Генерал А.Лебедь: «Крещен. Во что верую - это мое дело»

В воспоминаниях очевидца

Бывший СССР 
0
872
Время на чтение 20 минут
Воспоминания и рассуждения о вере в жизни А.И. Лебедя нашего корреспондента А.Г.Холодюка, находившегося в начале 90-х годов на военных сборах в 14-й армии, дислоцированной в Приднестровье
***
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9)



В августе 1992 года после окончания вооруженного конфликта на берегах Днестра, когда российскому генералу А.И. Лебедю (1950 – 2002) удалось разнять дерущиеся головы Кишинева и Тирасполя и ввести в конфликтную зону миротворческие силы Российской Федерации, в Преображенском соборе правобережного города Бендеры возобновились прерванные военным конфликтом богослужения [1]. Собор возвышался в самом центре, рядом с горисполкомом, чей фасад изуродовали снаряды. Здание собора тоже пострадало: выбиты окна, один снаряд попал во входную дверь, металлические купола и крыша нуждались в ремонте.

Беженцы, покинувшие Бендеры в конце июня (примерно 80 тысяч), постепенно возвращались в свои дома и квартиры, стеклили поврежденные оконные рамы и выполняли всякие ремонтные работы по восстановлению своих жилищ. Епископ Бендерский Викентий (Морарь) [2] летом покинул город и уехал в Одессу, где попал в автомобильную аварию и находился в больнице, передвигаясь там на костылях. Вместо владыки в соборе проводил панихиды по убиенным, погибшим и пропавшим без вести архимандрит Нектарий.

Здесь совершались благодарственные молебны и читались записки прихожан о здравии генерала-миротворца Александра Лебедя. О нем восторженно отзывались не только представители русскоязычного населения приднестровского города, но и многие жители из приграничных с Бендерами молдавских сел Гыска и Варница. Простые люди, присутствовавшие на митингах, где только при упоминании одного имени командарма 14-й армии, генерала А. И. Лебедя, крестились, а иные вытирали слезы.

Осенью того же года в главном корпусе Приднестровского государственно-корпоративного университета имени Т.Г. Шевченко в левобережном Тирасполе состоялось объединенное заседание «Союза молдаван Приднестровья» и «Союза женщин в защиту Приднестровья», возглавляемого Светланой Мигулей, расставшейся со скандальной по характеру Галиной Андреевой из женского забастовочного комитета, с кем раньше дружила и проводила массовые акции протеста.

Приглашенному на это заседание генералу А.И. Лебедю, выступившему в актовом зале с короткой речью, подарили Библию и большую икону Казанской Божией Матери. Эти дары с букетом цветов вручила представительница Бендер, чье лицо многие верующие видели у свечного ящика в Преображенском соборе и в окошке церковного киоска в районе городского рынка. Вдруг эта женщина под аплодисменты собравшихся поцеловала генерала в щеку и поклонилась ему. Затем последовали поцелуи и некоторых других женщин, сидевших в президиуме и в первом ряду зала. Они поднимались на сцену и дарили Александру Ивановичу цветы и новенькие нательные крестики, недорогие медальоны, картонные иконки с ликами святых Александра Невского или Георгия Победоносца.

Стоявший в неподвижной позе 42-летний генерал был откровенно растроган неожиданными поцелуями женщин, что было заметно по его немного покрасневшему лицу. Далее, прижав к груди православную икону, он молча поклонился аплодирующей ему публике. Заслуги генерала А.И. Лебедя в деле разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем и восстановления хрупкого мира на левом берегу Днестра и в Бендерах, признавали все, за исключением высшего руководства Приднестровья. Местное радио ни разу не предоставляло ему микрофон для выступления. Одни тираспольчане знали, другие догадывались, что командарм Александр Лебедь и лидер приднестровского региона Игорь Смирнов не ладили между собою, однако все надеялись, что Бог их рассудит.

Благодаря богатому военному и жизненную опыту молодой генерал А.И.Лебедь достаточно быстро и смело разобрался в сущности разногласий кишиневских и тираспольских политиков и в причинах приднестровских трагических событий. Подчиненные ему офицеры и военнослужащие откровенно побаивались его, называя между собою Александра Ивановича «папой» и «командующим от Бога», а в народе генерала героизировали и даже боготворили. В его харизме ярко проявлялись некая жестокость, суровость и грубость командирского голоса. В Приднестровье русскоязычное население поверило в него, как в патриота и защитника Отечества, смелого миротворца, прямого и честного российского генерала [3].

Военное лето 1992 года для автора, оставившего не по своей воле работу на Радио Приднестровья и призванного на военные сборы в 14-ю aрмию, где в то время создавалась газета «Солдат Отечества», озарилось встречей и частым общением с генералом А.И. Лебедем [4], продолжавшимся в течение последующих трех лет.
Александр Иванович, высоко ценивший произведения Льва Толстого, в религиозном отношении чем-то напоминал героя романа «Воскресение»: «Бог был для него...гипотезой, в которой он до сих пор не встречал надобности. Ему никакого дела не было до того, каким образом начался мир, по Моисею или по Дарвину...»

Кем он был в жизни этот генерал Александр Лебедь – православным верующим, атеистом или светским человеком, искавшим и, наконец, познавшим Бога или –наоборот? Запомнился краткий рассказ одного офицера из штаба, заставшего как-то поздно вечером командующего в кабинете с Библией на столе. Александр Иванович, заметив испытывающий взгляд вошедшего, тут же процитировал, как бы оправдывая себя: «...Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его...». Скучно!», – и отложил в сторону Священное Писание. Следующее откровение Льва Толстого из «Исповеди» тоже , пожалуй, можно отнести к портрету генерала: «...я никогда и не верил серьезно, а имел только довериe к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мною большие; но доверие это было очень шатко».

Однажды в Тирасполе во время интервью для городской газеты «Днестровская правда» автор адресовал Александру Ивановичу вопрос:

– Православные читатели издания спрашивают, верующий ли Вы человек?

Генерал ответил так:

– Человек должен во что-то верить. Во что – каждый решает сам. Без веры, своеобразной путеводной звезды, человек просто теряет ориентиры, начинает выписывать «петли» и «восьмерки». В конце концов летит во мрак. Поэтому будем считать, что с этих позиций я – верующий человек. А во что верую, это мое дело.

– Извините, люди интересуются, Вы – крещеный человек?

– Да, крещен».

Некоторые суждения генерала о вере, православии и сектах отражены в его воспоминаниях – «Спекталь назывался путч. Неизвестное об известном. Воспоминания генерала воздушно-десантных войск»(48 стр.), вышедших в свет в 1993 году в Тирасполе в издательстве "Лада". (Близкое окружение генерала А.И. Лебедя называло настоящим автором и редактором книги представителя приднестровского казачества Владимира Полушина.- Примеч. автора). А.И. Лебедь, рассуждая о будущем державы, которую он с честью представлял на берегах Днестра, напомнил читателям : «Всегда нужно твердо помнить: мы наследники 1000-летней православной Руси, наследники 300-летнего дома Романовых, наследники почти 75-летней советской власти. И ни от чего и ни от кого в своей истории мы не имеем права отказываться. Без прошлого нет и не может быть будущего. Иваны, родства не помнящие, годятся для одного – быть холуями».

Вспоминая историю Руси, генерал гордился ее историческим возрождением: «…Жива была вера и достало у народа сил и мужества родить Сергия Радонежского и Дмитрия Донского». Автора воспоминаний тревожило «новое ползучее, липкое, тлетворное иго, надвигающееся на нашу землю со всех сторон, расшатывание и разрушение основополагающих моральных устоев, растаскивание на всевозможные секты, конфессии, веры – если не поставить всему этому заслон, может привести к тому, что процесс станет необратимым» (с.46–47).

Через пару лет после публикаций воспоминаний и интервью с генералом Лебедем, когда летом 1995 года он волею судеб неожиданно покинул Приднестровье, а автор
предусмотрительно весной того же года перебрался жить в Баварию, издание РПЦЗ «Православная Русь» рассказало о поездке в США в 1996 году отставного генерала Лебедя. В одном из своих выступлений он откровенно признался, что «советская действительность и атеистическое воспитание в школе убили в нем живую веру, которую он черпал в детстве в своей семье» [5].

Сохранились воспоминания, что в том же 1996 году А.И. Лебедь как полномочный представитель президента Российской Федерации в Чеченской Республике на одной из проводимых там пресс-конференций неожиданно обрушил свой гнев на мормонов и никто так и не понял из его окружения, какими соображеними при этом он руководствовался. А в селе Новые Атаги Шалинского района, когда генерала «забросали вопросами об отношении к религии», Александр Иванович «твердо произнес: «Бог един. Для всех».

В своих рассуждениях о вере, церкви, православии, исламе и мормонизме генерал был непоследователен и противоречив. Почитаемый им писатель Лев Толстой подчеркнул в «Исповеди»: «По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда никак нельзя узнать, православно-верующий он или нет. Даже напротив в большей части случаев: нравственная жизнь, честность, правдивость, доброта к людям встречались и встречаются чаще в людях неверующих». Нечто подобное произошло и с Александром Ивановичем в Приднестровье. Господь повернул жизнь генерала Лебедя в сторону защиты русскоязычного населения и оказания благотворительной помощи Православной церкви Республики Молдова.

Воспоминания вновь переносят автора в Тирасполь. Однажды в штабе армии, в зале заседаний военного совета, куда на одну из пресс-конференций командующего были приглашены аккредитованные в городе представители прессы, все услышали из уст генерала А.И. Лебедя такие значимые слова: «Православие – это вера моего народа, и я буду бороться за эту веру до конца!». Забегая вперед, отметим, что в последующих выступлениях этот провозглашенный генералом тезис будет им повторяться и наполняться новым содержанием: «...Мне, как человеку неверующему, трудно рассуждать о религии. Ну не научили меня Богу молиться, а лицемерить я не умею. Хотя, как крещёный христианин, с большим уважением отношусь к православию, ибо это вера моего народа, и я готов за неё сражаться. Но всё-таки не могу держать в церкви свечку перед объективами телекамер, изображая на физиономии вид задумчивой гири» [6].

Через несколько дней после выступления генерала на пресс-конференции автор приехал на богослужение в соседнее с Тирасполем молдавское село Кицканы и рассказал духовнику – настоятелю Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого мужского монастыря, игумену Доримедонту (Чекан, 1961 – 2006) [7] о выступлении Александра Ивановича, объявившего во всеуслышание о защите православной веры. Отец Доримедонт, выслушав рассказ, попросил еще раз и медленно повторить тезис генерала о православии. Затем он перевел взгляд на икону и перекрестился. Лицо игумена не скрывало в ту минуту молитвенной радости за такое признание Александра Ивановича, который позже несколько раз посещал мужскую обитель в Кицканах.
Фото: pridnestrovie-tourism.com

Основанный в 1864 году Кицканский монастырь, всегда славился в Молдавии своей культурно-просветительной ролью. Не единожды его братия испытывала скорби, связанные с преследованиями со стороны советской власти. В 1962 году монастырь был закрыт, частично разрушен и разграблен, а в 1990 году он возобновил свою деятельность. Несмотря на военные действия, все заботы по его восстановлению и благоукрашению легли на плечи прибывшего из Троице-Сергиевой лавры иеромонаха Доримедонта. К этой мужской обители во времена вооруженного конфликта на Днестре весьма враждебно относились бендерские «пролетарии» в лице рабочего комитета.

«Классовое чутье» и «бдительность» его членов ложно подсказывали им, коль в монастыре подвизается братия исключительно молдавской национальности, то эти монахи предположительно могут быть и пособниками молдаван и румын, участвующих в боевых действих. Рабочий комитет выдвигал абсурдные гипотезы: «в подвалах монастыря тайно складывается и хранится оружие», «монастырь идеологически вредно влияет на жителей села Кицканы» и др. Здесь некоторое время в умах политизированных людей шла борьба за то, какой флаг – молдавский триколор или приднестровский красно-зеленый – должен развеваться над зданием сельсовета.

Не единожды в «Днестровской правде» автор писал под псевдонимом «А. Кицканян» заметки в защиту монастыря, «обеливая» его в глазах разведки приднестровских гвардейцев и того же рабочкома. Однако однажды и сам как один из первых дикторов «Радио Приднестровья» согрешил, записав не по своей воле в студии один скабрезный материал, подготовленный дежурным редактором. В нем рассказывалось, что в первые дни вооруженного конфликта с высоты монастырской колокольни якобы велась в округе стрельба. Некоторые утверждали, что 21 июня недалеко от стен обители находилась минная батарея молдавской армии, а ее наблюдательный пункт якобы размещался на колокольне, о чем могли не знать монахи. Возмущенный настоятель монастыря и верующие жители Кицкан на всех уровнях опровергали эту "ложную информацию". Отец Доримедонт, с его слов, хотел даже приехать в Тирасполь "c ведром святой воды", найти здание Дома Советов, откуда вещало радио, чтобы «дать по шее» главному редактору Александру Радченко, его подчиненным, подготовившим провокационный текст, а также диктору, озвучившему "военные сводки", то есть – автору.

Лидер Приднестровья Игорь Смирнов и его команда всегда мечтали, чтобы Кицканский монастырь перешел в «юрисдикцию ПМР» и в нем правил «свой» наместник из числа доверенных тираспольской власти священнослужителей. Отец Доримедонт рассказывал автору, как однажды Игорь Николаевич со своей охраной без предварительного звонка в канцелярию монастыря прибыл «после охоты в Меренештском лесу» и попросил у монахов… «вина и сала». Настоятель обители и братия восприняли эту странную просьбу с недоумением и смущением: «вот она культура тираспольского политика».


Бывало, что и генерал А. И. Лебедь с представителями командования миротворческих сил России по приглашению игумена Доримедонта приезжал в мужской монастырь. Территориально он расположен недалеко от известного Кицканского плацдарма, сыгравшего важную роль во время проведения Ясско-Кишиневской операции в годы Второй мировой войны. Когда в одну из ночей в первой декаде июля 1992 года артиллерия 14-й армии массированным ударом уничтожала в районе села Кицканы позиции, склады и военные формирования молдаван, один заблудившийся осколок снаряда повредил купол одного из монастырских храмов. В ту страшную ночь монашеская братия численностью более двухсот человек по зову игумена Доримедонта собралась в храме и усердно молилась.

Траектория разрезавших ночное небо артиллерийских снарядов пролегала как раз над территорией монастыря. Генералу А.И. Лебедю позже доложили о факте попадания осколка снаряда в монастырское здание и он решил искупить вину перед монашествующими. По предварительному согласованию с Министерством обороны России генерал щедро предоставил обители несколько военных грузовиков, помог строительной техникой строящемуся скиту святых Викентия и Доримедонта. В 1992 году Ново-Нямецкое духовное училище преобразовали в духовную семинарию и генерал передал необходимую столовую утварь для трапезных, походную кухню и специальную плиту для выпечки хлеба, а также снабдил монахов зимней теплой одеждой и обувью.

Следуя примеру генерала А. И. Лебедя, его соратник – комендант Тираспольского военного гарнизона полковник М. М. Бергман [8] отправил монастырю двухъярусные металлические кровати, столь необходимые для общежития семинаристов. Комендант попросил монахов молиться за него. Поддерживая благотворительные акции военных и мирян, одним из ктиторов монастыря в том году значился и автор, закупавший на свои гонорары, выплачиваемые агентством Франсе-Пресс и радио «Свобода», учебную литературу для семинаристов, а также провизию на Тираспольском рынке для праздничных трапез в обители.

После утренних богослужений и последующей трапезы монахи и послушники переодевались в бывшие армейские одежды и отправлялись на послушания – строительные и сельскохозяйственные работы. Игумен Доримедонт, заметив однажды мой удивленный взгляд, обращенный в сторону группы монашествующих, имевших на себе бушлаты, телогрейки защитного цвета и военные сапоги, пошутил:

– У Лебедя в Тирасполе – 14-я армия, а у меня в Кицканах – "15-я"…

Однажды на торжественное богослужение в день Рождества Христова генерал А. И. Лебедь прибыл в монастырь со своей супругой Инной Александровной и передал братии свой личный подарок. Что находилось в красиво оформленной коробочке со свечой в форме зеленой елочки и приложенному к нему конверте и о чем говорили между собою генерал Лебедь, владыка Викентий и игумен Доримедонт, неизвестно. Присутствовали высокие гости и на монастырской трапезе, где им подавали заливную рыбу, выловленную из монастырского пруда, а также знаменитое вино из погребов обители. Вино это, говорили монахи-молдаване, «по своим качествам вполне могло поспорить с лучшими французскими или итальянскими красными винами».

Проводив в тот праздничный день гостей в военный городок Тирасполя, один из старейших кицканских монахов, сидевших за веру в советской тюрьме, с горечью заметил, что генерал А.И. Лебедь в конце торжественной службы не только не перекрестился, но и не приложился к подносимому ему епископом Викентием православному кресту. Этот старец предложил тогда игумену и монахам «молиться о вразумлении генерала». Запомнились и другие высказывания монахов на их родном молдавском языке, которые можно перевести на русский примерно так: «Он (генерал А.И. Лебедь. – Примеч. автора) всегда будет находиться в плену врага рода человеческого»; «враг будет «крутить» им, как хочет» и т.п.

В монастырь приезжал не только Александр Иванович Лебедь, рассказывал отец Доримедонт, но и некоторые рядовые воины из 14-й армии, чтобы купить крестики или иконки, тайно посоветоваться с настоятелем о проблемах своей жизни. Игумен Доримедонт, как говорят в верующем народе, «умел судить не осудив». Вместе с владыкой Викентием он помогал и автору анализировать лабиринт страстей и заблуждений, мужественно и по-христиански переживать личную трагедию, связанную с неожиданной кончиной в Страстную седмицу 1992 года супруги в Севастополе и организацией ее похорон в этом городе.

Благодаря доверительным беседам с игуменом Доримедонтом, комендантом 14-й армии М.М.Бергманом и генералом А.И.Лебедем автор понял, что до призыва на военные сборы в 14-ю армию барахтался в политической трясине ПМР, "служил" так называемым «солдатом информационной войны ПМР» на «Радио Приднестровья». Именно генерал Лебедь и комендант Бергман рекомендовали мне вести в «Днестровской правде» рубрики о военной и криминальной хронике в регионе, разоблачая и атакуя некоторых приднестровских политиков и прибывших из прибалтийских республик милиционеров-чекистов. А отец Доримедонт посоветовал публиковать под псевдонимом «А.Кицканян» материалы духовного содержания в рубрике «Дорога к храму».

Осенью 1992 года Русская православная церковь готовилась свято почтить память преподобного Сергия, игумена Радонежского, никто из монашествующих Приднестровья не имел возможности добраться в Москву, а далее в Троице-Сергиеву лавру, о чем поведал автор генералу Лебедю. Александр Иванович, знавший лишь в общих чертах о житии преподобного Сергия, которого называли символом великого перелома в культурной и политической жизни Руси, решил оказать помощь представителям Кицканского монастыря. В начале октября он посадил архимандрита Доримедонта, иеромонаха Андроника и, к счастью, автора этих строк в почтовый военный самолет, летевший из Тирасполя сначала в Ростов-на-Дону, а оттуда в Чкаловский аэропорт Москвы.

В Троице-Сергиевой лавре, где 6 октября проходили торжества по случаю 600-летия со времени преставления преподобного Сергия, у его святого гроба кицканские иеромонахи молились о здравии Александра Лебедя и близких его соратниках, благотворивших монастырю.

Сопереживал Александр Иванович и выражал соболезнование отцу Доримедонту, когда узнал о произошедшей в Кицканах трагедии: несколько семинаристов и послушников осенью того же года случайно подорвались на мине возле монастырского рыбного пруда.

В Тирасполь несколько раз приезжала некая блуждающая по миру «сербская монахиня Ангелина» или, как называли ее в городе, «облаченная в черное одеяние дама-политик». Неизвестно, кто благословил ее обличать «русскую армию» на съезде Союза офицеров в Москве и публично обвинять генерала Лебедя за его конфронтацию с приднестровским руководством на одном из митингов в Бендерах. Эта «дама в черном» проникла вместе с корреспондентами и в штаб армии, где командарм проводил открытую пресс-конференцию, о которой уже упоминалось выше. В своем выступлении с места она в очередной раз предприняла попытку пристыдить Александра Ивановича: «Если ваша армия не превратится в войско русского православия, то с земли может исчезнуть все то, что сегодня можно назвать русским, а также вселенское православие! Ибо вы – последняя сила от Бога на этой земле, а я – последний голос правды Его…» [9].

Генерал Лебедь сначала терпеливо слушал ее выкрики из зала, а затем его лицо побагровело. Он резко встал и под смешки присутствующих придавил своим голосом истеричную монашку: «Дамочка, я попрошу сейчас вывести вас из зала. В штабе армии так себя не ведут». А далее из его уст и прозвучали уже известные читателям слова о защите православной веры.

Помню, эта блуждающая «монахиня-политик» появилась еще раз в Тирасполе в начале сентября 1994 года, когда в городе проходил III-й Международный кинофестиваль славянских и православных фильмов «Золотой витязь» с участием известных режиссеров и артистов – Никиты Михалкова, Николая Бурляева, Натальи Бондарчук и Георгия Жженова. «Монахиня Ангелина» неподобающим образом вела себя за ужином в ресторане, а утром следующего дня в составе многочисленной делегации поспешила на экскурсию в Кицканский монастырь, где от нее отворачивались монахи.

…Проживая уже в Мюнхене, где существовал большой приход РПЦЗ, автор не раз замечал, что клирики Кафедрального собора тщательно отслеживали пребывание и выступление генерала Александра Лебедя в 1996 году в США. Там российский гость критически отозвался о деятельности Московского патриархата. Александра Лебедя называли в США первым российским политиком, посетившим Синод РПЦЗ, где он в своем выступлении и ответах на вопросы присутствующих признался «о своём разочаровании при попытке найти ответы на «вечные вопросы» в Московской патриархии» [10].

Он подчеркнул, выступая перед представителями русской эмиграции и «Конгресса русских американцев», что в своей жизни занимался поисками «морали» везде:

— …И в церкви искал православной... Я человек мирской, можно сказать, многогрешный — десантников тяжело сравнивать с ангелами, — и вдруг я увидел, что люди, которые по сану должны быть благочестивее, должны к свету разума вести, так они грешнее меня... Это не зарубежной церкви касается, это отечественной — православной. Погрязли они в разных прегрешениях... Я туда подошел и отошел" [11].

В Нью-Йорке А. И. Лебедю и его супруге подарили копию мироточивой иконы Божией Матери и ватку с миром, чтобы икона была «защитницей их семейства». Представители Зарубежной церкви пожелали российскому политику «христианского благоразумия», что приветствовали и эмигранты, стоявшие на стороне церкви Московского патриархата.

Генерал А.И. Лебедь, конечно, не мог знать, что во времена «холодной войны» в эмигрантских кругах Крестовоздвиженскую церковь Московского патриархата в Мюнхене называли «красной», а – приход Кафедрального собора Зарубежной церкви во имя Новомученников и исповедников Российских и святителя Николая считался почему-то «белым». В условиях взаимного неприятия с обеих сторон были известные перегибы, и дело доходило даже до курьезов. Исповедуя единую веру, православные клирики с амвона и в неофициальном общении заявляли далекие от истины вещи. Поэтому одну мюнхенскую церковь они категорично объявляли «благодатной», а другую – «неблагодатной». Причащение из чаши в «красной» церкви никак не приветствовалось в «белой» [12].

По просьбе автора архиепископ Марк (Арндт) написал приглашение архимандриту Доримедонту посетить мужской монастырь в Мюнхене и встретиться там с «гадким утенком от Лебедя», которому тот привез в подарок икону Казанской Божией Матери и образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Прибавление ума». К сожалению, пребывание настоятеля монастыря из Молдавии в алтаре собора завершилось тем, что ему было отказано в причащении из общей чаши: отец Доримедонт представлял на баварской земле … "недружественную" в то время для РПЦЗ церковь Московского патриархата. Не дождавшись окончания богослужения, расстроенный архимандрит вышел из алтаря, подошел к автору и шепнул:"Уходим отсюда".

В журнальных публикациях, в устных выступлениях клириков РПЦЗ использовались неполиткорректные слова и выражения в адрес членов руководства и главы Московского патриархата [13]. В те далекие 90-е годы автору казалось, что мюнхенские клирики РПЦЗ, родившиеся не в России, хотя и полюбили на Западе русское православие, но в их проповедях не чувствовалось настоящей любви к России, русскому народу и его традициям.

В последний раз автор видел генерала Александра Лебедя и сопровождающих его лиц 18 января 1997 года в баварском городе Дахау, на территории мемориального музейного комплекса, открытого на месте бывшего концлагеря. В год вывода советских войск из Германии здесь установили православную деревянную часовню-памятник в молитвенную память о соотечественниках, погибших в концлагерях. В часовне, принадлежащей приходу Московского патриархата, проходило богослужение, когда Александр Иванович и его супруга предстали перед алтарем. Молящиеся заметили, что российские гости не поставили свечи и всего лишь две минуты находились в часовне, построенной недалеко от здания крематория. Несмотря на это, одна старая прихожанка из бывшего эмигрантского поселка Людвигсфельд успела крикнуть вслед спешившему к автомобилю московскому гостю: «Мы в вас верим!»

В начале 2000-х годов Александр Лебедь, занимая в то время пост губернатора Красноярского края, защищал, оказывается, не только православие, но и ислам. Так, в конце января 2002 года он участвовал в первом заседании Совета мусульман края, где присутствовали муфтий Сибири Зулькарнай Шакирзянов, имам красноярского мусульманского центра и представители краевых мусульманских общественных организаций. По словам Александра Лебедя, «в России, за ее более чем тысячелетнюю историю, никогда не было межрелигиозных столкновений между исламом и православием». В одном из других выступлений на Западе (Женева) он также подчеркнул, что «русские привыкли мирно сосуществовать с мусульманами. И последний царь Николай II велел построить в Москве мечеть на 10 000 человек…» Поэтому Александр Иванович предложил в Красноярске «прилагать все усилия для того, чтобы «мусульмане чувствовали себя на берегах Енисея свободно и комфортно». С этой целью и создали в сибирском городе Совет мусульман края, где представители власти и исламских общин могли сообща решать проблемы, стоящие перед мусульманскими народами региона [14].

Кроме того, Александр Иванович предложил заниматься подготовкой мусульманских священнослужителей: «Их нужно готовить здесь, иначе их подготовкой займутся Бен Ладен и Хаттаб». В возрождении «истинного ислама, который, как и любая другая религия, призывает к миру, любви и милосердию, заинтересованы не только мусульмане, но также и другие жители нашего края», подчеркнул в своем выступлении А.И. Лебедь. Однако не все поняли и поддержали губернатора, которого некоторые оппоненты додумались позже назвать... «предателем, желавшим обратить Россию в ислам» [15].

В завершении повествования попытаемся подытожить собственные размышления о вере генерала Александра Лебедя. Чужая душа, как говорят в народе, потемки: "Помыслы в сердце человека – глубокие воды" (Притч. 20,5) Вера у невоцерковленного Александра Ивановича, видимо, была. Пусть не такая яркая и полная. И Господь, вероятно, принял этот маленький и укорененный в нем росток православной веры. «Кто не против вас, тот за вас» (Глава 9, стих 40) – это слова Христа, обращенные к Его ученикам в Евангелии от Луки. Только Господь знает те условия и обстоятельства, в которые был поставлен в жизни генерал Лебедь, и только Он ведает все его откровения, мысли, переживания и внутренние порывы. Будем полагать, что вера генерала Лебедя осталась в ведении Бога. Он разберется с ним и со всеми нами. Бог рассудит всех и все себя увидим.

…Рассказывая в Мюнхене о защите генералом-миротворцем А. И. Лебедем православия на берегах Днестра и о его благотворительной деятельности Церкви, автору запомнились слова, которыми однажды в Кафедральном соборе РПЦЗ подытожил исповедь архиепископ Марк [16]: «...Вы у себя на родине предавались страстям и сделали генерала Лебедя своим кумиром. Забыли, что он обыкновенный смертный человек! А о чем гласит евангельская заповедь? – «Не сотвори себе кумира». Далее архиепископ посоветовал внимательно прочитать 117-й псалом. Дома автор открыл подаренную им при освящении квартиры Псалтирь, где нашел такие стихи: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей».


Примечания:

[1] В данной публикации использованы фрагменты 12-й главы «Православие – вера моего нарoда» из книги автора "О генерале Александре Лебеде и о забытой войне. Записки политэмигранта". – Мюнхен, 2005, c.68 – 78.

[2]Ныне — митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь; род.1953) — глава Среднеазиатского митрополичьего округа.

[3]В Приднестровье в 90-е годы генерал А.И. Лебедь не афишировал свои украинские корни. В российских СМИ А.И. Лебедю, чей отец был украинцем, приписывают такую фразу: «Почему-то я с детства ощущал себя украинцем, хотя на любом другом языке знаю значительно больше слов, чем на украинском».

[4] См.: Холодюк А. О генерале Александре Лебеде... – Мюнхен, 2005, c. 20. Автор,не служивший в армии, но имевший звание старшего лейтенанта запаса, в 1992 году был прикомандирован к гарнизонной военной комендатуре. Генерал А.И. Лебедь согласился с просьбой автора — читать в университете лекции и выполнять во время военных сборов все порученные ему корресподентские поручения.

[5] См.: «Православная Русь», 1997, N 1.

[6] Источник: электронный ресурс

[7] Доримедонт (Чекан; 1961 — 2006), с 1998 г. — епископ Единецкий и Бричанский, основавший три монастыря в Единецкой и Бричанской епархии. В 1990 г. Доримедонт назначен наместником вновь открывшегося Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря в с. Кицканы Слободзейского района Молдавии. С 1990 г. – игумен, в 1993 г. возведен в сан архимандрита. Как и генерал А.И. Лебедь, епископ Доримедонт стал жертвой катастрофы, но — автомобильной.

[8] Бергман Михаил Михайлович (род. 1948) — российский военный деятель, полковник в отставке, был военным комендантом Чернобыля и Тирасполя. Ближайший помощник генерала А.И. Лебедя на территории Приднестровья, а затем и в России.

[9] Холодюк А. О генерале Александре Лебеде… – Мюнхен, 2005, c. 74 – 75.

[10] См.: Газета «Коммерсантъ» от 22.11.1996.

[11] Там же.

[12] Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). — Мюнхен, 2011, с.13 -14.

[13] Там же.

[14] См.: https://newslab.ru //Александр Лебедь: "В возрождении истинного ислама заинтересованы не только мусульмане, но также и другие жители нашего края". 28 января 2002.

[15] См.: Электронный ресурс ИА Регнум // C. Кургинян. Генерал Лебедь был предателем, желавшим обратить Россию в ислам. 24 декабря, 2020.

[16] Ныне — митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт; род.1941), епископ РПЦЗ.

Впервые опубликовано в блоге автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Бывший СССР
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 07:36
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 06:29
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Vladislav
27.04.2024 02:59