itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"От Восток солнца до Запад..."

Терновник из Гластонбери. Часть I

0
318
Время на чтение 6 минут
Ещё не многие, быть может, знают об одном очень важном событии церковной жизни, имевшем место в середине Успенского поста. 21-го августа Священный Синод Русской Православной Церкви постановил совершать общецерковное празднование Собору Святых Британии и Ирландии ежегодно в третью Неделю по Пятидесятнице. Очень символично, на наш взгляд, это календарное соседство с днём памяти Всех Святых в земле Российской просиявших, совершаемой на неделю раньше. И сразу вспомнились слова английского православного священника, отца Андрея Филлипса, сказанные им о своих соотечественниках, возвращающихся к Истине: "Каким-нибудь образом, свидетельством и заступничеством древних святых Англии... мы сможем еще указать остальным путь к Святому Православию и к Святой Руси - единственный выход из современного хаоса и духовной смерти" ("Святая Русь и Англия" http://orthodoxengland.org.uk/rusengr.htm). Но и нам, русским православным людям, открывается теперь иной взгляд на Запад, туда, где вновь восходит заря Православия для народов, забывших свои подлинные духовные корни. И мы отчётливее сможем увидеть теперь древних православных святых, которые некогда составляли духовную славу Британии и Ирландии. Теперь это воистину и наши святые!

Руины монастыря ГластонбериСакральная география такой страны как Англия начинается, безусловно, с монастыря Гластонбери, живописные руины которого расположены на юго-западе, в графстве Сомерсет. Место это во многих отношениях уникальное. Удлиненный высокий холм, издалека радующий глаз изумрудным своим одеянием, возносит к небу камни своих строений, которые когда-то были домом молитвы, известным на всю Европу. По некоторым данным, первая церковь на холме появилась ещё в 166 г. и была построена первым христианским королём окрестных земель Луцием. Однако христианская история Гластонбери началась на целое столетие раньше, когда, согласно известному преданию, в 63 г. по Р.Х. сюда вместе с учениками св.апостола Филиппа прибыл праведный Иосиф Аримафейский, навсегда покинувший враждебную Иудею. Святой Иосиф привёз с собой знаменитую Чашу, которая послужила в дальнейшем источником легенд о св.Граале, поиски которого, между прочим, продолжаются в разных уголках Европы до сих пор.

Праведный Иосиф АримафейскийОдни предания называют Чашу св.Иосифа той самой, из которой Господь наш Иисус Христос вкушал со Своими учениками Вино Тайной Вечери. Другие говорят о том, что в эту Чашу собрана была Кровь Спасителя на Голгофе. Со св.Иосифом связано ещё одно предание, удивительным образом соотносящееся с нашей современностью: на вершине гластонберийского холма сей праведный муж водрузил свой посох, который чудесным образом пустил корни в благодарную землю Англии и вырос в куст колючего терновника, который не только растёт в Гластонбери до сего дня, но расцветает дважды в год - на Пасху и на Рождество Спасителя. Причём, что не менее удивительно, именно к 7-му января нового стиля! Англия - страна, умеющая хранить свои традиции, и поэтому с давних времён и до сих пор ежегодно на Рождество Христово Её Величеству Королеве преподносят в дар цветущую ветку терновника из Гластонбери.

Ещё одно предание, неотделимое от истории Гластонбери, приводит нас к знаменитому королю бриттов Артуру и его супруге Гвиневере. Из артуровского цикла сказаний известно, что легендарный король был после своей кончины погребён на острове Авалон. Давно доказано, что в древности во время весенних паводков окрестности гластонберийского холма затоплялись водой, и холм на время фактически становился островом. Может быть, поэтому Гластонбери упоминается в кельтских мифах как Стеклянный остров. Предание утверждает, что король Артур и его супруга были погребены именно здесь, на вершине холма. В конце 12-го века монахи-бенедиктинцы, основательно перестраивая обитель после пожара, обнаружили гробницу, в которой покоились останки двух человек - мужчины огромного роста и светловолосой женщины. С этого момента монастырь надолго стал местом паломничества именно к останкам великого короля-христианина, в чём не сомневались ни монахи, ни многочисленные пилигримы. Во время Реформации, впрочем, когда повсеместно в Британии христианские монастыри и святыни упразднялись, а то и вовсе уничтожались, исчезла и могила, долгое время соотносившаяся с королём Артуром.

Наконец, нельзя не упомянуть и о св.Патрике - просветителе Ирландии. Связан ли был каким-то образом Гластонбери с этим великим святым, место погребения которого доподлинно неизвестно? Но ещё одно предание утверждает, что именно здесь св.Патрик завершил своё земное странничество.

Монастырь в Гластонбери появляется ок.700 г., и обязан своему возникновению англо-саксонскому королю Айне. Обитель посвящается Пресвятой Богородице. Но своего расцвета Гластонбери достигает во время игуменства в нём святого Дунстана, о котором у нас уже шла речь, когда мы говорили о короле-страстотерпце Эдуарде.

Св.Дунстан КентерберийскийДунстан родился ок.910 г. неподалёку же от Гластонбери; он происходил из благородной семьи, состоявшей в родстве с королевским домом, и по старинному обычаю отдан был в детстве на воспитание ирландским монахам, с которыми тогда никто не мог равняться в учёности. Монашество завладевает всеми его помыслами, и Дунстан, приняв постриг, становится священником в монастыре Гластонбери, поселяясь в тесной монашеской келье. Около 943 г. он поставляется игуменом этой большой обители, и как яркий светильник светит всем вокруг, являясь примером для братии в добрых делах, молитвенности и стоянии за Истину. В этой ревности о правде Божией он пострадал вплоть до того, что распоряжением короля Эдвина был на два года сослан во Фландрию.

Именно такой человек вскоре потребуется для того, чтобы возглавить Английскую церковь, и св.Дунстан, уже при новом короле, в 957 г. избирается вначале епископом Уорчестера, а затем и архиепископом Кентерберийским. Король Эдгар Миролюбивый приблизил к себе архиепископа настолько, что тот стал главным его советником в важнейших делах. Св.Дунстан точно также помогал и его сыну, святому королю Эдуарду, которому, к сожалению, править пришлось совсем недолго... Главным делом св.Дунстана сделалась реформа монастырской жизни и самого монашества. Святитель стремился возбудить в иноках и прилежание к молитве, и любовь к труду собственными руками. Благодаря св.Дунстану православное английское монашество поднялось на достаточно высокий духовный уровень, не ослабевавший вплоть до всеанглийской катастрофы, которой явилось для страны поражение при Гастингсе в 1066 г. и завоевании Англии норманнами.

Сам же святитель Дунстан отошёл ко Господу в 988 г. Почитание его в церкви Англии было всеобщим, и в 1012 г. часть его св.мощей перенесена была в дорогой его сердцу Гластонбери. Память св.Дунстана 19 мая ст.ст./ 1 июня нов.ст.

Достойно внимания, что на иконах св.Дунстан часто изображается в окружении ангелов Божиих и с клещами в руке. Этому есть своё объяснение. Однажды святому было видение ангелов, сопровождавшееся небесным пением. Св.Дунстан сам любил играть на арфе и петь; с древнейших времён он считается покровителем церковного пения. Клещи же в его руке - знак того, что ещё иноком он нёс кузнечное послушание в обители. Предание живо и простодушно повествует о том, как однажды, когда сатана явился к святому и искушал его, Дунстан схватил клещи и ущипнул искусителя за нос... В Англии, как и в России, тоже существует древний обычай вешать над дверью подкову - так сказать, на счастье. Житие св.Дунстана, по-видимому, и легло в основание этого обычая на Альбионе. Однажды, когда святой работал в кузнице, появился диавол и потребовал подкову для своего копыта. Мудрый монах сразу же узнал врага рода человеческого и взялся за работу с таким усердием, что сатана взвыл о пощаде. Св.Дунстан отпустил диавола только тогда, когда тот согласился на одно условие: никогда не переступать порога, над которым висит подкова. Как бы ни относиться к этому повествованию, но в поэтичности ему всё же не откажешь...

Обитель ГластонбериОбитель Гластонбери пользовалась особым расположением и покровительством английской короны. К моменту составления Описи всех земель Англии (т.н. "Книги Страшного Суда") в 1086 г. монастырь был едва ли не самым богатым в стране. Однако, ровно сто лет спустя он почти полностью был уничтожен пожаром, но восстановлен в прежнем величии волей короля Генриха II. Ещё несколько столетий продолжалась слава Гластонбери, пока Реформация, официально поддержанная в Англии королём Генрихом VIII в 16 в., не нанесла монастырю удара, от которого он больше не оправился. Протестанты уничтожили монастырскую святыню - икону Божией Матери. Пытались извести они и чудесный терновый куст, но сделать это им так и не удалось.

...Вот уже почти сорок лет Гластонбери превращён в место проведения ежегодного рок-фестиваля, который собирает здесь десятки тысяч фанатов культуры, ничего общего, пожалуй, не имеющей со святыми Иосифом и Дунстаном. Как тут грустно не улыбнуться строчкам из песни Б.Гребенщикова, которого тоже здесь, в Гластонбери, "искушал один бес", и, судя по всему, одолел-таки нашего "беспечного русского бродягу"...

Искренне верующие англичане продолжают называть Гластонбери своим "Новым Иерусалимом". Это, безусловно, правильно, потому что святыня этого места, несмотря на все внешние разрушения и современные попытки приспособить бывшую знаменитую обитель к запросам сегодняшнего секуляризованного человека, продолжает жить в веках и привлекать сюда немалое число искателей той доброй старой Англии, которая прежде всего - страна, когда-то посвящённая Христу.
8 сентября 2007 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Семенов)
"От Восток солнца до Запад..."
Линдисфарн - английский Афон. Часть III
05.10.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Остров Айона - исток православной Шотландии. Часть II
28.09.2007
Все статьи Игумен Кирилл (Семенов)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06