Журналистика слухов

0
150
Время на чтение 4 минуты

Малоизвестный журналист Олег Дементьев, собкорр «Правды» попал в новостные ленты отнюдь не благодаря своим авторским талантам; сыр-бор разгорелся из-за статьи «Осиное гнездо под золотыми куполами», опубликованной сначала в газете «Псковский рубеж», а затем в газете «Правда». Сама статья написана в характерных коммунистических традициях обличения церковников, заржавшихся на шее у трудового народа. Те из нас, кто застал советское время в сознательном возрасте, такие статьи хорошо помнят. Журналист, который, очевидно, помнит его еще лучше, все же сделал ошибку — в советские годы и речи не могло идти о судебном разбирательстве по поводу антицерковной статьи, в наше время разбирательство произошло — в Апреле 2009 года Псковский городской суд признал Олега Дементьева виновным в клевете, а приведенные в статье сведения — не соответствующими действительности и порочащими репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря. Однако общее внимание к этому случаю привлекло решение Псковской Епархии объявить журналисту анафему «В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)»

Анафема клеветнику поднимает ряд вопросов, и в прессе и Интернете они активно обсуждаются. Радио «Свобода» пригласила Олега Деменьтева в свой эфир, и коллеги-журналисты хотя и отметили крайний непрофессионализм скандального автора (серьезные статьи не пишутся в стиле «ходят слухи, что...), но в целом выказали ему поддержку. Однако рассмотрим возникающие вопросы по порядку.

Имеет ли Церковь право отлучать от себя? Наиболее корректно отреагировал председатель Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, отметил, что предавать анафеме — суверенное дело Церкви. Однако многие комментарии показывают полное непонимание пишущими того, что такое Церковь и что такое анафема. «Где же христианская любовь? - вопрошает один из комментаторов — какая-то в этой «анафеме» языческая злоба». На самом деле, анафема — именно проявление любви. Представьте себе некоего болящего, который относится к врачам с крайним презрением, полагает их негодяями, ворами и убийцами, не собирается принимать предписанное ими лечение и вообще отказывается их слушать. «Ну что же поделаешь — говорят врачи — мы снимаем с себя ответственность за состояние здоровья такого болящего, по крайней мере, пока он не переменит своего отношения к медицине». Кто-нибудь упрекнет таких врачей в «недостатке любви»? Напротив, их профессиональный долг требует ясно обозначить ситуацию. Церковь преподает Таинства, совершает церковные молитвы и возвещает обетования спасения для тех, кто принимает их с верой, благоговением и страхом Божиим, и не может возвещать свое утешение тем, кто сам отказывается от покаяния и веры. Церковь возвещает реальность Вечной Жизни, которую Бог дарует нам в Господе нашем Иисусе Христе, она говорит о самом серьезном выборе, который только может быть сделан — выборе между раем и адом, между спасением и погибелью. Церковь связывает обетования вечного спасения с определенными требованиями — и надо сказать, что это не требования Церкви, как человеческого сообщества, это требования Бога, в которых Церковь не имеет ни права, ни возможности что-либо менять. Тех, кто отказывается идти путем покаяния и веры, Церковь просто не имеет права ободрять — такое ободрение было бы страшной ложью.

Было сказано и о том, что «прибегать к анафеме рискованно для публичной репутации Церкви. Слово "анафема" до сих пор ассоциируется с церковной анафемой великому Льву Толстому, оправданной канонически, но до сих пор смущающей с точки зрения ее общественного резонанса». Надо сказать, что отлучение Толстого, ясно и недвусмысленно отвергавшего христианскую веру в самых ее основах, было не просто «оправданным канонически» - оно было долгом Церкви. Церковь — не партия, которая должна искать симпатий избирателей, приспосабливаясь к их быстро меняющимся настроениям. Церковь возвещает Истину, от отношения к которой зависит наша судьба в вечности, Церковь ищет спасения людей, а путь спасения остается остается неизменным независимо от мнения гениальных писателей или далеко не столь гениальных скандалистов.

Спрашивают и том, имеет ли смысл отлучать от Церкви человека, который и так не является ее членом. Это вполне обоснованный вопрос, и если бы мы ставили его, скажем, в Российской Империи, ответ был бы ясен — конечно, нет, нельзя изгнать того, кто и так снаружи. Однако в наше время сложилась странная ситуация, когда люди, с одной стороны, полагают себя православными, и ожидают церковного благословения для их свадеб и отпевания — для похорон, но при этом совершенно не признают каких-либо нравственных или вероисповедных обязательств, налагаемых православной верой. Конечно, невозможно отдельно свидетельствовать каждому из таких людей, что он находится вне Церкви, и, хотя его сердечно зовут внутрь, он находится снаружи. Но в наиболее вопиющих случаях выступить с таким свидетельством вполне уместно — может быть, это побудит задуматься и других.

Но надо ли создавать такую известность мелкому скандалисту? Это тоже обоснованный вопрос, над которым стоит подумать. Проблема в том, что многие люди с радостью слышат клевету о Церкви; когда совесть беспокоит их и побуждает к покаянию, они защищаются от нее, говоря, что «а вот в Церкви, по слухам...» Достоверность слухов никого не интересует — пьяница жаждет слышать о пьющих священниках, распутник жадно ловит слухи о «распутных монахинях», вор утешается рассказами о том, что «в Церкви все воры». Личная безнравственность не может вынести того, что где-то еще есть люди, ищущие чистоты и святости. «Неправда, неправда! - кричит любитель слухов — все они на самом деле только притворяются!». Журналисты вроде Олега Дементьева продают таким людям то, что они охотно покупают — обманутую совесть. Невозражение со стороны Церкви тут может означать не столько отказ защищать себя от оскорблений, сколько отказ бороться за души.

Можно сказать, что открытое обличение грехов церковных людей — это горькое, но необходимое лекарство; люди слабы, грех и нечестие может завестись и в церковной ограде, и тот, кто открыто обличит их, послужит нам самим по поговорке «кто нас корит — тот нам дарит». На это было бы нечего возразить, но статья Деменьтева, с порнографическими подробностями, написанными «по слухам» не имеет ничего общего с обличением греха. Если здесь будет написано, что «по слухам» газета «Правда» подрабатывает наркоторговлей, сотрудники этого издания подадут в суд — и правильно сделают; если Вы хотите обвинить кого-либо в тяжком преступлении — предъявляйте свидетелей и улики; фантастические утверждения, делаемые «по слухам» крайне бесчестят и журналиста, и издание, в котором он работает.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3121

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27