И скорби потом пришли...

Прославление Собором некоторых исторических деятелей и подвижников в значительной степени отражает противоречивые тенденции в умах епископата и клира

Общество 
0
94
Время на чтение 8 минут

Шумный резонанс, вызванный канонизацией царской семьи, отодвинул на информационную периферию целый сонм подвижников, которых соборное мнение сочло достойными причисления к лику святых.
В числе новомучеников те, кто неуклонно в дни гонений с риском для собственной жизни свидетельствовал о Христе. Гонения позади. Храмы наполнились народом, не знавшим ни враждебного давления, ни мученичества, ни жесткости последнего выбора. Церковь в эпоху торжества веры напоминает о подвижниках, не сломленных переменчивой судьбой и поддерживавших слабых своей стойкостью. Среди них:
митрополит Макарий (Невский; 1835-1926), занимавший с 1912 по 1917 год Московскую кафедру;
протоиерей Алексий Мечев (1859-1923) - "старец в миру", как его называли современники, знаменитый московский священник, один из наиболее остро не принявших совершившийся переворот;
иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846-1928) - старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии, именно он вытянул жребий с именем Тихона на выборах Патриарха 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя;
иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев, 1866-1949) - петербургский старец, утешитель многих сердец, исполнивший трудную миссию сохранения духовной традиции под властью госатеизма.
Прославление, осуществленное в таких масштабах (более 800 имен), вызывает недоумение и вопросы. Комиссия по канонизации работает медленно, вникая во множество деталей. Народу выдается краткая и благочестивая аннотация, которая мало что проясняет, кроме того факта, что епархии радеют о прибавлении местных святых к общецерковному списку. Об этом свидетельствуют такие имена:
священник Алексий (Гнеушев, 1762-1848), Бортсурманский - подвижник и аскет Нижегородской епархии, имел дар исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений;
игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) - умучен крымскими татарами;
епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов, 1784-1819).
Причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания (местночтимые - с 1996 г.) оптинские старцы, от первых прославленных наставников до последних перед разорением насельников пустыни: иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768-1841), иеросхимонах Макарий (Иванов, 1788-1860), схиархимандрит Моисей (Путилов, 1782-1862), схиигумен Антоний (Путилов, 1795-1865), иеросхимонах Иларион (Пономарев, 1805-1873), иеросхимонах Анатолий I (Зерцалов, 1824-1894), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов, 1810-1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин, 1837-1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845-1913), иеросхимонах Анатолий II (Потапов, 1855-1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов, 1853-1928); иеромонах Никон (Беляев, 1888-1931); архимандрит Исаакий II (Бобриков, 1865-1938) - как преподобномученик.
Особая знаковая фигура, спорная и не понятная многим современникам и церковным историкам, появилась наконец в русских святцах. Умученный Романовыми последний церковный обличитель власти в России, последний нестяжатель, не прощавший врагов, митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич, 1697-1772), умерший после долгого заключения в каземате. История бедствий ростовского митрополита - тяжелое пятно на совести императрицы Екатерины II и ее преемников, не замоливших греха династии перед монахом, умученным православными же только за то, что дерзал говорить в глаза власти нелицеприятные слова.
Надо заметить, что неприязнь императрицы к ростовскому митрополиту - дело путаное, и многие его аспекты темны. Арсения не раз пытались представить радетелем допетровской старины, противником петровской синодальной реформы, выразителем нестяжательской традиции. Однако многие его действия говорят скорее о гордом и несгибаемом характере, личной неприязни к Екатерине, в то время как Елизавету Петровну и Павла Петровича он готов был поддерживать.
Нестяжательство Арсений безусловно соблюдал в частной жизни: многократно описанное личное имущество его было крайне скудным. Но несогласие с секулярными действиями власти, с передачей монастырских владений скорее лежат в русле осифлянской традиции, нежели нестяжательской. Безусловно смирение, с которым митрополит принял свое заточение, снятие сана и росстриг. Безусловно и отсутствие предсмертного прощения своим врагам и гонителям... Екатерина, искавшая примирения, так его и не дождалась: старец, которого привезли в ее владения, предпочел дремать на лавочке, когда императрица приблизилась к нему...
Арсений, сын православного священника, происходил из шляхетского рода. Родился он во Владимире-Волынском, учился в Киевской академии, принял постриг и был назначен экзаменатором рукополагающихся кандидатов при московском синодальном доме.
В 1733 г. Арсений в Архангельске встретился с архиепископом Германом, искавшим миссионеров для работы в Сибири. Арсений согласился. В Соловецком монастыре, где ожидали участников экспедиции, он увидел заключенных раскольников, услышал их рассуждения о наступлении царства антихристова, с изумлением обнаружил, что и насельники монастыря говорят о конце времен, пробовал разубеждать, но подоспел караван, и Арсений уехал. Свои размышления он изложил в "Увещании к раскольникам", обнаружив и впоследствии осифлянский пафос в данном вопросе.
Участников экспедиции в 1737 г. обвинили в нарушении законов, отдали под суд. Арсений наравне со всеми сидел в Путозерском остроге, не помышляя о том, что в остроге же завершатся его дни.
Дело закончили. Арсений познакомился с Амвросием Юшкевичем, который и способствовал оформлению его взглядов, вполне закономерных в правление Анны Иоанновны, когда гонения на русских священников и вообще все русское были явлением заурядным. В 1741 г. Арсения назначили в Тобольск в сане митрополита Сибирского, а через год по слабости здоровья - в Ростов, на знаменитую кафедру Дмитрия Ростовского, к памяти которого Арсений относился с благоговением. Арсений участвовал в коронации Елизаветы Петровны, стал членом Синода. Впрочем, в Синод он не являлся, так как не полагал для себя возможным считать императрицу главою Церкви. Тогда же он подал записку о необходимости восстановления досинодальных порядков, которая хода не имела, но и тяжелых последствий для норовистого митрополита не вызвала.
Будучи на ростовской кафедре, Арсений жестко препятствовал административным вмешательствам вплоть до отказа принимать в монастыри инвалидов, ссылаясь на нехватку средств и голод. Жестко, в традиции осифлянства, выступал против раскольников и инославных.
В ответ на секуляризацию монастырских владений Арсений 9 февраля 1763 г. совершает в Ростове чин отлучения с прибавлением формулировок, касающихся конкретных действий власти. Через месяц он шлет в Синод два донесения касательно ложности действий власти в отношении Церкви. Доклад, сделанный чиновниками Синода императрице, решил судьбу митрополита.
Екатерину неуклонно настраивали против Арсения. Вплоть до того, что императрица опасалась, будто митрополит не дождется ее приезда для переложения мощей Дмитрия Ростовского в серебряную раку, и приказала выставить караул! Екатерина, разославшая по всем епархиям чиновников для описи церковных имуществ, не понимала, что зачастую их действия носили бесцеремонный характер. Митрополит полагал, что, охраняя имущество, он охраняет Церковь Христову. Екатерина отзывалась о нем как о "пронырливом и властолюбивом" лицемере. Арсений считал ее узурпаторшей, покусившейся на Церковь.
Митрополит был предан суду. Накануне слушаний в Московском Кремле рухнул храм в честь Трех Святителей Московских, расположенный рядом с палатой, где допрашивали митрополита. Суд приговорил к снятию сана и ссылке - сперва в Ферапонтовом монастыре, устроенном нестяжателями, позже - месте ссылки патриарха Никона.
Какие зигзаги истории!
Арсений повсюду встречал почитание, сохранял самоощущение главы своеобразной антиекатерининской партии, выражал публично сомнение в ее правах на престол. Последовал второй суд. В 1767 г. Арсения лишили монашеского звания и приговорили к вечному заточению. В Ревельском каземате он пробыл пять лет под именем Андрея Враля как политический смутьян. Все его имущество - книги, иконы - роздали нищим, чтобы никакой памяти о нем не сохранялось. Впрочем, Екатерина не велела обращаться с узником сурово. Думается, что смиренное поведение изменило бы участь митрополита, но Аввакумова закваска не предполагает смирения перед "немкой".
По церковным преданиям, люди неоднократно видели Арсения в митрополичьем облачении, в то время как на узнике была всего лишь арестантская роба. На стене своего каземата Арсений начертал слова "Благо, яко смирил мя еси, Господи!", но так и не согласился с действиями власти и не примирился со своими гонителями.
Как говорит молва, по окончании суда Арсений предрек своим судьям страшную смерть: одного убьют, как скотину, другой умрет от своего языка, третий не успеет доехать до родной епархии. Все три пророчества сбылись.
И все же история эта остается странной, объяснимой скорее человеческой гордостью, нежели подвижничеством и самоотречением. Состязание Церкви и власти в России вовлекало и вовлекает в мясорубку страстей и натуры куда менее стойкие.
Другое значимое лицо - архимандрит Макарий (Глухарев. 1792-1847), скромно прославленный Собором как алтайский просветитель, на деле был ревнителем и переводчиком писания на современный русский язык, обличителем ленивого испуга церковных властей, оставаясь открытым дружескому и молитвенному общению с инославными (молоканами и квакерами), во всех смыслах натура деятельная, живая и активная. Сподвижник и ученик митрополита Филарета (Дроздова), который неуклонно защищал его от происков синодальных чиновников.
Канонизация этого церковного деятеля - явление показательное. Живи Макарий в наше время, его сочли бы неообновленцем, модернистом и экуменистом, причем из самых рьяных и неуправляемых. Уж в ереси обвинили бы точно, не колеблясь, и ни один архиерей не посмел бы слова замолвить.
Макарий с детства отличался необыкновенной впечатлительностью, быт, ежедневная жизненная рутина вырастали для него в непреодолимое препятствие. Оградить и обезопасить ранимого юношу мог только мудрый человек, способный разглядеть за неловкостью высокие устремления и мистическую одаренность.
Учился он в Санкт-Петербургской академии, его духовным наставником стал Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский, причисленный таки не так давно к лику святых, несмотря на мощное сопротивление правого крыла в современной Церкви.
Макарий и во взрослой своей жизни ничего не начинал без совета и благословения Филарета, сохранив с учителем редкой силы духовную связь.
В Петербурге Макарий много читал, в том числе популярных тогда мистиков, однажды даже попал на спиритический сеанс.
По окончании академии Макарий был направлен в Екатеринославль, где принял решение о постриге. Здесь же он впервые столкнулся с инославными и проникся к ним симпатией и уважением. Позднее Макарий намеревался подать проект о строительстве в Москве храма, где имелись бы три отделения: для православных, католиков и лютеран. Филарет дружески называл своего ученика "романтическим миссионером".
Макария перевели ректором в Костромскую семинарию, но преподавание его не увлекало, а административная работа тяготила.
Он перешел сначала в Киево-Печерскую лавру, затем в Глинский монастырь, где усиленно занялся переводами "Исповеди" Августина, трудов Григория Великого, Федора Студита, собирался приступить к переводам Паскаля.
Миссионерская деятельность манила его, и он с радостью отправился в Алтайский край, где основал миссию в лучших иезуитских традициях: содержание ее было крайне скудным, глава миссии находился в равных условиях с помощниками, жили в бедности, ели из одного котла, много трудились и никто не роптал.
Неуклонно Макарий возвращался в мыслях и делах к переводам библейских книг на русский язык, недоумевая, почему правительство поощряет переводы на "дикарские языки", но препятствует появлению русских. Макарий посылал свои переводы книг Иова и Исайи вместе с письмами на высочайшее имя. Митрополит Филарет, убежденный сторонник распространения Библии в русском переводе, перехватывал депеши, спасая своего питомца от неприятностей. Удивительно, как стойко в России противятся из века в век тому, чтобы русские люди читали и молились на родном языке.
Терпение Макария истощалось, деятельная его натура не мирилась с проволочками в деле, которому он придавал первостатейную важность. В 1840 г. он снабдил свое послание угрозами и гневными пророчествами, вопрошал, почему Коран можно читать по-русски, а Библию - нельзя, перечислял беды, которые обрушивались на Россию с того момента, как чинили препятствия переводам и сжигали отпечатанные книги. Синодальный ответ был жестким: за "дерзкое преступление пределов своего звания и своих обязанностей" подвергнуть "молитвенной епитимье" - служить литургию ежедневно в течение 6 недель! С радостью отбывал Макарий наказание, дивясь, что служение в Петербурге трактуют как тяжкую обязанность.
Макария перевели из миссии по прошению в Болховский монастырь Орловской губернии. Он ожидал перевода в Вифлеемскую пещеру в Палестине, по пути намеревался напечатать свои труды в Германии. Пришло разрешение, но накануне отъезда Макарий скончался. Филарет писал о своем ученике: "Примечательно, что он во время нескорбное предрекал скорби за небрежение о распространении Слова Божия; и скорби потом пришли..."

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Кеворкова
Все статьи Надежда Кеворкова
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04