Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Плюс православизация всей страны...

Сергей  Маркедонов, Время MN

31.07.2002

Церковь стала серьезным политическим игроком. Она все заметнее претендует на ведущую роль в обществе.
В последние дни одним из главных ньюсмейкеров стала Русская православная церковь. Активно обсуждается инициатива руководителя аграрного комитета Совета Федерации Ивана Старикова о передаче РПЦ земель, принадлежавших ей до 1917 года. В центре внимания оказалась и встреча хранителей трона и алтаря - президента Владимира Путина и патриарха Алексия II. И все это на фоне бурной дискуссии о введении в учебные программы предмета "Основы православной культуры", который тем временем уже активно преподается духовно не окрепшим душам в Московской, Смоленской и других областях России.
Очевидно одно: РПЦ сегодня сильна как никогда за весь период после октябрьских событий 1917 года. Во главе российского государства стоит человек воцерковленный и всячески свою воцерковленность подчеркивающий. РПЦ имеет мощных лоббистов и в президентской администрации, и в обеих палатах российского парламента. В то же время услышать из уст властей предержащих атеистические сентенции столь же невозможно, как лет пятнадцать назад услышать от членов Политбюро ЦК КПСС призывы укрепляться в вере.
Подобное усиление позиций церкви получает неоднозначную оценку и со стороны экспертного сообщества, и со стороны простых граждан. Однако споры об активном наступлении РПЦ и возможных его последствиях ограничиваются, как правило, двумя проблемами.
У специалистов в области естественнонаучного знания усиление религиозного компонента культуры (в широком смысле ее понимания) ассоциируется с отказом от прогресса. По мнению Сергея Капицы, "религиозный взгляд на устройство мира - это этап, который остался в прошлом. Невозможно принимать достояние современной науки и совмещать его с догматическим взглядом на устройство мира и божественное происхождение человека". При этом остается неясным, как совмещали свои естественнонаучные прозрения с жаркой и осознанной верой Исаак Ньютон и Блез Паскаль, отец Павел Флоренский и Альберт Эйнштейн?
У людей же, далеких от физики, химии и биологии, претензии РПЦ на духовную монополию рождают страхи нового идеологического диктата, при котором идеология коммунизма будет заменена идеологией православизма, весьма далекой от толерантности и плюралистического взгляда на мир. Наступление РПЦ рассматривается гуманитариями также как потенциальная угроза нарушения статей российского Основного закона и в конечном итоге как угроза демократии.
И на этот аргумент можно было бы найти немало контраргументов. В таком бастионе демократии, как Британия, существует возглавляемая монархом государственная Англиканская церковь, а по своему фактическому (не формально-юридическому) влиянию институты церкви во вполне демократических Испании, Италии, Польше, Греции не менее сильны, чем аналогичные институты РПЦ.
Настала пора признать церковь серьезным политическим игроком и рассмотреть, насколько предлагаемый РПЦ политико-идеологический проект соответствует нынешним потребностям российского общества.
Без эффективной рыночной экономики Россия будет обречена играть в догонялки с Португалией и Бразилией. Рыночные реалии признали даже лидеры и активисты КПРФ и более мелких "левых" объединений. Для основной же части РПЦ это не является столь уж очевидным благом. Слышал ли кто-нибудь из уст иерархов одобрительные слова - нет, не о приватизации и либерализации цен, а хотя бы о предприимчивости, личном успехе, богатстве как факторах позитивных? Оценка событий 1990-х годов как "развала великой державы" доминирует в выступлениях церковных деятелей. А ведь именно во многом благодаря демократизации последних десяти лет РПЦ добилась того социального статуса, которым сегодня обладает.Не является церковь и горячим поборником демократии и прав человека, предпочитая тесную унию с государственными институтами всех уровней и направлений. В прошлом году в Москве с большой помпой прошел Гражданский форум. Но церковные институты не приняли в нем серьезного участия, тем самым четко идентифицируя себя как институт государственный, а не гражданского общества.
Ключевым понятием в выступлениях иерархов церкви является "возрождение". Обществу предлагается "Золотой век", "Россия, которую мы потеряли", размытый идеал "соборной Руси". Что РПЦ собирается возрождать? Как известно, до секуляризации церковных земель в 1762 году церковь владела тысячами душ крепостных крестьян. До 1917 года православие было государственной религией Российской империи, и Закон божий был обязательным предметом для учащихся. Православная церковь до Петра Великого и после его церковных реформ - это два разных института. Какой из них более богополезный? Известно, что после петровского царствования священника обязывали доносить на пришедшего на исповедь прихожанина, ежели у последнего был некий "умысел". Та же "почетная обязанность" была и у священников в советскую эпоху. Так что же из всего перечисленного выше собираются "возрождать" иерархи РПЦ? Где идеал Руси православной - в эпоху Ивана Грозного, Петра Великого или Николая II? Вопросы не праздные.
"Темные страницы" характерны не только для РПЦ. Но нашли же в себе силы церковные институты Испании покаяться за сотрудничество с режимом каудильо Франко. Смогли же европейские католики выработать принципы "теологии после Освенцима" и критически переоценить свою роль в трагедии холокоста. Увы, рефлексия не стала сильной стороной нынешней РПЦ и каяться за сотрудничество с коммунистическим (не просто людоедским, но и атеистическим, между прочим) режимом наши иерархи, сделавшие в советские времена свои карьеры, не хотят. Зато с большой охотой занимаются поиском идеологических противников и с успехом находят таковых в лице конкурентов на своем религиозном поле - католиков, протестантов, "сектантов". Отсюда и церковный изоляционизм, ксенофобия и охранительные тенденции.
Отдельная тема - антисемитизм среди духовенства. И если иерархи РПЦ не произносят погромных проповедей, то в книжных лавках православных храмов вместе со Священным писанием нередко можно встретить "Сионские протоколы" и прочие антисемитские экстремистские сочинения.
Вопросы веры и принадлежности к той или иной конфессии - сложный личный (даже интимный) выбор каждого человека. В течение всего кровавого XX века россияне платили слишком большую цену за осознание этого права. Возможность ходить в православный храм, мечеть или синагогу должен реализовывать сам человек по подсказке собственной совести, а не мудрого госчиновника или духовного иерарха. Попытка же заменить безбожный атеизм на насаждаемый сверху "православизм" будет иметь только одно последствие - рост атеистических настроений и отказ не от хождений в храм, а отрыв от религии как таковой.
Стоит подумать и властям предержащим, и отцам церкви над тем, что благие намерения "воскресить" в людях веру могут стать дорогой в атеистический ад...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме