Почему священники пьют кагор?

0
1985
Время на чтение 3 минуты
Всем, спрашивавшим нас, пьют ли священники кагор, ответственно отвечаем: пьют! Причем все и в обязательном порядке: и известные московские (прото)иереи, и простые сельские батюшки. И пить кагор им предписывают... церковные каноны. (Тем, кто уже проявил сообразительность и догадался - рюмка этого десертного вина, приготовляемого из красных сортов винограда (Каберне, Саперави и др.); остальным подсказываем:)

Кагор пьют не только православные священники, но и все миряне - потому что по установившемуся в Русской Православной церкви обычаю именно это красное вино используется у нас для приготовления вещества (т.е. материала, видимой физической субстанции) крови Христовой в таинстве Причастия. Чтобы быть совсем точными, скажем, что предписание о вине для таинства Евхаристии (т.е. Причастия; греч. слово eucharistia означает "благодарение") содержит т.н. "Известие учительное" - печатающееся с 1699 г. в наших Служебниках[1] указание о дожном приготовлении священника к богослужению, случаях, когда оно не может совершаться и т.п., и в том числе - о хлебе и вине, пригодных для Причастия.

Разумеется, в "Известии учительном" не сообщается, что вино должно быть кагором, и даже о том, что оно должно быть красным: "Вещество крове Христовы есть вино от плода лозного, сиесть, из гроздов винныя лозы источенное. Подобает сему вину свойственный имети вкус и обоняние, и к питию приемное, и чистое быти, несмешенное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия... Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии"[2]. Как видим, Известия решительно утверждают, что веществом должно быть именно вино, а не сок, причем вино виноградное, неиспорченное, не превратившееся в уксус ("Аще же кто дерзнет... вино кислостию во оцет ("оцет" по ц-слав. "уксус") претворившееся...") и неразбавленное до совершения проскомидии[3]. Вино в нашей традиции выбрано красным, чтобы как можно более своим внешним видом напоминать кровь - Кровь Спасителя. Кроме того, историки считают, что в Палестине времен Христа было распространено именно красное вино. Однако это всего лишь трациция Русской поместной церкви: ни современная восточная православная практика, ни даже, по-видимому, Древняя Церковь таких ограничений не знала[4]. На православном Востоке при совершении Евхаристии беспрепятственно употребляются сорта вин, по нашей терминологии относящихся к разряду белых. Почему некоторые наивно-благочестивые паломники в Святую Землю утверждали, что "у греков за причащением Крови Христовой нет".

Что же касается сладости используемого у нас вина (кагора), то она также объясняется исторически: до XVII в. на Руси своего вина не было, и т.н. "церковное вино" ввозилось сначала из Греции, а потом из Италии, Франции и даже Испании. (Стоглавый собор 1551 г. предписывал употребление "фряжского" - итальянского - вина). Для удобства транспортировки и хранения вино выбиралось крепленое. Лишь в XVII в. в Астрахань была завезена закавказская виноградная лоза, что положило основание русскому виноделию. К к. XIX в. сложилось представление о церковном вине как сладком, умеренно-крепком, интенсивно-красном. Оно употреблялось и на свадьбах, именинах и поминках, а также во время болезней, поскольку считалось в народе целебным. Поэтому красное вино, в том числе и кагор, очень широко фальсифицировалось.

В 1917-18 г. Церковь, в виду начавшейся в стране разрухи и отсутствия продовольствия, столкнулась с более серьезной проблемой - невозможностью подчас найти необходимые для совершения Евхаристии хлеб и вино. В связи с чем поднимался вопрос о возможности замены пшеничного хлеба ржаным, а виноградного вина - вином плодовым, более доступным. Обсуждению этой богословской проблемы были посвящены 2 последних заседания Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Св. Синода 7 августа и 8 сентября 1918 г. и Совещание епископов 22 сентября 1918 г. В результате Высшее Управление Русской Православной церкви подготовило циркулярное распоряжение о том, что по нужде Евхаристия может совершаться "на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина". Очевидно, что решение это опиралось на пример свщмч. Патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение таинства Причастия на вишневом соке.



[1] Служебник - богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия и последования священных действий повседневного богослужения, использующаяся священником и диаконом. В нем содержатся главные службы (вечерня, утреня, 3 разновидности литургии), месяцеслов, некоторые добавочные чины, а также "Известия учительные"

[2] См., например, Служебник, изд. Московской Патриархией в 2000 г., с.534-535

[3] Проскомидия - 1-ая часть Божественной литургии, на которой через особые священные действия из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной (т.е. уже умерших и нас с вами).

[4] См. доклад проф. И.А. Карабинова о веществах для совершения Евхаристии, сделанный 7 августа 1918 г. на 40-м заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме в Богослужебных указаниях за 2005 г.

http://www.taday.ru/text/75311.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38