itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Слово за веру

Журналистам из православных СМИ надоела их исключительность. Они хотят взаимодействия с обществом

0
155
Время на чтение 4 минуты
В советские времена было только одно церковное издание - "Журнал Московской патриархии". Теперь православные издания множатся так стремительно, что некоторые опасаются перепроизводства. "Если нас ничто не остановит, то, наверное, скоро каждый христианин будет иметь свою собственную газету или даже передачу", - не без раздражения заметил президент общества "Наследники Александра Невского" Николай Маслов на проходившем 16-18 ноября Международном фестивале православных СМИ "Вера и слово". Каждая уважающая себя епархия считает необходимым иметь как минимум собственную газету, но все чаще газеты издают и благочиния, на которые делятся епархии, и даже некоторые приходы. Вот почему по сравнению с первым Конгрессом православной прессы, который состоялся в 2000 году, на нынешнем фестивале собралось куда более представительное профессиональное сообщество. Тогда число участников едва достигло 400 человек, сегодня оно выросло вдвое. Своих делегатов прислали более 120 СМИ (в том числе 30 теле- и 15 радиокомпаний) из 66 епархий Русской православной церкви. Общее же количество СМИ, по данным Издательского совета РПЦ, подбирается к 900, хотя стабильным существованием могут похвастаться не более трети из них, которые и вошли в составленный советом каталог. Некоторые СМИ можно было своими глазами увидеть на прошедшей в рамках фестиваля выставке, впервые в России на ней были представлены и издания Русской православной церкви за рубежом - своим внешним видом, несмотря на почти 80 лет разделения, совершенно не отличающиеся от отечественной продукции.

Нельзя не заметить, что и отношение самой Церкви к православной прессе изменилось. Патриарх Алексий II не приехал на первый конгресс, от его имени участников приветствовал тогдашний председатель Издательского совета МП архиепископ Бронницкий Тихон. А сейчас патриарх открывал фестиваль, и открытие это было чрезвычайно торжественным, чтобы не сказать помпезным. Предстоятель РПЦ в сопровождении высоких гостей прошествовал к сцене через весь Зал церковных соборов храма Христа Спасителя под пение хора, потом из репродукторов грянуло "В начале было Слово...".

Публика в зале сидела в основном солидная и важная, разительно отличающаяся от разномастной аудитории, скажем, ежегодных Рождественских образовательных чтений, куда съезжаются учителя и православные активисты. Мысль о том, что формирование церковного и околоцерковного истеблишмента близко к завершению, просто напрашивалась.

Почти все выступавшие, а среди них были и высшие иерархи, говорили о том, что нынешние светские СМИ имеют серьезный изъян: преобладание в них негативной информации, бесконечных рассказов о воровстве и убийствах, ток-шоу, вбивающих в головы зрителей принципы разумного эгоизма, создает впечатление, что грех - это норма, а не аномалия. "Ответственность за падение нравов несут в том числе и журналисты, пропагандирующие жестокость, порок и разврат", - сказал патриарх Алексий II. Митрополит Калужский и Боровский Климент, призывая быть нетерпимыми к нравственной глухоте, предложил создавать зрительские и читательские жюри, мнение которых следовало бы учитывать при выдаче лицензий. И уж во всяком случае больше рассказывать о том положительном, что происходит в жизни. (В высоких церковных собраниях уже который год твердят о том, что журналистам следует обращать внимание "на хорошее". Однако до сих пор так никто и не объяснил, что же делать с "нехорошей" стороной жизни - просто отсечь ее?)

Как всегда, говорили о необходимости создания общенациональной православной газеты и православного телеканала. На закрытии фестиваля патриарх назвал формирование целостного информационного пространства РПЦ "первоочередной задачей". Но поскольку реальных возможностей для этого пока не просматривается, православные СМИ пытаются создать альтернативное информационное поле своими разрозненными "малыми" силами. И вот тут дела их совсем не так хороши, как хотелось бы. Голос православных СМИ в обществе почти не слышен. Об этом тоже говорили практически все выступавшие.

Подробнее о насущных профессиональных проблемах вели речь на второй день фестиваля, когда началась работа по секциям. От официоза не осталось и следа, приехавшие из разных городов журналисты живо и откровенно рассказывали о своих победах и трудностях: кому-то удалось закрепиться в телеэфире на 13 минут в неделю, а кому-то на целых 20; кому-то удалось найти денег на детскую передачу (спонсоры, как правило, наотрез отказываются субсидировать православные СМИ, говорят: на храм денег дам, а вот на журнал или телепрограмму - нет), а за кого-то - небывалая вещь! - платит епархия; кому-то удалось заманить в газету светских профессионалов, а кому-то "пробить" православную рубрику в светском издании. Приятно удивило трезвое отношение к делу. То ли правильный тон задавали ведущие (ответственный секретарь газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин, главный редактор портала "Религия и СМИ" Александр Щипков, автор православных проектов на Санкт-петербургском телевидении Наталья Родоманова и другие), то ли православные повзрослели - во всяком случае обвинений в адрес всех и вся, которые не раз приходилось слышать в такого рода собраниях (и власть-де ставит палки в колеса, и светские СМИ не понимают и "искажают", и ленивые читатели не хотят "вникать"), почти не было. Говорили в основном о недочетах в собственной работе. Об однообразии тем, о недостаточно высоком профессиональном уровне, о неумении говорить с читателем, особенно молодым, понятным языком, о никудышном полиграфическом качестве православных изданий, о плохо налаженном распространении, о незнании основ маркетинга. "Беда, когда нас запихивают в гетто, но мы сами создаем это гетто, -с горечью признал священник Владимир Вигилянский. - В массе своей мы не можем конкурировать со светской прессой".

Формат фестиваля, когда на выступление отводилось три, от силы пять минут, не позволял углубляться в тонкости, но мне вспомнились бушевавшие пару лет назад споры о том, бывает ли вообще православная журналистика. Большинство тогда склонялось к мысли, что скорее все-таки не бывает, как не бывает православного цирка или православного балета. Честность и профессионализм - вот критерии качества любого СМИ, и, если не хватает того или другого, твоя "православность" превращается в обузу, которая не дает вырваться из загона корпоративных интересов. Ведь православные СМИ - в большой степени корпоративный продукт. Недаром на том первом конгрессе митрополит Бронницкий Тихон так яростно убеждал всех в необходимости восстановить церковную цензуру. То, что вокруг развелось несметное количество религиозных издательств, которые печатают "что хотят", приводило его в негодование. Сейчас о цензуре речи не было, если не считать одно курьезное выступление. "Почему так мало показывают патриарха? - возмутился кто-то из участников. - Если встречается с президентом, то показывают, а если не встречается, то не показывают. Надо, чтобы патриарх всегда был на экране. Освещает какой-нибудь храм - пусть показывают".

Однако людей, считающих, что им что-то недодали "по православной части", в профессиональной среде, кажется, становится все меньше. Идет процесс размыкания мало взаимопроницаемых доныне церковной и общественной сфер. "Может, будущее за теми изданиями, которые не будут заявлять себя православными. Обыватель уже объелся всем православным", - робко предположила Мария Улыбышева из калужской газеты "Весть". "Светская газета, которую делают христиане, - это наша мечта, которая, быть может, осуществится лет через десять, -согласился Александр Щипков. - Пока не получается".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Солодовник
Город на горе
Большинство россиян верит в такие вещи, которые не требуют от них особых усилий и не накладывают дополнительных обязательств
29.07.2004
Все статьи Светлана Солодовник
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59