"Золотой грааль"

Новости Москвы  Общество 
0
413
Время на чтение 4 минуты
Средневековая легенда гласит: "Чаша, из которой пили Иисус Христос и апостолы во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого Христа, была вышлифована из чистого изумруда и обладала чудодейственной силой. Сию святую чашу называли грааль. Иосиф принес ее в Британию, там на недоступной горе Монтсальват рыцарь Титурель построил для нее великолепный храм. Каждый год в страстную пятницу с неба спускался ангел, чтобы возобновить чудодейственную силу грааля. Целый сонм рыцарей охраняет чашу в храме Монтсальват".

Вообще-то слово "грааль" означает на старофранцузском языке просто плоский сосуд. И независимо от того, была ли реальная чаша грааль или, что скорее, плод человеческой фантазии, интересен вопрос: кто создал прекрасную чашу "Грааль", которая хранится в Париже как святыня, хоть и сделана она не из изумруда (стоимость его не уступает алмазу), а из простого темно-зеленого стекла? Имя мастера неизвестно, но ясно, что это золотых дел мастер, ювелир. О ювелирах и пойдет сегодня речь.

Мастер Ханс Рюсенберг
Все, кто в течение последнего столетия проходил и проходит ныне по улице Пикк, невольно смотрят на витрину магазина на углу улицы Хобусепеа. Изделия ювелирной мастерской Копфа, затем художественного комбината "Арс", а теперь товарищества "Kuldgraal" - "Золотой грааль" и других таллиннских ювелиров всегда отличались особой изысканностью и мастерством, неповторимостью и чувством стиля. Нет сомнений - истоки такой преемственности и мастерства - в глубине столетий.

Осенью 1472 года через Ревель (Таллинн) проезжала в Москву невеста Великого князя Ивана III Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора. Как ее встречали местные бюргеры неизвестно, но, по-видимому, она видела в Ревеле работы местного ювелира Ханса Рюсенберга. Во всяком случае, вскоре из Москвы пришло ему приглашение, подписанное Великим князем Иваном III.

Под влиянием византийской принцессы в Москве появилась придворная пышность, потребовались опытные ювелиры, а работы Рюсенберга были действительно высокого уровня. Мы можем судить об этом по одному из его произведений, находящихся ныне в Петербурге. Только попало оно в Россию не в ХV, а в ХVIII столетии.

Приключения монстранса
Около двадцати лет назад по московскому телевидению показывали многосерийный фильм "Сокровища Эрмитажа" (сейчас его повторяют по Первому каналу). Серия, посвященная коллекции серебра, начиналась и завершалась показом "Монстранса Рюсенберга". Монстранс (дарохранительница) - это довольно большой серебряный ларь на высокой ножке, все стенки которого украшены барельефами на библейские темы. Известно, что Ханс Рюсенберг изготовил его по заказу церкви Нигулисте. Существует предание о том, как он попал в Россию. В 1716 году князь Меньшиков дал приказ очистить для русского гарнизона ревельскую лютеранскую церковь св.Михаила, что на ул.Суур-Клоостри. Приказ был строгий, а возражений князь не терпел, и все же магистрат решил вступить с ним в переговоры. Пытаясь повлиять на решение, преподнесли ему презент (так тогда элегантно называли взятку). Подарок князь принял, но... церковь все равно отобрал. Царь Петр, в свою очередь, забрал у Меньшикова дарохранительницу, и теперь монстранс Рюсенберга - одно из украшений коллекции серебра Эрмитажа. Трудно поручиться за достоверность этой истории, но она весьма похожа на правду.

Ханс Рюсенберг был основателем одной из династий ревельских золотых дел мастеров. Известно, что в ХVI веке его сын Ханс Рюсенберг-младший владел домом № 13 на ул.Дункри. Дом этот, как и другие здания на нечетной стороне улицы, погиб в 1944 году, зато сохранился дом № 25 на углу ул. Ратаскаэву. Начиная с 1408 года в нем жили в разное время шесть ювелиров, а дом № 2 на той же улице в конце ХVII века принадлежал золотых дел мастеру Габриэлю Любкен. Сохранились и другие адреса: домом № 4 на ул. Аптеэги владел в конце ХIV столетия мастер Курдил, в первой половине ХV века Хансу Грузалю принадлежал дом на углу улиц Вене и Аптеэги. Это же строение в конце столетия перешло к другому ювелиру Омунду, а дом и мастерская на Ратушной площади на углу все той же Аптеэги принадлежали с 1421 по 1534 год семейству ювелиров - потомков мастера Хенри Хамеллина.

Старые мастера и их наследники
Сохранились некоторые работы старых ревельских мастеров. Недавно в церкви Нигулисте открылась выставка серебра из коллекции Таллиннского Художественного музея: кубки, чаши, медали, знаки, украшения, принадлежавшие некогда церквам, ремесленным цехам, гильдиям, Братству черноголовых, частным лицам.

Среди других вызывает интерес чаша ремесленного цеха гончаров. Она представляет собой модель гончарного круга с укрепленной на нем античной вазой. Одна из ручек чаши - пустотелая, и, если в нее подуть, начинает вращаться "гончарный круг". А так как на нем нанесен часовой циферблат, то вращение серебряного диска символизирует течение времени. На чаше, из которой пили по кругу на торжественных собраниях цеха, выгравированы имена четырнадцати дарителей, жаль, что нет клейма мастера, создавшего это оригинальное произведение. Известно, однако, что серебряную утварь для ремесленных цехов изготавливали местные ювелиры, так что нет сомнения, чаша - работа одного из ревельских золотых дел мастеров. Еще более оригинален серебряный кубок Братства черноголовых с забавным названием "Ганс в подвале". На первый взгляд - кубок, как кубок, но у него есть секрет: он с двойным дном. Верхнее дно поддерживается внизу давлением налитого вина, но стоит поднести сосуд ко рту и наклонить его, как расположенная под верхним дном серебряная фигурка мальчика выталкивет дно и появляется на свет. Фигурку прозвали Гансом, и когда он с верхним дном поднимается, вино стекало в зазор. Пьющий оставался "с носом". Избежать этого можно было только при помощи... собственного носа - своевременно надавить им на серебряный диск верхнего дна. Этот оригинальный кубок - работа нарвского ювелира ХVII столетия Рудольфа Цандера.

К сожалению, из большой коллекции серебряных бокалов, кубков, чарок, сахарниц и другой утвари Братства черноголовых сохранилось немногое. В ходе Северной войны в 1710 году магистрат потребовал от "черноголовых" пожертвовать на нужды обороны города свое серебро. В ратушу было свезено на переплавку 102 предмета весом в несколько десятков килограммов. Война уничтожала не только людей, но и произведения искусства. Семнадцатое столетие было временем войн, голода, эпидемий, и тем, кто в огне и бедах оставался жив, было не до ювелирных изделий. И только два последующих века, когда на земле царил мир, росло производство украшений и серебряной утвари. В конце ХIХ - начале ХХ века на смену цехам пришли ювелирные предприятия. Наиболее известными были мастерские Копфа, Ланге и Тавасте. Последний в 1930 году преобразовал свою мастерскую в небольшой завод, на базе которого в 1950-м была создана Таллиннская ювелирная фабрика, а в 1964-м - завод.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Лившиц
"В сердцах нерукотворный храм"
Вошла в историю церкви и икона «Всех скорбящих радость». Она висела в алтаре, около того самого окна, через которое в 1962 г. бросили бутылку с зажигательной смесью. Все, что было в алтаре, сгорело, но икона осталась невредимой
06.05.2003
Все статьи Л. Лившиц
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 20:37