Еще раз о рисователях в подъездах

0
122
Время на чтение 4 минуты

За прошедшие несколько дней обратили на себя внимание несколько событий, касающихся мира, условно говоря, искусства. Это передача с участием скандально известного директора Сахаровского Центра Юрия Самодурова, под названием "Церковь не должна определять идеологию" на радиостанции "Эхо Москвы" и разговоры о возбуждении дела по статье 282 ("разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни") против представительницы московской богемы Елены Хейдиз.

Передача была интересной в том отношении, что еще раз показала ряд устойчивых мифов, характерных для части нашей интеллигенции — мифов в отношении себя самой, в отношении истории и в отношении Церкви. Одна из особенностей нашей интеллигенции — я говорю не об образованном слое вообще, а вполне узнаваемой социальной группе, к которой принадлежит, в частности, Юрий Самодуров — является элитарность. Уверенность в своем нравственном, интеллектуальном и культурном превосходстве, в своей великой миссии и в своем праве учить народы. Напряженность между этим типом интеллигенции и Церковью вполне понятна, поскольку интеллигенция (начиная с глубоко дореволюционных времен) усваивает себе роль, исторически принадлежащую Церкви. И когда Церковь начинает возвращаться к этой своей роли, люди чувствуют себя отодвинутыми — как же, ведь это наша общественная роль провозглашать любви и правды чистые ученья, ведь это мы призваны учить народы и указывать им путь.

Парадоксально, но именно то, что наша интеллигенция сформировалась под влиянием христианской культуры, (о чем упоминает Юрий Самодуров), служит источником напряженности. Юрий Самодуров говорит о себе как о "неверующем человеке с религиозными чувствами" и заявляет, что эти чувства оскорбляются поведением Патриарха; он — не являясь членом Церкви — также подробно рассуждает о том, что Церковь должна и чего не должна.

Это кажется крайне абсурдным, но своя логика тут есть — традиционно русский интеллигент видит себя выразителем христианских ценностей и христианской культуры, причем гораздо более подлинным их выразителем, чем Церковь. Как еретики всегда видят себя более "подлинными" христианами, чем Церковь, которая, на их взгляд, исказила и утратила подлинное учение Христа, так и интеллигент полагает себя в праве выговаривать Патриарху и преподавать ему наставления. Он видит себя более чистым, более подлинным выразителем того идеала, которому должен был бы служить Патриарх — но, по мнению интеллигента, не служит, как должно.

Такие люди не возьмутся учить буддистских, или, скажем, исламских религиозных лидеров — они спокойно признают, что не имеют к этим традициям отношения. Но их отношение к Церкви совершенно другое — с одной стороны, они полагают себя наследниками христианской культуры, с другой, не желают признавать, что христианство — это вполне живая традиция, представленная Церковью.

Поэтому мы видим странное, двойственное отношение — сочетание претензии на принадлежность к христианской культуре с враждебностью к самим ее основаниям. Ловушка, в которую попадает Юрий Самодуров — и не только он — состоит в том, что положительный идеал, первоначально взятый из христианства, становится все более и более туманным и размытым, а враждебность к Церкви — все более и более отчетливой и по-большевистски острой.

Кажется странным, как Юрий Самодуров, этот московский интеллигент с тихим голосом и мягкими манерами, поддерживает выходки, по своему хамству сопоставимые разве что только с подвигами революционных матросов; но это закономерный результат определенной эволюции, причем эволюции, которая уже имела место в истории нашей страны — путь от возвышенного идеализма интеллигентов XIX века до большевизма оказался довольно коротким.

Сам Юрий Самодуров признает, что изображение "Иконы-Икры" было бы неверно размещать на рекламном щите рядом с храмом — это было бы оскорбительно. Но оскорбительное послание остается оскорбительным независимо от того, где именно оно провозглашается — и давайте не прятать шило в мешке, вся выставка "Осторожно, религия" имела именно намеренно и обдуманно оскорбительный характер.

Но может ли наследник христианской культуры поддерживать оскорбительное глумление над ее символами? Тут надо определиться — или считать себя наследником европейской и русской христианкой культуры, или считать себя последователем "современного искусства", которое подражает большевикам в своем стремлении осквернить и изгадить все, связанное с христианством. Духовная эволюция Юрия Самодурова вынесла его за пределы всякой христианской культуры и культуры вообще - что же, как человек, обладающий разумом и свободным произволением, он вполне может это заметить и переменить курс.

Другой привлекший внимание случай — разговоры о возбуждении дела против Елены Хейдиз. Ее в определенных кругах считают художницей; одно из ее художеств состояло, например, из русского алфавита, выложенного экскрементами. Именно такое фекальное искусство сделалось близко сердцу Юрия Самодурова; что же, будем надеяться, что не навсегда. Разумеется, любые разговоры о том, что "художник имеет право", просто нелепы — да с чего вы взяли, что художник имеет какие-то особые права, имеет, во-первых, и с чего вы взяли, что Хейдиз — художник, во-вторых? Но стоит ли возбуждать против Елены Хейдиз уголовное дело? Да, ее грубая и непристойная мазня выражает также мало любви и уважения к России и ее культуре, как и элементарного умения рисовать. Но стоит ли обвинять в экстремизме всякого писателя на заборе и всякого рисователя в подъезде? Государственная репрессия — достаточно серьезное дело, и она должна употребляться осмотрительно. 282 статья уже вызывает нарастающие опасения, что по ней можно преследовать кого угодно за что угодно — и поощряя ее широкое использование, мы рискуем оказаться в ситуации, когда любой человек может быть обвинен в экстремизме и разжигании. Глупость может признаваться глупостью, а непристойность — непристойностью, и не быть при этом уголовно наказуемой. Творения Хейдиз производят впечатление скорее тяжкой неадекватности, чем коварного злодейства; давайте же оставим статью 282 (если ее вообще стоит оставлять) для действительных разжигателей и экстремистов.

http://www.radonezh.ru/analytic/12615.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Белозерский
Все статьи Сергей Белозерский
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27