Менеджеры и пастыри

0
285
Время на чтение 7 минут

Недавно генеральный Синод Англиканской Церкви проголосовал по вопросу о введении женского Епископата. Большинство делегатов было за, но решение не прошло - для того, чтобы принять такие серьёзные изменения, нужно было две трети голосов. Нужного числа набрать не удалось. Британская пресса взорвалась самыми резкими упрёками по адресу «женоненавистнической» Церкви, а наиболее известные представители Англиканской Церкви поспешили выразить свое огорчение - нынешний Архиепископ кентерберийский Роуэн Уильямс, например, сказал, что «Мы должны, прямо сказать, многое объяснить. Мы, несомненно, потеряли доверие общества».

Рукоположение женщин во Епископы затрагивает, на самом деле, два вопроса, которые стоит различать. Один из них богословский - может ли женщина нести священническое или епископское служение?  Другой лежит на границе богословия и политики - может ли светское общество (и светское государство) диктовать Церкви в вопросах ее внутреннего устроения? Должна ли Церковь следовать этому диктату?

С точки зрения светских политиков и журналистов Церковь есть корпорация, в которой, в силу каких-то дремучих предрассудков, женщинам не дают занимать менеджерские должности.  С точки зрения Писания и Предания, Церковь не есть корпорация - это тело, организм. В корпорации ее сотрудники взаимозаменяемы - если женщина также хорошо справляется с работой, как и мужчина, нет никаких оснований отказывать ей в найме на эту должность. В организме его органы (члены, как говорит святой Апостол Павел) не взаимозаменяемы - каждый из них несёт свое служение. Они не винтики в механизме, а  органы в организме.

Церковь в этом отношении больше похожа на семью, чем на фабрику. Только из мальчиков вырастают отцы; только из девочек вырастают матери. Мужчина не подходит на «должность» матери; женщина не подходит «должность» отца. В Божием замысле о творении человека и мужчина, и женщина равно почтены Его образом, равно искуплены во Христе, равно призваны к вечной жизни - и по-своему включены в этот новый духовный организм, созданный Христом.

Люди, которые много говорят о «разнообразии» и «уважении к различиям» почему-то отказываются видеть разнообразие призваний и служений в Церкви. Служение женщины в Церкви не является менее почтенным или менее важным - оно просто является другим. Говорить тут о «дискриминации» значит глубочайшим образом не понимать, что такое Церковь.

Понятие дискриминации исходит из того, что мир построен на конкуренции - люди пихают друг друга локтями, и рады получить нечестные преимущества над своим ближним, и захватить его тёплое место, воспользовавшись тем, что ближний - женщина, или иноверец, или инородец, воспользовавшись чем угодно ещё. И вот меры по «антидискриминации» призваны если не смягчить конкуренцию, то хотя бы ввести какие-то правила честной игры - Вас нельзя выкинуть из состязания за жизненные блага просто потому, что вы не вышли происхождением. Должность в корпорации означает, прежде всего, доступ к жизненным благам - более высокой зарплате, лучшему соцпакету, более высокому статусу. Это приз, за который люди состязаются - и те, кого пытаются оттеснить, возмущенно требуют, чтобы игра велась честно. 

Церковь построена на противоположном принципе - на служении. Служение священника - а Епископа тем более - это не высокая должность в корпорации, не тёплое местечко, которое, отталкивая друг друга, ищут занять соискатели. Это крест, который человек должен нести в подражание Господу. Невозможно требовать «права» на этот крест. На епископское место не «нанимаются» а призываются Господом - по крайне мере, так должно быть, и просто взять и отменить это - значит отменить священство как таковое.

Но ситуация с женским Епископатом имеет ещё одну сторону. Решение о его введении проталкивают недвусмысленно внешние по отношению к Церкви силы. Дэвид Камерон, глава правительства Великобритании, например, заявляет: «Я хочу сказать очень ясно - пришло время для женщин-епископов. Оно пришло уже очень давно. Церкви нужно принять это... Я думаю, что для Церкви Англии важно быть современной Церковью, в контакте с сегодняшним обществом, и я думаю, что это ключевой шаг, который следует cделать». Ряд членов британского Парламента требует отменить то исключение, которое делалось для Церкви в антидискриминационных законах - и преследовать отказ рукополагать женщин во Епископы, как акт дискриминации. Некоторые авторы предлагают прибегнуть к антидискриминационному законодательству Европейского союза, чтобы продавить угодное им решение. Интересно, что логика «борьбы с дискриминацией» неизбежно требует, чтобы должность Епископа могли бы занимать иноверцы и атеисты - ведь отказ им в этом был бы явной дискриминацией людей из-за их отношения к религии.

Заявления Камерона и других британских политиков могут показаться нам поразительно наглыми - трудно представить себе Обаму, или Путина, или Саркози, в таком тоне указывающих Церкви, что ей делать. Но у Англиканской Церкви есть одна очень большая уязвимость - она является государственной. Ее Епископы заседают в парламенте. Ее главой официально является Королева. (Предупредите, пожалуйста, наших антиклерикалов, чтобы они не читали эту статью - им может стать плохо) Статус, который столетия назад означал привилегии, в наше время означает, скорее, порабощенность - Церковь привязана к государству, которое вовсе не собирается оглядываться на слово Божие. Принцип «чья власть, того и вера», появившийся в постреформационной Европе, продолжает действовать - только это уже не власть тех или иных христиан, а власть  людей неверующих, которые требуют, чтобы Церковь сообразовывалась с их неверием. Поэтому у Патриарха Кирилла есть все основания подчёркивать, как он и делает, что Русская Православная Церковь не стремится к статусу государственной.

Но давление может быть и не только государственным - это может быть давление «прогрессивной общественности», либеральных изданий и интернета. Британская пресса в эти дни полна гневных инвектив в адрес Англиканской Церкви, причём большинство авторов, требующих пересмотра внутрицерковных установлений, прямо представляются как неверующие. Могут ли журналисты указывать Церкви, как она должна устоять свою внутреннюю жизнь и во что верить? Вернее - раз они все равно будут указывать - должна ли Церковь принимать их указания? Прогрессивная общественность, как у них, так и у нас, постоянно твердит - «Церковь должна измениться, чтобы выжить», «она должна соответствовать запросам современного общества», иначе «из нее уйдут все адекватные люди», «она превратится в никому не нужную маргинальную секту», «утратит всякий авторитет». Как называлась книга ультралиберального Епископа Джона Спонга, «почему христианство должно измениться или умереть».

Самое интересное в этих призывах - это упорство, с которым они игнорируют накопившуюся уже статистику. Опыт показывает, что именно те общины, которые идут на поводу у «прогрессивной общественности» умирают. Самый яркий пример - Епископальная Церковь США, американское крыло Англиканизма. Они уже давно ввели женский Епископат, потом рукоположили открытого гомосексуалиста, который бросил жену и детей, чтобы жить с другим мужчиной, потом ввели обряд благословения однополых пар - чего только не сделаешь, чтобы понравиться обществу!  Оценило ли это общество? Непохоже на то. Ее храмы стоят пустыми, а прихожане разбегаются целыми диоцезами. Другие деноминации,  пошедшие по пути прогресса, оказались в той же ситуации - верующие сбегают в более консервативные общины, прогрессивная общественность как не ходила, так и не ходит.

Неверующий колумнист Дэн Ходжес справедливо указывает на странность позиции, заявленной архиепископом Кентерберийским: «Какое ещё доверие общества потеряла Церковь, тем что не ввела женский Епископат? Когда это женский Епископат был частью Церкви? Или общества в целом? Каким это образом организация, которая два тысячелетия исключала женщин из Епископского служения, внезапно «утратила доверие общества»? Если женский Епископат - необходимое условие «доверия общества», то организация, которой Роуэн Уильямс решил посвятить свою жизнь, никогда его не имела. Сегодня либеральное общество яростно требует объяснений, почему это женщины исключены из клира... Лучше спросить, с какой бы стати современной, образованной женщине стремиться к тому, чтобы быть частью клира»

В самом деле, поведение и архиепископа, и либеральных журналистов довольно странно. Епископ показывает, как ему стыдно за двухтысячелетнюю церковную традицию. Тогда зачем же  ему вообще принадлежать к такой ужасной традиции? Общественность возмущена тем, что женщинам в этой традиции не дают быть Епископами. Но зачем же вам быть служителями в традиции, которая вам столь ненавистна и столь противна вашим ценностям? Вам не нравится Церковь? Для вас есть хорошая новость - Вы совершенно не обязаны к ней присоединяться, тем более не обязаны посвящать свою жизнь пастырскому служению в ней. Чем же вы недовольны?

В отношении Англиканского сообщества трудно быть оптимистом - общая тенденция направлена на дальнейшую либерализацию, и введение женского Епископата - вопрос времени. Как вопросом времени является, увы, и рукоположение открытых гомосексуалистов и венчание однополых пар. С тем же результатом, что и в Епископальной Церкви США - более или менее быстрым исчезновением.

Нам же стоит извлечь некоторые очевидные уроки. Во-первых, государственный статус Церкви в современном мире - скорее источник уязвимости, чем преимуществ. Во-вторых, прогрессивная общественность, конечно, в ярости на вас, если вы следуете церковной Традиции. Но если ломаетесь и предаёте Традицию, чтобы угодить ей - общественность тоже не проникается к вам любовью. Она начинает вас презирать. И нельзя сказать, что незаслуженно.

http://www.radonezh.ru/analytic/17300.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Белозерский
Все статьи Сергей Белозерский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06