itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Просто Мария

0
291
Время на чтение 4 минуты
Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь - не очень старый, всего с конца XV века он известен. На длинном, вытянутом с севера на юг Череменецком озере, что под Лугой, был островок у западного берега, там-то и основан был монастырь, по легенде - по повелению самого Ивана III.

На руинах

Мало осталось от монастыря. А ведь когда-то он занимал собою весь остров, на дореволюционных снимках его многочисленные здания отражались в водах озера. И даже на снимке 1949 года был цел Иоанно-Богословский собор - самое величественное сооружение монастыря. Сейчас от собора, высоко стоявшего на искусственном холме посреди острова, осталась только алтарная часть из бута. Все остальное погибло после взрыва, который организовал в начале 60-х годов председатель местного колхоза, - он так и с религией боролся, и стройматериалы для сараев добывал.

Разоренный монастырь долгое время служил пристанищем сначала для школы садоводства, а потом для турбазы, о которой до сих пор напоминают типовые садовые скамейки и урны, натыканные по всему полуострову (остров уже давно соединили с материком дамбой). Уцелевшие монастырские постройки ветшали, огромные деревья рвали корнями фундаменты, все приходило в запустение и негодность.

И посреди этого хаоса в 1997 году появились люди - молодой игумен Митрофан и сколько-то монахов, причем монахи все время менялись, и только игумен неизменно оставался во главе крошечного братства, старавшегося вдохнуть прежнюю жизнь в изуродованную местность. Да еще одна старушка все время была здесь - задолго до монахов, когда только смотрители здесь жили от Александро-Невской лавры, к которой был приписан монастырь. Маленького роста, миловидная, проворная как девушка, она сновала в трапезной - кормила народ, возилась в огороде, который расчистили от многолетнего хлама. В тесном помещении кухни из обыкновенных продуктов она ухитряется делать вкусные, хоть и очень простые блюда, и варить в кастрюле чай, который по одной чашке никто не выпивает - все приходят за добавкой.

Всеобщая мама

Старушку эту звали за пределами Череменецкого монастыря Марией Петровной Жуковой. Здесь она - матушка Мария, пятнадцать лет с поварешкой и с тяпкой. Как она тут оказалась? Откуда пришла? Кого оставила в прежней жизни?

- А я, дорогая моя, здесь оказалась по промыслу Божиему. Я была прихожанкой Александро-Невской лавры, жила в Ленинграде, как начал монастырь обживаться, я стала тут поварихой и алтарницей. Я ведь до этого в столовой работала, так что дело знала. А до столовой 21 год отработала на "Светлане" - делала лампы для подводных лодок. И не была я религиозной, нет, дорогая моя, не было в нашей семье этого заведено. Нас у отца с матерью девять деток было, мама правда всех нас крестила, но в церковь мы не ходили, у родителей в комнате была иконка, они как-то тихонько молились, но нас, детей, молитвам не учили. Это потом я стала чувствовать потребность в посещении храма. А сюда как приехала впервые - и поняла, что лучше места на свете нет.

- Но ведь здесь мужской монастырь. Почему вы не ушли в женский?

- Я просилась в женский монастырь, потому что здесь житье тяжелое было поначалу - все вручную, все на себе. Правда, говорят, в женских монастырях тяжело уживаться, особенно в возрасте, сестры друг друга порой так укоряют, что до слез. Но меня и не отпустили, сказали, что я здесь нужна. А потом я и сама поняла - они же все как дети, без меня не смогут. Я за них за всех переживаю, хотя, бывает, и ругаюсь с ними. А как же! И ору, честное слово, ору на них, когда тихим словом пронять не получается. И они понимают, хотя и обижаются поначалу, потом подходят: "Да, матушка Мария, вы были правы, мы заслужили такое обращение". И только я в Питер ехать соберусь, они сразу стонут: "Возвращайтесь скорее, не будьте долго там, нам тут без вас никак!" Вот идет настоятель наш, отец Митрофан. Молодой ведь настоятель, Митрофанушка, бывало, зайдет в трапезную, кричит: "Мама!" - ищет, стало быть, меня. Один паломник даже сказал мне: "Какого сына вы замечательного, матушка, вырастили". А я и не поняла сразу, о ком это он, - мой-то сын родной тут давно был.

- Не навещает вас сын?

- Иногда приезжает, порой что-то по хозяйству мне тут даже поможет. Он раньше в море ходил, а теперь в строительной бригаде работает. Внучки - а у меня две девочки, одна в институте уже учится, вторая помладше, - тоже давно не приезжают, зачем им к бабке-то да в монастырь, им дискотеки сейчас нужны. Вот вырастут - даст Бог, поймут. Я ведь тоже не сразу поняла, тоже по танцам бегала. А своенравная была, своевольная! И маме своей грубила, и делала то, что хотела. А как муж умер, пожила я одна четыре месяца - и ушла сюда. И сыну с семьей оставила свою квартиру. С мужем-то я 37 лет прожила, очень его любила, уважала его и ублажала, теперь-то молодые ублажать друг друга не умеют, только за себя кричат.

Это надо пережить

- Когда вы сюда только что приехали, вы ведь не были монашенкой?

- Не была. Жила при монахах, а сама мирской была. А потом мне как сказал настоятель, что надо идти в монахини, я испугалась даже: да как же я смогу, я же неподготовленная, многого не знаю, такая невоздержанная, могу и слово обидное сказать. И знакомые все мои заахали: "Ой, Маня, да как же ты в монашенки пойдешь, ты же в миру столько жила?" А потом постриг меня Ефимушка - отец Ефимий, настоятель Тихвинского монастыря, друг нашего настоятеля, они вместе из Ростова пришли. И я так рада, что мне мое имя оставили - Мария. Вот спрашивает Ефимушка: "Ну, что ты чувствуешь?" А я и не чувствую ничего, даже как-то обидно мне. Только через день стало приходить ощущение, что я теперь не в миру. А потом это ощущение очень укрепилось, оно и дает мне силы, я ведь уже старая стала, но сил как будто прибавляется, а я и не отдыхала уже 15 лет, отпусков в монастыре нет. Но объяснить свои чувства я не могу, это пережить надо.

- Вам было здесь трудно?

- Очень было трудно. Я ведь прописана в Ленинграде была, пенсию надо было получать раз в месяц. Вот я поеду за пенсией, потом на все деньги накуплю продуктов, положу в рюкзак, с рюкзаком в электричку, даже дачники все расступались, видя такую старуху. А затем рюкзак этот до монастыря дотащу, потом еду готовлю. Теперь легче стало. И рыбку стали сами разводить в пруду - вот тут, возле дамбы, пруд выкопали, и в озере когда что монахи поймают, и макароны сами стали делать. Грибов на зиму на полигоне насобирают, а я засолю. Но и работы прибавилось, потому что стало больше народу. Приезжают паломники, иной раз до полусотни человек приедет, всех покормить надо и всем слово доброе сказать.

http://spb.aif.ru/issues/690/05
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Хмельник
Храм обреченный
Года через три этого удивительного храма не станет. Если не случится чуда
24.04.2007
Многодетный полк
Воинская часть в поселке Бугры Ленобласти приютила беспризорных детей из Республики Коми
05.04.2007
Все статьи Татьяна Хмельник
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59