О чем философу говорить со священником?

В ходе Рождественских чтений ученые и богословы обсудили перспективы диалога

Богословие и философия, их соотношение, возможные формы и темы диалога - этот круг вопросов уже несколько лет обсуждается в ходе семинаров, которые проводят в рамках Рождественских чтений совместно Институт философии РАН и Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви.

В этом году для семинара, который по традиции состоялся в здании Института философии РАН на Волхонке напротив храма Христа Спасителя, выбрана тема "Науки о религии". Организаторы задались целью разобраться в том, как соотносятся науки, изучающие религию, философия религии и богословие, и ответить на вопрос, в каком смысле само церковное богословие можно рассматривать как одну из наук. Иначе говоря, речь шла о методологических вопросах.

Ведь для осведомленных людей не секрет, что многие богословские дисциплины руководствуются методологией, сходной с методологией гуманитарных наук. Это касается прежде всего церковной истории и археологии, библеистики и патрологии (учения отцов Церкви). В то же время у богословия, которое остается в рамках церковной традиции, свои особенные критерии истинного и ложного, которые определяют как Священное Писание, так и специфический духовный опыт.

Это сочетание сходства и различия позволяет по-разному интерпретировать богословие как область знания и сферу исследовательской деятельности. Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет во вступительном слове отметил следующее: "Мы еще во многом находимся под влиянием прошлого отношения и к науке, и к богословию, которое было распространено еще недавно, когда науку и религию жестко противопоставляли. Думаю, что сегодня это противопоставление перестает быть антагонистическим и становится именно методологическим".

В ходе семинара, работу которого возглавили известный специалист по философии науки академик Вячеслав Степин и митрополит Филарет, были прочитаны два основных доклада: "Философия религии как критическо-методологический дискурс" заведующего сектором философии религии ИФ РАН Владимира Шохина и "Теология: проблема метода" проректора Московской духовной академии по научной работе, секретаря Синодальной Богословской комиссии священника Владимира Шмалии.

В них обсуждался вопрос о демаркационных линиях, разграничивающих с точки зрения методологии исследования, с одной стороны, религиоведческие дисциплины и философское осмысление религии, а с другой - светские науки о религии и богословие как науку внутри самой религии. Разделение и соответственно соотнесение различных способов познания применительно к религиозным феноменам и религиозному опыту приводит к необходимости прояснения проблемы языка или разных языков как средств выражения знания и его передачи.

В значительной степени именно с этой проблемой связана проблема статуса богословия в системе современных гуманитарных наук. Слишком долго религиозное мышление и богословское знание оставались вытесненными из интеллектуального и общественного пространства. Но сегодня теология уже стала одной из дисциплин, преподаваемых в светской высшей школе. Сможет ли она утвердиться и приобрести общественное признание? Очевидно, для этого необходимы особое усилие и работа как со стороны богословов, так и ученых-гуманитариев, а также диалог и сотрудничество между ними.

Об авторе: Александр Иванович Кырлежев - научный консультант Синодальной Богословской комиссии РПЦ.

http://religion.ng.ru/facts/2006-02-15/2_dialog.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Кырлежев:
О чем философу говорить со священником?
В ходе Рождественских чтений ученые и богословы обсудили перспективы диалога
15.02.2006
Что такое чудо?
Запись передачи на канале "Спас"
13.10.2005
Президент и Церковь
"Б-проект"
30.06.2004
Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации
После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве
17.02.2004
Все статьи автора