Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Батюшки особого назначения»

Алексей  Сагань, Православие.Ru

18.12.2009

8 декабря в патриаршей гостинице «Даниловская» состоялась премьера документального фильма Алексея Денисова «Батюшки особого назначения» (совместный проект Даниловского монастыря, телеканала «Россия», благотворительного фонда «Крейсер ”Варяг”»).

Фильмография Алексея Денисова насчитывает не один десяток фильмов, в этом ряду – фильм, посвященный русской православной общине в Австралии, основанной русскими эмигрантами первой, послереволюционной, волны, фильмы о генералиссимусе А.В. Суворове и генерале М.Д. Скобелеве, о событиях русской истории начала ХХ века. Особенностью стиля кинопублицистики А. Денисова является, в первую очередь, достоверность каждого упомянутого в его фильмах факта и вместе с тем оценка минувших или недавних событий с точки зрения интересов русского народа и российского государства, с позиции любви к великому народу и его культуре, к великой Российской империи, которая возникла на земле как естественное следствие двух этих первых условий.

Фильм «Батюшки особого назначения» представляет, с одной стороны, историческую ретроспективу служения духовных пастырей в рядах российской армии, а с другой – документальную фиксацию сегодняшнего служения православного духовенства в военных гарнизонах. В течение минувшего года съемочная группа телеканала «Россия», работавшая над фильмом, посетила разные точки нашей страны, ближнего зарубежья, Европы, побывав везде, где под боевыми знаменами российской армии и флота вместе с военнослужащими стоят священники Русской Православной Церкви.

Пастыри Церкви не стали дожидаться указаний высокого руководства для того, чтобы прийти на помощь армии: изначально это был почти стихийный порыв, который влечет христианина туда, где ближний нуждается в духовной помощи и просто в помощи. О том, что этот порыв не был излишним или неуместным, свидетельствует тот факт, что Церковь прижилась в армии и на флоте и что сотрудничество между Церковью и армией продолжает расширяться. Теперь этот факт зафиксирован документальным фильмом.

Летом этого года присутствие Церкви в армии было признано правильным на самом высоком государственном уровне. И выход в свет нового фильма Алексея Денисова послужил хорошим поводом для очередной встречи в Даниловом монастыре представителей духовенства, армии, общественности и госструктур. Пресс-конференция, посвященная премьере фильма, некоторым образом стала церковно-армейской конференцией, созванной как раз в то время, когда сотрудничество Церкви и армии перешло на новый уровень.

Святейший Патриарх Кирилл планировал побывать на премьере фильма, но задержался на праздновании 189-летия Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, которую он посещал в тот же день. Приветствие патриарха зачитал председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Дорогие братья и сестры! Приветствую всех участвовавших в создании фильма ”Батюшки особого назначения”, всех, кому дело духовного возрождения нашего Отечества дорого и близко.

Вот уже полтора десятилетия после почти векового гонения на религию и Церковь в нашей стране православные священники и духовные лидеры иных традиционных исповеданий возвращаются в армейские казармы, жизнь воина приобретает духовное измерение, уже никого не удивляет присутствие священника на военных учениях или в ”горячей точке”. Это обстоятельство не может не радовать, ведь именно силой духа во все века была сильна великая русская армия. Сегодня призыв лучшей части общества к духовному обновлению армейской среды услышан властью. В июле этого года Президент России на совещании с лидерами религиозных организаций заявил о целесообразности введения института воинских и флотских священнослужителей. И все мы верим, что этот важный шаг принесет свои благие плоды уже в ближайшем будущем. В проекте, который сегодня представлен на суд зрителей, для меня особенно важен еще один аспект – это общее дело, в котором дружно, рука об руку трудились светские и церковные люди, объединенные общим стремлением ко благу нашей великой Родины. И хотя подобных совместных проектов еще не так много, телеканал ”Россия” и Данилов монастырь продемонстрировали, что у Церкви и общества есть множество тем и направлений, на которых мы можем и должны объединять наши усилия. И да поможет всем нам в этом Милосердный Господь!

* * *

Выступавшие на пресс-конференции сказали следующее.

Алексей Григорьевич Денисов, автор и режиссер фильма, руководитель Студии исторического документального кино телеканала «Россия»:

– У всех участников съемочной группы, которая работала в войсках в течение минувшего года, было такое ощущение, которое точно выразил диакон Алексий Заварнов, сказавший, что, разговаривая с нашими военными, он испытывает ощущение, что прикоснулся к святыне. Абсолютно такое же ощущение было у нас, и мы попытались это донести. Потому что, наверное, никому в нашей стране в последние 15–20 лет не было так тяжело, так больно, как нашим военным, нашей армии. И топтали ее, и унижали, и рвали на куски, и голодом морили, и денег не платили, но – самое поразительное – она все равно жива. В ней есть и солдаты, и офицеры, которые сегодня и здесь присутствуют и перед которыми я преклоняюсь, которые нас с вами действительно защитили и защищают. Продолжают защищать каждый день и каждый час, пока мы занимаемся своими обыденными делами, спим, едим, воспитываем детей… Низкий поклон им и огромное спасибо за то, что они согласились принять участие в нашем фильме.

Душа человека – это такая вещь, которая не вмещается ни в один экран, большой ли, маленький ли, длинный ли фильм, короткий ли… Это вечность, перед которой можно только замирать с каким-то изумлением, как перед великой тайной Божией. Армия для меня после съемок этого фильма стала еще ближе, еще дороже. И те слова, которые часто говорят без всякого смысла, иногда походя, о том, что, дескать, Церковь и армия – это оплот государства, выражают то, что так и есть на самом деле!

И еще, конечно, я хочу сказать слова благодарности тем священникам, которые помогали нам в создании этого фильма. Потому что, действительно, когда все в стране бросили нашу армию, кто пошел помогать солдату бескорыстно, без всякой выгоды для себя, без всякой задней мысли? Это были только наши священники. И благодаря им наша армия не утратила веры в справедливость, веры в правду, без которой армия существовать не может. Спасибо им, тем, кто в дальних гарнизонах, очень бедных при нынешней реформе, при скудости во всем, продолжают окормлять военных, помогать им всем, чем могут, иногда и отдавать свое последнее.

А закончить свое выступление я хочу словами великого русского философа И.А. Ильина – об этих словах, мне кажется, надо людям напоминать посредством телевидения каждый день: «Государство без Бога – злая каторга, культура без Бога – вавилонская башня, армия без Бога – ржавое железо».

Сергей Александрович Попов, председатель Комитета Государственной Думы по общественным и религиозным организациям:

– Тема военных священников в армии – это тема, которая сегодня ощущается не просто как очень актуальная, а как пронзительная. Не случайно Дмитрий Анатольевич Медведев на эту тему высказался очень определенно и дал поручение Министерству обороны внимательно проработать этот вопрос и юридически закрепить его решение. Сегодня у нас в российской армии 400 военных священников, построено 83 храма.

Я вспоминаю, как три года назад я был на Итурупе – есть такой остров Курильской гряды, там была дивизия, теперь полк. Я на Итуруп приезжал два года подряд – четыре года назад и три года назад. Четыре года назад там закладывали храм; когда я приехал через год, в храме уже началось богослужение. Этот храм расположен на самом восточном крае России.

Есть желание в войсках, конкретных воинских частях, чтобы при них служили полковые священники. И мы должны эту идею продвигать, обдумывать и прилагать усилия для конкретного воплощения этой идеи в жизнь. Безусловно, по этому поводу есть много вопросов, есть здесь и много сложностей, в том числе юридических. Но я уверен, что внимание гражданского общества к этой проблеме сыграет свою роль.

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря:

– Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале – людей, неравнодушных к судьбам Отечества. Мы приветствуем тех, кто потрудился над созданием фильма о военном духовенстве России. Радостно, что память народная не поддалась под натиском гонений на веру и Церковь, и теперь мы, возрождая храмы, возрождаем и ту роль, которая самим Господом была определена Церкви в ее помощи ратному воинскому служению. Той роли, которая всегда была у Церкви в русской армии на протяжении многих веков. Православная вера всегда поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом русского государства и его могучей армии. Вера как основа воспитания воина-патриота всегда несла и будет нести в себе ту несокрушимую силу, которую мы называем силой духа. Хочется привести слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Убежден, что источником подлинного мужества и несгибаемой стойкости воинов может быть только вера в Бога и любовь к Родине. Вера возвышает воинское служение до служения Богу. Подлинный патриотизм может жить только в той душе, которая способна благоговейно чтить святыни своего народа; истинная вера рождает истинный патриотизм. И да поможет нам всем Господь в укреплении веры и возрождении традиций военного духовенства».

Валерий Петрович Баранов, генерал-полковник, заместитель главкома внутренних войск МВД по военно-научной работе:

– Это первый фильм за последние несколько лет, который показал роль и место священника в нашей армии. Мы сегодня ищем идею, которая объединила бы всех нас. Зачем ее искать? Тысячелетняя история государства Российского ясно показывает нам, что такая идея – это наша вера.

Я дважды командовал объединенной группировкой войск на Северном Кавказе и был свидетелем того, что, когда в группировку приезжали батюшки, люди подтягивались, люди становились совершенно другими – и солдаты, и офицеры. Я хотел бы сказать и о батюшках, которые сегодня несут службу в наших частях. Ведь они бескорыстно эту службу несут. Они не приписаны ни к какому армейскому ведомству. Они за собственные деньги, деньги своих прихожан едут на Северный Кавказ и выполняют эту миссионерскую деятельность. И я думаю, что чем быстрее решится вопрос о введении института военного духовенства в вооруженных силах, тем крепче будет армия.

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества:

– Мне приходилось участвовать в самых первых контактах между Церковью и нашим военным руководством. Очень непросто давались первые шаги, нам пытались говорить – не столько из военной среды, сколько из среды политической, интеллектуальной, что история ушла слишком далеко от всех примеров взаимодействия Церкви и российского воинства, которые были до революции. Те самые люди, которые очень любят западный опыт, говорили, что в данном случае он к России неприменим. И аргумент, связанный с присутствием священнослужителей в большинстве армий мира, почему-то в России отвергался. Сегодня все эти мнения опровергла сама жизнь. Мы видим из опыта и боевых действий, и мирного воинского труда, что для российской армии присутствие священнослужителя в ее жизни – это совершенно естественная и нормальная вещь, которая настолько естественна, насколько естественны в армии такие вещи, как боевое знамя, как воинская форма, как оружие, как боевой дух. Сегодня, слава Богу, мы постепенно пришли к тому, что государство поддержало введение института военного духовенства, и сейчас и от военных, и от священнослужителей зависит, как эта возрождающаяся система военного духовенства будет организована, как будут созданы условия для того, чтобы священнослужители участвовали полноценно не просто в жизни воинских коллективов, а в жизни каждого человека, который носит военную форму и желает иметь духовное руководство со стороны православного священника. Мы сейчас постепенно приходим и к решению вопроса о том, как будет организовано межрелигиозное взаимодействие в армии – это очень важный момент. Наша Церковь всегда приветствовала свободный доступ людей разных вероисповеданий, которые реально присутствуют в армии, к священнослужителям и обрядам своих религий.

Я совершенно убежден в том, что наше воинство и Православная Церковь, как и представители других традиционных религий, всегда будут вместе. Без этого нет будущего у армии, без этого нет будущего у страны. Мы знаем, сколько сильных государств бесславно ушло в прошлое, вне зависимости от того, сколько у них было денег, оружия, территорий. Нам сегодня пытаются сказать, что деньги, оружие и территории – это самое главное. Да, это все важные вещи, но легко все это потерять, если у тебя нет настоящего духа, если ты не знаешь, ради чего ты должен жить и ради чего ты можешь отдать свою жизнь. Если у людей будет ясное представление об этом, появится и оружие, появятся и территории, появятся и деньги. Потому что человеческий дух созидает силу народа. Если сила утрачена – ничто не спасет, если сила сохраняется, и возрождается, и укрепляется – страна имеет будущее, и мы вместе с ней.

Рустам Валеев, помощник Верховного муфтия России, руководитель отдела по взаимодействию с силовыми структурами Российской Федерации при Центральном духовном управлении мусульман России:

– Фильм действительно задел за живое. За что мне нравится сегодняшний кризис, так это за то, что телеканалы начали заниматься съемками подобных фильмов и прекратили покупать эту западную жвачку для глаз, на которую теперь у них нет денег. Вот это уже отрадно! А если серьезно говорить, то действительно, слава Богу, что государство дошло до мысли, что полковые священники нужны.

Историю России не перекроить: она была такая, какая она есть. Российская армия в течение всей своей истории была армией, которая защищала веру и Отечество. И в первую очередь эту линию в армии проводили полковые священники. Мы с протоиереем Димитрием Смирновым пару лет назад были на сборах военных священников. Я встречался с мусульманами, служившими в этой части, видел и православных, видел и взаимоотношения между мусульманами и православными. Там, где в войсковой части есть священник, поверьте, меньше дедовщины, меньше самоволок. Там меньше кляуз друг на друга. Мусульманам я говорил так: «Ребята, нет у вас тут пока муллы, не хватает у нас кадров, вы идите к православному батюшке, и точно так же он вас примет, точно так же он вас выслушает. Точно так же, как любой мусульманский имам, даст вам какие-то жизненные советы». И они с пониманием к этому относятся. Точно так же, как православные батюшки с пониманием относятся к тому, что к ним приходят военнослужащие другой веры: они так же их принимают, как своих. Будем надеяться, что дело военных священников не остановится. И будем готовить кадры.

Александр Иванович Арутюнян, генерал-лейтенант юстиции, заместитель главного военного прокурора:

– Занимаясь каждодневно вопросами законности и правопорядка, мы сталкиваемся с проблемами духовно-нравственного воспитания тех людей, которые преступают закон. Очевидно, что преступление, любое правонарушение – это поступок безнравственный, и поэтому для нас ясен ответ на вопрос, для чего нужны священнослужители в армии и какую роль они выполняют. В соответствии с поручением президента законопроект будет в ближайшее время подготовлен и станет полноценным законом. При принятии всех этих норм закона будут учтены требования 14-й статьи Конституции – принцип светскости нашего государства отменен не будет. Принципиальная же позиция Главной военной прокуратуры такова: священнослужители в армии уже есть, они полезны, и их деятельность будет полезна и в будущем.

Борис Михайлович Лукичев, советник Президента России по внутренней политике:

– В феврале 1992 года прошло первое собрание российских офицеров. Это собрание было исключительно воинским, вне всякой политической окраски. На нем выступал нынешний патриарх, в то время митрополит, Кирилл. Позже по его благословению здесь, в Даниловом монастыре, при отделе внешних церковных связей был сформирован координационный комитет, в который вошли представители Русской Православной Церкви и представители других традиционных религий. Здесь, в этом зале, в 1994 году прошла первая конференция «Армия и Церковь». Прошло 15 лет, и наконец принято решение. Глава государства распорядился, и Министерство обороны сейчас уже все сделало для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность работы священников в армии. Священники сейчас могут включаться в армейскую структуру как должностные лица, и теперь следующая главная задача заключена в том, чтобы найти достойных священников. Хорошо, что среди священнослужителей есть люди, которые прошли армейскую школу, которые знают, «почем фунт лиха и чем порох пахнет». Они это дело подхватят.

* * *

Затем участники пресс-конференции ответили и на вопросы журналистов.

– Как будут отбираться священники для службы в воинских частях, и кто будет готовить их к этой службе?

Протоиерей Димитрий Смирнов: Для службы в воинских частях, в том числе расположенных на Северном Кавказе, уже готово 30 священников. Сейчас в Ростове проходят военные сборы для священников, и завтра вечером я вылетаю туда, чтобы пообщаться с ними и дать им необходимые наставления, потому что первые 13 человек уедут к месту службы в этом месяце. Первый этап формирования военного духовенства, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по указанию Президента России, который является нашим главнокомандующим, уже прошел в срок.

Как будут готовиться священники? С одной стороны, будет вестись подготовка офицеров, которые достаточно воцерковлены, к принятию священного сана. С другой стороны, священники, служившие в армии, пройдут дополнительную подготовку. С третьей стороны, мы планируем на базе вновь создаваемого Рязанского сержантского училища создать факультет для подготовки армейского духовенства, на котором будут учиться и православные, и представители других традиционных религий. Эта подготовка будет самой длительной по времени, где молодые люди будут проходить полный семинарский курс.

– Как армия готовится к тому, чтобы начать тесное взаимодействие с Церковью?

Генерал-полковник Валерий Баранов: В высших учебных заведениях внутренних войск курсантам будут читаться специальные курсы на протяжении всего пятилетнего срока обучения. Поэтому, приходя в войска, молодые офицеры будут уже подготовлены к общению с представителями всех традиционных конфессий.

Полковник Игорь Петрович Сергиенко, член рабочей группы по подготовке регламента и документации, сопровождающей воссоздание института военного духовенства: Статус священнослужителя в армии будет соответствовать статусу заместителя командира части. Что касается подготовки командиров к приходу священников, самое главное – это психологическая и духовная готовность принять их в свой воинский коллектив. В армии на высоких должностях, поверьте, служат те, кто знает, что такое воспитание людей, и роль священника в этом деле не будет недооценена. Как по отношению к православным, так и к мусульманам и представителям других конфессий.

– Кто будет начальником всего военного духовенства? Ведется ли сейчас подготовка для служения в армии представителей других конфессий? Решен ли вопрос о содержании военного духовенства?

Протоиерей Димитрий Смирнов: Главой всего военного духовенства будет православный священник как представитель главенствующей религии. Следующий уровень управления – это координационный совет, состоящий из представителей всех традиционных религий. Квота представителей духовенства в этом совете будет соответствовать численному составу верующих. Если в какой-то бригаде, например, количество мусульман будет соответствовать этой квоте, то в нем будет присутствовать и мулла. Если же нет, то взаимодействие с этими мусульманами будет осуществляться через центральные органы управления духовенством. Мусульманской уммой пока что не осуществляется регулярная подготовка военного духовенства, потому что еще не определен количественный состав мусульман в армии. Но мы уже определяемся с кандидатурами мусульманских представителей в координационном совете. Для первого этапа пока нам требуются только православные священники. И у нас такой план, что структура создается именно из православного духовенства, потому что и буддистское сообщество, и сообщество наших евреев, и мусульмане не имеют центральной структуры. К сведению: в нашей стране сейчас существуют 62 муфтия, поэтому ситуация не простая. Поэтому структура военного духовенства, состоящая из православных священников, будет помогать представителям других конфессий осуществлять свои функции в армии. Это и транспорт, и информация, и оповещение, и связь с военнослужащими, которые исповедуют другие религии. Эта схема принята всеми, с кем мы сотрудничаем. Мы общаемся и с Центральным управлением мусульман, и с Северо-Кавказским, и с раввином, который ответственен за взаимодействие с силовыми структурами. Это традиционно для России, и всегда у нас руководителем военного духовенства был православный священник. Потому что, скажем так, неподавляющее большинство (поскольку мы никого не давим) в армии и на флоте принадлежит военнослужащим православного вероисповедания.

По поводу зарплаты. Так как мы будем трудиться для личного состава российской армии и флота, то жалование священникам будет выплачиваться из федерального бюджета. Будет ли это специальная статья в военном бюджете или как-то иначе, это уже дело государства.

* * *

В тот же день в 23:45 фильм был продемонстрирован в эфире телеканала «Россия». Повторный показ фильма планируется в начале 2010 года.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33182.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме