Илия пророк защищал лучше, чем воинство

0
541
Время на чтение 5 минут
Илия, пожалуй, самый почитаемый на Руси ветхозаветный пророк. Илия, обрусев, превращался в "Ильюшку", но трудно себе представить, чтоб ревностный обличитель нечестивых евреев откликался на нечто подобное. В жизни этого праведника не было ничего "уменьшительно-ласкательного". Была пламенная молитва и совершавшиеся по ней чудеса, стояние за правду Божию, попираемую теми, кто предпочел золотых тельцов Единому Богу.

Само имя Илия переводится как «мой Бог - моя крепость» или «Бог есть Господь».

Пророк жил при самом нечестивом израильском царе - Ахаве (в 874-852 гг. до н. э.). Тягчайшим грехом царя было то, что в Самарии - столице Израильского царства - он велел поставить жертвенник языческому богу Ваалу. Известно, что в немалой степени насаждению культа Ваала способствовала жена царя, тирская царевна Иезевель.

Однажды Илия пришел к царю и прямо объявил, что Ахав прогневил Господа своей грешной жизнью. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», - сказал Илия.

Поверил царь пророку или нет, неизвестно. Однако в Израильском царстве действительно началась сильная засуха, а следом за ней и голод.

Чудо воскресения

Илия же по слову Божию удалился на Восток и поселился у потока Харафа. Утром и вечером вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду пророк брал из потока. Но, поскольку дождя не было много дней, поток, у которого жил Илия, иссяк.

Тогда Господь сказал, чтобы Илия пошел в Сидомский город Сарепту и поселился там у одной вдовы.

Вдова приняла гостя и дала ему напиться воды, а когда тот попросил дать ей хлеба, женщина ответила, что у нее есть только немного муки. Она согласилась испечь хлеб для Илии, себя и своего сына, а потом умереть - ведь больше еды в доме не было. Илия же пообещал ей, что, покуда он будет оставаться в ее доме, мука в кувшине не будет заканчиваться, так что они смогут спокойно есть хлеб, ведь так сказал Господь.

Вскоре у вдовы заболел и умер сын. Женщина сильно опечалилась и решила, что Илия поселился у нее в доме, чтобы напомнить ей ее грехи и в качестве наказания умертвить сына. Тогда пророк помолился Богу и попросил, чтобы он вернул жизнь ребенку женщины, которая согласилась его приютить. По слову Божию мальчик воскрес. По преданию, именно этот мальчик станет потом пророком Ионой. А позже именно его трехдневное  "путешествие" во чреве кита, Церковь станет вспоминает как предзнаменование великого чуда Воскресения Христа.

Один Бог в Израиле

По прошествии многих дней Бог сказал, чтобы Илия возвращался в Израильское царство.

В столичном городе Самарии Илия должен был показать, что Ваал - ложный Бог, и обратить израильтян на путь истинный.

Илия попросил народ собрать 450 вааловых жрецов и сделать два жертвенника. На один из них положить тельца, приготовленного для Ваала, а на другой - для Господа, при этом жертвы не надо было поджигать. Сначала жрецы Ваала, а потом Илия должны воззвать каждый к тому, кому он поклонялся. Если Ваал - истинный бог, то он пошлет на тельца огонь, чтобы жертва сгорела, если же истинный Бог - Господь, то огонь пошлет Он.

Целый день жрецы призывали Ваала, но ответа не последовало. Они кололи друг друга ножами и копьями, кричали, но безуспешно. Илия же стоял и смеялся над ними:

- Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется.

Когда стало ясно, что Ваалов телец не загорится, Илия подозвал народ к себе. Он взял 12 (по числу колен Израилевых) камней, построил жертвенник, вырыл вокруг него ров и залил тельца и ров водой. В то время, когда обычно приносилась вечерняя жертва, он воззвал ко Господу:

- Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают они в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему!

Тогда огонь Господень ниспал на землю, и не только телец сгорел, но и дрова, и камни, и выкипела вода изо рва. Народ израильский пал на колени со словами: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!»

Вааловых же пророков Илия повелел схватить и отвести к потоку Киссону, и там заколол их.

После этого над Израильским царством прошел долгий и сильный дождь.

Илия пророк защищал лучше, чем воинство

У Илии был ученик - Елисей, которого он по слову Божию помазал в пророки. Как-то Илия сказал ему, что может попросить все, что хочет.

- Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, - попросил юноша.

- Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, - ответил Илия.

Они шли и разговаривали, когда вдруг явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и Илия был вознесен в ней на небо.

- Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! - крикнул Елисей. Считается, что эти слова значат, что пророк Илия защищал Израиль лучше, чем все воинство - и колесницы, и конница.

Горько было Елисею расстаться с учителем, и в отчаянии он разодрал на себе одежды. Тогда к его ногам упала милоть (верхняя одежда) Илии. Елисей поднял ее и получил то, о чем просил, - пророческий дар. Первым свидетельством этого было то, что, когда он ударил милотью по иорданской воде, она расступилась перед ним, как некогда перед Илиейр.

Русский "громовержец"

Эпизод с вознесением Илии на небо породил любопытную традицию его почитания на Руси. Раз пророк на небе, значит, он может повелевать громом, молниями и тучами. Поэтому языческое сознание отождествляло пророка с Перуном. Считалось также, что Илия разносит воду святым, которые уже пребывают на небесах.

В некоторых народных легендах Илья считался змееборцем, который уничтожает пресмыкающихся и всякую нечисть пущенными с неба стрелами. На Украине, например, считали, что в Ильин день «гады всюду ходят», отчего не выпускали в поле скот. Выходящих в этот день на волю «гадов» избивали палками, а также держали наготове ружья, чтобы не допустить их приближения к жилью. Считалось также, что в Ильин день открываются норы, и дикие звери получают волю, поэтому этот день был особенно опасен для скота. Вместе с тем именно с Ильина дня начинался кое-где сезон охоты на волков.

Еще верили, что там, куда ударяют огненные стрелы Ильи и или где ударил копытом его огненный конь, возникают незамерзающие зимой родники, которые назывались «гремячими».

Как святой, «ответственный» за дождь, Илья считался покровителем будущего урожая. Одним из наиболее заметных событий Ильина дня была «братчина», или «мольба»,- коллективная трапеза, объединявшая жителей нескольких соседних сел. Трапезе предшествовало заклание барана или быка, купленного на собранные в складчину деньги или сообща выкормленного. В Ильин день животное приводили к церкви, его освящали, а затем закалывали и ели все вместе. Кровь животного собирали и мазали ею глаза и лоб, а детям щеки.

Во многих местах Ильин день, приходившийся на самый разгар полевых работ, связывался с разными их этапами. С Ильина дня начинали жатву (ср. «Илья жниво зачинает») или заканчивали уборку («На Илью мужик копны считает»), почти везде к Ильину дню оканчивался сенокос: «Илья-пророк - косьбе срок».

С Ильина дня лето постепенно начинало уступать место осени: «Илья лето кончает», «На Илью до обеда лето, после обеда осень». С Ильина дня вода не годилась для купания, так как в нее, по поверью, обмакнул рога или лапы олень, уронил копыто конь Ильи-пророка или сам Илья кинул в воду кусочек льда. 

Ну а самое нелепое народное поверье утверждает, что в Ильин день купаются только черти, так что крещеному человеку нельзя после этого заходить в воду.

Разумеется, к церковному празднованию сего дня все эти суеверия не имеют решительно никакого отношения.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

http://www.taday.ru/text/60565.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06