itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Для верующих и неверующих

0
207
Время на чтение 4 минуты
В Ленобласти древностей маловато - меньше десятка старинных городов и крепостей, начиная со Старой Ладоги. Прочие поселения либо младше, либо так разрушены, что представляют интерес только для археологов.

А больные - против

Но есть чуть севернее Лодейного Поля настоящий монастырь, которому уже 500 лет, и он просто на удивление сохранился. Конечно, очень много сделали реставраторы, но и судьба, видно, хранила эти стены: они не были взорваны, сожжены, разобраны на кирпич. Это Александро-Свирский мужской монастырь, который сотни лет был центром духовной жизни Присвирья. Состоит он из двух монастырских комплексов: Троицкого, древнейшие постройки которого относятся к XVI веку, и Преображенского, который был возведен в основном в XIX веке. Троицкий комплекс рос вокруг братских келий, Преображенский - возле монастырского кладбища.

В XIX веке обитель называли Северной лаврой, ей подчинялись 27 окрестных монастырей и пустыней. В разные годы монастырь жил по-разному: случались периоды расцвета, когда активно шло строительство и благоустройство (например, Покровская церковь была построена в 1533 году на пожертвования царя Василия III), а порой после нашествий и разорений оставались только голые стены и главная святыня - мощи основателя монастыря святого преподобного Александра Свирского. В 1918 году обитель лишилась и мощей: их увезли в Петроград, впоследствии они обнаружились в анатомическом музее Военно-медицинской академии. Часть монахов была отправлена в лагеря, часть - вместе с настоятелем - расстреляна.

Когда заработала сталинская репрессивная машина, монастырь использовался как тюрьма Свирьлага, потом здесь были казармы, сельскохозяйственные предприятия. И до сих пор в Троицком комплексе в братских корпусах работает Свирская психиатрическая больница. Переселять ее некуда - нет помещения, а пациенты здесь очень сложные: от бывших завсегдатаев тюрем до наркоманов и алкоголиков. Те пациенты, которые имеют право свободного перемещения, а не заперты в палатах-кельях, довольно резко высказываются по поводу возрождения монастыря. Один мужик, весь в синих наколках, сплюнул в сторону очередной группы журналистов, которая восторженно кудахтала вокруг монастырских красот: "Понаехали тут: Из-за вас нас скоро выпрут неизвестно куда. Ишь, расхваливают попов своих. А мы не люди?"

Персонал больницы таких слов не говорит и вообще старается не комментировать свое вынужденное соседство.

Надзор - это не помощь

Кроме всего прочего, монастырь числится памятником архитектуры федерального значения, он даже реставрировался в 70-е годы, когда его надеялись сделать музейно-туристским комплексом наподобие Суздаля, но что-то не вышло. Как говорит настоятель монастыря архимандрит Лукиан, в 1998 году церковь получила те "куски" комплекса, которые оставались бесхозными и требовали денег на содержание, не говоря уже о реставрации:

- Мы так боялись тогдашней областной инспекции по охране памятников, знали, что такое браться за памятник федерального значения. Но все-таки взялись, должны были вдохнуть жизнь в это святое место. Инспекция требовала от нас соблюдения непонятных стандартов, которые соблюсти реально просто невозможно. Сейчас я уже и сам не понимаю, как нам удалось это сделать - за полтора года восстановить большую часть монастыря, вопреки всем препонам. Видимо, с Божьей помощью, заступничеством нашего святого. Храмы у нас возрождают не богатые, а бедные люди, мы до сих пор с протянутой рукой ходим, государство нам ничего не давало на реставрацию, мы все сами делали. Слава Богу, сейчас новая федеральная структура по надзору за памятниками стала относиться к нам с большим пониманием, нежели прежние надзорные органы.

Беглый, пусть и профессиональный взгляд не находит, к чему придраться в нынешнем монастыре. Марк Коляда, заместитель директора "Спецпроектреставрации", побывавший здесь незадолго до юбилея, увидел полный порядок и рабочую обстановку, штурмовщины и явных нарушений норм реставрации он не углядел.

В Преображенском комплексе на всех окнах - контейнеры с алой геранью, которая празднично смотрится на фоне ярко-белых стен. Посажены туи, хотя неизвестно, как на них скажется довольно суровый местный климат. Двор замощен карельским кварцито-песчаником с берегов Онеги, одним из лучших наших камней.

Колокольня Преображенского комплекса в советское время была приспособлена под водонапорку для нужд поселка и сельхозпредприятий, а поскольку другой водонапорки в Старой Слободе так и не завелось, колокольня очищает и души, и тела: резервуар для воды по-прежнему стоит на месте, а над ним висят монастырские колокола.

Святая водонапорка

"Колокольная" вода поступает и в павильончик перед входом в монастырь. Когда-то там был колодец, выкопанный самим Александром Свирским и бесперебойно действовавший все долгие века существования монастыря. Разумеется, колодец считался святым. Но в советское время в колодец налили отходов нефтепродуктов, и когда монахи стали его чистить, выяснилось, что это физически невозможно. Пришлось пойти на крайнюю меру: поставить в сруб резервуар, а вода туда поступает из артезианской скважины - через водонапорку-колокольню. Монахи надеются, что колокольный звон напитывает воду в резервуаре святостью, этим искупается невольный обман публики, пришедшей с бутылками и канистрами к колодцу.

От монастырского кладбища осталось только две изрядно покорябанных каменных плиты с трудноразличимыми надписями, надгробия уцелели только потому, что были завалены мусором. Остальные плиты приспособили под хозяйственные нужды поселка, и найти их не представляется возможным. Таким образом, кладбище выглядит как лужайка, даже с табличкой "По газонам не ходить".

В Троицком комплексе, конечно, все не так радужно. По сравнению с отреставрированными храмами, сияющими белизной стен, корпуса, где живут больные и врачи, выглядят просто жутко: ободранные, с трещинами, с перекошенными дверьми, откуда выползает душок больничного обеда. Больные, прилипнув к окнам, смотрят, как по их двору ходят посетители с праздничными лицами, от этого их собственная судьба кажется им еще более отвратительной. Посетители прежде всего рвутся в Троицкий храм, который расписан внутри удивительными фресками. Можно часами стоять и рассматривать эти картины, которые неграмотным посетителям пересказывали Священное писание, пользуясь языком живописи, - эдакие назидательные комиксы. Даже чертям и разнообразным грехам выделили специальный уголок - видимо, в этот угол ставили особых грешников, которых словом не проймешь. Монахи рассказывают, что когда церковь только начали восстанавливать, фрески были в плохом состоянии, а сейчас чудесным образом обновились.

Верить или не верить в монастырские чудеса - дело глубоко личное. Но сотни людей приезжают в монастырь, чтобы поклониться мощам Александра Свирского. Рассказывают легенды о чудесных исцелениях, и даже у самого отъявленного атеиста язык не повернется сказать больным, приехавшим сюда с последней надеждой, что все это поповы сказки. Людям нужно чудо.

http://spb.aif.ru/issues/677/09
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Хмельник
Храм обреченный
Года через три этого удивительного храма не станет. Если не случится чуда
24.04.2007
Многодетный полк
Воинская часть в поселке Бугры Ленобласти приютила беспризорных детей из Республики Коми
05.04.2007
Все статьи Татьяна Хмельник
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59