Кому они доверяют?

Современный верующий: социальный портрет и общественно-политические позиции

Общество 
0
181
Время на чтение 15 минут
Исследовательский центр "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем использует данные общеинститутского мониторинга общественного мнения для реализации своей многолетней программы изучения роли религиозного фактора в общественной жизни. В данной статье рассматриваются некоторые результаты социологического опроса, проведенного в декабре 2000 года, в ходе которого опрошено 1800 человек в возрасте от 18 лет и старше, представляющих 11 укрупненных социально-профессиональных групп населения. Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов, Александр Георгиевич Шевченко - сотрудники Исследовательского центра "Религия в современном обществе".
О своей мировоззренческой ориентации респонденты распределились следующим образом: к верующим в Бога отнесли себя 43,4% опрошенных; о безрелигиозной мировоззренческой ориентации (неверующие и безразличные к религии) заявили 28,6%; колебания между верой и неверием характерны для 23,9%; вера в сверхъестественные силы свойственна 3,9%. Помимо общей мировоззренческой ориентации выявлена и конкретная конфессиональная принадлежность. Свыше половины респондентов (55,9%) отнесли себя к последователям православия; 2,9% - к приверженцам ислама. Принадлежность к другим конфессиям отметили 1,7% опрошенных, а 6,6% заявили о своей внеконфессиональной религиозности.
Обращает на себя внимание явление, фиксируемое также предыдущими опросами, когда доля респондентов, заявивших о своей конфессиональной и внеконфессиональной религиозности (67,1%), оказывается существенно выше удельного веса верующих в Бога (43,4%). В данном случае имеет место конфессиональная самоидентификация не столько по принадлежности к тому или иному вероисповеданию, а на основе соотнесения себя с определенным типом цивилизации, национальным образом жизни и культурой, в значительной мере сформировавшимися под воздействием той или иной конфессии.

Социально-демографические особенности современных верующих

Говоря о гендерных характеристиках респондентов, можно отметить, что при незначительном преобладании женщин в их общей совокупности (55,8%) в группе верующих в Бога женский контингент (68,4%) более чем вдвое превышает мужской (31,6%). Напротив, в группе неверующих мужской контингент (65,9%) почти вдвое превышает женский (34,1%).
Среди конфессиональных групп женщины явно доминируют в православной (66,7%), тогда как в мусульманской отмечается некоторое превышение доли мужчин (52%). Преобладание мужского контингента наблюдается и среди внеконфессионально религиозных (52,6%).
Характеризуя возрастные различия респондентов, следует отметить сохраняющуюся тенденцию к "омоложению" религиозности, которая наиболее отчетливо проявляется на примере самой младшей возрастной категории: лица до 21 года среди верующих в Бога составляют 6,3%, тогда как в общей совокупности респондентов - 5,3%, а среди неверующих - всего 3,3%. Тем самым можно прогнозировать рост контингента молодых верующих прежде всего за счет лиц, вступивших в сознательную жизнь в самые последние годы.
У представителей молодежи более старших возрастных категорий ситуация несколько иная: лица 22-30 лет в группе верующих в Бога составляют 15,8%, тогда как среди всех респондентов - 18,6%, а среди неверующих - 18,9%. В данном случае речь идет о тех, чья социализация пришлась на время последнего десятилетия. Именно в этот период в России под влиянием созданного уродливого рыночно-криминального общества сформировалась мощная молодежная субкультура, основанная на ценностях потребительско-гедонистического характера ("бери от жизни все"), навязываемая подрастающему поколению посредством агрессивной рекламы через печатные и электронные СМИ.
В то же время молодым людям, избравшим иную ценностную ориентацию, в частности религиозную, грозит выпадение из молодежной среды "поколения пепси". Между тем отторжение миром сверстников в юном возрасте многими воспринимается весьма болезненно, а потому значительная часть молодых людей, стремясь "не отстать от жизни", предпочитает следовать общим стереотипам. Глубокий мировоззренческий кризис современного российского общества наглядно проявляется в том, что удельный вес представителей самой младшей возрастной категории (до 21 года) среди верующих в сверхъестественные силы (10,3%) в 1,6 раза выше их доли среди верующих в Бога и в 3 раза превышает их процент среди неверующих.
Хотя удельный вес приверженцев сверхъестественных сил в общей совокупности респондентов весьма невелик (3,9%), преобладание в данной группе молодежи не может не настораживать. Увлечение молодых людей магией и оккультизмом, столь характерное для кризисных периодов общественного развития, создает питательную почву для активизации деструктивных псевдорелигиозных течений.
При сравнении возрастного состава православных, мусульман и внеконфессионально религиозных можно отметить, что удельный вес молодых людей (до 40 лет) в мусульманской группе (48,4%) существенно выше, чем в православной (39,2%). Однако наиболее высок он у внеконфессионально религиозных (63%), что подтверждает вышеприведенные выводы: имея потребность в религиозной вере, часть молодых людей не заявляет о своей конфессиональной принадлежности из-за опасений прослыть среди окружающих "блаженными" и "неотмирными".
В целом же можно отметить: у части молодых людей религиозный поиск не носит институционально оформленного характера, что также создает питательную почву для псевдорелигиозных спекуляций.
Распределение респондентов по уровню образования дает следующую картину. В целом по совокупности опрошенных 11,6% составляют лица с неполным средним образованием; 51,3% - с полным средним; 37,1% - с высшим и незаконченным высшим. При этом наименее образованные имеют наибольший удельный вес в группе верующих в Бога (14,7%), тогда как среди неверующих их 10,1%, среди колеблющихся - 9,1%, а среди верующих в сверхъестественные силы - всего 2,9%.
Наиболее образованные респонденты (лица с высшим и незаконченным высшим образованием) также преобладают в группе верующих в сверхъестественные силы (42,7%), тогда как у неверующих их 39,2%, у колеблющихся - 37,7%, а у верующих в Бога - 34,6%.
Более высокий образовательный уровень в группе верующих в сверхъестественные силы (где, как отмечено выше, преобладают молодые люди) свидетельствует о том, что нередко разного рода оккультные и мистические учения находят приверженцев среди высокообразованных людей, пребывающих в состоянии мировоззренческого кризиса.
При сравнении образовательного уровня различных конфессиональных групп выясняется, что самыми образованными являются лица внеконфессиональной религиозной ориентации, где 91,4% респондентов со средним и высшим (полным и незаконченным) образованием, тогда как с неполным средним - всего 8,6%. Следовательно, для лиц с высоким уровнем образования, заявивших о своей религиозной мировоззренческой ориентации, более характерна институционально неоформленная религиозность, нежели следование традиционным российским конфессиям.
Дополнительные грани социально-демографической характеристики современного верующего раскрывает анализ распределения респондентов по уровню материального обеспечения. В общей совокупности опрошенных наибольший удельный вес составляют низкообеспеченные (включая живущих за чертой бедности) - 70,7%; среднеобеспеченные насчитывают 23,7%; высокообеспеченные - 0,2%.
Материальный уровень верующих в Бога и неверующих довольно близок: высокообеспеченных в первой группе - 0,1%, во второй они отсутствуют; среднеобеспеченных соответственно 23,8 и 22,3%; низкообеспеченных - 55,5 и 56,6%; живущих за чертой бедности - по 15,5%. Примечательно, что общий процент низкообеспеченных и живущих за чертой бедности в группе неверующих (72,1%) даже несколько выше, чем у верующих в Бога (71%). Это опровергает широко распространенное мнение, будто религиозная вера - исключительно удел бедных.
Наиболее высок материальный уровень верующих в сверхъестественные силы. Высокообеспеченные лица составляют среди них 2,9% (в других группах это едва заметная величина), что более чем в 10 раз превышает аналогичный показатель у всей совокупности респондентов.
При сравнении материального уровня респондентов в конфессиональном разрезе можно отметить более высокую материальную обеспеченность внеконфессионально-религиозной группы. Высокообеспеченные составляют здесь 0,9% (у православных - 0,3%, у мусульман они отсутствуют), среднеобеспеченные - 30,2% (у православных - 23,5%, у мусульман - 10%), низкообеспеченные, включая живущих за чертой бедности, - 59,5% (у православных - 71,4%, у мусульман - 78%).Таким образом, материальный уровень последователей традиционных конфессий несколько ниже, причем мусульман характеризует относительно большая бедность.
Итак, анализ социально-демографической характеристики верующих респондентов в сравнении с другими мировоззренческими группами позволяет сделать следующие основные выводы.
Среди верующих в Бога превалируют женщины, а также довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием, хотя он несколько ниже, чем у других мировоззренческих групп.
Распределение верующих в Бога по сферам трудовой деятельности и уровень их материального обеспечения в целом практически не отличаются от неверующих и колеблющихся между верой и неверием.
Социально-демографические характеристики православной группы в целом близки всей совокупности респондентов, тогда как мусульмане имеют определенные отличия: преобладание мужчин, больший процент молодежи, более низкий образовательный и материальный уровень, предпочтение трудовой деятельности, не требующей высокой производственной квалификации (кооперативные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность).
Среди мировоззренческих групп более выигрышными социально-демографическими показателями характеризуются верующие в сверхъестественные силы: абсолютное преобладание лиц молодого возраста, высокий образовательный и материальный уровень, существенно большая доля в наиболее престижных и хорошо оплачиваемых сферах трудовой деятельности (акционерные и частные предприятия).
В конфессиональном разрезе аналогичными характеристиками (хотя и менее ярко выраженными) обладает группа внеконфессионально религиозных лиц.
Таким образом, опрос позволяет определить, что самые социально и профессионально активные группы современного российского общества характеризуются наибольшей степенью мировоззренческой неустойчивости и неопределенности. Это создает предпосылки распространения в их среде деструктивных идеологий как внерелигиозного, так и квазирелигиозного характера.

Политические предпочтения современных верующих

С целью выявления политических предпочтений респондентам были заданы вопросы об их отношении к пяти основным идейно-политическим течениям современной России, исповедующим идеологии радикальных рыночных реформ, самостоятельного "русского пути" развития, коммунистическую, социал-демократическую и центристскую, а также к шести ведущим партиям и избирательным объединениям (КПРФ, "Единству", "Отечеству - Вся Россия", "Союзу правых сил", "Яблоку" и Блоку Жириновского), действующим на политической сцене.
Наибольший удельный вес как в целом (54,4%), так и во всех мировоззренческих группах (от 55,7% верующих в Бога до 52,2% неверующих), составили респонденты, которые не высказали своего предпочтения ни одному из вышеперечисленных идейно-политических течений.
Из числа названных в опросных листах идейно-политических течений наибольший процент сторонников (14,2%) имеет доктрина самостоятельного "русского пути" общественного развития, которая популярна среди всех мировоззренческих групп. В ее пользу высказались 16,1% верующих в Бога, 14,7% верующих в сверхъестественные силы и 13,4% колеблющихся между верой и неверием, причем все эти категории опрошенных выдвинули идею "русского пути" на первое место. Только неверующие оставили ее второй (12,3%), отдав наибольшее предпочтение коммунистической идеологии.
Коммунистическая идеология вышла на второе место среди идейно-политических предпочтений всех респондентов (12,9%). Однако отношение к ней в различных мировоззренческих группах заметно отличается: если неверующие поставили ее на первое место (16,7%), то верующие в Бога - на второе (13%), колеблющиеся - на третье (9,1%), а верующие в сверхъестественные силы - на последнее пятое (5,9%).
Третье место по популярности в общей совокупности респондентов занимает идея центризма, за которую высказались 9,4% опрошенных. При этом колеблющиеся и верующие в сверхъестественные силы поставили ее на второе место (соответственно 12,6 и 8,8%), а верующие в Бога и неверующие - на третье (соответственно 8 и 8,7%).
Приверженцы радикальных рыночных реформ составляют среди всех опрошенных всего 4,4%. Относительно популярна подобная доктрина лишь в группе верующих в сверхъестественные силы (8,8%), где она делит второе-третье места с идеей центризма.
Наименее популярна среди других идеологических доктрин социалистическая и социал-демократическая идеология, которой отдали предпочтение 3,7% респондентов. Лишь у верующих в сверхъестественные силы она занимает по популярности четвертое место (7,4%), тогда как во всех остальных мировоззренческих группах доля ее сторонников самая низкая.
Столь малая привлекательность данного идейно-политического течения, по всей вероятности, связана с тем, что ту идейную нишу, на которую оно претендует, прочно занимает коммунистическая идеология.
Конкретизируют и дополняют идейно-политические предпочтения респондентов данные, характеризующие их отношение к ведущим политическим партиям и избирательным объединениям.
Практически каждый пятый респондент (20,1%) заявил о своем неучастии в выборах, причем во всех мировоззренческих группах данный процент весьма близок, составляя от 21,6% у неверующих до 18,2% у колеблющихся. Приблизительно каждый седьмой опрошенный (15,6%) голосует на выборах против всех избирательных объединений. Наиболее высок удельный вес такого рода избирателей среди верующих в Бога (16,8%); в остальных мировоззренческих группах он составляет 14,6-14,7%.
Интересно отметить, что удельный вес индифферентных к идейно-политическим течениям и доля безразличных к избирательным блокам не совпадают: от 18 до 20% в разных мировоззренческих группах, не являясь сторонниками каких-либо идейно-политических течений, все же отдают на выборах предпочтение тому или иному избирательному объединению или политической партии.
Лидером по популярности среди всей совокупности респондентов является КПРФ, за которую голосуют 18,8% опрошенных. Вместе с тем лишь неверующие безоговорочно поставили ее на первое место (23,1%), тогда как в группах верующих в Бога и колеблющихся Компартия находится на втором месте (соответственно 18,2 и 15,8%), а среди верующих в сверхъестественные силы - на третьем (8,8%).
Примечательно, что как в целом, так и во всех мировоззренческих группах процент голосующих за КПРФ значительно превышает удельный вес сторонников коммунистической идеологии. Отсюда можно предположить, что на выборах коммунистов поддерживают также избиратели, придерживающиеся социалистических и социал-демократических взглядов и, учитывая патриотическую риторику нынешних лидеров КПРФ, некоторые приверженцы "русского пути".
Избирательный блок "Единство" находится в общей совокупности респондентов на втором месте (17,3%). Он безусловно лидирует в группах колеблющихся (19,3%), верующих в Бога (18,6%) и в сверхъестественные силы (17,6%), а среди неверующих занимает второе место (14%).
Третье место принадлежит избирательному объединению "Отечество - Вся Россия", которое поддерживают 8% всех респондентов. Наибольшая поддержка ОВР наблюдается среди верующих в Бога (9,2%) и колеблющихся (8,8%).
Четвертое место занимает "Союз правых сил", пользующийся симпатией 7,2% опрошенных. Лишь в группе верующих в сверхъестественные силы СПС занимает второе место (16,2%).
Объединение "ЯБЛОКО", находящееся на предпоследнем месте (6,4%), несколько более популярно среди колеблющихся (8,1%) и неверующих (7,2%).
Наименьшей популярностью среди респондентов пользуется Блок Жириновского, за который голосуют 2,6% опрошенных. Лишь среди верующих в сверхъестественные силы "жириновцы" набирают 7,7% сторонников. В остальных же мировоззренческих группах их удельный вес не превышает 3%.
Таким образом, в трех самых крупных мировоззренческих группах респондентов, где наибольший удельный вес составляют приверженцы самостоятельного "русского пути", коммунистической идеологии и центристской доктрины, первые два места по избирательным предпочтениям занимают "Единство" и КПРФ. Причем блок "Единство", как уже говорилось, выходит на первое место среди верующих в Бога и колеблющихся, лишь в группе неверующих уступая лидерство коммунистам.
Успех избирательного объединения "Единство" объясняется прежде всего тем, что в глазах избирателей оно связывается с проведением в жизнь идеологии самостоятельного "русского пути" и центризма, которые, как отмечалось выше, являются наиболее предпочтительными среди респондентов всех мировоззренческих групп.
Отличительные электоральные особенности имеет группа верующих в сверхъестественные силы, где центристские партии в сумме тоже набирают наибольшую долю голосов (23,5%), но вместе с тем очень солидную поддержку имеет СПС, отстаивающий идеологию радикальных рыночных реформ. Это можно объяснить присутствием в данной группе большого удельного веса молодежи и лиц с высоким уровнем материального обеспечения. В то же время процент симпатизирующих КПРФ здесь вдвое ниже, чем у верующих в Бога и колеблющихся, и почти втрое меньше, чем у неверующих.
Как и идейно-политические предпочтения православных и мусульман, их избирательные симпатии также имеют существенные отличия. Среди православных лидирует "Единство" (19,5%), на втором месте находится КПРФ (18,2%), далее идут ОВР (9,5%), СПС (6,7%), "ЯБЛОКО" (5,3%) и Блок Жириновского (2,9%). В мусульманской же группе безоговорочным лидером является КПРФ, которую поддерживают 38%. Это превосходит удельный вес следующих за Компартией избирательных объединений - "Единства" (12%), ОВР (10%), СПС (8%) и Блока Жириновского (2%), вместе взятых, причем приверженцы "ЯБЛОКА" среди мусульман отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что доля мусульман, не поддерживающих ни одно из существующих идейно-политических течений, достигает 64%, можно предположить, что весьма значительная их часть, голосующая за коммунистов, составляет протестный электорат.

Степень доверия к органам власти и общественным институтам

Наибольшим доверием во всех мировоззренческих категориях опрошенных пользуется президент РФ (61,6%), которому доверяют 65% верующих в Бога, 59,7% неверующих, 59,2% колеблющихся и 55,9% верующих в сверхъестественные силы.
Вторым по степени доверия государственным институтом у верующих в сверхъестественные силы, неверующих и колеблющихся являются Вооруженные силы (47,5%). У верующих в Бога они уступают религиозным организациям, однако удельный вес доверяющих армии в этой мировоззренческой группе (50,8%) превосходит аналогичный показатель у неверующих (47,9%), колеблющихся (42,5%) и верующих в сверхъестественные силы (36,8%).
Среди других государственных и общественных институтов, пользующихся высокой степенью доверия, можно назвать: у верующих в Бога - правительство РФ (32,4%) и органы госбезопасности (29,9%); у колеблющихся - правительство РФ (27,9%) и электронные СМИ (24,3%); у верующих в сверхъестественные силы - электронные и печатные СМИ (соответственно 32,4 и 26,5%); у неверующих - правительство РФ (27,5%) и органы госбезопасности (26,3%).
Наименьшее доверие вызывают политические партии и объединения, занявшие или разделившие последнее место у всех категорий респондентов, а также Государственная Дума, которая оказалась на предпоследнем месте во всех мировоззренческих группах, кроме неверующих.
В целом можно отметить, что степень доверия почти ко всем государственным и общественным институтам у верующих в Бога несколько выше, чем у остальных мировоззренческих групп. Исключение составляют лишь электронные и печатные СМИ, которым больше доверяют верующие в сверхъестественные силы.
Уровень доверия к государственным и общественным институтам в группах последователей ислама и православия в большинстве своем совпадает. Представители обеих конфессиональных общностей на первое место ставят президента РФ, на второе - Вооруженные силы, на третье - религиозные организации, на четвертое - правительство РФ.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что процент доверяющих большинству государственных и общественных институтов в мусульманской среде значительно ниже: если президенту РФ доверяют 64,8% православных, то мусульман - 52%; Вооруженным силам - соответственно 49,7 и 46%; правительству РФ - 31,2 и 24%; органам госбезопасности - 27,9 и 22%.
Анализ политических предпочтений современных верующих, а также степени их доверия к органам власти и общественным институтам позволяет отметить следующее.
Политические предпочтения и уровень доверия к государственным и общественным институтам верующих в Бога близки аналогичным характеристикам российского общества в целом. Отличия можно видеть в большей популярности идеологии "русского пути" и соответствующих электоральных предпочтениях, а также в большей "государственнической" направленности доверия названным социальным институтам. Наименее популярна среди верующих в Бога реформаторская "рыночная" идеология и связанные с ней политические объединения.
Политические предпочтения последователей православия практически такие же, как и у большинства остальных респондентов, а приверженцы ислама отличаются большей идейно-политической индифферентностью, значительно большей долей сторонников коммунистической идеологии и соответствующими избирательными предпочтениями, меньшим уровнем доверия к государственным и общественным институтам. Если к этому добавить более низкий образовательный и материальный уровень мусульманской группы, больший удельный вес в ней лиц мужского пола и представителей молодых возрастных категорий, то можно прогнозировать здесь высокую степень социального неблагополучия, в частности возможность усиления политического и религиозного экстремизма.

Доверие населения к религиозным организациям

В общей совокупности респондентов религиозные организации занимают по степени доверия третье место после президента РФ и Вооруженных сил. Этому общественному институту доверяют 32,5% опрошенных, причем в различных мировоззренческих группах удельный вес доверяющих религиозным организациям существенно различается.
Наибольшим доверием они пользуются у верующих в Бога (53,9%), где выходят по данному показателю на второе место. Однако у колеблющихся и верующих в сверхъестественные силы процент доверия религиозным организациям ниже более чем вдвое (соответственно 22 и 22,1%), и они занимают лишь 5-6-е места. Самая же низкая степень доверия к религиозным организациям наблюдается в группе неверующих (10,4%), у которых они находятся на предпоследнем месте, опережая лишь политические партии и объединения.
Если рассмотреть уровень доверия к религиозным организациям в конфессиональном разрезе, то выясняется, что как у православных, так и у мусульман, они занимают третье место, причем процент доверяющих религиозным организациям в мусульманской группе (38%) ниже, чем в православной (45,6%). Еще ниже данный показатель во внеконфессионально-религиозной группе (23,3%), где религиозные организации находятся по степени доверия лишь на седьмом месте, уступая не только президенту РФ и Вооруженным силам, но и правительству, печатным и электронным СМИ, а также органам госбезопасности.
Чем можно объяснить не слишком высокий уровень доверия к религиозным организациям не только у неверующей, но даже у верующей части населения? Видимо, здесь имеется ряд причин. На протяжении всего советского периода Церковь оказывалась гонимой, а потому полностью отстраненной от решения социальных задач. В настоящее время, несмотря на отсутствие прежнего административного давления, Церковь как общественный институт все еще остается пассивной. Здесь следует также учесть, что не все респонденты, относящие себя к той или иной конфессиональной группе, являются верующими по своей мировоззренческой ориентации. Сказывается и ущерб, наносимый репутации религиозных организаций неблаговидными действиями некоторых священнослужителей.
Одновременно подчеркнутая близость церковного руководства и представителей власти вызывает негативную реакцию и у многих православных верующих. Ведь именно с находившимися в последнее десятилетие у власти "реформаторами" они ассоциируют внедрение в российское общество ценностных ориентиров, прямо противоположных основополагающим ценностям не только православия, но и других традиционных для России конфессий.
В целом можно сказать, что проведенный опрос выявил относительно невысокий уровень доверия российского общества к существующим в стране религиозным организациям.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Шевченко
Ирак: портрет в лицах
Дорога в Багдад
31.05.2003
Все статьи А. Шевченко
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49