Первый московский святой

21 декабря/3 января - память Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326).

 

 Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение.

Он нашел "пустыню" по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем.

Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и Всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери "Петровская".

В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе. Где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: "Церковь овдовела".

Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Следовательно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру.

В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

И первым в Константинополь прибыл Петр. Они беседовали с Патриархом Афанасем и он нашел Петра достойным для возведения на кафедру митрополита Киевского и Всея Руси.

Когда же прибыл Геронтий, Афанасий побеседовал и с ним, но решения не изменил. Так именно Петр стал митрополитом. У Геронтия забрали все, что должно принадлежать митрополиту, в том числе ту икону, которую Петр подарил некогда митрополиту Максиму и отдали его преемнику. Митрополит Петр отправился в Киев.

Пробыл там лишь год. Угроза, из-за которой Максим в свое время перевел кафедру во Владимир, по-прежнему была сильна (ведь Киев находится на крайнем Западе земель Русских и часто подвергался нападениям разных государств, разных племен). В 1309 г. митрополит Петр вместе со своим клиром тоже направился во Владимир.

Но Великий князь Владимирский Михаил Тверской все еще помнил обиду; тут - прибыл кто-то ему совсем неизвестный. Не лучше ли сделать так, чтобы его вообще не было? В этом поддержал князя Владимирский епископ Андрей, начав писать на митрополита Петра жалобу за жалобой.

В Константинополе попытались разобраться почему так много жалоб, патриарший представитель был направлен во Владимир. Расследование к неудовольствию Михаила Тверского, выявило лишь, что жалобы - клевета. Петр остался митрополитом.

Митрополит понимал, что раздражает князя. Во Владимире не задерживался, разъезжал по епархиям, и в том числе и в Московскую. Останавливался на своем подворье в Крутицком монастыре. Москва того времени ограничивалась пределами нынешнего Кремля. Крутицкий монастырь был далеко за пределами города.

Иван Данилович (или Иван Калита) стал общаться с Петром и почитать за своего духовного наставника. Чтобы им общаться чаще, Иван Данилович построил для митрополита подворье прямо в Кремле. Петр, по приезду в Московскую епархию, останавливался уже здесь.

Но митрополит искал уединенной молитвы. Разве это было возможно в Кремле? И тогда Петр выбрал место для нового монастыря. Теперь на этом месте - Высокопетровский монастырь.

Тогда здесь был глухой лес. Рядом протекала река Неглинная. Эти места могли напоминать ему родные Волынские. Здесь был основал небольшой монастырь и построил храм в честь своего небесного покровителя, Апостола Петра. Но поскольку Апостол Петр вспоминается вместе с Апостолом Павлом, храм был поименован во имя Апостолов Петра и Павла.

Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и Всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Во многом это можно объяснить напряженными отношениями митрополита с Михаилом Тверским и, напротив, расположением к нему московского князя Ивана Калиты.

Так зародилась идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем был не Иван Даниловия Калита, а его старший брат, Юрий Данилович. Последний считал, что по своей родовитости великим князем должен быть именно он, а не Михаил Тверской. Но поскольку Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал кому быть "великим".
Когда Юрий Данилович уезжал из Москвы в ставку татарского хана, возил ему подарки. С 1315 по 1317 г.г. жил в ставке татарского хана, женился на его сестре, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Юрий Данилович оставлял правление на Ивана.

В 1325 г. Юрий Данилович был убит в ставке татарского хана, и Иван Данилович стал правящим князем, уже замещающим, но правящим, и предложил Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву.

Но митрополия по прежнему оставалась Киевской и Всея Руси. Кафедральным же был Успенский собор в Киеве. После переводы кафедры во Владимир - кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве же Успенского собора не было. Тогда митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери.

И сказал ему:

- Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем.

Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор, и если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.

Начали строить. 4 августа 1326 г.. Митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб.

- За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве.

В 1326 г., 21 декабря (по ст.стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного такого святого, который бы был канонизирован так быстро. http://www.taday.ru/text/69007.html

Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. Своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь Св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. Собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст.стилю), где пребывают и сейчас.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий