Парижская ИМКА в новой России

Принимаем ли мы духовное наследие русской эмиграции?

Общество 
0
149
Время на чтение 5 минут

Ровно десять лет назад, летом 1990-го, я впервые оказался в Париже - как частный человек, выпущенный из СССР в самое "логово антисоветской эмиграции". К тому времени прошло немногим более года, как наконец-то от меня отстал кагебешник, имевший целью заполучить осведомителя, который сообщал бы о коварных планах парижского РСХД, начавшего в условиях перестроечной либерализации "наступление на советских христиан". Но события развивались стремительно, и "боец невидимого фронта" в какой-то момент как сквозь землю провалился. И дело было не в том, что я, выбранный "для разработки" как сотрудник официальной (то есть "лояльной") церковной структуры - редакции "Журнала Московской Патриархии", - отказался от конспиративных встреч и предложил вызывать меня в "органы" официальной повесткой, коль скоро у последних есть такая необходимость. Просто в общественно-политической ситуации произошел радикальный поворот, и на какое-то время как диссидентствующие, так и "лояльные церковники" (которые не могли вступать в прямую конфронтацию с властью) перестали быть "объектом разработки". Наступила свобода.
Что делает человек, оказавшийся в 1990 г. "волею чуда" в Париже, человек, для которого таинственное слово ИМКА - это код, символ, пароль? Конечно, идет на улицу Монтань-Сент-Женевьев, в легендарный русский магазин, где "есть всЈ". Но тогда мы, "советские", еще не подозревали, что практически в то же время ИМКА-Пресс уже объявится в Москве - в сентябре 1990 года здесь состоялась ее первая выставка.
Это встречное движение означало конец подпольной молодости, когда ксерокопированный имковский Бердяев (за 20 рублей - четверть зарплаты сторожа!), маленькие книжки "ГУЛАГа" на папиросной бумаге и, конечно, засаленный, переходивший из рук в руки "Вестник РХД" были "материей" духовных поисков. Религиозные книги EIEA-I?ann привозили смелые архиереи в своих полудипломатических чемоданах (в библиотеке Московской духовной академии для них был специальный шкаф-"спецхран"); иногда семинарист, проходя по территории Троице-Сергиевой Лавры, мог обнаружить в руках "Пути русского богословия" о.Г.Флоровского, которые сунул ему иностранный турист. Было множество других способов, потерявших актуальность после того, как одно из самых заслуженных и старых русских эмигрантских издательств вернулось на родину.
Об истории этого возвращения рассказывает небольшая выставка в библиотеке-фонде "Русское зарубежье" в Москве, которая открылась 21 сентября: "YMCA-Press - 10 лет в свободной России". Здесь представлены документы, книги, фотографии, письма, публикации в российских и зарубежных СМИ.
Однако новое присутствие "Имки" на родине (если под "Имкой" понимать интеллектуальное, культурное и религиозное дело русской эмиграции) оказалось новой главой ее истории и служения. Не высоколобые московские и питерские интеллектуалы стали главной целью этого присутствия. Естественно утратив налет "сакрального символизма", ИМКА в России стала работой - целенаправленной программой донесения до тех, кто раньше "ничего не знал и не мог знать", наследия русской эмиграции.
С 1990 г. издательство осуществляет обширную программу возвращения этого наследия в Россию и страны бывшего СССР. Сорока трем городам России, четырем - Украины, Белоруссии и Эстонии были подарены коллекции книг русского зарубежья. В 16 малых городах России были проведены передвижные выставки книг русского зарубежья, благодаря которым жители этих городов в течение полутора-двух месяцев могли читать книги ИМКА-Пресс в своих библиотеках.
В 1995 г. ИМКА-Пресс при поддержке Русского общественного фонда А.И.Солженицына и правительства Москвы учредила в Москве библиотеку-фонд "Русское зарубежье". Был также создан специальный комитет "Книги для России" - для сбора и передачи в Россию книг и архивных материалов из США. За работу по возвращению культурного наследия русской эмиграции директор ИМКА-Пресс профессор Никита Струве был удостоен Государственной премии России.
ИМКА, с одной стороны, пошла в русскую провинцию, а с другой, трезво оценивая ситуацию, в 1991 г. создала свой филиал в Москве - издательство "Русский путь", которое к нашим дням выпустило уже десятки книг. В издательской политике "Русский путь" придерживается старого эмигрантского принципа: объединять мемуарную, историческую, религиозную, художественную литературу. О многих изданиях "Русская мысль" уже писала. Среди последних (2000 г.): "Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания", "Рим и Москва" А.Венгера, "Хроника научной, культурной и общественной жизни. Франция. 1940-1954", сборник П.М.Бицилли "Трагедия русской культуры. Исследования, статьи, рецензии".
При библиотеке-фонде "Русское зарубежье" открыт книжный магазин с одноименным названием. Здесь можно приобрести как зарубежные, так и отечественные издания, в том числе новые выпуски "Вестника РХД", который теперь печатается в России.
Сегодня, когда тема эмиграции - как значимого русского культурного опыта в XX веке - в общественном сознании сходит на нет, дело парижской "Имки", с одной стороны, и библиотеки-фонда "Русское зарубежье" и издательства "Русский путь" в Москве, с другой, приобретает особое, долговременное значение. Россия должна собирать все, что относится к судьбам русской эмиграции, тем более в условиях распыления оставшихся архивов и свидетельств. Обнадеживает то, что на открытии выставки в Москве присутствовали наряду с другими заинтересованными лицами не только директор библиотеки-фонда "Русское зарубежье" Виктор Москвин и директор ИМКА-Пресс профессор Никита Струве, но и Наталья Солженицына, и префект Центрального административного округа Москвы Александр Музыкантский.
Недавно Александр Солженицын (активно поддерживающий дело "Имки" в России) в качестве актуальной "национальной идеи" предложил идею "собирания народа". Но разве это собирание не начинается с собирания памяти - о "русской судьбе" в уходящем столетии?
Парижская ИМКА, несмотря на свое иностранное и инославное имя и происхождение, сыграла неоценимую роль в сохранении - более того, в творческом развитии - не только наследия, но и вдохновения русских мыслителей и писателей, оказавшихся в эмиграции. Она сумела за 80 лет своего существования продемонстрировать возможность не просто соединения, но синтеза различных областей русской культуры. Религиозное (православное) здесь всегда соседствовало с культурным, пусть внешне и не связанным с Церковью. Свобода всегда соотносилась с традицией, а традиция - со свободой.
В нынешней церковной и культурной жизни России эмигрантский опыт, который выходит далеко за рамки сознания "перемещенных лиц" и наследует самым оправданным культурным претензиям "детей начала века", не только не востребован, но часто признаЈтся враждебным и чуждым. Снова побеждает "идеология", а редкие добросовестные исследователи и свидетели сплошь и рядом отвергаются за ненадобностью.
На открытии нынешней выставке в Москве Никита Струве передал в дар библиотеке-фонду портрет русского философа Георгия Федотова, написанный иконописцем сестрой Иоанной (Рейтлингер), а также рукописную статью Николая Бердяева о Николае Федорове. Директор ИМКА-Пресс также поделился с присутствующими своей мечтой - создать музей русской эмиграции.
Если эта идея не найдет отклика ни у общественности, ни в самых высших "эшелонах" нынешней российской власти, это будет означать, что новая Россия строится на песке, что страшная советская эпоха извращения человеческого и христианского не только не изжита, но и как будто бы не требует изживания. Забывая дело и судьбу русской эмиграции XX века, мы забываем часть России.
Библиотека-фонд и книжный магазин "Русское зарубежье" находятся по адресу: Нижняя Радищевская, 2/1, рядом с метро "Таганская" (кольцевая).
Часы работы: понедельник-пятница - с 10 до 20 ч.; суббота - с 11 до 19 ч.; воскресенье - выходной.
Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кырлежев
О чем философу говорить со священником?
В ходе Рождественских чтений ученые и богословы обсудили перспективы диалога
15.02.2006
Что такое чудо?
Запись передачи на канале "Спас"
13.10.2005
Президент и Церковь
"Б-проект"
30.06.2004
Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации
После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве
17.02.2004
Все статьи Александр Кырлежев
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45