В такого рода призывах нет ничего нового - на Западе они раздаются, по крайней мере, с шестидесятых годов прошлого века, и более того, ряд крупных христианских общин к ним прислушался. Об этом напомнили и недавние новости относительно одной из либеральных деноминаций - Епископальной Церкви США. Новостей две, и, на первый взгляд, они кажутся не связанными. Во-первых, эта община официально приняла обряд благословения однополых "браков", имитирующий церковное венчание - с обменом кольцами и всем остальным. Во-вторых, она выставила на продажу здание своей штаб-квартиры, поскольку уже не в состоянии его содержать.
В чем причина таких финансовых затруднений? Это община стремительно теряет прихожан. Они разбегаются - как поодиночке, так и целыми диоцезами. Руководство Епископальной Церкви потратило 18 миллионов долларов на судебные процессы, стремясь вернуть здания церквей, общины которых порвали с ее руководством. Ирония ситуации - на которую обращают внимание американские журналисты - в том, что эти здания, по-видимому, будут стоять пустыми и запертыми. У Епископалов просто нет прихожан, чтобы их заполнить, а продать их нелегко.
В свое время Епископальная Церковь была крупнейшей христианской общиной США. Сегодня она в двадцать раз уступает в численности американским баптистам и в тридцать три раза - католикам. Только в период с 1991 по 2002 год численность этой деноминации сократилась с 3.4 до 2.3. миллионов человек, на 32%. Последующая статистика продолжает показывать отток прихожан - в этом отношении результаты епископалов худшие в стране.
Почему? Как пишет обозревательница Шарлотта Аллен, "Ускоряющийся распад Епископальной Церкви США, когда крупные приходы и целые диоцезы порывают с ее руководством, связан не только с геями-епископами, благословением однополых союзов и женщиной-архиепископом. Это, скорее, распад либерального христианства в целом.
Либеральное Христианство сорок лет назад продвигалось его сторонниками в качестве будущего Христианской Церкви. Вместо этого, как это очевидно для всех, кроме нескольких упрямцев, либеральные церкви, которые размывали вероучение и смягчали моральные требования, находятся в состоянии упадка, или, как в случае с Епископальной Церковью, исчезновения"
Стоящая во главе деноминации "архиепископша" Катарина Шори в своих проповедях откровенно высмеивала христианские догматы, а несколько лет назад ежегодная Епископская Конференция отказалась даже рассматривать резолюцию, утверждавшую, что Иисус Христос - Господь. На конференциях епископалов, как сообщают их участники, само понятие "грех" считается "психологически вредоносным и оскорбительным для многих людей, особенно геев", "Никаких грехов, пожалуйста - мы Епископалы",
Внутри деноминации статистика показывает разительное различие между
либеральными приходами, следующими за руководством, в которых с трудом
набираются десятки прихожан, и теми, кто еще держится традиционных
христианских доктрин - где счет идет на тысячи. Впрочем, как мы уже
отмечали, остатние верующие уходят из Епископальной Церкви - и этот
процесс был сильно подстегнут рукоположением во Епископы Джина Робинсона
- человека, который оставил жену и детей, чтобы жить в однополом
партнерстве с другим мужчиной.
Какие уроки можно извлечь из этого?
Епископальная Церковь сделала все, что от нее хотела прогрессивная
общественность. Отказаться от "средневековых догматов"? Как вам будет
угодно! Покончить с патриархальными предрассудками? Как скажете!
Гомосексуалистов в священники? Не вопрос! В Епископы? Пожалуйста!
Благословение однополых союзов? Сделаем в лучшем виде!
Каков же результат? Результат налицо. Прогрессивная общественность как не ходила в Церковь, так и не собирается; верующие люди, смущенные и оскорбленные явным и скандальным пренебрежением к слову Божию, уходят. Либеральные общины самоликвидируются. Прогнозы, что "традиционная Церковь будет никому не нужна" сбываются с точностью до наоборот. Никому не нужны оказываются именно либеральные общины.