8 марта помогает людям смягчить травму от затянувшейся зимы

0
111
Время на чтение 3 минуты
- Как Вы оцениваете сохраняющуюся с советского времени устойчивую популярность в России таких праздников, как 8 марта и 23 февраля? Их нередко отмечают и в православной среде, несмотря на то, что они как правило выпадают на Великий пост.

- 23 февраля и 8 марта - это один и тот же праздник, просто разделенный на мужскую и женскую половины. Я вообще не люблю праздники по гендерному признаку, потому что не люблю обязаловки - когда особо выделенную группу людей надо специально чествовать в этот день. К числу таких праздников, не любимых мною, я отношу еще и день Святого Валентина, когда от детишек в школах требуют обязательного признания в любви и когда первоклашек еще в детском саду начинают допрашивать "Ванечка, кого ты любишь?", а Ванечка еще маму любит на самом деле, а вовсе не Машеньку из-за соседней парты. Проблема состоит в том, что слишком уж праздник 8 марта был связан когда-то именно с советской обязаловкой и советской интерпретацией классовой борьбы, что тоже лишало Женский день возможного для него естественного человеческого обличия. Кроме того, уже с церковной точки зрения этот праздник приходится на время Великого поста. Наконец, если уж искать какие-то гендерные события в нашей истории, нашем народном календаре, то можно вспомнить неделю жен-мироносиц, в послепасхальный период. Я бы сказал так: я не буду винить людей, которые празднуют 8 марта как женский день, но в то же время резервирую за собой право в этот день уклоняться от поцелуев и лирики.

- Как Вы думаете, мог бы праздник жен-мироносиц при определенных пропагандистских усилиях завоевать всенародную любовь и играть такую же роль, как 8 марта?

- Мне трудно об этом говорить, учитывая меру расцерковленности нашего современного общества. Плюс к этому, надо учитывать грандиозное национальное многообразие народов России. Так что, конечно, полноценной замены нынешнему формату 8 марта, наверное, не получилось бы. По крайней мере, не сразу - как всегда, праздники входят в пору через поколение. Действительно, к 8 марта подведена преждевременная встреча весны, связанная с прощанием с морозами - масленицей.

С другой стороны, наверное, в этот период и нужны какие-то особые праздники - для того, чтобы смягчить у людей травму от затягивающейся зимы, сгладить противоречие между формальным календарем и календарем климатическим. Что-то такое освещающее и согревающее в этот период действительно нужно.

- С миссионерской точки зрения имеет ли смысл прилагать усилия по популяризации православных праздников, связанных с гендерно-семейной, любовной тематикой: дня святых благоверных Петра и Февронии в альтернативу Валентинову дню, дня жен-мироносиц? Нужен ли тут особенный пиар?

- На мой взгляд, это неплохо. Действительно, сейчас маловато праздников. Средневековая культура гораздо более богата на праздники, равно как и сама культура отмечания праздников была богаче, чем сегодня. Так что я думаю, что если некие группы людей будут отзываться на жен-мироносиц и Петра-Февронию, это будет хорошо. Правда, что касается Петра с Февронией, там есть проблема в том, что это летний день, а летом людей очень тяжело организовывать на любые праздники. Люди у нас в эти курортные дни живут более дисперсно, каждый прячется на собственной даче.

- По Вашему мнению, сегодня в относительно воцерковленной среде женщин есть тенденция к определенной феминизации, либерализации женского статуса? Или все-таки сегодня для психологии большинства православных женщин характерен консерватизм, традиционализм?

- Конечно, церковные женщины настроены довольно жестко, консервативно. При этом они сами не замечают, что именно их жесткость есть проявление феминизма. Потому что они тем самым, этой своей жесткостью, дают себе право иметь свое мнение и проявляют его. Действительно, на наших глазах происходит феминистская революция в Церкви. Женщины обретают право голоса, становясь, например, авторами очень интересной церковной литературы. Они получают богословское образование и защищают диссертации по богословию, становятся преподавателями Закона Божия в школах, многих богословских дисциплин в наших духовных семинариях. Пока в этом процессе, на мой взгляд, плюсов гораздо больше.

- Может ли в Русской церкви, по Вашему мнению, в будущем возникнуть дискуссия о женском священстве?

- Ну, вопрос есть, поэтому неизбежно будет и обсуждение его, и накопление возможных аргументов и ответов каждой из возможных сторон. Тем более что наша Церковь не есть закрытая система, и вопросы, которые, может быть, не возникли бы у самих церковных людей, возникают у тех, кто просто живет рядом с нами и смотрит на нас со стороны. Хотя пока я слышу подобного рода настроения и вопросы редко и только в светской, нецерковной аудитории.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=125
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Андрей Кураев
Все статьи Протодиакон Андрей Кураев
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38