В Амманской пещере семи спящих отроков: из путевых заметок по Иордании

"Церковь на колесах"

Новости Москвы 
0
165
Время на чтение 9 минут
Вход в пещеру Семи спящих отроков
Вход в пещеру Семи спящих отроков
Молодой бледнолицый араб, одетый в синего цвета униформу и с оружием на правом боку, приставлен к нашей группе из "туристической полиции". Раза три он пересчитывал худыми пальцами паломников на автостоянке в Аммане и наконец что-то скомандовал на своем языке водителю. Все поняли, что двух заблудившихся в торговых лавках уже обнаружили и можно ехать дальше. Бело-голубой автобус спешно покинул пределы пыльного рынка, где к киевлянам, днепропетровцам и к примкнувшим к ним в Иерусалиме двум cдержанным рижанкам то и дело приставали мальчишки-продавцы со своими перламутровыми шкатулками, платками-"арафатками", зеленым апрельским миндалем в газетных кульках, молотым кофе с кардамоном и "гармошками" видовых открыток иорданской столицы.

За девять дней паломничества незнакомые друг с другом до поездки люди не только подружились, но и духовно сплотились. Они привыкли к туристическому автобусу, исколесившему сначала всю Святую Землю, а теперь вот третий день наматывающему новые километры уже на иорданской территории. Пересев после пересечения израильско-иорданской границы в новый автобус, паломники заметили, что их чемоданы и сумки заметно потяжели от покупок.

Теперь можно и расслабиться: как у гида по Святой Земле, у меня имеется три дня отдыха. Моя коллега из Аммана на хорошем русском языке представила себя в автобусе так:

- Я - Асма Туаль. Только не путайте мое имя с "астмой"! (Смеется.) Я тоже христианка. Русский язык выучила в Москве. Там училась, когда у вас еще был Союз. Значит - давно... Не жарко в автобусе?..

Кто-то из группы назвал паломнический автобус "церковью на колесах". Правда, у нас, к сожалению, нет священника. Зато имеются две певчие из приходских хоров, одна из них читает в своей церкви часы и шестопсалмие. В перерывах между рассказами гида здесь постоянно звучат пасхальные стихиры и другие духовные песнопения. Паломники поочередно читают в микрофон утренние и вечерние молитвы и полюбившийся им акафист "Слава Богу за все". А еще они непринужденно рассказывают о себе и о своих приходах на Днепре и Двине, о том, в каком возрасте и при каких обстоятельствах они пришли к православной вере.

После Иерусалима, где многие стали свидетелями схождения Благодатного огня и где вся группа встретила Пасху, паломники переживали духовную весну и ощущали особую радость на сердце. Не случайно одна из восторженных паломниц призналась в автобусе, что во время поездки она открыла в себе "такую любовь ко всем", что даже "похристосовалась" с сутулым бедуином, предложившим ей свое "такси" - одногорбого облезлого верблюда...

Все дружно и долго смеются.

Кто-то из мужчин, перекрикивая веселый смех, адресует по привычке вопрос именно мне, а не новому гиду:

- А куда мы, собственно, дальше едем?

- Ну, сколько раз вам говорить!? Да не "закудыкивайте" вы нам дорогу! - пытается выручить меня на смешанном "русско-украинском" языке Евгения из Харькова. - Вин уже, бедный, охрип отвечать. Едимо в якусь-то там древнюю пещеру...

О древней пещере

Посещение пещеры Спящих в Аммане не значится в нашей программе, но по моей просьбе мы с Асмой изменили маршрут.

Иерусалимский паломнический центр "Россия в красках" вместе с тель-авивской турфирмой "New Zin Tours" открыл в апреле 2007 года новый маршрут, связавший Святую Землю с Иорданией, где, как известно, тоже немало христианских святынь. Одна из них находится почти на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб. Это знаменитая пещера Спящих (Ахль Аль-Кахаф), почитаемая христианами как пещера, в которой, согласно преданию, спрятались от гонений во времени императора Деция (Декия) отроки-христиане, уснувшие на много лет. Проснулись они уже в эпоху расцвета христианства.

Правда, с семью чудесным сном почившими отроками эфесскими связывают и другие пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании. Но пещера в урочище Аль-Раджиб (другое название - Аль-Раким) как место упокоения этих христианских мучеников почиталась еще V-VI веках. Посещавший эти места с торговыми караванами Мохаммед, основатель ислама, вероятно, хорошо был знаком с преданием о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Считается, что повествование "Пещера" 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания, о котором было известно жителям древних населенных пунктов на территории современного Аммана еще до утверждения в этом городе ислама.

"Благочестия проповедники и воскресения мертвых изобразители"

Так величает Церковь (тропарь, глас 8) святых семь отроков эфесских, поминаемых в православном календаре два раза: 4/17 августа и 22 октября/4 ноября. К святым этим за молитвенной помощью обращаются те, кто страдает от нарушения сна.

Дружившие с детства Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (в западной традиции называются другие имена) были сыновьями знатных эфесских граждан и состояли на воинской службе у императора. Когда при императоре Деции (Декии, 249-251) началось гонение на христиан, все они, представ по доносу перед императором, открыто исповедовали о своей вере во Христа, за что с них были сняты знаки воинского отличия. Непокорных ожидали мучения и казнь. Святые отроки скрылись в пещере, где проводили время в посте и молитве, готовясь к мученическому подвигу. Иамвлих, как самый младший из отроков, переодевшись, ходил покупать пропитание. Император, узнав о месте пребывания отроков, велел заложить камнями вход в пещеру, чтобы они заживо умерли в ней от голода и жажды. Два сановника, участвовавшие в замуровывании пещеры, были тайными христианами. Они решили сохранить память о мучениках, для чего незаметно спрятали среди камней ковчежец, где на дощечке были записаны имена юношей и история их мученичества. Юноши, однако же, не погибли: Господь навел на них чудный сон, продолжавшийся около двух столетий.

Гонения на христиан к тому времени прекратились, но появились ереси, отрицавшие воскресение мертвых. Тогда через этих семерых отроков Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения из мертвых и будущей жизни: они проснулись, не подозревая о своем долгом сне. Вход в пещеру был разобран, и один из отроков со старыми монетами пошел в город купить хлеба. Юноша стал сомневаться, что пришел в тот же город, ибо он не только увидел там кресты, но и услышал, как открыто произносится имя Иисуса Христа. Заплатившего за хлеб старой монетой задержали и повели к градоначальнику, где в это время находился и местный епископ. В беседе выяснилось, что Господь через длительный сон и пробуждение отроков открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Отправившись с народом к пещере, епископ и его спутники увидели живых отроков, а из обнаруженного ковчежца узнали их имена и обстоятельства замуровывания в пещере.

Вскоре и император Феодосий Младший (408-450) лобызал святых в пещере. Вдруг отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули. На этот раз - до всеобщего воскресения.

Предание о спящих отроках эфесских широко распространилось в V веке в Малой Азии и Сирии. Самым древним источником называют текст сирийского монаха по имени James Saruc (род. в 452 г.). Его сведениями воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своем труде "История упадка и разрушения Римской империи" (XVIII в). Этот же сюжет о спящих отроках встречается в работе агиографа Иоанна Колобо (V в.). На Западе в VI веке на этот источник опирался Григорий Турский. Немало литературных переложений и сказаний появилось во времена крестовых походов. Для примера можно вспомнить хотя бы "Золотую легенду" Иакова Ворагинского.

В пещере Спящих

Само слово "пещера" часто упоминается в Священном Писании. В далекой древности пещеры служили жилищем и укрытием, они были также и местом для погребения усопших. В пещерах поселялись отшельники и пустынножители, в них основывались монастыри. Амманская пещера Спящих напоминает собою тот "мартириум" (усыпальницу мучеников), о котором рассказывает (ок. 388 г.) в своем повествовании о христианских святынях Востока паломница IV века Сильвия (или Этерия). В первые века христианства мартириумы (храмы-усыпальницы почитаемых святых и мучеников) получили довольно широкое распространение.

Храм в амманской пещере - в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа - другие четыре, причем в одной из них чернеет застекленное отверстие. Вероятно, когда-то и здесь, как и в других мартириумах, на гробницах с останками святых совершалось таинство евхаристии: каменные гробницы мучеников за Христа символизировали собой гроб Самого Спасителя. И семь святых отроков потому и решили умереть за Христа, что верили, в свое воскресение в Нем и с Ним.

Мощи святых покоятся сейчас как раз в той самой гробнице с застекленным отверстием. Мусульманин, служащий охранником и служителем в пещере, рассказал, что "в 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта". Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие. Мусульманин направил луч карманного фонарика, и сквозь пыльное стекло мы их и увидели, ссыпанные грудой.

В пещере стоит и простенький застекленный шкаф, на полках которого - нехитрые предметы, некогда обнаруженные в пещере: небольшой глиняный кувшин, какие-то инструменты и еще несколько непонятных вещиц.

"...Ефеса града похвало и всея вселенные упование!"

"...Ефеса града похвало и всея вселенные упование!" - читаем в молитве, обращенной к "пречудным святым седмочисленным отрокам". Точно известно, что местом рождения святых отроков был Эфес - город, бывший не только одним из центров христианства, но и ареной борьбы разных вероучений. А вот место их подвижничества в пещере соотносится с разными географическими точками. В письменных источниках встречается несколько названий той горы, где когда-то на ее "восточном склоне" находилась пещера отроков: Охлон, Селион, Пион и др. Чаще всего христианские источники указывают на города Эфес и Тарсус, но средневековые авторы называют как места погребения обитателей пещеры и другие местности в Малой Азии. Многочисленность пещер, в которых устроены святилища во имя святых спящих отроков, свидетельствует об особо благоговейном отношении ним и их подвигу. Возможно, в каждой из этих пещер когда-то, действительно, скрывались от гонителей первые христиане. Но точных исторических указаний на какую-то конкретную пещеру, связанную с подвижничеством эфесских мучеников, нет.

Паломница IV века Сильвия (Этерия) не упоминает среди других описываемых ею святынь Эфеса пещеру, в которой некогда жили и спали святые отроки. Однако ее упоминает русский паломник игумен Даниил (паломничал в 1104-1113 гг.), но не как место погребения, а только как место, где спали семь отроков более 300 лет. Можно предположить, что пещеру спящих отроков "обнаружили" в Эфесе значительно позже, ибо амманская пещера Спящих на территории Иордании относится к римскому периоду (64-324). Кстати, кроме названия амманского пригорода Аль-Раджиб, где находится пещера Спящих, существует и другое - Аль-Раким. Тафсиры (комментарии к Корану) дают разные толкования: например, переводчица Корана на русский язык Иман Валерия Порохова, считает, что "арраким" означает либо название "дощечки с начертанными на них именами спящих", либо имя собаки, их верного спутника. Мусульманская же традиция события, о которых говорится в 18-й суре Корана ("Пещера") прочно связывает с пещерой Спящих в Аммане. Мы уже говорили о том, что в основе этого повествования лежит более раннее христианское предание. Кстати, на некоторых православных иконах семи святых отроков можно видеть рядом с ними и изображение сопровождавшей их собаки.

В Аммане (его древние названия - Раббат-Амман и Филадельфия) утверждают, что святые отроки хотя и были родом из Эфеса, но местом их воинской службы и мученического подвига была все-таки Иордания, часть той самой Святой Земли, где и происходили события Ветхого и Нового Заветов. В истории Иордании хронологический отрезок времени с 64 по 324 годы считается римским периодом и временем, когда здесь активно распространялось христианство. После распада в IV веке Римской империи иорданская земля отошла к ее восточной части - Византии. Мусульмане пришли в эти земли лишь в 635 году, когда здесь воцарились династии Омейядов и Аббасидов.

Когда земное сливается с небесным

После посещения пещеры Спящих замечаю, что моя группа как-то вдруг притихла. Каждый думает о чем-то своем, сокровенном.

Ко мне с молитвословом подходят рижанка Людмила и киевлянка Виктория:

- Вы заметили, как засуетился и даже хотел выбежать из пещеры сопровождавший нас мусульманин? Мы тогда пели пасхальные стихиры и читали потом тропарь, кондак и молитву святым отрокам, - говорит Виктория. - По своей вере он нас, наверно, в "нечистые" зачислил!? Да, а что это такое он нам громко прочитал нараспев, когда стоял на ступеньках у выхода?

- А это, - отвечаю, - так называемые "аяты" из коранического рассказа про "молодых людей", некогда пребывавших вот в той самой пещере. А еще через Асму он передал, что Коран не называет ни точного числа скрывшихся в пещере этих "молодых людей", ни времени продолжительности их сна. Уточнил, что только один Всевышний это "знает лучше", а также подметил, что длительный сон показался им "одним днем или частью дня". Сказал еще, что вход в пещеру с северной стороны.

Замечу, что всем паломникам нравится, как познакомившиеся в дороге "две сестрички" Виктория и Людмила вместе поют, читают молитвы и акафисты в нашей "церкви на колесах". Вечерами в гостиничном номере они расставляют на столе иконки-складни и молятся. Потом раскладывают на салфетке освященные крашеные яйца и отщипывают пальцами кусочек пасхального кулича. За чаепитием ведут духовные беседы, обмениваясь впечатлениями о женских обителях на Украине, в Латвии и Эстонии.

Продолжая разговор о пещере, Людмила признается:

- Знаете, когда батюшка благословлял меня в дорогу, то говорил, чтобы я с моей подружкой "не по магазинам бегала глазеть на израильские бриллианты, а как можно чаще молилась и собирала на Святой Земле "духовный жемчуг"". Послушание выполняю: собираю... Говорю это, простите, не от своей гордости. От радости.

- Вот вы нам говорили, что "трудно идентифицировать" пещеры отроков. А мне все равно, где находится "настоящая" пещера - в Турции или в Иордании! - делится своими впечатлениями Виктория. - Другое мне странно. Стою, кажется, не где-нибудь, а на земле. Сознаю, что, точно, в пещере, где надо мной тоже земля. А сама чувствую, что я совсем не на земле и не под ней, а в каком-то... заоблачном месте! Случилось это в тот момент, когда Людмила читала слова молитвы "Воззрите с высоты небесныя на нас, любовию память вашу чтущих". У меня было тогда такое ощущение, будто эти семь святых отроков нас слышат... А, Люда, не так?

- Наверно, по приезде домой нам надо все это исповедовать батюшке!? Конечно, Вика, я с тобой вполне соглашусь: было какое-то невидимое присутствие этих святых.

Обменявшись взглядами, они посмотрели на меня...

Я смог только сказать:

- Там земное сливается с небесным...

Апрель 2007 г.,
Амман - Мюнхен

http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04