В своей предыдущей статье я исходил из базового принципа, согласно которому Россия несет Миссию "посредника" между Информационно-управляющими структурами Космоса ("Царством Небесным") - и людьми. А потому спасение человечества накануне Катаклизма в определяющей степени будет зависеть именно от активности России.
Я сознательно не привел аргументацию: это перегрузило бы текст. Предлагаю еЈ - сейчас.
Существует давняя исследовательская традиция. Она исходит из того, что, с одной стороны, Россия, а с другой - Европа и США "получили" различные "модели христианизации".
Речь вот о чем. В душе любого человека, а также в "коллективной душе" любого народа присутствует, так сказать, "звериное начало"
(физиологические инстинкты, эгоизм и т.д.) и "начало человеческое" (усмиренная и облагороженная посредством нравственного воспитания "физиологическая компонента", т.е. альтруистическая установка). Усмирить "звериное начало" в людях может только религия, в данном случае - христианство. Но, как подчеркивается, оно по-разному "входило" в "западную душу" и "в душу русскую".
Так, А.Ельчанинов и П.Флоренский фиксируют всегда имевший место в России "перевес культа и обряда" - над догматикой и моральной стороной христианства. "Брань, драка, пьянство - меньший грех, - отмечают авторы, - чем нарушение поста; нарушение целомудрия легче отпустится духовником, чем нехождение в Церковь; участие в богослужении более спасительное дело, чем чтение Евангелия".
Речь не о том - "какая модель лучше": результаты "усмирения звериного" в обоих случаях практически не отличались. Просто в одних условия ("западная модель") - Церковь обращается преимущественно к разуму людей, стремясь сделать так, чтобы нравственные ценности сделались "тканью" личности. В нашей же "модели" - нравственные ценности выполняют роль регулятора поведения людей только пока обеспечивается их постоянное участие в религиозной обрядности под руководством Церкви.
Н.Бердяев по этому поводу писал: "Русский народ получил иное религиозное воспитание, чем народы Запада. Русский народ религиозно воспитан в культе святых и святости. Православная Церковь дала русскому народу возможность вынести его тяжелую историческую долю. Но православное религиозное воспитание не давало того закала личности, той самодисциплины души и культуры души, которые давало на Западе католическое религиозное воспитание, а по-своему и протестантское. Католичество бронировало душу, давало душе твердые очертания и ясные кристальные критерии добра и зла... Западное религиозное воспитание и после отпадения от веры оставляло крепкий осадок в форме культуры, добродетелей цивилизации. Душа русского человека после отпадения от веры попадает во власть нигилизма..."
Вот приблизительная аналогия: школьников двух параллельных классов учат "письму". Но так, что вскоре ученики одного класса умеют "держать строку" даже на неразлинованном листе бумаги. Ученики же из другого класса, привыкнув только к разлинованному листку, мгновенно теряются, обнаруживая перед собой листок "без линеек": им, словно, не хватает "поводыря".
Если только что сказанное верно (в чем сомнений нет) - то базовый принцип, из которого я исхожу, можно опровергнуть, только доказав следующее утверждение: радикальное сокращение уровня участия Русской Православной Церкви в формировании нравственной сферы российского общества (т.е. "исчезновение поводыря") - ведет к быстрому и очевидному для всех снижению уровня "коллективной нравственности" людей России.
Попробую доказать это утверждение. Как известно, вскоре после октября 1917 года в России была развернута мощнейшая кампания по "борьбе с религиозными пережитками": на фоне мощнейшей и чрезвычайно агрессивной пропаганды "научного атеизма" - закрывались и осквернялись монастыри, храмы; позже начались аресты священников, монахов, рядовых верующих.
Тем самым, людей практически лишили возможности регулярно участвовать в религиозной обрядности. Что - по сути - как раз и привело к радикальному снижению масштабов участия Русской Православной Церкви в формировании нравственной сферы российского общества.
Произошел ли в обществе "нравственный обвал"?
Отнюдь. Кончилась Гражданская война, и неизбежное "военное ожесточение" понемногу улеглось. А "инстинкты и эгоизм" превалирующими отнюдь не стали! Напротив, жертвенность и бескорыстие постепенно становились главными мотивами поступков многих и многих. И в мирное время, и тем более, в годы Великой Отечественной войны. Как собственно на фронте, так и в тылу.
Могут возразить: в массовом сознании в предвоенные годы установилась не жертвенность и бескорыстие, а идеологическая ожесточенность!
Это не так. Верно, в те годы идеологические схемы навязывались властью как мотивы поведения. Но практика показывает: даже в подобных условиях - подавляющее большинство граждан СССР на бытовом уровне не выходило за рамки "нравственного поля".
Иными словами, базовый принцип опровергнуть не удалось.
Более того, проведенный анализ указал на существование какого-то иного, неизмеримо более мощного фактора, который и не допустил "нравственного обвала" в СССР после октября 1917 года. Что же это за фактор?
Напомню суть концепции "Россия-посредник".
1) "Человек с улицы" самостоятельно не может добиться кардинального повышения уровня своей нравственности. Это достижимо, только если он "призовет на помощь" Высшую Инстанцию; в христианстве еЈ называют "Царством Небесным". В данном тексте используется понятие "Информационно-управляющие структуры Космоса" (ИУСК).
2) "Призвать на помощь" ИУСК можно, только обращаясь к "посреднику": к тому, кто был однажды избран Свыше; по христианской терминологии - это святой.
3) Представим себе, что "Царство Небесное" (Информационно-управляющие структуры Космоса) это "Поток розового масла". Святой (по определению) подключен к ним, т.е. получает "от Потока" свой "ручеек масла".
Поэтому если кто-то "впустил" в свою жизнь этого святого (идет на жертвы ради него, молится ему, мысленно советуется с ним, помогает ему и т.д.) - он и сам "пропитывается благовонием". Т.е. "подключается" к ИУСК, которые приступают к "коррекции" его "Я": к формированию более высокого уровня нравственности.
4) Посредническую Миссию (как "святой" совершенно иного масштаба) выполняет и Россия. И значит: любой человек может "превратить" еЈ в "посредника" между собой и ИУСК через установление с ней особой эмоциональной связи. Которая возникает на базе осознания того, что личная безопасность и даже сама его жизнь абсолютно зависят от сохранности России.
Думаю, не вызовет сомнения, что после октября 1917 года такая связь устанавливалась почти "автоматически". Действительно, в силу особенностей сделанного большевиками идеологического выбора и, соответственно, избранного экономического и политического курса - СССР не переставал находиться во враждебном окружении. А значит, на практике легко принималась идея о том, что - каждый может спастись только, опираясь на мощь "целого", в частности, на военный потенциал страны. А значит, это было время песни N 1:
"Забота у нас такая
Забота наша простая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!"
* * *
Из сказанного только что следует чрезвычайно важный вывод практического свойства.В самом деле, как известно, с конца 80-х гг. (точнее, с 1988 года - с момента празднования 1000-летия крещения Руси) начался и продолжается ныне процесс православного возрождения: в России восстанавливаются старые и строятся новые храмы, монастыри, учебные заведения; издаются большими тиражами книги, посвященные разным аспектам православного вероучения и церковной истории; значительное место вопросы жизни Церкви занимают в программах ТВ; в стране, по существу, не ведется массированная пропаганда "научного атеизма".
Перечень может быть продолжен. Но важно одно: в результате вот уже почти 20 лет РПЦ занимает совершенно особую роль в нравственной жизни российского общества.
Встает вопрос: зафиксировано ли соответствующее повышение уровня коллективной нравственности россиян, или хотя бы того поколения, которое вошло в жизнь после 1988 года?
Полагаю - никто не станет оспаривать следующее утверждение: сегодня мотивы поведения очень значительной части россиян (в особенности, молодежи) всЈ заметнее выходят за рамки "нравственного поля", а в их поступках всЈ больше главенствуют либо выгода; либо право силы; либо почти не контролируемые инстинкты.
В чем же дело? Вывод, уверен, может быть только таким: усилиям РПЦ противодействует фактор "Россия-посредник". Но возможно ли такое?
Я постараюсь доказать, что причина как раз в этом.
В нашей истории была веха: XX съезд КПСС. Тогда людям впервые сообщили, что 30-е и 40-е гг. - это вовсе не "время побед и свершений", а "период культа личности Сталина". Впрочем, позднее выяснилось, что тот, кто сказал об этом - сам был "волюнтаристом". А еще позже оказалось: лидер группировки, которая "одержала победу в борьбе с волюнтаризмом", стал причиной долгих лет "застоя" и роста коррумпированности партийного и государственного аппарата.
Как результат, нарастание почти инстинктивного стремления людей - "выживать в одиночку! Ибо на целое (страну) надежды больше нет..."
В том же направлении "работало" и то, что из массового сознания практически исчезло ощущение возможности непосредственного военного нападения на СССР. Это, естественно, очень сильно ослабило у людей прежнее ощущение собственной зависимости "от целого", от страны.
...Началась "перестройка". Одной из еЈ составляющих стала система "общечеловеческих ценностей". Их принятие народами СССР было, вообще говоря, необходимо: только так общество могло освободиться от политической и культурной изоляции, в которой оно оказалось после октября 1917 г. - на базе "классового чувства" и противопоставления "мы" - "они".
Но "общечеловеческие ценности" - объективно - оказались и первым шагом к "рыночной демократии".
Однако, "краеугольным камнем" системы "рыночно демократических ценностей" является приоритет интересов личности (семьи, друзей) над интересами "целого" - страны. Поэтому официальное (даже в тексте новой Конституции России!) принятие сего "краеугольного камня" привело к тому, что у очень и очень многих (особенно, у молодежи) исчезло понимание того, что жизнь каждого абсолютно зависит от "сохранности целого" - России.
Наступило время песни N 2:
"Важней всего - погода в доме
ВсЈ остальное - суета
Есть я и ты, а всЈ, что кроме -
Легко уладить с помощью зонта".
Понятно, что новое поколение, застав подобную "общественную атмосферу", и даже несмотря на активнейшую работу РПЦ по нравственному воспитанию, в очень значительной мере оказалось вне "зоны действия" фактора "Россия-посредник". Со всеми вытекающими отсюда, по истине катастрофическими последствиями для своей нравственности.
А из этого следует, что Русская Православная Церковь для выполнения своей миссии по нравственному воспитанию, объективно, не может не быть заинтересована в реализации на практике сценария "Нового маршрута для объединенных наций". Ведь в его основе - восстановление эмоциональной связи между индивидом и "целым", базирующейся на осознании того, что личная безопасность и даже сама жизнь каждого абсолютно зависят от России.
Это, разумеется, предполагает развертывание диалога: консультаций и дискуссий между учеными, новыми политиками - и Церковью. Общее направление таких консультаций и дискуссий должно быть "задано" позицией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "в ХХI столетии диалог веры и науки не только будет успешно развиваться, но и ляжет в основу обновленного целостного мировоззрения. Ведь если предположить иное развитие событий, будущего у нас может просто не оказаться".
http://www.pravaya.ru/look/3659