Школа под куполом

Межрелигиозный совет считает, что лучше всего о религии детям расскажут священники

По закону священники не имеют права преподавать в государственной школе: школа у нас светская, и в нее не допускают людей без государственного диплома

Лидеры традиционных конфессий (православные, мусульмане, иудеи и буддисты), входящие в Межрелигиозный совет России, 19 мая обратились к министру образования и науки Андрею Фурсенко с просьбой позволить школьникам "изучать религиозную культуру с позиций религиозных организаций" и "при участии религиозных организаций". То есть, попросту говоря, допустить к преподаванию священнослужителей. Это означает, что с лукавством покончено: все заявления о том, что Церковь вовсе не собирается в школе проповедовать (не раз звучавшие в связи с введением в школах предмета "Основы православной культуры"), что "Основы" - предмет культурологический, можно считать дезавуированными. Ведь не будут же религиозные лидеры утверждать, что позиции их организаций близки к культурологическим. Они этого и не делают. Наоборот, прямо заявляют о своем недовольстве тем, что "преподаваемые в школе сведения о религии сопровождаются объяснениями исключительно с атеистических позиций, а собственно религиозные объяснения различных сторон религиозной культуры либо подаются в урезанном виде, либо вообще отсутствуют". Что это, как не заявка на полноценную и полномасштабную проповедь?
Возникает вопрос: почему предложение последовало именно сейчас, когда "Основы православной культуры" худо-бедно завоевали позиции в школах (в Министерстве образования и науки РФ, во всяком случае, утверждают, что в той или иной степени предмет факультативно преподается практически во всех регионах) и все чаще поступает информация, что в местах компактного проживания мусульман вводятся "Основы ислама"? (Буддисты, отметим, до сих пор без особого энтузиазма относились к идее религиозного просвещения учащихся, а иудеи всегда без всяких экивоков заявляли, что детям нужно преподавать Закон Божий, без которого нет нравственности, а потому на общеобразовательную школу и не претендовали.) Как ни странно, сигналом к действию, думается, послужило заявление нового министра образования, что история религии должна быть вовсе не факультативным, а обязательным предметом для всех. "История религии - это составная часть истории человечества, и очень важная часть, - сказал Андрей Фурсенко, подчеркнув, что имеет в виду не только историю христианства. - Образованный человек, который выходит в мир, должен знать историю".

Очевидно, Московская патриархия (нет сомнения в том, что именно патриархия стала инициатором письма министру) почувствовала, что теряет позиции. Ситуация с "Основами православной культуры" зыбкая, и это дает Церкви определенную свободу маневра. Официально предмет преподают на факультативной основе, но часто - в основной сетке часов, как это делается, например, в Курской области (см. "Еженедельный Журнал" N41). Ведут занятия в основном школьные учителя, но учителя эти в большинстве своем приобретают знания на курсах повышения квалификации, организованных региональными департаментами образования при содействии епархиального начальства. Священники в школе тоже не редкость (например, в подмосковном Ногинске), но священник на занятии после уроков - это одно, а священник - преподаватель обязательной дисциплины - совсем другое. По закону они не имеют права преподавать в государственной школе: во-первых, школа у нас светская, так что религиозная (впрочем, как и антирелигиозная) пропаганда в ней запрещена, а во-вторых, в школу не допускают людей без государственного диплома. К тому же, если действительно будет введен обязательный предмет по истории всех религий, вряд ли у учеников хватит запала еще и на факультативные "Основы православной культуры". И как же быть Русской православной церкви с годами пестуемым проектом?

Отсюда второе предложение Межрелигиозного совета: предоставить духовным учебным заведениям право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. Предложение, заметим, не новое и во многом обоснованное. Сейчас выпускники семинарий и духовных академий не могут продолжать учиться в светских вузах, не признающих никаких образовательных сертификатов, кроме государственных, не могут устроиться на работу в госучреждения (любые, речь не идет о школе, где запрет двойной). Конечно, духовные школы готовят в основном священников, но кто сказал, что после семинарии человек непременно должен стать священником? За время учебы у него могли измениться взгляды, или он с самого начала мог желать не сана, а богословских знаний, которые, кстати, до недавнего времени можно было получить почти исключительно в семинарии (светских богословских институтов единицы, и практически все они сосредоточены в Москве, а теологические факультеты в государственных вузах только появляются). Зря только Межрелигиозный совет выдвинул свои предложения "одним пакетом" - это наверняка помешает разумному решению второй проблемы. Теперь все будут считать, что традиционные конфессии, и в первую очередь Православная церковь, радеют исключительно о собственных корпоративных интересах: стоит, мол, дать семинаристам диплом государственного образца, как они сразу - в школы, а это грозит клерикализацией образования. Тогда как нельзя отрицать, что речь идет в том числе - и даже в первую очередь, если отвлечься от взаимных претензий поборников и противников православного образования, - об элементарных правах человека. У государства есть все возможности регулировать присутствие священников в школе, даже выдав семинаристам государственные дипломы.

Впрочем, некоторые государственные мужи, например члены думской фракции "Родина", полностью поддерживают инициативу Межрелигиозного совета. Представитель фракции в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев заявил "Еженедельному Журналу": "Необходимо менять законы в сторону расширения прав Церкви". Однако на состоявшихся 27 мая парламентских слушаниях, где рассматривалась тема совершенствования законодательства о свободе совести, думское большинство с "Родиной" не согласилось. Более того, правительству и регионам рекомендовано всесторонне изучить практику преподавания знаний о религиях в школах "в целях приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства".

N122, 31 мая 2004 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Солодовник:
Слово за веру
Журналистам из православных СМИ надоела их исключительность. Они хотят взаимодействия с обществом
29.11.2004
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
«К сожалению, эта проблема не решена»
Святейший Патриарх Кирилл о необъяснимой попытке изгнать Основы православной культуры из школы
28.01.2020
«Не в бревнах, а в ребрах Церковь моя»
Педагогический форум прошел в Сийском монастыре
13.01.2020
Кто растаскивает кирпичи порушенных храмов?
Отрицание необходимости введения в школах предмета «Основы православной культуры» равнозначно уничтожению православных храмов
28.12.2019
Епископ Назарий: В уходящем году благочиние монастырей приросло двумя обителями
Состоялось собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии
24.12.2019
Восстание младенцев
Или школьные уроки «Введение в Православие - исторические истоки Православия»
07.12.2019
Все статьи темы