"Если Бога нет, то жить вообще незачем"

Новости Москвы 
0
207
Время на чтение 8 минут

Биографическая справка

Шевчук Юрий Юлианович.

Родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области. Позже вместе с родителями переехал в столицу Башкирии Уфу.

Образование - Уфимский Педагогический институт, художественно-графическое факультет.

Музыкой начал интересоваться еще в школе. Учился играть на баяне, самостоятельно освоил гитару. В девятом классе организовал свою первую группу - "Вектор". Позже, в 1980 году, в Уфе Шевчук собрал первый состав ДДТ.

В середине восьмидесятых Шевчук переезжает в Питер. Там ДДТ переживает второе рождение и получает всенародную популярность.

Юрий Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С. Сельянова "Духов день" (1992) и в фильме И. Мозжухина "Вовочка", снялся в нескольких документальных картинах, записал песни к фильмам "Азазель", "Вовочка", "Господа офицеры" и "Ледниковый период".


Участвовал как ведущий в телесериале "Земное и небесное", посвященном истории русской православной церкви.

Юрий Шевчук награжден боевыми орденами и медалями, в том числе медалью МЧС России "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций" и Знаком Отличия МВД "Серебряный Крест". Шевчук посещал Чечню, Таджикистан (1996), Косово (1999, 2000) и Афганистан (2002). Помимо этого, группа "ДДТ" активно участвует в благотворительных акциях и концертах.

Автор текстов и музыки, лидер группы ДДТ.

Да, в общем, что тут говорить - Шевчук он и есть Шевчук. За что мы его и любим.


Дискография ДДТ:

ДДТ 1 (1981)

Свинья на радуге (1982)

Компромисс (1983)

Периферия (1984)

Время (1985)

Я получил эту роль (1988)

Оттепель (1990)

Пластун (1991)

Актриса Весна (1992)

Черный Пес Петербург (1993)

Это все (1994)

Любовь (1996)

Рожденный в СССР (1997)

Мир номер ноль (1999)

Просвистела (1999)

Метель августа (2000)

Единочество. Часть 1 (2002)

Единочество. Часть 2. Живой (2003)

Песни (2003)

Город без окон. Вход (2004)

Город без окон. Выход (2004)

Пропавший без вести (2005)

Про храм

- Юрий Юлианович, все мы выросли в советское время, когда активно пропагандировался атеизм. Как воспитывали Вас родители? Расскажите, пожалуйста, какой была Ваша дорога в храм.

- Папа и мама состояли в коммунистической партии. Хотя сейчас и папа, и мама - верующие. Вспомнили со временем, что они - крещеные. Это, конечно, хорошо. А как я пришел в храм? Как и многие сегодня туда попадают, благодаря личной трагедии. Это было давно. В храм я пришел где-то году в 1992. Когда у меня стряслась беда, я понял, что все потеряло смысл. А когда все теряет смысл, то ты понимаешь, что если нет Бога, то уже жить вообще незачем! Вот так я пришел к Богу. Еще мне помогли мои собственные размышления и прекрасные люди, которые были рядом. Философские беседы с ними. Все-таки я - очкарик!

- Сейчас, накануне юбилея ДДТ, темп жизни у Вас и членов группы очень напряженный. Впрочем, со временем у Вас, наверное, всегда не очень хорошо. Несмотря на такую занятость, Вам удается соблюдать образ жизни православного человека?

- Я не могу назвать себя до конца воцерковленным человеком. Не так часто я бываю в храме, как надо, честно говоря. Это факт. И я каюсь в этом - грешен.

А вот на гастролях я обычно захожу в храм. Перед концертом: помолиться, свечку поставить, чтобы концерт был хороший, с батюшкой поговорить. Обычно батюшки терпимо относятся к тому, что мы сейчас концерт будем давать. Они точно знают, что мы не несем людям ничего плохого. Понимаете, рок-культура, она ведь разная. Как писал Волошин: "Назовите мне имя Вашего Бога, и я скажу, кто Вы." Для кого-то в нашей рок-культуре главное - деньги, для кого-то - слава и популярность. Для нас, Слава Богу, это не так.

Так вот, я хотя в храм и не так часто хожу, но замечаю: народу-то становится все больше и больше! Не так много, как хотелось бы, но все больше и больше. На эту Пасху мы были с моим сыном Витей у нас в Питере в храме: хорошо. Много молодежи.

Про наставников, друзей и поклонников

- А постоянный духовный наставник у Вас есть?

- У меня много учителей и наставников. Но, конечно, особый человек в моей жизни - мой духовник. Это так здорово и легко, когда ты сомневаешься, терзаешься чем-то, придти к батюшке. И он тебе все скажет. Делать это или не делать. Хотя, конечно, в этом есть некоторое упрощение. Поэтому я стараюсь все-таки сам разобраться во всем. Часто не спрашиваю. Только уж совсем когда невмоготу - тогда иду за советом.

Я, кстати, со многими батюшками дружу. Но совершенно особенные отношения у меня с отцом Андреем Кураевым. Мы беседуем с ним на какие-то волнующие меня темы. Я с ним советуюсь. Он - хороший, светлый человек. И интеллектуал при этом. Мне с ним интересно говорить на любые темы. Он иногда бывает у меня на концертах. Однажды, когда я его спросил после выступления: "Ну, как?", он ответил: "Кающийся грешник. Нормально!"

Я - кающийся грешник. Наверное, любой художник, артист - он в чем-то всегда кается.

- Вы каетесь на сцене, соответственно - открыто говорите о своей вере. При этом Вы стараетесь поделиться своей верой с поклонниками группы?

- Я не страдаю комплексом мессии. Знаете, когда пить человек бросает, то начинает морщиться на окружающих пьяниц. Начинает всех учить и советы давать: что ж ты делаешь! И так всех "грузит", что действительно больше вреда приносит, нежели пользы. В вопросах веры все сложно, поэтому надо очень мягко действовать.

У размышляющего, думающего человека всегда идет поиск. В этом нет ничего плохого. Ведь на самом деле все дороги ведут к храму. В этом я искренне убежден. Но я не такой ортодокс, чтобы топтать чужие святыни. Это нехорошо. Поучение, да еще со сцены - это более смахивает не на проповедь, а на крестовые походы. Я, кстати, изучал эпоху крестовых походов. Ничего хорошего в них не было, могу Вам сказать.

- То есть Вы не призываете своих поклонников идти в церковь?

- Я считаю, у нас вообще нет поклонников как таковых. Я даже слово "поклонник" не люблю. Просто у нас есть единомышленники, люди с которыми мы беседуем, которые с нами любят поговорить. Я, в отличие от Кости Кинчева, не за монолог, но за диалог. Выслушать и понять, а вместе с тем объяснить другому человеку, как ты понимаешь окружающий мир. Хотя не всегда так получается. Вообще, в обычной жизни я человек очень горячий, поэтому могу быть деспотом, кричать, топать ногами.

А еще я человек все время сомневающийся. От этого я мучаюсь. Я в беседах сомневаюсь, читая - сомневаюсь, веруя - сомневаюсь. Это такой удел очкариков, наверное, на генетическом уровне. Сомнения грызут. Я сомневался, мне было совсем худо, пока я не прочел фразу митрополита Антония Сурожского. Он пишет в своих записках: "хорошо, что сомневаетесь, это значит, что Вы должны подняться на новую ступень понимания Бога". Так что сомнения - это хорошо. Но, сомневаясь, как я могу призывать к чему-то?

Так вот, слово "поклонник" я не люблю. А слово "фанат" - ненавижу. Фанатизм плох всегда. Не важно, в чем. Потому что фанат - это человек, который одержим. И, конечно, Церковь этого не любит. Нельзя быть одержимым. Если человек одержим политической или эстетической идеей, то все остальные, у которых другое мнение - его враги. А врага надо уничтожать. И в этом, безусловно, зло. От фанатизма, одержимости - только зло! Многие журналисты, кстати, нам пеняют - вы одержимы рок-н-роллом! Это неправда! Я ничем не одержим. Разве я похож на одержимого? Иногда, может быть, актерствую на сцене. Но это для сценического образа! Это - только игра. Какой я одержимый?

Про ДДТ и новый альбом

- Много лет назад, в предисловии к альбому "Черный пес, Петербург" Вы написали, что ДДТ переживает эпоху зрелости. Какой период переживает группа сегодня?

- Сейчас у ДДТ эпоха зрелости. Я похож на того волка в чепчике, к которому приходит Красная шапочка (молодежь): "Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши?" - "Для того, чтобы лучше тебя слышать". То есть мы действительно стали зорче видеть и лучше слышать. Мне это нравится. Но мой инструментарий, те художественные средства, которыми я владею, они уже не удовлетворяют нюансированности восприятия молодых людей. А это значит - надо как-то расти. Это хорошо. Это и есть зрелость. Зрелость - это когда ты одну строчку можешь шлифовать неделю. А юность - это когда ты за неделю пишешь альбом.

- Сколько времени ушло у группы на новый альбом? Я успела прослушать "Пропавшего без вести" - он слишком отличается от того, что Вы делали раньше...

- Мы записывали этот альбом очень долго. Альбом получился тяжелый. Как сама жизнь. И в то же время легкий и воздушный, как сама жизнь. Там есть все. Там есть сверкающее белое и пронзительное черное. Есть и полутона. Звук очень интересный и современный. Русский рок, русская поэзия, наконец, встретились с английским и американским качеством звука. На юбилее мы будем, надеюсь, играть наш новый альбом.

Про Питер

- Юрий Юлианович, несмотря на то, что группа ДДТ родом из Уфы, ее невозможно представить вне Санкт-Петербурга. И Вас, в общем, тоже. Помните, как первый раз оказались в Питере?

- Первый раз в Питер нас с сестрой папа привез. Я учился в седьмом классе. Ходил-бродил по городу. Пытался поступить в Нахимовское училище, мечтал быть моряком. У меня даже кличка была в детстве - Боцман. Я ходил в клешах, тельняшке. Все дядья были моряки. Во второй раз я оказался в Санкт-Петербурге на практике по истории искусств. Писал искусствоведческую работу по Веласкесу. В Эрмитаже мы практически "прожили" месяц. Потом следующий приезд был где-то в 1982 году: я привез первый альбом ДДТ - магнитоальбом, полуподпольно записанный. Показал его некоторым музыкантам, которые для меня в тот момент были небожителями. Мне сказали: давай действуй дальше! Все нормально.

А в четвертый раз, в восемьдесят пятом году я переехал в Питер. Насовсем. Вот так.

- А кто в тот момент для Вас был - небожителем?

- Я показал свой первый альбом Жоре Аргановскому из группы "Россияне". В тот момент авторитеты - Майк Науменко, Борис Гребенщиков. Они влияли на меня, на то, что я делал. Майк Науменко, да и Владимир Семенович Высоцкий дали мне юмор. Борис Гребенщиков - это, конечно, раздвижение пространств. Жора Аргановский как раз добавил социальности: "По улице ходила мерзость под ручку вместе с дрянью!" Он был очень жесткий человек. Его группа называлась "Россияне". Очень хорошая была команда. А он сам потом пропал без вести. Наш первый концерт в Питере был как раз на вечере его памяти. В 1987 году.

- Почему возникла мысль уехать именно в Питер, а не в Москву?

- Мне друзья помогли перебраться в Питер. Хотя одно время я жил в Москве. Звали в столице оставаться. Но Питер мне больше нравился. Потому что в Питере сложнее, и соответственно - интереснее. Москва - более добродушная. Она принимает всех хорошо. Если ты талантлив, необычен, интересен, то в Москве ты - король. А в Питере - нет.

Жизнь была очень тяжелая. Полуголодная. Лимита - чего говорить. Но когда есть убежденность и жажда творчества... В Питере мы собирали группу года два. Заново. Сложно это было. Теперь от того состава первого, от него остался только Доца (Михаил Доценко, ударник).

- Из предисловия к альбому "Черный Пес Петербург" можно понять, что Вы долгие годы жили в коммуналке. Юрий Юлианович, это не поэтический образ? Действительно жили?

- У меня в жизни был целый коммунальный период. Снимал квартиры. У друзей жили с молодой женой. Около пяти лет мы так мыкались. Первую квартиру я купил в девяносто четвертом году. А так - коммуналка. Сосед разводил попугаев. Ванны вообще не было. Но сосед приспособил унитаз: в него можно было вставать, сверху - лилась тоненькая струйка, это был душ. А внизу пола не было, земля уже... Так вот. Как у всех нормальных людей.

Мама помогала из Уфы, присылала какие-то денежки. Работал дворником, ночным сторожем. Как-то выкручивались. Прописки не было, поэтому я мог работать только на лимитных местах: дворник, сторож, кочегар. Этот путь было необходимо пройти. И Питер - это, слава Богу, не фабрика звезд. В том и суть. Для того, чтобы стать художником, надо помучиться, как ни банально это звучит. Человек должен пройти через мытарства, лишения. Но в какой-то момент не прекратить заниматься своим любимым делом. Не сдаться. Господь всегда поможет! Это точно.

Беседовала АлЈна СЕРИНА

Oпубликованo в 5 (28) 2005 номере журнала "Фома"


http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=8&article=1151
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Шевчук
Не ломай!
17.09.2009
"Я был очень рад тому погружению в историю нашей Церкви, которое я испытал"
Интервью с поэтом, исполнителем, лидером группы "ДДТ" Юрием Шевчуком
05.07.2004
Все статьи Юрий Шевчук
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38