itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православный контрпроект

0
148
Время на чтение 5 минут
Проходившая на прошлой неделе в Даниловском монастыре Международная научно-богословская конференция РПЦ на тему "Эсхатологическое учение Церкви" свидетельствовала как минимум о двух важных вещах. Во-первых, о том, что православная мысль набирает обороты и богословие в России постепенно перестает быть только строчкой в епархиальной отчетности, за которой в лучшем случае стоят исторические штудии типа "Церковь в Синодальный период". Это подтверждал и размах конференции: около семидесяти докладчиков, среди которых были духовные лица, представляющие Русскую зарубежную церковь, поместные церкви Сербии, Греции, Румынии, Константинопольский патриархат (не говоря о клириках РПЦ); богословы из лучших православных школ, включая парижский Свято-Сергиевский богословский институт и Свято-Владимирскую академию в Нью-Йорке, - и не только православных: скажем, униатский священник Лоуренс Кросс представлял Католический университет Австралии; ученые из Германии, Италии, США и России. Да что там говорить, приехал сам Христос Яннарас, профессор Афинского университета и на сегодняшний день, наверное, самый известный православный философ и богослов в мире. На московскую конференцию, которую Синодальная богословская комиссия РПЦ с 2000 года проводит каждый ноябрь (исключением стал лишь прошлый год - помешал состоявшийся в октябре Архиерейский собор), его звали регулярно, но приехал он - впервые.

Львиная доля докладов затрагивала вопросы вероучительные или теоретические, однако эсхатология - та тема, которая традиционно волнует не только ученых церковных мужей, но весь церковный народ. Эсхатологические настроения, ощущение "конца истории" и грядущих катастроф, возникали в обществе во все времена, особенно в моменты социальных и политических кризисов. Сегодня их усиливают глобализационные процессы, которые многими христианами воспринимаются как завершение человеческой истории, как царство хаоса, готовящее путь Антихристу. Поэтому Церкви чрезвычайно важно выработать не только богословские, но и практические подходы к проблеме глобализации. И вот тут обнаружилась вторая важная вещь.

То ли богословская конференция настраивала на особую продуманность и корректность формулировок, то ли сдерживало присутствие зарубежных гостей, но ощущавшаяся все последнее время явная ставка священноначалия на конфронтационность по отношению к западному миру, на усиление внутри Церкви радикальных фундаменталистских тенденций подверглась основательному пересмотру. Возможно, по этой причине к участию в конференции были привлечены светские специалисты - социологи, философы, политологи, религиоведы - самых разных взглядов, включая умеренно либеральные. Над "политической" эсхатологией трудилась целая секция конференции, оказавшаяся и самой многолюдной, и самой оживленной.

Спектр мнений колебался между двумя полюсами. Полюс первый, обладавший наибольшей притягательностью: глобализация отражает объективные мировые интеграционные процессы. Современный человек живет в условиях массового общества, которое диктует свои законы, а создание общемирового рынка действительно требует централизованного управления. Поэтому глобализация в определенном смысле всего лишь техническое средство, которое как таковое может служить и добру, и злу. Христиане в этой ситуации должны выдвинуть свой проект, исходящий из учения Церкви. Направленный, по словам председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, на "бодрствующее ожидание Спасителя", а не на напряженное ожидание Антихриста. Тем более что всеядная толерантность, на которую настраивает человека массовое общество, грозит верующим людям вполне реальной опасностью: уже сейчас на общественном уровне их все чаще вынуждают признавать нормой жизни то, что противоречит их убеждениям. Взять хотя бы случай с итальянским политиком Рокко Буттильоне, которого не назначили на пост комиссара юстиции и внутренних дел Европейской комиссии по причине его отрицательного отношения к гомосексуализму. В пределе это может привести к запрету на профессию для христиан.

Полюс второй: глобализация - торжество библейского апокалиптического Вавилона, общества упадка и растления. Главная ее задача - дезинтеграция традиционных структур и интеграция на совершенно иных принципах, которые не являются для человека естественными (отсюда признание однополых браков и прочих безобразий). Цель - подчинить страны и народы транснациональной финансово-экономической элите мира, контролирующей земные богатства. Поэтому христиане, а вернее православные (с Европы и США спадает верхний слой христианства, и чем дальше, тем откровеннее они обнажают свое варварское нутро - свидетельством тому, кроме разнузданно "свободного" образа жизни, бомбежки Югославии и Ирака), должны перехватить инициативу и взять глобализационные процессы в свои руки. Следует создать подлинное политическое православие и начать христианизацию по сути варварского мира, поставив ядерные боеголовки на стражу своих интересов. "Чтобы никто не смел заткнуть рот нашему свидетельству", как сказал политический обозреватель радиостанции "Маяк" и председатель Консервативного совещания Егор Холмогоров, в чьих выступлениях вышеозначенная точка зрения выразилась наиболее полно (выступаю не только за себя, но и за Александра Дугина, объявил он после речи на круглом столе "Глобализация и эсхатология", поскольку Дугин сбежал, не выдержав, очевидно, общего, отнюдь не агрессивного, настроя участников конференции).

Председательствовавший на дискуссии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл решительно отмел идею боеголовок, сформулировав то, что на сегодняшний день можно считать официальной позицией РПЦ. Ответом христиан на вызов унификации и глобализма должен стать традиционный универсализм - "то есть общение в многообразии, свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции и свой образ жизни". Нужно искать стыковочные узлы в межцивилизационных моделях, и такими узлами может быть нравственное начало, противопоставленное свободе без всякой ответственности. Заметим, владыка не стал на сей раз повторять высказанную им недавно мысль, что "Россия может стать прообразом нового мирового порядка". Более того, подчеркнул, что к обсуждению проблемы глобализации и выработке конечных решений нужно привлекать всех потенциальных союзников, причем не только христиан, но и представителей других традиционных религий, и это дает новый импульс к межрелигиозному сотрудничеству.

На конференции рассматривались и многие вполне бытовые проблемы, рождающие у верующих болезненные эсхатологические настроения. Вспоминали бесконечно тянущуюся эпопею с ИНН, страхи, связанные с правом пользоваться предметами и документами с нехристианской, скажем, языческой символикой. "Мировоззрение людей, разделяющих подобные взгляды, - заметил в связи с этим архиепископ Львовский и Галицкий Августин, - отличается мрачностью, замкнутостью... Налицо не столько богословская проблема, сколько проблема культурная (бескультурная) и психологическая". Необходимо влиять на качество умственной жизни общества, заключил архиепископ.

"Думаю, это очень своевременная конференция и в каком-то смысле боевая, - поделился с корреспондентом "Ежедневного журнала" секретарь Германской епархии Русской зарубежной церкви протоиерей Николай Артемов. - Если та работа, которая здесь проводится, не останется в кругу участников, а выйдет наружу, то она даст очень важный результат - большего укоренения в базисе в среде народа. Как говорится, до царя далеко, до Бога высоко - то есть связь между высшими церковными инстанциями и общим потоком мысли не всегда налажена. Такие конференции выполняют роль промежуточного звена, и это во благо".

Наверняка во благо, если, доехав до своих епархий, докладчики не растеряют всех тех мудрых и правильных мыслей, которыми они делились с участниками конференции. А то, например, архиепископ Августин, так проникновенно говоривший о "мистическом страхе необразованного человека перед техническими новшествами", на настойчивый вопрос дамы из Кишиневской епархии, которая слышала другие выступления владыки на ту же тему, как же все-таки он сам относится к ИНН, коротко ответствовал: "Я лично его не взял".

http://www.ej.ru/comments/entry/2384/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Солодовник
Слово за веру
Журналистам из православных СМИ надоела их исключительность. Они хотят взаимодействия с обществом
29.11.2004
Город на горе
Большинство россиян верит в такие вещи, которые не требуют от них особых усилий и не накладывают дополнительных обязательств
29.07.2004
Все статьи Светлана Солодовник
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59