"Человеческая премудрость и премудрость Божия"

Во всём православном мире в этом году проходят мероприятия, посвящённые памяти отца Георгия Флоровского, скончавшегося 11 августа 1979 года

0
229
Время на чтение 5 минут
Сегодня имя Георгия Васильевича Флоровского хорошо известно образованному читателю России. Между тем, первые его книги появились в постсоветской печати только в 1991 году, это были репринтные издания знаменитого труда «Пути русского богословия». В доперестроечные времена это сочинение отца Георгия можно было прочесть в церковном самиздате, в толстом двухтомнике альбомного формата с ксерокопированным текстом. Такой тяжеленный том, помнится, и вынес мне в 1988 году один из священнослужителей московского храма преподобного Пимена, ныне настоятель церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в Сущёве, о. Владимир.

О.Георгий Флоровский стал первым богословом, открывшим мне путь в храм православной религиозной мысли. Школа мышления этого богослова, его подход к религиозно-философским исканиям интеллигенции начала и середины XX века с той поры навсегда стали определяющим вектором для меня и многих других, открывших для себя богатство русского богословия. Его основной труд, в котором дан исчерпывающий анализ русской религиозной мысли в предреволюционной России, на протяжении не одного десятка лет признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания. И сегодня без материала, собранного в ней, немыслимо представить себе учебник по истории русской философии, а без его многочисленных статей - самой истории религиозной философии России. Из множества церковных деятелей в книге «Пути русского богословия» положительную оценку автора получили, по его мнению, лишь самые значительные, в их числе А. С. Хомяков, свт. Филарет (Дроздов).

Георгий Флоровский родился 28 августа 1893 года в семье одесского протоиерея Василия Флоровского, ректора Одесской семинарии. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Увлекался историей философии, естествознанием, углублённо изучал творения святых отцов Церкви. Потому его мировоззрение не носило характер спекулятивно-философского, не было богословско-традиционным. В эмиграцию о. Георгий уехал с родителями в 1920 году. Сначала в Болгарию, затем в Прагу, где защитил в 1923 году магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена».

В эти годы о. Георгий Флоровский участвует в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения, сближается с философами русской эмиграции. На короткое время настороженно-отрицательное отношение к западному рационализму, культуре, собственный принцип приоритета православной веры и её духовных традиций сблизили Флоровского с основателями «Евразийского движения», говорившими о своеобразии российского пути развития. Он принял участие в издании сборников евразийцев «Исход к Востоку», «На путях», «Россия и латинство». Однако вскоре о. Георгий стал критиком этого движения (см. его статью «Евразийский соблазн»).

В Праге он становится членом организованного о. Сергием Булгаковым религиозно-философского общества «Братство св. Софии», где было много представителей религиозной интеллигенции начала XX века, которые принимали участие в Петербургских религиозно-философских собраниях, давших толчок «религиозно-философскому движению», известному сегодня исследователям как движение «новое религиозное сознание». Г. Флоровский был едва ли не первым из историков русской философии XX века, кто поместил это движение в контекст развития религиозного сознания в России. Соловьёвцы - так называли современники в начале века последователей философа Владимира Соловьёва, считали необходимым обновление русского религиозного сознания на основе так называемого возвращения к религиозной традиции, за которым на деле стоял своеобразный гностицизм, искажение христианских догматов.

В своих статьях о современной ему русской религиозной мысли Флоровский не признавал философствование как метод познания истины христианства, видя в этом внешнее, пассивное и равнодушное по отношению к познаваемому: «Познать истину в подлинном и глубочайшем смысле, - это значит не ...отобразить её в своём сознании... Познать истину значит - стать истинным, т. е. осуществить своё идеальное... Божественное назначение». И видел правильность христианского пути «не в самоутверждении логического познания, а в смирении самоотречения пред тайной Божией» («Человеческая премудрость и Премудрость Божия»).

Для Флоровского путеводной звездой между философией и богословием оставались святоотеческие творения. Он писал, что только они и являются тем путём «к новому христианскому синтезу, о котором... взыскует современная эпоха». Мейендорф писал о Флоровском: «Блестящий самоучка, не обладавший формальной богословской подготовкой». Но он не только глубоко изучил творения отцов Церкви, но и приобрёл в годы эмиграции известность как патролог, стал автором многочисленных трудов по византийскому богословию IV-VIII вв... Флоровский не вступал в открытую полемику с Мейендорфом, но в своих выступлениях неизменно призывал слушателей следовать принципу святоотеческой церковной традиции.

Верный этому принципу, Флоровский оставался и верным патриотом своего Отечества, защитником веры православной. В дискуссии о возможности и каноничности зарубежной церковной автокефалии он заявлял, что «пока союз с Русской Церковью не стал невозможен, мы должны его всячески охранять... Это и благо, и долг, и святыня...».

Переживая за положение Церкви в большевистской России, о. Георгий категорически выступал против втягивания зарубежного духовенства в какие-либо политические действия, которые могли бы навредить гонимой Церкви на родине. Наблюдая за развитием экуменического движения, Флоровский трезво оценивал возможности римско-католической Церкви в этом диалоге. Не отрицая необходимости экуменических встреч с римо-католиками, он утверждал, что исторически религиозное оздоровление католицизма неосуществимо. «Освободившись от папства, оно рухнет», - сказал он на апрельском заседании Братства святой Софии (Прага, 1929 г.).

Сегодня в среде западного духовенства существуют течения, допускающие отмену догмата о непогрешимости верховного понтифика Римской церкви с дарованием ему статуса главного епископа среди равных; представители этих течений не прочь поговорить о нашем церковном единстве. Но вопрос о том, чтобы пересмотреть девять веков своей истории, не поднимают.

В 1926 году Флоровского пригласили на кафедру патрологии в Парижский Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, где преподавали известные богословы А В. Карташёв, о. Сергий Булгаков и др. Он и здесь был в оппозиции к доминировавшему в эмиграции религиозно-философскому движению последователей Вл. Соловьёва. В Свято-Сергиевском Православном Богословском институте Флоровский преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Лекционные курсы по истории патристики стали основой его двухтомного исследования «Восточные отцы IVв.» (Париж, 1931) и «Византийские отцы V-VIIIвв.» (Париж, 1933).

С 1948 года Флоровский жил и работал в США, где в 1951 году стал деканом, а затем и профессором Свято-Владимирской православной семинарии. В 1954 году он - президент Национального совета церквей в США, в 1956-1964 гг. возглавляет кафедру истории восточной церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни протоиерей Георгий преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Он скончался в г. Принстоне и похоронен на кладбище церкви св. Владимира около г. Трентон в США.

«Единственный путь истинного ведения - это путь христианского подвижничества», - написал он в 1922 году в статье о русской философии цельного знания. Этот путь богослов, историк, профессор, протоиерей Георгий Флоровский прошёл с честью и до конца. Философская зоркость сочинений, соединённая с проницательным взглядом историка, литературная одарённость, соединённая с исключительной эрудицией, делают интересным чтение его трудов и сегодня, когда книжные прилавки изобилуют богословскими и историко-философскими исследованиями прошлого времени и последних лет.

http://www.russdom.ru/node/2317

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Воронцова
Символизм и большевизм в судьбе А.А.Блока
28 ноября 1880 года, 130 лет назад родился Александр Александрович Блок
28.11.2010
Мефодий - означает "упорядоченный"
19 апреля 885 года, 1125 лет назад преставился святой равноапостольный Мефодий, учитель Словенский
18.04.2010
Все статьи Ирина Воронцова
Последние комментарии
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 14:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39