Ручная набойка как церковное ремесло

Возрождение церковной жизни в России повлекло за собой и возрождение многих церковных искусств и ремесел, таких, как иконопись, обработка металла, резьба по камню и дереву, вышивка, ювелирное дело и тому подобное. Однако среди них нет еще одного когда-то

Общество 
0
216
Время на чтение 4 минуты

Возрождение церковной жизни в России повлекло за собой и возрождение многих церковных искусств и ремесел, таких, как иконопись, обработка металла, резьба по камню и дереву, вышивка, ювелирное дело и тому подобные. Однако среди них нет еще одного когда-то широко распространенного на Руси ремесла - ручной набойки. Справедливо ли она забыта? А если нет, то возможно ли ее восстановление?
Набойка - способ получения изображения на выбеленной или гладкоокрашенной ткани с печатной доски, на которую нанесена краска или резервирующий состав1. Характерный технический прием - постукивание деревянными молотками по тыльной стороне печатной доски (в некоторых местах - по ткани) - дал этому ремеслу название. К набойке также относят узорные ткани, полученные с использованием горячего (воскового) или холодного (резиновый клей) резерва.
Интересен трафаретный метод, когда ткань зажимали между двумя одинаковыми металлическими листами с прорезным узором, а затем проливали открытые места красящим составом.
В наши дни используется шелкотрафаретный метод (фотофильмпечать): печатной формой является капроновое сито с нанесенным на определенные места покрытием, не пропускающим печатную краску.
Родиной набойки считают Индию - оттуда она распространилась по странам Ближнего Востока, в Египет, Грецию, Рим, Византию и Европу. Хотя не исключена возможность и независимого ее зарождения в разных странах. В любом случае это очень древнее ремесло. Известен фрагмент греческой набивной ткани IV века до нашей эры.
Первые сведения о русской набойке относятся к X веку. Но можно предположить, что крестьянская набойка появляется с того времени, когда научились выращивать и обрабатывать лен и ткать полотно.
С крещением Руси и постройкой храмов потребность в церковных тканях стала удовлетворять набойка. Как вид церковного ремесла она "существовала уже в XII веке <...> на это указывает часть церковной одежды, оставшейся после святителя Варлаама Хутынского (+1193)"2. Ее неброская красота и сдержанная сила, лаконичность ее художественных приемов были созвучны русскому православному богослужению, и набивные ткани органично вошли в жизнь храма. Из них шили облачения престолов, завесы царских врат, воздухи, фелони и стихари, шатры и знамена для полков и многое другое. "По Костромским писцовым книгам 1629 года, набойка встречается в ризницах Собора и Богоявленского монастыря <...> В 1676 году в городе Юрьевце в четырнадцати церквах и шести монастырях двадцать два престола были облачены набойкой"3.
Вот описание ризницы Новой Словинской пустыни на речке Словинке в Кусской волости во время Кадуевской осады 1628-1629 годов:
"...на престоле индития4 - выбойка Турская <...> трои ризы, три стихаря - выбойка Турская, трои поручи крашенинные, две патрахели5 - выбойка Турская". (Также сплошь из набойки была сшита и ризница Христорождественской церкви поселения Малых Солей в 1660 году.) И далее: "В 1689 году в Песошенском монастыре были ризы золотные, битые по черному китайскому атласу, оплечье - бархат рытой по лазоревой земле6, около - круживо мишурное; крест и звезда - участок серебряный, омет - атлас полосатый. Здесь же ризы и стихарь кругчатые7, битыя по черной земле скатерным делом8, оплечье - камка, травы большия".
XIV-XVI века - время расцвета всего церковного искусства, в том числе и набойки. С XVII века растет количество привозных тканей; часть мастеров-набойщиков начинают рабски копировать иноземные рисунки. На набойку стали смотреть с пренебрежением, стремясь иметь в ризницах "богатые" ткани. Появление на Руси мануфактур, оснащенных печатными машинами, ускорило процесс вытеснения и уничтожения ручной набойки. Быть может, один из последних образцов можно видеть на фотографии 1925 года, сделанной в окрестностях города Перемышля Калужской губернии: крестьянин сушит домотканые холсты, набитые мелким цветочным узором.
Однако, как оказалось, интерес к набойке не угас окончательно. В 1980-е годы был снят документальный фильм о двух мастерах, возродивших искусство ручной печати платков с деревянных досок. Несколько позже двое прихожан московского храма святителя Николая в Кузнецах изготовили и подарили протоиерею Всеволоду Шпиллеру облачение с набитыми шелкографическим способом золотистыми крестами по белой шерстяной ткани и галунами, по которым также шелкографическим способом была сделана надпись: "Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог". В той же технике в конце 1980-х годов автором статьи выполнено две ткани для нового деревянного храма в честь Псково-Печерских преподобных, построенного на Святой горе Псково-Печерского монастыря: одна - для завесы царских врат (с рисунком по мотивам росписей Смоленского храма на Протоке XII века), вторая - для облачения (с орнаментом, повторяющим рисунок ветхой фелони работы мастеров Оловянишниковской мануфактуры).
После открытия в 1991 году храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках по благословению и при поддержке настоятеля протоиерея Александра Куликова в приходе начали печатать набивные ткани. Были выполнены и заказы на них настоятелей еще нескольких храмов. Сейчас готовятся рисунки по мотивам русского народного орнамента.
Способ ручной набойки имеет много достоинств. Он прост технологически и позволяет выпускать ткани мелкими сериями, уходя от однообразия в рисунках. А главное - рукотворность изделия дает возможность вложить в него всю душу, что недостижимо при машинном производстве.


1. Состав, блокирующий окрашивание, после которого уже наносится краска, ложащаяся на свободные от резерва места.
2. Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русския древности в памятниках искусства. СПб., 1889-1899. Т.VI. С.171.
3. Виноградов Н.Н. Красильно-набивной промысел Костромской губернии. Кострома (куст. отд. Костромск. губ. земства), 1915. С.12, 17.
4. Ткань поверх первой белой ткани на престоле - символ славы Божией.
5. Епитрахили.
6. По голубому фону.
7. Имеющие основным элементом орнамента круг.
8. Рисунком, употреблявшимся для украшения скатертей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59