Так была написана знаменитая "Лествица". В переводе со старославянского это значит "лестница". Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".
"Лествица" состоит из 30 глав. Каждая глава называется "Слово" и представляет собой небольшую проповедь на одну из 30-ти отобранных преподобным Иоанном тем. Эти главы представляют собой как бы ступени, по которой человек шаг за шагом приходит к духовному совершенству, к Богу. Самая первая "ступень" - отречение от суетного мира. Словно поднимаясь всё выше и выше по лестнице, ведущей от греховного мира к Богу, человек побеждает грехи гнева, чревоугодия, лжи, уныния, лености, сребролюбия и становится добродетельным.
Преподобный Иоанн, начиная свои поучения словом об отречении от жития мирского, призывает "покусившихся с телом взойти на небо" помнить, что им "поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения... Ибо труд... и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным".
"Впрочем, будем благодушны, страстные и изнемогающие; - утешает нас преподобный, - немощь нашу и душевное бессилие несомненною верою... представляя и исповедуя Христу, непременно получим помощь Его, даже сверх нашего достоинства, если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия".
Святой Иоанн обстоятельно разъясняет что подразумевается под "узким путем" к Царствию Небесному: "Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева,... скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен - терпеть мужественно; когда на тебя клевещут - не негодовать; когда уничижают - не гневаться; когда осуждают - смиряться". - Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть царство небесное Матф. 5, 3-12).
В другой главе "Лествицы" авва повествует о борьбе с многоликим и "изворотливым" тщеславием. Преподобный предупреждает нас: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
Последнее "Слово" посвящено вере, надежде и любви, трём добродетелям, значение которых для людей подчёркивал апостол Павел в одном из посланий. Это последняя ступень "Лествицы", ведущей к Богу, потому что Бог есть Любовь (Иоан. 4, 8).
Образ "Лествицы" заимствован из Ветхого завета, видения Иакова - "Лестница, по которой восходят ангелы".
Изображение "Лествицы" Иоанна часто встречается на иконах, где она изображается как настоящая "лестница к небу", по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (он условно обозначается как разлом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.
На Руси на день памяти преподобного Иоанна было принято печь "лесенки" из постного ржаного теста. Размеры и количество ступенек были разнообразны: семь - "по числу небес Апокалипсиса", двенадцать - " по числу месяцев в году", двадцать три - "по числу мытарств души на том свете"...Формы - тоже самые разнообразные, от птичек со ступеньками на спинках до больших открытых пирогов.
В день Иоанна Лествичника "лесенки" освящали в церкви. Освященные лесенки приносили домой или раздавали нищим.
http://www.st-tatiana.ru/cgi-bin/client/display.pl?did=3567