Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ручная набойка как церковное ремесло

А.  Якимов, Московский журнал

01.02.2001


Возрождение церковной жизни в России повлекло за собой и возрождение многих церковных искусств и ремесел, таких, как иконопись, обработка металла, резьба по камню и дереву, вышивка, ювелирное дело и тому подобное. Однако среди них нет еще одного когда-то …

Возрождение церковной жизни в России повлекло за собой и возрождение многих церковных искусств и ремесел, таких, как иконопись, обработка металла, резьба по камню и дереву, вышивка, ювелирное дело и тому подобные. Однако среди них нет еще одного когда-то широко распространенного на Руси ремесла - ручной набойки. Справедливо ли она забыта? А если нет, то возможно ли ее восстановление?
Набойка - способ получения изображения на выбеленной или гладкоокрашенной ткани с печатной доски, на которую нанесена краска или резервирующий состав1. Характерный технический прием - постукивание деревянными молотками по тыльной стороне печатной доски (в некоторых местах - по ткани) - дал этому ремеслу название. К набойке также относят узорные ткани, полученные с использованием горячего (воскового) или холодного (резиновый клей) резерва.
Интересен трафаретный метод, когда ткань зажимали между двумя одинаковыми металлическими листами с прорезным узором, а затем проливали открытые места красящим составом.
В наши дни используется шелкотрафаретный метод (фотофильмпечать): печатной формой является капроновое сито с нанесенным на определенные места покрытием, не пропускающим печатную краску.
Родиной набойки считают Индию - оттуда она распространилась по странам Ближнего Востока, в Египет, Грецию, Рим, Византию и Европу. Хотя не исключена возможность и независимого ее зарождения в разных странах. В любом случае это очень древнее ремесло. Известен фрагмент греческой набивной ткани IV века до нашей эры.
Первые сведения о русской набойке относятся к X веку. Но можно предположить, что крестьянская набойка появляется с того времени, когда научились выращивать и обрабатывать лен и ткать полотно.
С крещением Руси и постройкой храмов потребность в церковных тканях стала удовлетворять набойка. Как вид церковного ремесла она "существовала уже в XII веке <...> на это указывает часть церковной одежды, оставшейся после святителя Варлаама Хутынского (+1193)"2. Ее неброская красота и сдержанная сила, лаконичность ее художественных приемов были созвучны русскому православному богослужению, и набивные ткани органично вошли в жизнь храма. Из них шили облачения престолов, завесы царских врат, воздухи, фелони и стихари, шатры и знамена для полков и многое другое. "По Костромским писцовым книгам 1629 года, набойка встречается в ризницах Собора и Богоявленского монастыря <...> В 1676 году в городе Юрьевце в четырнадцати церквах и шести монастырях двадцать два престола были облачены набойкой"3.
Вот описание ризницы Новой Словинской пустыни на речке Словинке в Кусской волости во время Кадуевской осады 1628-1629 годов:
"...на престоле индития4 - выбойка Турская <...> трои ризы, три стихаря - выбойка Турская, трои поручи крашенинные, две патрахели5 - выбойка Турская". (Также сплошь из набойки была сшита и ризница Христорождественской церкви поселения Малых Солей в 1660 году.) И далее: "В 1689 году в Песошенском монастыре были ризы золотные, битые по черному китайскому атласу, оплечье - бархат рытой по лазоревой земле6, около - круживо мишурное; крест и звезда - участок серебряный, омет - атлас полосатый. Здесь же ризы и стихарь кругчатые7, битыя по черной земле скатерным делом8, оплечье - камка, травы большия".
XIV-XVI века - время расцвета всего церковного искусства, в том числе и набойки. С XVII века растет количество привозных тканей; часть мастеров-набойщиков начинают рабски копировать иноземные рисунки. На набойку стали смотреть с пренебрежением, стремясь иметь в ризницах "богатые" ткани. Появление на Руси мануфактур, оснащенных печатными машинами, ускорило процесс вытеснения и уничтожения ручной набойки. Быть может, один из последних образцов можно видеть на фотографии 1925 года, сделанной в окрестностях города Перемышля Калужской губернии: крестьянин сушит домотканые холсты, набитые мелким цветочным узором.
Однако, как оказалось, интерес к набойке не угас окончательно. В 1980-е годы был снят документальный фильм о двух мастерах, возродивших искусство ручной печати платков с деревянных досок. Несколько позже двое прихожан московского храма святителя Николая в Кузнецах изготовили и подарили протоиерею Всеволоду Шпиллеру облачение с набитыми шелкографическим способом золотистыми крестами по белой шерстяной ткани и галунами, по которым также шелкографическим способом была сделана надпись: "Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог". В той же технике в конце 1980-х годов автором статьи выполнено две ткани для нового деревянного храма в честь Псково-Печерских преподобных, построенного на Святой горе Псково-Печерского монастыря: одна - для завесы царских врат (с рисунком по мотивам росписей Смоленского храма на Протоке XII века), вторая - для облачения (с орнаментом, повторяющим рисунок ветхой фелони работы мастеров Оловянишниковской мануфактуры).
После открытия в 1991 году храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках по благословению и при поддержке настоятеля протоиерея Александра Куликова в приходе начали печатать набивные ткани. Были выполнены и заказы на них настоятелей еще нескольких храмов. Сейчас готовятся рисунки по мотивам русского народного орнамента.
Способ ручной набойки имеет много достоинств. Он прост технологически и позволяет выпускать ткани мелкими сериями, уходя от однообразия в рисунках. А главное - рукотворность изделия дает возможность вложить в него всю душу, что недостижимо при машинном производстве.


1. Состав, блокирующий окрашивание, после которого уже наносится краска, ложащаяся на свободные от резерва места.
2. Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русския древности в памятниках искусства. СПб., 1889-1899. Т.VI. С.171.
3. Виноградов Н.Н. Красильно-набивной промысел Костромской губернии. Кострома (куст. отд. Костромск. губ. земства), 1915. С.12, 17.
4. Ткань поверх первой белой ткани на престоле - символ славы Божией.
5. Епитрахили.
6. По голубому фону.
7. Имеющие основным элементом орнамента круг.
8. Рисунком, употреблявшимся для украшения скатертей.


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится