itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Символизм и большевизм в судьбе А.А.Блока

28 ноября 1880 года, 130 лет назад родился Александр Александрович Блок

Новости Москвы 
0
876
Время на чтение 4 минуты

Александр Александрович Блок, поэт трагической судьбы, родился в Петербурге и рос в семье матери, дочери видного ученого и известного общественного деятеля А.Н.Бекетова. Первые серьёзные лирические стихи Блока относятся к осени 1897 года. Это было время первой любви, оставившей глубокий след в лирике А. Блока, и начало его литературной биографии.

В самом начале XX века на почве увлечения философией мистика и идеалиста Владимира Соловьёва в Москве образовался небольшой кружок молодых литераторов, начинавших свою литературную деятельность как символисты. И молодой Блок, определивший для себя, что искусство есть способ познания тайны мiра и Божества, обнаружил свое родство с символистами.

Центральной фигурой этого кружка был поэт Б.Н.Бугаев (Андрей Белый), с которым у Александра Блока установилась переписка, сблизившая поэтов на несколько лет. В марте 1902 года А. Блок знакомится и с петербургским кругом символистов, ведущие участники которого - поэты Д.Мережковский и 3.Гиппиус - в том же году организовали Петербургские религиозно-философские собрания для встреч интеллигенции с представителями Русской Церкви.

С 1903 года они начали издавать журнал религиозно-философского направления «Новый путь», в котором и состоялся литературный дебют А. Блока (цикл «Из посвящений»).

Александр Блок не был церковным человеком, «божество» поэта в эти годы - это безликий образ Бесконечности, религия - созерцание единства «двух бездн» (верхнего и нижнего мiров, Добра и Зла).

Соловьёвская тема мiровой души как вечной женственности, раскрытая Александром Блоком в различных воплощениях (Вечно-юная, Прекрасная дама, Дева-Заря-Купина, Владычица Вселенной, Таинственная Дева), получит развитие и в дальнейшем в лирике Блока.

Вскоре эсхатология Владимира Соловьёва начала вызывать у Блока сомнения. Он пришёл к убеждению, что «кончается» не мiр, а этап исторического развития. На его поэзию оказал влияние революционный подъём в стране: действительность, пока ещё в смутных образах, ещё «отстранённая» апокалиптическими представлениями, начинает входить в стихи Блока.

В его лирику властно вторгается и социальная тема. Он вглядывается в реальные противоречия современной жизни, видит человеческое горе, контрасты городского быта. Блоку открылся мiр произвола богатых и сытых и безправия бедных и голодных.

В стихотворении «Фабрика» социальная тема впервые у Блока зазвучала с большой силой. В октябре 1905 года поэт и сам принял участие в одной из демонстраций, нёс красное знамя, чувствуя себя заодно с толпой, но пришел к выводу, что по своей «природе, качеству и теме душевных переживаний» никогда не станет ни революционером, ни «строителем жизни».

Бывший рыцарь Прекрасной Дамы, переживая личные драмы, ищет для себя точку опоры. «Жизнь тащится зачем-то... у меня в душе накопилось много одинокого холода», - пишет он жене Любови Дмитриевне Блок. «Рядом с нами (интеллигенцией), - записывает он в дневнике, - всё время существует иная стихия - народная, о которой мы не знаем... даже того, мёртвая она или живая... живой ли ритм, или только предание о ритме».

Посещая Петербургское религиозно-философское общество, где интеллигенция спорит о будущем религиозном пути России, поэтг видит «большую, чем когда-либо отчуждённость» интеллигенции от проблем российского общества: «Если цвет русской интеллигенции ничего не может поделать с этим мраком и неблагополучием... то интеллигенции пора вопрошать новых людей». Блок считает, что интеллигенция должна открыть сердце навстречу народу.

Александр Блок - национальный поэт, и на протяжении всего творчества в его поэзии живёт образ России. Это - «колдовская», «дремучая», «нищая» и «прекрасная» Русь, «почиющая в тайне», романтически «необычайная», устремлённая в будущее - в образе гоголевской необгонимой тройки («На поле Куликовом»). Образ «нищей России» с «серыми избами» и «ветровыми песнями» сменился образом фабричной, промышленной России. Отныне образ Родины постепенно занимает пустующий престол, на котором некогда восседала в сердце поэта Прекрасная дама: «О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»

Октябрьская революция на какое-то время окрылила Блока и заставила пережить большой творческий подъём. В январе 1918 года А Блок заканчивает статью «Интеллигенция и революция», призывая русскую интеллигенцию «всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушать революцию» и прислушивается к ней сам. Революция слышится ему в вихре снежных метелей, видится в образе «мiрового пожара... который разгорается и будет ещё разгораться долго и неудержимо... пока не запылает и не сгорит весь старый мiр дотла». Однако, вслушавшись в музыку революции, А. Блок не находит в ней внутренней гармонии.

Написанная вскоре поэма «Двенадцать» оказывается необычной и для самого поэта, и для его читателей.

Но ещё большее непонимание вызвал у читателей образ Христа впереди уличного патруля из 12-ти человек. Поэт писал, что сам понимает неуместность этого образа, что надо - «..другого, но нет другого». Неслучайно в конце поэмы «...идут без имени святого». Но если впереди Христос, почему же они «без имени святого»?

Воспроизведя в поэме безудержную революционную вольницу, как большой художник, Блок не мог не чувствовать, что за «двенадцатью» - только разрушение старого мiра («...ко всему готовы, ничего не жаль»). Образ Христа - основателя принципиально новой религии появился в поэме как надежда поэта, как обещание созидания мiра нового.

«Двенадцать» - произведение, завершающее многие идейные и художественные искания Александра Блока и подводящее итог эволюции его творчества. Весь 1919 год поэт находится в подавленном состоянии духа; характерна фраза в его записной книжке: «Свету нет совсем». Последние два года его жизни особенно тяжелы - мучительная болезнь, личная драма, общение с чуждым ему мiром коммунистов, пролеткультовцев и футуристов, приглашения для публичных чтений «Двенадцати», поездки в Москву, где «зверски выбрасывают из квартир интеллигенцию, музыкантов, врачей». Всё это действует угнетающе. В 1921 году великий русский поэт Александр Александрович Блок умер.

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

http://www.russdom.ru/node/3416
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Воронцова
Мефодий - означает "упорядоченный"
19 апреля 885 года, 1125 лет назад преставился святой равноапостольный Мефодий, учитель Словенский
18.04.2010
"Человеческая премудрость и премудрость Божия"
Во всём православном мире в этом году проходят мероприятия, посвящённые памяти отца Георгия Флоровского, скончавшегося 11 августа 1979 года
10.12.2009
Все статьи Ирина Воронцова
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии