Литература - это мой амвон

0
128
Время на чтение 7 минут
Роман об иконоборческих спорах и победе иконопочитания, о сложных судьбах христианской империи в период ее противостояния исламу вышел в свет в феврале в издательстве Сретенского монастыря. Автор романа "Иоанн Дамаскин" - протоиерей Николай Агафонов. Отец Николай - автор известных и полюбившихся читателям рассказов - представляет свой первый роман читателям "Церковного вестника".

- Отец Николай, "Иоанн Дамаскин" - ваш первый литературный опыт в жанре романа. Если говорить кратко, о чем он?

- Это действительно мой первый опыт. Я очень волновался, получится ли у меня написать исторический роман, ведь до этого были только рассказы. Я испытывал сомнения: смогу ли я выстроить действительно интересную сюжетную линию, придерживаясь исторической точности. Я много молился, когда писал роман, и верю, что святой Иоанн Дамаскин помог мне в этом творческом деле. Без Божией помощи, только человеческими силами я бы этот роман не написал.

Идею написать эту книгу я носил в сердце 30 лет, это стало своего рода мечтой моей жизни. Можно было бы ограничиться небольшой документальной повестью, вроде жития с научными комментариями, но это показалось мне неинтересным. Я хотел создать образ моего любимого святого, но не иконно-житийный, а живой, динамичный, многогранный.

В романе рассказывается о сложной и драматичной эпохе противостояния двух империй - христианской и мусульманской, о периоде иконоборчества и о победе иконопочитания, о дворцовых интригах и государственных переворотах, о кровавых сражениях и горячей молитве, о любви и ненависти, о святости и подлости. А в центре всего этого - необыкновенно притягательный образ преподобного Иоанна Дамаскина: с одной стороны - знатного вельможи, а с другой - монаха-аскета, великого писателя и замечательного поэта VIII века, ученого богослова и философа-полемиста.

- Ваши книги широко известны в церковных кругах. Расскажите, как и когда вы начали писать? Что послужило для вас первым толчком?

- В пять лет я уже знал, что буду писателем. Писал всю жизнь. Сказки, рассказы... Читал их в кругу семьи, своим друзьям, родственникам.

Постепенно творчество захватывало меня все больше и больше, и вот, в 2001 году я действительно серьезно занялся писательской деятельностью, и уже в 2002 году два моих рассказа были напечатаны в волгоградском литературно-художественном журнале "Отчий край". Потом были и другие публикации.

Я очень благодарен архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию, который поддержал меня в моем начинании и благословил издавать мои произведения. После этого и вышли первые сборники моих рассказов. Конечно, я не ожидал, что они так быстро завоюют популярность. Но тираж следовал за тиражом, книги расходились мгновенно. Вот так, с одной стороны, незаметно, а с другой - стремительно, и начался мой творческий путь.

Толчком к идее написать роман про Иоанна Дамаскина стала студенческая постановка замечательной поэмы А.К. Толстого с таким же названием, осуществленная в 1976 году, когда я еще учился в Московской духовной семинарии. Именно тогда мне в душу запал необыкновенный образ преподобного, а в сердце поселилась мечта написать о нем роман.

- Что показалось вам актуальным, созвучным нашему времени в том периоде истории Церкви, который вы описываете?

- Прежде всего, это проблема государственной власти и нравственности. Я раскрываю ее на примере двух правителей - Льва Исавра, вошедшего в историю как император-иконоборец, и Юстиниана, пытавшегося совместить жесткие методы правления с евангельской заповедью любви. Я попытался ответить на вопрос: может ли правитель быть святым?

- И какой ответ вы даете?

- Ответ дает Иоанн Дамаскин в одной из своих бесед с императором. Безусловно, правитель должен стремиться к святости. Вообще, это очень сложный вопрос - насколько правитель может позволить себе быть по-христиански милосердным. Знаете, здесь мне невольно пришла в голову параллель с царем-мучеником Николаем II. В романе я провел своего рода скрытую апологию нашего последнего императора. Его обвиняли в излишней мягкости, беспомощности, неуместной в его положении "святости", неспособности к решительным, жестким мерам, в результате чего он лишился трона. Но часто слабость в глазах людей становится величием в глазах Бога. Теперь, в условиях нового времени и демократических перемен, мы это понимаем.

В романе я затронул также проблему старчества. Сейчас многие относятся к словам старцев, которых стало очень много в последнее время, как к заветам Христа, не подлежащим сомнению. В романе, когда Иоанн Дамаскин приходит в монастырь, старец запрещает ему писать. И Сама Богородица приходит к нему с просьбой отменить прещение. Старцы - это тоже люди, и они тоже могут ошибаться. Но если старец настоящий молитвенник и подвижник благочестия, то его "ошибки" промыслительным образом Господь направляет на благо. Не повели старец умереть творческому порыву Иоанна, не было бы и его творческого "воскресения", и тогда, вполне возможно мы не имели бы Пасхального канона, одного из лучших творений Дамаскина.

Таким образом, ставя в романе проблему соотношения свободного творчества и христианской аскетики, я прихожу к выводу, что одно другому не мешает, а лишь дополняет и возвышает.

- "Иоанн Дамаскин" - историческое произведение. Насколько важна для вас историческая достоверность? По каким источникам вы выстраивали фактическую канву событий?

- Безусловно, я старался придерживаться исторических фактов и хронологических рамок, согласно летописям. При работе я использовал творения преподобного, жития святых тех времен, труды византологов, все летописи по Византии, вплоть до армянских. Но роман не может быть без вымысла. Мой роман - это не учебник по истории Византии, художественное повествование о судьбах людей той эпохи. По моему глубокому убеждению, исторический роман - это книга не столько о том, что происходило в прошлом, сколько о том, как эти события увидел сам автор.

Я поставил перед собой несколько задач: роман не должен быть большим по объему, так как современные люди отвыкли много читать; сюжет должен быть интересным и захватывающим, но самым главным для меня было не исказить идейный образ святости и, в то же время, дать образ Иоанна Дамаскина в развитии, показать становление его как личности. На мой взгляд, это - самое интересное в художественном произведении, ведь в житии, святой свят от рождения до смерти, но такого не может быть в художественной литературе. Куда мы тогда отбросим психологизм, вот уже триста лет, как занявший в литературе свое достойное место.

Также я постарался передать развитие в обществе идей иконоборчества и силу противостояния им святого Иоанна Дамаскина. Перо великого поэта и писателя древности выступило против меча императора. И я показал, что перо может быть сильнее меча, если стоит за правду Божию. Иоанн пострадал, но вышел победителем - благодаря его сочинениям возникла оппозиция иконоборчеству, которая одержала победу.

Что же касается авторской фантазии или вымысла, то я скорее назвал бы это не вымыслом, а формой подачи сухих исторических фактов в их психологической и логической достоверности.

- Равнялись вы в своей работе над романом на какие-нибудь известные литературные образцы прошлых лет или современности? Чей стиль вам ближе?

- Я никому не подражал, и у меня нет и не было такого стремления. Я нигде не учился этому, и у меня нет литературной школы. Я просто пишу так, как чувствую, как мне это видится. Самое главное для меня - чтобы было понятно и интересно людям. Боюсь, что интеллектуалов, которые ищут в моих произведениях каких-то литературных изысков, ждет разочарование. Но мне приходят сотни писем от простых людей с благодарностью за мои труды, а это для меня ценнее всего.

- Что, на ваш взгляд, вам удалось выразить и передать в романе, а что нет?

- Главное, что мне удалось - я нашел свой стиль в исторической прозе. Для меня это стало очень важным моментом. Я планирую написать еще одно историческое произведение, на этот раз из евангельской истории - о женах-мироносицах. Что же касается того, что мне не удалось в романе - судить читателя и критикам.

- Означает ли это, что вы больше не будете писать так полюбившиеся читателям рассказы?

- Конечно нет! Параллельно с романом я работал и над рассказами, и над сказками. В планах у меня три повести: первая - о Чечне - "Свет золотой луны", вторая - о молодой девушке из богатой семьи, пришедшей в монастырь накануне страшных событий революции 1917 года, третья - о мальчике, попавшем в сатанинскую секту.

- Кому прежде всего адресован ваш роман?

- Роман, как и мои рассказы, адресован самой широкой аудитории - от студентов до пенсионеров. Надеюсь, несмотря на то что он основан на исторических событиях и затрагивает глубокие религиозные и богословские вопросы, он будет интересен, простым читателям, не имеющим специального образования.

- Как относятся ваши собратья-священники к вашей творческой деятельности?

- Собратья-священники относятся очень положительно. Могу сказать, что именно благодаря им мои книги так быстро получили известность, стали популярны и любимы. Священники читали сами, а потом рекомендовали прочесть своим прихожанам. Дело в том, что многие мои рассказы посвящены именно священнослужителям. Я показываю людям, что священник - это такой же живой человек из плоти и крови, он так же способен на ошибки, сомнения, нравственные падения. Многие меня упрекали в излишней откровенности. Но я считаю, что люди могут поверить только правде, а не искусственным, рафинированным образам "без страха и упрека". Думаю, именно поэтому мои рассказы сближают мирян и священников. Люди начинают лучше понимать нас, относиться с большим доверием. Возможно, это - одна из причин, по которой духовники любят давать своим чадам мои книги.

- А как вас приняли в писательском сообществе?

- В писательском сообществе меня приняли очень хорошо. Вскоре после того, как начали выходить мои книги, я стал членом Союза писателей России. У меня сложились замечательные отношения с этими людьми. Многие из моих знакомых писателей начали ходить в церковь и стали писать на христианские и православные темы. Например, известный писатель С.А. Жигалов, автор романа "Бродячие собаки", сейчас пишет книгу о безруком художнике и иконописце Журавлеве.

- Вы первый священник, ставший членом Союза писателей?

- Нет, не первый. В Союзе есть писатели, ставшие священниками, например отец Ярослав Шипов. Я, наверное, один из первых прозаиков, кто стал членом Союза, изначально, будучи священником, а не писателем.

- Как вам удается совмещать пастырскую деятельность, требующую максимум сил и самоотдачи, с литературным творчеством? Не мешает ли одно другому?

- Не только не мешает, а, наоборот, дополняет. Литература - это мой амвон. Книги - это моя проповедь христианского образа жизни, стремления к совершенству. Через своих литературных героев, я предлагаю людям примеры того, как из любых самых трудных жизненных ситуаций можно найти выход через веру, надежду и любовь. Я считаю такую форму проповеди более действенной, чем отвлеченные теоретические нравоучения. В своих книгах я никогда не поучаю, просто показываю, как тяжело бывает человеку, пока он не сделает шаг к Богу и тогда Бог обязательно идет навстречу; при этом жизнь человека кардинально меняется. Это и есть настоящее чудо и милость Господа к нам.

Протоиерей Николай Агафонов, член союза писателей

Беседовала Мария Державина

http://tserkov.info/numbers/reading/?ID=2078
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Агафонов
Юродивый Гришка
Из книги "Чаю воскресения мертвых"
11.03.2020
Литературных шедевров нет, ибо истощилась почва
Горькие размышления к 250-летию со дня рождения И.А.Крылова о плачевном состоянии современной русской литературы
15.02.2019
Чтение становится элитарным занятием
Или почему российское общество уже давно перестало быть литературоцентричным
19.06.2018
Хамство «деятелей культуры» питается попустительством зрителей
Самарский священник о.Николай Агафонов возмущен пьяной выходкой актера М.Ефремова в Самаре
12.03.2018
Все статьи Протоиерей Николай Агафонов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06