Пастырское служение в больнице

Новости Москвы 
0
683
Время на чтение 7 минут

"...был болен, и вы посетили Меня
... истинно говорю вам:
так как вы сделали это одному
из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".

(Мф. 25:36, 40)



В течение своей истории Церковь Христова имела деятельное попечение о больных, исполняя повеление Господне: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6:36). Повсюду, где человеческое страдание взывало о помощи, христианин почитал священной для себя обязанностью послужить страждущему чем только возможно, не разделяя людей на своих или чужих и не ища никакой выгоды из этого служения.

Русская Православная Церковь во все времена и в различных условиях своего существования никогда не пренебрегала делами милосердия, поощряя отдельных своих членов к сугубому служению больным, благословляя открытие лечебниц и домов призрения, спеша ко всем нуждающимся со словом и делом утешения и всемерной помощи. И лишь в десятилетия безбожного властительства, попущенного нашему Отечеству, Церкви запрещено было открытое участие в милосердном служении больным и страждущим, но даже и в эти годы Церковь не отделяла себя от народа, "плача с плачущими" (Рим. 12:15), по слову апостола. Православные священники, рискуя многим, продолжали окормлять свою паству за пределами церковных стен всюду, где требовалась их помощь, ибо нет пределов для Церкви Христовой в ее служении страждущему миpy.

Времена изменились, и наша Церковь сегодня вновь обрела законное право войти в больницы - эти дома скорби - с проповедью о Христе, со словом утешения и надежды, с деятельной заботой о болящих братиях наших, не оставляя их и здесь без духовного врачевания. Исчезают внешние препятствия, затруднявшие священнику его пастырскую работу в больнице; все большее число врачей и медицинского персонала не только не возражает против активной деятельности Церкви в лечебных учреждениях, но оказывает реальное и необходимое содействие. При больницах открываются храмы и часовни, что существенно облегчает священнику его пастырский труд среди больных. И можно с уверенностью сказать, что в тех лечебницах, куда регулярно приходит православный пастырь, пребывание пациентов, зачастую долгое и томительное, становится легче в душевном отношении. А для людей верующих встреча в больнице со священником имеет неоценимое духовное значение.

Помимо решаемых внешних проблем церковного присутствия в медицинских учреждениях существуют и определенные проблемы внутреннего, психологического характера, связанные с действиями священника в больнице. К любому служению священник приготовляет себя молитвой. Служение больным пастырь обязан понимать как неотъемлемую часть своего священнического призвания и долга. И перед тем как идти в больницу, конечно же, необходимо помолиться о болящих, которые ждут священника в надежде на облегчение своего недуга, и в молитве испросить Божия благословения предстоящим своим трудам.

Пастырь всегда должен помнить, что он - посланник Церкви Христовой. И если возникают на его пути какие-то недоразумения или даже конфликтные ситуации, разрешать их священник обязан в духе мира и любви. Больница, куда он приходит как Божий слуга и где его ожидает встреча с людьми не только незнакомыми, но находящимися в особых жизненных обстоятельствах, может стать для священника хорошей школой терпения и смирения, училищем сострадания и милосердия.

Важнейшей задачей, стоящей перед священником в больнице, является исповедь и причащение больных, которые предварительно попросили об этом. Как правило, от имени больных это делают их родственники, приходящие с такой просьбой в храм. Но если священник регулярно и в определенное время приходит в одну и ту же больницу, ему необходимы помощники, которые заранее, имея непосредственное общение с больными, готовят их к приходу пастыря. Такими помощниками могут быть, например, отдельные прихожане, способные к столь важному и непростому делу. Их задача - поговорить с больными, выяснить их духовные потребности, предложить душеспасительные книги, подать самые необходимые советы и, конечно же, записать их имена для поминовения в храме. Пожертвования со стороны больных могут быть, безусловно, только добровольными. О работе этих помощников среди больных необходимо, разумеется, изначально договориться с руководством больницы. Лечебное учреждение имеет свой строгий распорядок, который обязательно нужно учитывать священнику и его сотрудникам. Если больница большая и желающих прибегнуть к духовной помощи Церкви здесь много, необходимо прежде всего посетить самых тяжелых больных. Очень многие люди, серьезно заболев и оказавшись в больнице, впервые в своей жизни осознают значение веры в Бога, испытывают неотложную потребность в исповеди и Святом Причастии. И здесь пастырю надлежит проявить особое терпение и заботливое внимание, памятуя о том, что эта встреча со священником может быть уже последней для тяжко больного человека.

Нередко встает вопрос о совершении в больнице Таинства Крещения. Если речь идет о тяжело болящем, самая жизнь которого находится уже под угрозой, и человек этот искренне желает присоединения к Святой Церкви, крестить его нужно, конечно же, без промедления. Однако в том случае, когда больной с очевидностью сможет после выздоровления прийти для крещения в храм, необходимо настоятельно убедить его в правильности именно такого решения данного вопроса. Некоторые больные, будучи людьми невоцерковленными, накануне своей выписки из больницы изъявляют желание причаститься. Для их же духовной пользы священник должен постараться объяснить таким людям, что им также необходимо серьезно приготовиться к восприятию Святых Таинств и совершить это в храме за богослужением, как и подобает членам Церкви.

При большом числе больных священник всегда ограничен временем, поэтому он вынужден распоряжаться этим временем как можно более бережно, постоянно помня о тех пациентах, которые с нетерпением ожидают его прихода к ним. Это по необходимости делает исповедь каждого больного более или менее краткой. И уже от пастырского опыта, от умения священника помочь исповедующемуся в короткий срок открыть свою душу перед Богом зависит возможная в таких условиях полнота исповеди. Во всяком случае, священник должен пробудить в душе человека стремление к постоянному покаянию.

Особым образом встает вопрос о необходимости для больных традиционного перед принятием Святого Причастия поста. Нет нужды напоминать, что здоровый и больной человек не могут поститься в одинаковой степени, а находящийся в лечебнице, как правило, и вовсе не в состоянии придерживаться строгого поста в силу обстоятельств. Помня об этом, священник должен быть достаточно снисходителен к немощи болящего человека и не возлагать на него неудобоносимого бремени. Уместно будет добрым словом подать ему совет в будущем не пренебрегать воздержанием в пище и соблюдать церковный пост. Конечно, стоит отложить причащение в том случае, если, как это иногда и бывает, больной принимал пищу прямо перед приходом священника. Прием же лекарств не должен служить препятствием для приобщения Святых Таин, особенно если лекарства принимаются в строго определенное время. То же, думается, можно сказать и о молитвенном правиле; верующий человек не оставит своей молитвы и находясь в больнице, но требовать от больного безусловного выполнения всех канонических правил было бы немилосердно. Здесь, как и в ряде прочих исключительных обстоятельств, пастырь призывается поступать не по букве, а по духу своего служения.

Если при больнице имеется часовня или можно договориться о каком-нибудь ином, достаточно просторном помещении, то здесь было бы очень удобно собрать вместе тех больных, которым не трудно будет прийти для совершения исповеди, общего соборования и причащения. Здесь же можно отслужить молебен о здравии всех болящих, организовать раздачу святой воды, просфор и православной литературы, потребность в которой, как показывает опыт, постоянно возрастает. В больничную часовню нередко приходят и сотрудники больницы, что, конечно же, дает священнику хорошую возможность более плодотворного взаимодействия с медперсоналом.

Труды в больнице пастырю надлежит рассматривать как дело сугубой важности. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9:12) - эти евангельские слова должны непрестанно напоминать священнику о том, что к больным он приходит как духовный врач, посылаемый Христом Спасителем. От врача люди всегда ожидают слова утешения, а значит, и слово священника, обращенное к больным, должно исходить из любящего и сострадательного сердца. Никакое другое слово услышано не будет. Для всех без исключения больных у доброго пастыря всегда найдется искреннее слово надежды и утешения. Многие люди, прежде никогда не говорившие со священником, получают эту возможность в больничной палате. И от того, что услышат они из уст пастыря, может во многом зависеть не только их скорейшее выздоровление, но и будущее отношение этих людей к Церкви.

Болезнь зачастую поглощает сознание человека настолько, что ему трудно бывает обратить свои мысли в какую-то иную сферу, отрешиться от постоянных тягостных переживаний и предчувствий. Больной иногда становится мнительным, он с легкостью подчас принимает на веру самые нелепые приметы и советы, если они хоть сколько-то покажутся такому человеку "полезными для здоровья". Суеверие сегодня подменило подлинную веру для огромного множества людей. В этом главная причина нынешнего ведьмовского шабаша, который во всеоружии массовых средств информации атакует человека обещаниями почти немедленного исцеления от любых болезней с помощью магии и колдовства. Современный расцерковленный человек ради одного только телесного здоровья готов заплатить любую цену, даже если ценой такого "здоровья" оказывается погибель души. Горькое подтверждение этих слов священник нередко может найти в больничной палате, когда у постели иногда почти уже безнадежно болящего человека видит целую библиотечку оккультной печатной продукции, заботливо принесенной сердобольными родственниками. Впрочем, рядом может найтись местечко и для святого образка, и для молитвенника, но от этого кощунственного соседства вся картина покажется только еще горше. И вот в этой ситуации священник, конечно же, не должен оставаться лишь беспомощным зрителем и молчаливым прохожим. Когда как не теперь надлежит ему побороться за душу человека, "впадшего в разбойники" (Лк. 10:30)?! Оружием в этой борьбе будет слово пастыря - слово любви, но сказанное со властью (а не с раздражением и нетерпением). Нужно понимать и помнить, что слово священника, как семя в евангельской притче, не обязательно сразу же попадет в благодатную почву. Больной человек обязательно должен почувствовать искреннюю заботу священника о его душе. Тогда только можно говорить с ним о том, в чем христианская вера видит смысл постигающих человека скорбей и болезней. Тогда уместно будет рассказать о том, как умели нести крест болезней и скорбей дорогие нашему сердцу святые. Только тогда душе болящего человека внятно будет такое, например, изречение старца Паисия Святогорца: "Здоровье - это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро... Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной... Бог из всего извлекает пользу для блага человека!" (Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Салоники - Москва, 2004. С. 232-233.)

В разговоре с больными полезно будет обратиться к свидетельствам Евангелия о многочисленных исцелениях, совершенных Господом по вере самих больных, а также подчеркнуть, что очень часто болезнь является прямым следствием греха, но попускается Богом для того, чтобы человек победил в себе грех. Необходимо наставить человека, молящегося об исцелении, что его вера должна непременно соединяться с покаянием. Нужно постараться пробудить в человеке желание молиться - и не только о себе, но и о соседях по палате, и о врачах, которым также требуется Божия помощь в успешном лечении больных.

Велика бывает радость священника, когда в своем храме встретит он человека, уже знакомого по больнице и пришедшего теперь поблагодарить Господа за свое выздоровление. Каждая такая встреча - свидетельство того, что не напрасны были скромные пастырские труды. И эта радость да приумножит еще более ревность священника Церкви Христовой о спасении душ человеческих.

http://vedomosti.meparh.ru/2005_5_6/11.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Семенов)
"От Восток солнца до Запад..."
Линдисфарн - английский Афон. Часть III
05.10.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Остров Айона - исток православной Шотландии. Часть II
28.09.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Терновник из Гластонбери. Часть I
20.09.2007
Все статьи Игумен Кирилл (Семенов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59