19 января по новому стилю мы отмечаем Крещение Господне, великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением - потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, а Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог - это вечный свет, просвещающий мир.
Крещение. Икона из Кашинского чина. Тверская школа. Темпера. XV век. Государственный Русский музей
Так
начиналось служение Христа Спасителя. Христиане говорят: «Светозарную
плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их
живоносными».
Не
очиститься сошел в воду Спаситель, но очистить ее. Все более и более
прозревал Иоанн Креститель (Предтеча) у реки Иордан, пока, наконец,
великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно: отверзлись
небеса и пророк увидел Духа Божия, который как голубь нисходил на
Христа; и раздался небесный глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф. 3.7)
Когда
Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло
соприкосновение Богочеловека с материей. В этот день, по словам одной из
церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только
вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления.
Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой
Агиасмой - Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная
присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим
свойствам крещенская вода будет сохранять свои свойства на протяжении
года, а то и большего времени.
Христиане свято верят, что крещенская вода есть одно из свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы. Чудесность крещенской воды невозможно объяснить рационально. Дело не в ионах или катионах серебра, каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с богослужебных крестов и сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах.
Крещенская иордань на Святом озере. Соловки
Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и уже приготовленную пищу. Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Берегут ее - весь год. В храмах, у иорданей освящают воду, которая набирает особой силы и целебности. Крещенской водой лечат раны, она помогает отвернуть любое бедствие. Придя утром после ночной церковной службы домой, нужно окропить каждый уголок вашего жилья свяченой водой, тогда в вашем доме будут порядок и покой. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. Накануне, то есть 18 января, вся семья, как и перед Рождеством, собирается за столом. К столу подаются лишь постные кушанья, и готовится кутья, называемая Голодная или Бедная. На Украине в этот день щедруют, как и в Рождественский сочельник, и под Новый год (Васильев вечер, Щедрый вечер). Почему все же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Иоанн Креститель не знал Христа до того дня? «И аз, - говорит он, - не ведех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом святым» (Ин. 1, 33).
В честь Крещения Господня - праздника Святого Богоявления немало Богоявленских храмов было возведено по всей Руси. Самый известный, пожалуй, - кафедральный Богоявленский собор в Елохове (Москва), который даже называют сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Храм никогда не закрывался, его авторитет особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий.
Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове
Бирюзовый, величественный, с огромным куполом, напоминающим Собор Святого Петра в Риме, и высокой колокольней, собор украшает старинный район российской столицы. Грандиозный, он увенчан пятью главами, в нем установлен пышный и изысканно украшенный иконостас 18-метровой высоты, резьба которого сочетает формы классицизма с барочными мотивами. Храм этот был освящен 18 октября 1853 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Тем самым, что столь достойно ответил на пушкинское известное «стихотворение уныния» - «Дар напрасный, дар случайный / Жизнь, зачем ты мне дана?..» Ранее на месте нынешнего Кафедрального собора Богоявления Господня в Елохове стояла деревянная церковь, затем в 1717-1722 годах на ее месте был возведен первый каменный храм. 8 июня 1799 года в метрической книге именно этого храма была сделана запись № 73 о крещении Александра Пушкина (восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина). В 1837 году старая церковь была разобрана, а на её месте архитектором Е. Д. Тюриным и было создано нынешнее, известное православному миру пятикупольное здание собора. 26 мая 1899 года (в день рождения поэта, по ст.ст.) в храме отмечалось пушкинское 100-летие. Панихиду совершил митрополит Московский и Коломенский священномученик Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и великой княгини священномученицы Елисаветы Феодоровны. Все трое были впоследствии казнены большевиками. В 1992 году у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении Пушкина. В соборе покоится прах митрополита Московского св. Алексия, а также Патриарха Сергия (1944 год). 9 декабря 2008 года в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского кафедрального собора погребен пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Вспомним и о других храмах и обителях Богоявления, таких как Богоявленский Никольский собор в Санкт-Петербурге, Богоявленские соборы в Томске, Рязанском кремле, Богоявленские монастыри в Угличе и Ростове Великом, Богоявленские церкви в Орле, Костроме, Калуге, Коломне, деревне Бородино и многих других.
Самым древним из них является Богоявленский монастырь в Китай-городе в Москве, основанный в 1292 году князем Даниилом Александровичем. Это - второй по древности московский монастырь, одним из игуменов которого был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1693-1696 годах построено существующее ныне здание Богоявленского собора, в нижней части которого сохранились стены более древнего сооружения. В некрополе монастыря нашли вечный покой представители таких известных в России фамилий, как Голицыны, Долгорукие, Юсуповы, Вельяминовы, Аксаковы, Шереметевы и другие.
Богоявленский монастырь в Москве в Китай-Городе
* * *
На Украине о Святом Богоявлении напоминают нам как храмы, ушедшие на века в историю, так и ныне действующие.
Богоявленский Кременецкий женский монастырь
был построен в 1636 году волынскими обывателями - хорунжим Даниилом
Малиновским и Лаврентием Древинским, по благословению Киевского
митрополита Петра Могилы. При монастыре действовали братство, школа,
типография и больница. В первой половине XVIII в. обитель оказалась в
руках униатов, в ней находился иезуитский коллегиум, основанный в
1731-1743 годах. В 1807 году обитель была переведена на свое нынешнее
место, где с 1760-х годов стояли костел и двухэтажные кельи
католического монастыря. В 1839 году униатский монастырь был упразднен, а
костел обращен в православный приход. В 1865 году при храме была
учреждена православная обитель. В 1959 году монастырь был закрыт, в 1990
году возродился как женский.
Богоявленский Кременецкий женский монастырь
Свято-Богоявленский собор Острожской крепости, жемчужины древнерусского архитектурного искусства, расположен в замке князей Острожских в Ровенской области, город Острог. Князья Острожские - прямые наследники Рюриковичей. Князь Василий-Константин (1526-1608) претендовал как на польский, так и на московский престолы. Впервые о замке говорится в Ипатьевской летописи под 1100 годом. Именно в нем находилось здание, под крышей которого появилась знаменитая «Азбука» Ивана Федорова...
Острожский
Богоявленский собор - типичный представитель крестовокупольной храмовой
конструкции, популярной в домонгольской Руси. Когда именно появился
этот храм, историкам неизвестно, но предполагают, что еще во времена
Василия Красного. Церковь была частью оборонительных сооружений города:
для этого ее северная стена, выходящая на глубокий искусственный ров,
была уплотнена до 2,8 м и соединена с крепостными стенами, в нижней ее
части появились бойницы, в верхней - довольно широкий уступ для часовых.
После
перехода местных князей в католицизм Богоявленский храм был подвергнут
анафеме, более 200 лет пустовал и к середине XIX века превратился в
руины. Лишь в 1886 году началась его реконструкция, по проекту
архитектора В. Токарева. В интерьере был установлен массивный
«византийский» иконостас работы петербургских мастеров, а стены покрыты
росписями.
Не доживший до наших дней Киевский Богоявленский собор
входил в ансамбль Братского монастыря. Существует несколько версий
относительно авторства храма. Самая распространенная гласит, что он был
построен в 1690-1693 годах архитектором Осипом Старцевым в стиле
украинского барокко. Интерьеры собора были расписаны украинским
художником И. Квятковским и итальянским мастером Скотти. На главном
(западном) фасаде был помещен герб основателя собора - гетмана Мазепы,
уничтоженный после 1709 года. Новый иконостас собора (взамен утраченного
при пожаре 1811 года) был собран по чертежам архитектора А. Меленского в
1825 году. Богоявленский собор, взорванный в безбожном 1935 году, стоял
на месте, расположенном между 3-м и 4-м корпусами нынешней
Киево-Могилянской академии (площадь Контрактовая, 4).
Примечательно,
что в Братском монастыре в 1622 году был погребен умерший 10 апреля от
ран, полученных в битве под Хотином, гетман запорожских казаков П. К.
Сагайдачный. «...Но место его могилы напрасно искал бы теперь любитель
местной старины: при постройке церкви в начале XVIII столетия она
пришлась под помещение новой стены храма и исчезла от взоров потомства».
Считается, что изначально стоявшая здесь деревянная Богоявленская
церковь была построена на средства этого гетмана. Теперь неподалеку, в
центре площади, ему установлен конный памятник.
Есть
Богоявленский храм при Киевском национальном университете внутренних
дел в Соломенском районе Киева, восстанавливается Богоявленский храм в
городе Николаеве... Верю, что еще появятся новые храмы на Украине в
честь этого светлого Праздника.
http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1755.html