О воде живой и мертвой

Общество 
0
150
Время на чтение 6 минут

Я стою под низкими сводами красного кирпича и вспоминаю. Столики убраны. На полу зеркала и гирлянды живых цветов. Зрители затаили дыхание, словно отброшенные к стенам волной музыки. Танцует Карсавина.
Владимир Склярский - директор ?Бродячей собаки?.
Картина меняется. В маленьком подвальном кабаре собрались гости. Стены скрыты бумажными декорациями, на которых нарисованы ангелы и бесы. Потолок затянут синей материей с золотыми звездами. В проходах между столиками ходят и поют приютские дети в длинных белых одеждах со свечками в руках. Тем же путем, между столиками, к сцене продвигаются волхвы, едет Богоматерь - Ольга Глебова-Судейкина на осле, согнувшемся пополам долговязом поэте Потемкине, держа на руках Младенца - собственноручно сшитую куклу. На ней золотое платье, на Иосифе и Ироде - белые рубахи до пят - все взято напрокат в конторе братьев Лейфертов. У Ирода вдобавок корона и браслеты из золотой бумаги. Но наивная бутафория никого не смешит, и когда раздаются заключительные слова хора: ?Вот Христос родился, Ирод посрамился, с чем вас поздравляем, счастия желаем?, - все по-настоящему взволнованы. Это ?Вертеп кукольный?, ?рождественская мистерия? Михаила Кузмина. Крещенский вечер 1913 года. Подвал ?Бродячей собаки?.
И все-таки я не воображаю - именно вспоминаю. Вот я впервые, в 7 или 8 классе, читаю свои стихи в ЛИТО Вячеслава Лейкина при газете ?Ленинские искры?. Какая-то девочка уверенно говорит, что это мало интересно: ?сплошной Гумилев?. Слово ?Гумилев? я слышу впервые (поэзия кончается на Тютчеве и Фете). Как и слово ?диссидент? - в семье врачей ничего об этом не знают. Но родители некоторых одноклассников - ?физики-лирики?, и вот однажды меня приглашает в гости незнакомая женщина; зная, что я пишу стихи, она дарит мне толстую пачку фотографий, прогнувшихся корытцем. Пачка оказывается переснятыми стихами - ?Костер?, ?Огненный столп?, ?Китайский павильон?. Начинается вращение затрепанных машинописных копий - Цветаева, Ходасевич, Мандельштам. Те, кто причастился к ним, - члены таинственной катакомбной церкви, стихи - наше первое Евангелие, второе - от Матфея и иже с ним - будет куплено уже потом, где-нибудь на первом курсе, на деньги, сэкономленные в студенческом буфете. Материализуется из шкафа бабушкина шаль, сообщая фигуре вид вполне декадентский, возникает тоска - такая сильная, что перерастает в память - о запретном времени, об артистических кафе, о чтениях, бдениях, лихорадочных ночах предреволюционных лет. Но у нас, читателей отверженных книг и сочинителей вредных стихов, есть только облезлые кухни, а в ?Бродячей собаке? - бомбоубежище, и вода стоит по колено...
И вот ?Бродячая собака? открывается вновь. Даты открытия как таковой не было - весь январь, а особенно февраль идут вечера, каждый из которых можно считать открытием. Вечер памяти первого и незабвенного ?хунд-директора? Бориса Пронина, сольный вечер Сергея Юрского, балетный вечер Н.Боярчикова и В.Аджамова, вечер памяти Нонны Слепаковой. Интерьер оформляли художник Э.Кочергин и архитектор Ж.Вержбицкий - никакой стилизации, грубая кирпичная кладка, трагическая в своей обнаженности, как бы напоминающая о месте обрыва культуры, еще кровоточащем. Рядом другие два зала и фойе, где разместилась выставка современных художников, и уже красуется на стене рисунок Михаила Шемякина, - новая ?Собака? расширилась чуть ли не втрое по сравнению со старой. Эти помещения сверкают белизной, мерцает огнями и витражами стойка бара, где предполагается скопление новых ?фармацевтов?.
Да, новый ?хунд-директор? Владимир Склярский собирается продолжить традицию, разделяющую обитателей дольнего мира на ?своих?, артистическую публику, и ?фармацевтов? - людей, только наблюдающих искусство и согласных заплатить за вход гораздо больше, чем ?свои?. Когда-то ?фармацевты? (некоторые из них были за особые заслуги торжественно произведены в меценаты) не дали ?Бродячей собаке? захлебнуться в финансовых трудностях. Что будет теперь, неизвестно. Прежнее кабаре, овеянное легендами, было начинено мистической символикой, обычаями и ритуалами, любовно созданными его обитателями. Жизнь била здесь ключом, имелись свой гимн и устав, художники ночи напролет раскрашивали от руки пригласительные билеты и афиши, сооружали бумажные декорации на одну ночь, композиторы играли поразительной красоты музыку, которая рождалась в этих стенах и тут же умирала, никем не записанная, поэты фонтанировали экспромтами, серьезные филологи читали лекции, и актеры с размалеванными лицами рассуждали об их содержании. Наблюдалось редкое единение душ. Вспыхивали ссоры, доходившие до дуэлей. Ничего этого, конечно, не вернуть. Если суждено здесь зародиться какой-то новой жизни - она обрастет своими ритуалами и неповторимыми подробностями, если не суждено - что ж, книга из синей свиной кожи, двойник той знаменитой ?Свиной книги?, что лежала здесь когда-то для записей посетителей, заведена; и люстра в виде колеса висит, как раньше, в дальней комнате: музея никто устраивать не собирается, но дань прошлому отдается.
Я сижу в полумраке за столиком, горит свечка. Жду, когда начнется действо под названием ?Венок Серебряного века?. Вообще, когда слышишь такое название, как-то настораживаешься. Когда узнаЈшь, что под ним подразумеваются песни на стихи Георгия Иванова, Мандельштама, Ходасевича, Набокова, Бунина, Адамовича, Цветаевой, настораживаешься вдвойне. Как бы не случилось чего-нибудь вроде вопиющего пугачевского ?Александра Герцевича?, от которого в конечностях происходят ревматические боли. И что это всех потянуло корежить невозможной музыкой дорогие сердцу стихи - страсть сродни страсти архитекторов воткнуть свое бессмертное творение обязательно посреди веками сложившегося ансамбля? Неужели внутри этих стихов недостаточно музыки и требуется еще одна, дополнительная? Все равно что прилаживать вторую пару крыльев птице, которая и так летает...
Удивительно приятное разочарование. Оказывается, Мирослав Савин и Ирена Сасси уже 12 лет исполняют свою программу по всей Европе (это горькая примета времени: все лучшее - на гастролях), год назад к их двум голосам и двум гитарам прибавились две виолончели и скрипка, сложился ансамбль из первоклассных исполнителей, которые наконец осчастливили и Петербург - сначала выступали в музее Пушкина на Мойке, 12, теперь вот в ?Бродячей собаке?. Во-первых, музыка Мирослава замечательно хороша; во-вторых, она так бережно и тактично переплетена со словами давно знакомых и любимых текстов, что и на минуту не возникает ощущения неловкости.
Другой вечер (опять же горит на столике свеча): несколько актеров на сцене объявляют ?спиритический сеанс?, вызывая поочередно ?тени? Бальмонта, Северянина, Маяковского, Хлебникова, Ахматовой. Каждая ?тень? читает стихи - на редкость удачную пародию на себя, каждая узнаваема с первого взгляда: ?Маяковский? в желтом шарфе, ?Хлебников? с узелком, полным бумажек, ?Ахматова? с челкой и горбинкой на носу, которые ей прилепляются тут же, на глазах у зрителей. Кто-то тихонько наигрывает на пианино ?Собачий вальс?. Тонкая смесь иронии с любовью - пьеса Нонны Слепаковой ?Сны о "Бродячей собаке"?, мастерски поставленная режиссером А.Праудиным.
Пока что ни одной неверной ноты, ни одного вкусового провала мне заметить не удалось. Особого шума вокруг открытия тоже не наблюдается: видимо, здесь дороже ценится репутация клуба, хотя бы отчасти закрытого, чем всякого рода реклама. Да и то сказать, реклама этого места - его прошлое, и она - вещь обоюдоострая: стоишь под кирпичным потолком и воображаешь росписи Судейкина, волшебные птицы и цветы, что пылали здесь когда-то. Смотришь на сцену - и думаешь о тех, кто поднимался на нее почти век назад: о Кузмине, Ахматовой, Кульбине, Пясте, Алексее Толстом, Гумилеве, Шкловском, громовержцах-футуристах, Тэффи, Саше Черном, Мандельштаме. Как ни сравнивай - все, кажется, сравнение будет в не пользу настоящего.
Это потому что Серебряный век для русской культуры - особенный. Дорогой и любимый, как больное дитя. В смерть его невозможно поверить окончательно - как в смерть зарезанного царевича. С детства, почти еще бессознательно, туда тянулась душа, и не потому, что те стихи или проза были лучше, скажем, стихов Тютчева или Фета, а потому что начало века отняли, отрезали от нас - по живому. Тело культуры, как тело Ивана-Царевича в сказке, должно быть сложено по частям, полито живой и мертвой водой - только тогда оно сможет снова двигаться и дышать.
Кажется, все, некогда запрещенное, уже напечатано и прочитано; но этого мало. Восстановление нервной ткани не может быть процессом механическим. Может быть, восстановленная из праха ?Бродячая собака? сможет сыграть роль некоторого количества живой и мертвой воды. Мертвой, материальной - родными стенами, которые, по идее, должны помогать; живой, неосязаемой - новыми голосами, которые эти стены наполнят. На будущей неделе здесь начнутся регулярные поэтические среды. Первая среда отдана Виктору Сосноре. В новых залах - вместо живого грязного пуделя, бегавшего тут когда-то, - множество собак, сделанных художниками из всех возможных материалов, даже из тряпок, будильников, противогазов и старых газет, - пестрая разношерстная стая.
?Пора же наконец крикнуть в сгнившие уши общества.
Пора выйти на широкую дорогу.
Пора в корне пересоздать себя.
Пора овладеть всеми внутренними силами Духа и в творческой деятельности яркими достижениями выявить всю глубину своей индивидуальности.
Пора создавать и вдохновенно строить истинную жизнь, полную утренних зорких откровений...? - декларировал когда-то Николай Кульбин, философ и идеолог ?Бродячей собаки?. Посмотрим, не родятся ли в старом подвале новые манифесты...
Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Т. Вольтская
Язычники обещают почитать
Путь-царя и законы
05.07.2002
Еще один собор
Создан для православной интеллигенции
11.05.2002
Все статьи Т. Вольтская
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от АБС
28.04.2024 12:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
28.04.2024 12:01
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Советский недобиток
28.04.2024 11:25
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Сергей Швецов
28.04.2024 10:03
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 04:53