как, скажем, председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Но мало кто знает, что именно он заступился в ЦК КПСС за Дунаевского - «первого композитора, который приблизил советскую музыку к народу». По воспоминаниям сестры Дунаевского Зинаиды, во время ее звонка брату в Москву из Полтавы, где она жила, тот попросил: «Помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона - я ему обязан честью и жизнью». Исаак Дунаевский больше уделял внимания легкой музыке, песенному творчеству, что вполне отвечало запросам его современников. Но нельзя не согласиться и с мнением заслуженного деятеля искусств Украины Георгия Шибанова: «Если бы он прожил больше, то, бесспорно, взялся бы и за написание больших симфонических произведений, ибо был наделен уникальным мелодическим даром. В произведениях к кинофильмам и опереттам его музыка переплеталась с симфоническим жанром. Отдельные фрагменты оперетт композитора являются завершенными музыкальными произведениями, а потому они часто исполняются в концертах отдельно. Его произведения отличаются сложным мелодическим ходом и тонкой гармонией, поэтому, хотя на первый взгляд кажутся легкими, требуют от исполнителя высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов». История не знает сослагательного наклонения, но все же мы можем разделить горечь композитора, писавшего в частном письме за два года до кончины: «Я имел большой успех в концерте песни, который состоялся позавчера в Колонном зале в Москве. ... Этот успех меня очень радует. Но что означает моя радость по сравнению с моей грустью, с моим огромным собственным неудовлетворением? Я перестал быть творцом. У меня еще есть непринужденное мастерство, которое позволяет мне оставаться в песне нестареющим львом. Но эти же песни, помноженные на мое оркестровое умение и мышление, могли бы дать кантаты, оратории, поэмы и др. А я сижу и занимаюсь, годами занимаюсь, по сути, клиентурой. Я злюсь, очень злюсь на себя. И эта злость, видимо, мой единственный якорь спасения, единственная моя надежда на освобождение от моего творческого лабаза ...» Умер Исаак Осипович Дунаевский 25 июля 1955 г. в Москве. Принято считать, что от сердечного приступа. Он вообще легкомысленно относился к сердечным болям, говорил близким, что музыка его излечит. Существует и неподтвержденная версия о самоубийстве композитора.
* * *
В
Лохвице до сих пор сохраняют рояль, на котором играл Исаак Дунаевский
до отъезда в Харьков. Первая столица Украины тоже помнит своего земляка,
который получил здесь музыкальное образование и дебютировал как дирижер
и композитор. Совсем недавно появилась инициатива об увековечении имен
знаменитых земляков, и в этом ряду одним из символов Харькова вместе с
Григорием Сковородой, Ильей Репиным было названо и имя Исаака
Дунаевского.
А
в последние дни декабря минувшего 2010 года первый поезд метро на новой
станции «Алексеевская» харьковчане встречали под звуки «Концертного
марша» Исаака Осиповича Дунаевского, который исполнил Академический
симфонический оркестр Харьковской областной филармонии.
http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1773.html