Летописец Мукачевско-Ужгородской Епархии

По страницам неизданной книги «Карпаторусская православная цивилизация»

Речь пойдет о протоиерее Димитрии Белякове, который оставил поле себя огромное, бесценное рукописное наследие под общим названием «К истории Мукачевско-Ужгородской Епархии  и ход ликвидации Унии в Закарпатье» и интересные дневники, свидетельства той эпохи.

Дмитрий Федорович Беляков родился 27 октября 1895 года в селе Русском в Мукачевском округе в простой селянской семье. Вместе с родителями, отважившихся в поисках стабильных заработков пересечь океан, оказался в США. В городке Кливленд (штат Огайо) оканчивает четыре класса средней школы и решает связать свою жизнь с Православной Церковью, поступив в духовную семинарию в городе Танафлай (Нью-Джерси). Внимательно следит за событиями, которые происходили на его родине. Своеобразным мостом для общения, становится периодическое издание «Русский Православный Вестник», об этом свидетельствуют его письма в редакцию. Дмитрий Беляков, несмотря на молодость, оказался неплохим литератором и публицистом. По поводу выхода этого церковного издания он писал:

«Появление первого номера лучше солнца правды, которое освятило в глубине душу мою: мне твердо верится, что не будет ни одной русской Православной души, которая бы не находила пищу и воду, утоляя жажду духовную. Все это можно обрести в «Русском Православном Вестнике», который может дать жизнь душе человека....

Ввиду того, что такой газеты в наше время не существует больше, то я тем более уверен, что все измученные душевно русские люди в Европе и Америке и по всем углам земного шара обратятся за святой пищей, которая будет утолять страдания.  «Русский Православный Вестник» зовет словами «Прийдите ко мне все тружающие и обремененные и Аз упокою Вы». (Дмитрий Беляков // «Письмо из Америки»/ «Русский Православный Вестник». 9 ноября 1921 г.).

В статье «Православным верникам села Русского» он провозглашает принципы, которым не изменил до конца своей жизни.

«Дорогие братья, Православные Христиане! - Обращается Дмитрий Беляков к своим землякам. - Душа радуется, когда читаю на страницах «Русского Православного Вестника», что и наше село  Русское стало на дорогу отцов наших, дорогу Православную, которой шли деды и прадеды.

Но за это все мы должны быть благодарны отцам нашим. И воздать им благодарность общею молитвою к Богу. Молитвой Православной, об упокоении их души в Царствии Небесном...

Вот мы видим, сколько сделали наши предшественники для нас, но это еще не все. Много еще осталось дела, которое ожидает нас. И наша обязанность сделать для нашего поколения не меньше, как сделали наши отцы для нас. И мы можем сделать, ибо мы свободны днесь. И если мы не сделаем, то наше поколение будет проклинать нас, а не будет молиться о наших душах!». («Русский Православный Вестник» /25 января 1922 г.).

Несколько слов об этом издании. К сожалению, век его оказался коротким.  Учреждено, на 1 съезде православного духовенства в Изе после благословления епископа Досифея, этот печатный орган под руководством редактора Ивана Монича издавался в Ужгороде. В 1921 году вышло 17 номеров, в 1922 году - 20.  

1922 год становится знаковым для Дмитрия Белякова, 6 апреля  в Белграде он рукоположен епископом Гораздом  (Павлик) в сан дьякона, а на следующий день - высвячен  в сан священника. Приход получает в селе Горонда на Подкарпатской Руси, куда переезжает со своей супругой Марией Мучичкой, с которой обвенчался 16 февраля 1922 года. Имея огромные литературные способности, начинает под псевдонимом Д. Псалмцов издавать листок «Читайте святую Правду». Это издание пользовалось успехом у православных верующих, а главное, стало стартовой площадкой для последующей литературной деятельности отца Димитрия Белякова.

В 1924 году на общем собрании православного духовенства, по рекомендации прибывшего в Хуст владыки Досифея, молодой священник Димитрий Беляков, входит в «Духовную Консисторию» и избирается постоянным делегатом  на Архиерейский Собор СПЦ. Консистория получила права административного управления на уровне епископа, до назначения в наш край постоянного православного архиерея. Словом, получила огромные полномочия, недаром ее возглавил архимандрит Алексий (Кабалюк).

В качестве делегата о. Димитрий Беляков побывал на Соборах СПЦ в 1926 году, где подал протест патриарху Димитрию по поводу  раскольничьей деятельности архиепископа Савватия; в 1927 году, когда был избран епископ Ириней (Чирич); в 1929 году, когда был избран епископ Серафим; в 1930 году, когда решался вопрос о создании Мукачевско-Пряшевской епархии... 

Вот как описывает о. Димитрий Беляков в своих дневниках, решение послать его в Сербию вместе с Василием Гайдовым с целью подробно доложить Священному Архирейскому Собору, который состоялся 22 ноября 1926  года, о критическом положении в Карпатской Руси.

«Когда Свящ. Архиерейский Собор  разобрал дело, было единогласно принято решение послать в Карпатскую Русь епископа, чтобы навести внутренний порядок и прекратить раздор, возникший по вине архиеп. Савватия. - Писал о. Димитрий Беляков.- Свящ. Архиерейский Собор назначил в Подкарпатскую Русь еп. Новосадского Иринея, который дал полное согласие поехать и помочь благоустройству Православной Церкви в Подкарпатской Руси. При этом Свящ. Архиерейский Собор наименовал нашу Карпаторусскую Епархию «Мукачевской Епархией», на историческом основании, т. к. до «принятия» унии в Карпатской Руси православные угрорусские епископы всегда жили в Мукачеве и свою Епархию Мукачевской называли.

С этим и возвратилась наша делегация на родину, надеясь, что в скором времени прибудет обещанный епископ. Но это было не так-то просто, т. к. чехи и на этот раз стремились воспрепятствовать приезду епископа. Но, как это стало известно впоследствии, Карпаторусский вопрос все же получил широкую огласку и, вероятно, правительству Чехословакии были сделаны Советом Лиги Наций указания, чтобы оно не вмешивалось во внутренние дела Православной Церкви». (Иеромонах  Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 234). 

26 января 1925 года на приходском собрании в Горонде, было принято решение издавать газету «Церковная Правда». Эту идею поддержал епископ Досифей. Как часто бывало в таких случаях о. Димитрий Беляков исполнял обязанности не только главного редактора, а и был основным пишущим журналистом, одновременно являясь и корректором и распространителем. Резонансным было обращение православного населения края к чехословацкому правительству через газету «Церковная Правда» за №5-6, 1925 года. В конечном итоге, это принудило Прагу признать законные права  Православной Церкви на Подкарпатской Руси.

С ростом авторитета «Церковной Правды», рос и авторитет главного редактора. 28 ноября 1929 года на общем церковном Соборе духовенства и мирян в Хусте священника Димитрия Белякова избирают членом Епархиального Совета. Одновременно он становится и членом Высшего церковного суда Мукачевской епархии. Епархиальный Совет состоял из 4 секций.

1.     Духовный Суд. 

а) Высший суд из трех представителей духовенства (избираемых).

б) Низший Суд - из двух представителей духовенства (также избираемых).

Низший Суд имел право судить всех священников или членов клира по церковным правилам. Председательствовать всегда должен был на нем епископ или назначенный им заместитель. Решение суда считалось действительным после утверждения его правящим епископом.

2.     Епархиальное Управление, состоящее из трех лиц: одного духовного и двух гражданских. Их компетенция - хозяйственная.

3.     Школьная секция - из трех членов: одного священника и двух гражданских профессоров.

Компетенция: школьное просвещение.

4.     Управление монастырями. 

а) Высшее монастырское управление для всех монастырей.

б) Низшее монастырское управление.

Епархиальный Совет в таком виде просуществовал с 1929 года до 1942 года. В этот период благочинные не назначались епископом, а избирались духовенством епархии. Сохранились данные о том, что в Свято-Николаевском монастыре в Изе с 7 августа по 2 сентября 1933 года действовали епархиальные курсы для православного духовенства, которыми руководил лично епископ  Дамаскин. Он и привлек в качестве наставника, эрудита и полиглота отца Димитрия Белякова, ибо там рассматривались различные вопросы, которые могли бы встретиться, православному духовенству, во время пастырской деятельности.

После смерти супруги, священник Димитрий Беляков направляется в православные приходы сел Дубривка и Лисичева Иршавского округа. А во времена епископа Дамаскина назначается 20 сентября 1932 года   настоятелем прихода в село Кричево Тячевского округа. Через год, 21 сентября, ему поручают укрепить приход в Сваляве. Частые смены приходов свидетельствовали только о том, что  став вдовцом, он не был привязан к одному населенному пункту. В 1934-1935 годах священник Димитрий Беляков, с благословения епископа  Дамаскина, работает миссионером среди русинов в Югославии. А в 1936 году он уже проповедует с кафедры храма в селе Стебливка Хустского округа. 2 апреля 1937 года возведен в сан протоирея. (Юрій Данилець // «Протоієрей Димитрій Беляков (27.10.1895 - 25.08. 1967)»/ «Сповідники та подвижники православної церкви на Закарпатті в ХХ столітті». Мукачево. 2011 р. с. 321).

Сан протоирея о. Димитрий Беляков получил не только как постоянный член «Духовной Консистории», а и за непосредственное участие в строительстве епископской резиденции в Мукачеве, являясь фактически ближайшим помощником владыки Дамаскина.

В июне  1938 года о. Димитрий Беляков представлял наш край на Священном Архиерейском Соборе СПЦ, где был избран епископом на Мукачевско-Пряшевскую кафедру владыка Владимир (Раич). 20 ноября 1938 года, в непростое для нашого края время, он в архиерейском послании к духовенству и пастве призвал: «Оставаться по-прежнему твердым в своих религиозных убеждениях и не падать духом при искушениях и испытаниях, а вспомнить своих предшественников, боровшихся за Св. Православие, и просить помощи у Бога». (Иеромонах Сергий (Цьока) // «Православие и иноческая жизнь в Закарпатье в первуй половине ХХ столетия» / Загорск, Троице-Сергиева Лавра. 1960 г. с. 275). В это тяжелое время, незадолго до свого ареста представителями венгерской безопасности, епископ Владимир  назначает о. Димитрия Белякова членом духовного суда Мукачевско-Пряшевской епархии.

Во время венгерской оккупации Подкарпатской Руси, для Мукачевско-Пряшевской Православной Епархии настали новые испытания. Фактически, диктат униата Волошина, был заменен на диктат администратора Попова. Венгерские власти совместно со своими прислужниками из числа униатского духовенства, пошли на явный подлог, самовольно стали вносить поправки в государственные метрики, крещенных в православие во времена Чехословацкой Республики, стали называть греко-католиками. Об этом периоде о. Димитрий Беляков писал в своих дневниках: «Таким образом, униатское духовенство, начавшее с предательства православных на Марморош-Сиготском процессе 1914 года, введением нового латинского стиля во время Первой мировой войны, отнятием храмов и церковного имущества у православного закарпатского народа, запрещением хоронить покойников  на общин кладбищах и прочими нехристианскими поступками окончательно потеряло всякую цену и уважение у нашего православного народа». (Там же с. 282). 

18 ноября 1944 года состоялось собрание православного духовенства и мирян (о месте его проведения до сих пор идет полемика: в Мукачеве или в Хусте?). В своих дневниках, о. Димитрий Беляков, пишет о том, что оно состоялось в Хусте. Именно там, по его словам, было решено обратиться  в Священный Архиерейский Собор СПЦ, просить его дать согласие на кононический переход, на основании которого они имели бы возможность воссоединить Мукачевскую Епархию  с Русской Православно Церковью. На нем было постановлено послать в Москву делегацию. Среди делегатов был и протоиерей Димитрий Беляков. 

Прибыв в Москву, православная делегация радужно была принята  Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Алексием. Растроганный руководитель делигации игумен Феофан (Сабов), отметил: «Вся наша делегация переживает сейчас незабвенные исторические минуты общения с Русской Православной Церковью; мы, как дети, ощущаем впервые нежную материнскую любовь». («Пребывание в Москве делегации Православной Церкви Закарпатской Украины» / «Журнал Московской Патриархии», 1945 г. № 1 - январь, с. 6). Во время встречи в Москве протоиерей Димитрий Поляков детально рассказал о положении в Мукачевской епархии, а профессор Петр Васильевич Линтур в своем докладе коснулся истории возникновения Православной Церкви в нашем крае и ее бескомпромиссной борьбой с католицизмом. В конце своей речи ученый отметил, что, «несмотря на большую , искусную и хитрую интригу католической церкви, духовенство и верующие остались верны Православной Церкви». (Там же).

Патриарший Местоблюститель митрополит Алексий  и Священный Синод РПЦ с пониманием и сочувствием однеслись к просьбе нашей делегации и заявили о своем согласии обратиться к Священному Архиерейскому Собору  СПЦ с поддержкой ходатайства Православной Мукачевской Епархии о передаче ее в каноническое ведение Русской Православной Церкви.

После возвращения в Мукачево, игумен Феофан (Сабов) заболел и передал управление Мукачевской епархией протоиерею Димитрию Белякову и протоиерею Иоанну Кополовичу. А после выздоровления, собрав духовенство епархии, предложил избрать нового администратора. Большинством голосов был избран о. Димитрий Беляков. (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 286).

Тем временем, Священный Синод РПЦ, обращается с просьбой к Священому Архиерейскому Собору СПЦ решить вопрос относительно канонического перехода Мукачевской Епархии в юрисдикцию Русской Православной Церкви. С этой целью, в мае 1945 года в Югославию был послан епископ Сергий (Ларин). Но, Местоблюститель Патриаршего Престола  СПЦ,  митрополит Скоплинский Иосиф, не осмелился решить такой важный юридический вопрос, ожидая  приезда Патриарха Гавриила. Он в это время, после освобождения из концлагеря Дахау, находился в Англии. К слову, епископ Владимир (Раич), которого протоиерей Димитрий Беляков хотел видеть снова на кафедре в Мукачеве, был согласен отпустить вверенную ему Мукачевскую Епархию  в юрисдикцию Русской Православной Церкви. И все же, на Священном Синоде, 6-8 сентября  решили, в отсутствии Патриарха Гавриила, канонически отпустить Мукачевскую епархию в юрисдикцию Русской Православной Церкви.  (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 286).

После такого судьбоносного решения Священного Синода СПЦ, 20 октября 1945 года в Москву был отправлен епископ Владимир (Раич) в сопровождении иеродиакона  Прохора Якшича для официальной передачи Мукачевской Епархии в ведение Русской Православной Церкви. Уже 22 октября состоялось заседание Священного Синода РПЦ. Об этом, официальный орган РПЦ писал: «На состоявшемся по этому поводу заседании Священного Синода, происходившем под председательством его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, присутствовал еп. Мукачевский Владимир, приехавший из Югославии в Москву для передачи своей епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. На этом заседании Преосвященный Владимир прочел письмо  председателя Священного Синода Сербской Церкви, митрополита Иосифа, в котором митрополит сообщает постановление Священного Синода о передаче Мукачевской Епархии в ведение Русской Православной Церкви. После прочтения письма епископ Мукачевский, согласно 67 правилу Карфагенского Собора, высказал от свого лица согласие на передачу своей епархии в юрисдикцию Русской Церкви.  В заключении Преосвященный Владимир произнес краткую речь, в которой  сообщил, что он, а также и вся Сербская Церковь сердечно рады, что епархия  Мукачевская входит в состав своей родной Русской Православной Церкви, на которую теперь взирают с большими надеждами все православные народы». («Пребывание в Москве епископа Мукачевского Владимира» / «Журнал Московской Патриархии», 1945 г. № 11, ноябрь, с. 20).

После этого торжественного акта епископ Владимир (Раич) вместе с новопризначенным уже от РПЦ епископом Нестором (Сидорук) прибыли 6 ноября в Мукачево и остановились в епископской резиденции. Надо отметить, что православное духовенство края с воодушевлением и радостью встрелило этих двух епископов.

И снова цитата из издания того времени: «11 ноября 1945 года в кафедральном храме в Мукачеве, в скромной обстановке, состоялась интронизация нашего нового архиерея. Того же дня Преосвященный Владимир от имени Сербской Церкви и своего попрощался со своей бывшей паствой». ( «Исторические события» / «Церковный календарь». (Мукачево), 1946 г. с. 33).

Протоиерей Димитрий Беляков был свидетелем еще одного исторического церковного процесса. Закарпатская пресса сообщала:

«На днях Мукачевской епархией получено письмо от владики Савватия, архиепископа автокефальной православной церкви в Чехословакии и Венгрии, состоявшей в юрисдикции Константинопольского патриарха. В письме владыка Савватий сообщает, что он благославил  свою паству перейти в юрисдикцию нового Мукачевского владики Преосвященного Нестора.

Это внесло в Мукачевско-Пряшевскую Православную епархию дух мира и объединения.

Добровольной передачей своей паствы и духовенства в ведение Преосвященного Нестора, Епископа Мукачевского и Ужгородского, архиепископ Савватий положил конец своей спорной юрисдикции на Закарпатье». (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 291).

18 марта 1946 года епископ Нестор (Сидорук) переводит протоиерея Димитрия Белякова в приход села Стебливка Хустского района. (Василий (Пронин), архимандрит // «Протоиерей Димитрий Беляков/ ЖМП. 1968 г. № 4. с. 20).

Это было время когда в религиозной жизни нашого края начались огромные перемены. Народ массово оставляет унию и переходит в лоно Православной Церкви. Этим событиям о. Димитрий Беляков в своих дневниках и рукописи уже упомянутой книги «К истории Мукачевско-Ужгородской Епархии и ход ликвидации Унии в Закарпатье», которая так и не была напечатана, но благодаря иеромонаху Сергию (Цьока), который ввел ее в оборот, мы имеем возможность ею пользоваться.

Огромные изменения произошли и в самой Русской Православной Церкви. В начале 1945 года в Москве состоялся Поместный Собор РПЦ, на котором Местоблюститель  Патриаршего престола  РПЦ Митрополит Алексий был избран на патриарший престол. Патриарх Алексий  в тот же час обратился с отеческим посланием к греко-католическому духовенству западных областей Украины. Призвав его возвратиться в лоно Святой Матери - Русской Православной Церкви, от которой население этих областей было насильственно оторвано врагами православия и целыми столетиями находилось под католическим гнетом.

Послание Патриарха Алексия, по свидетельству протоиерея Димитрия Белякова, имело огромное историческое значение. На его призыв окликнулось греко-католическое духовенство Галичины во главе о. Гавриилом Костельником (позже жестоко убитого во Львове бандеравцами), которое  и воссоединилось 9 марта 1945 года с РПЦ. Это воссоединение верующих по другую сторону Карпат оказало огромное влияние  и на униатское духовенство нашого края.  Димитрий Беляков пишет, что уже в 1945-1946 годах при епископе Несторе в Мукачевско-Ужгородской Епархии воссоединилось с Православной Церковью пять греко-католических приходов. (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 292). По данным на февраль 1946 года на территории Закарпатской области в ведении Правосавной Церкви находилось: храмов, в том числе монастырских - 182; часовен, в том числе монастырских - 12; монастырей - 7  (древняя святиня нашего края св. Николаевский монастир на «Чернечей Горе» в Мукачеве, будет возвращен православным только в апреле 1947 года); скитов - 11; приходов - 155; священников - 155; верующих - 142000. (ГАЗО. Ф. Р-544. оп. 2. ед. хр. 2. л. 1-2).

В 1947 году в день Успения Божией Матери в древней православной обители - монастыре Святого Николая в Мукачеве состоялось православное богослужение и традиционный Великий Отпуст.Тут следует отметить, что первуй «отпуст» в нашем крае был установлен в 1837 году папой Григорием  в Цегольнянско-Преображенской церкви в Ужгороде. Затем Рим благословил проведение «отпустов» во всех василианских монастырях  и в некоторых приходах. В папских грамотах говорится, что верующим, пришедшим на «опуст», дается полное отпущение грехов, они сбавляются от временных и вечных мук. Греко-католическое духовенство организовывало массовые шествия верующих с крестами, хоругвями, иконами в места, где проводились «отпусты». Православная Церковь после свого возрождения также вводит «отпусты» во всех православных монастырях с целью противопоставления православных праздников униатским. По словам протоиерея Димитрия Белякова: «На «Чернечьей горе» был совершен Великий Отпуст с целью утешенья  своей духовной скорби. В мукачевский монастырь Святого Николая  из всех уголков нашего Закарпатья стеклось небывалое до этого времени количество народа с крестными ходами и много духовенства». (Валерий Разгулов // «Карпаторусская подвижница во имя Святого Православия - матушка игумения Параскева»/ «Карпатская панорама» 3 марта 1999 г. с. 4).

  Между тем в самой православной епархии в Закарпатье произошли большие перемены в следствии решения Священного Синода от 3 июня 1948 года, переместить епископа Нестора на Курскую кафедру, а вместо него временно назначить архиепископа Львовского Макария с титулом Архиепископа  Львовско-Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского. Владыка Макарий приступил к своим обязанностям 25 июня 1948 года. Его первым шагом стало создание инициативной группы из числа перешедших в православную веру униатских священников во главе с авторитетным, известным историком Иринеем Кондратовичем.

Трудами и молитвами владыки Макария 29 января 1949 года Православной Церкви был передан  Мукачевский кафедральный собор, а 30 января храм в Росвигово. По решению Закарпатского областного Исполнительного Комитета от 16 февраля 1949 года, капитулярному викарию, управляющему Мукачевской греко-католической епархией отцу Николаю Муранию, было приказано отдать православной епархии Цегольнянскую церковь и епископскую резиденцию в Ужгороде.  Православный священник Ириней Кондратович возглавил приход этого храма. 27 февраля того же года архиепископ Макарий в сослужении 12 священников. В числе которых был и протоиерей Димитрий Беляков, совершил в Ужгородском кафедральном соборе первую православную божественную Литургию, после чего остался жить в бывшей униатской резиденции.   

Протоиерей Димитрий Беляков пишет: «При Архиепископе Макарии в 1948 году с Православной Церковью  воссоединились 22 униатских прихода, в том числе 13 приписных храмов, а в первом квартале 1949 года уже на 20-е марта воссоединилось 66 приходов с 100 церквями, в том числе 34 приписных храмов, а к середине того же года  число воссоединившихся  униатских приходов  было 88 с 125 церквями, в том числе и 7 приписных храмов». (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 295).

 18 февраля 1949 года капитулярный викарий отец Николай Мураний издал циркулярное распоряжение ко всем священникам греко-католической епархии, в котором говорилось, что при новых обстоятельствах, когда капитулярное и Епархиальное управление прекратило свое официальное существование, «по этой причине дальнейшая деятельность греко-католического епархиального управления прекращается  и моя деятельность  капитулярного викария закончилась». (Государственный архив Закарпатской области. Ф. Р-1490. оп. 3. ед. хр. 3. л. 6). Этим посланием была официально упразднена Мукачевская греко-католическая епархия.

Об этих судьбоносных для нашего края событиях священник о. Димитрий Беляков в своих рукописях уделил множество страниц. Он писал: «Первым воссоединился греко-католический священник Стефан Данилович - настоятель Мукачевского кафедрального собора. После этого 5 апреля 1945 года часть греко-католического духовенства, числом 14 человек, выступила со своим воззванием к остальному греко-католическому духовенству». (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ соч. с. 298).

 Приведем частично это послание:

«Всечестному духовенству и всем благочестивым верующим греко-католической Церкви на Закарпатье.

«Споспешствующие же и молим, не вотще

благодать Божию Припяти вам.

Глаголет бо: во время приязно послушах

тебе и в день спасення помогох ти.

Се, ныне время благоприятно,

 Се ныне день спасення». 

(2 Кор. 6, 1-2).

Так некогда писал св. ап. Павел христианам в Коринфе. Этими апостольськими словами и мы, бывшие греко-католические священники, воссоединившиеся теперь с Православной Церковью, обращаемся ко всем вам, дорогие наши во Христе, сослужители и отцы, братья и сестры. Мы, помогая вам, желаем, чтобы вы не напрасно приняли милость Божию, ибо «Так говорит Господь: во время благоприятное  Я услышал тебя  и в день спасення помогу тебе». (Ис. 49, 8).

Сегодня время благоприятное , сегодня день спасения.

Великую милость, великую благодать послал Господь Бог всем нам, всему нашему народу в великих исторических событиях, совершившихся  на наших глазах, свидетелями которых  были мы с вами.

Всем нам хорошо известно историческое прошлое нашего народа.

С необъятных просторов Киевской Руси, общей Матери трех родных братьев - народов русского, украинского и белорусского, наш народ с давних времен пришел и поселился на Закарпатье.  

Еще на заре своей истории он увидел свет Христовой истины благодаря великому подвигу учеников  равноапостольных славянских просветителей, святых братьев Кирилла и Мефодия.

Их проповедь со временем укреплена и утверждена благовестием, идущим  на Закарпатье  от Матери городов русских - Киева, через Волынь и Галич.

Таким образом, с самих давних времен наш закарпатский народ принадлежал к Святой Восточной Православной Церкви, исповедывал веру апостольскую, веру святоотттеческую, веру православную.

Православная вера и Православная Церковь долгие века объединяла наш народ с родным православным народом по ту сторону Карпат. Единой душой для всего нашего народа была православная вера, хотя он был разделен горами и принадлежал к разным государствам.

Напрасными были в течение столетий стремления мадьярских властей накинуть нашим предкам латинскую папскую веру. Стремясь к власти  над всем миром, римские папы непрестанно склоняют и уговаривают угорських королей , чтобы они искореняли и истребляли наших православних предков, и всегда считают их схизматиками и еретиками и даже неверующими.

Однако наш народ, хотя был бедным и бесправным и подневольным, вместе с духовенством , самоотвержено защищал свою благочестивую православную веру, как самое святое и дорогое сокровище своей души.

Чужие владетели и притеснители видели, что им непременно нужно забрать у нашего народа эту святую основу его жизни. Для этого и была введена так называемая уния, или воссоединение Православной Церкви с римским латинским костелом.

Эта уния уничтожила единение среди нашего народа и, прежде всего, между духовенством и народом, ибо унию  с Римом раньше приняли, скрываясь от народа, только 63 священника, которые склоняли к унии чрезвычайно плохое материальное и правовое их положение.

Уния должна была поссорить и внести раздор в единый перед тем наш народ. Она должна была научить униатов отказаться от свого пришлого, не уважать своих предков и ненавидеть своих братьев, преданных своей праотцовской православной вере, ненавидеть свою материнскую Русь, как «схизматиков». Она должна была постепенно уничтожить все наши старинные церковные обычаи, сделать наш народ латинником, католиком.

Она должна была оторвать нас от нашего вековечного народного прарусского корня, забрать от нас наш родной язык,вырвать из нашей груди сердце и вложить нам сердце чужое. Вот исторические основные цели Унии.

В конце-концов наши руководители стали стыдиться самого этого имени и говорили нам называть себя уже просто католиками восточного обряда.

Разве можно забыть, какой ценой и какими средствами вводилась и поддерживалась уния на Закарпатье. Разве можно забыть невыразимые страдания и муки духовенства и верующего православного народа, какими в течение долгих десятков лет на ничто сводились все попытки мадьярских властей распространить унию на Закарпатье. И даже в это время, когда насилие и измена сломили сопротивление всечестного духовенства и народа и привели их к греко-католичеству, лучшие люди среди нашего духовенства все же сохранили верность родному народу и понимали потребности и надежды народной души. Будители народа помогли ему сохранить свое народное сознание, возбудили в народе память об его Православной Церкви, прошлом, о внутреннем единстве с народом свободной, великой Православной Руси.

Народ в глубине своей души никогда не переставал чувствовать себя православным. Спасая себя от неминуемого уничтожения, куда его вела уния, наш народ сам стремился, вопреки разным ограничениям и препятствиям, к своей прадедовской Православной Церкви.

Если внимательно присмотреться к истории Унии нашего народа не только на Закарпатье, но и в королевско-шляхетской Польше и даже среди всех других народов, начиная от Лионской унии у греков, то ясно увидим, что всегда и везде уния совпадает со временем народной неславы и унижения, а православие со временем возрождения и славы народов. Прошли, благодарение Богу, на веки времена нашей неславы и неволи, угрожавшие самому существованию нашего народа. Благодаря несравненному героизму и жертвам великого русского и украинского народов и всех братских народов  Отечества, мы навсегда воссоединились со своим родным народом в едином Советском государстве. Само Провидение Божие поставило нас на новый великий путь. Сегодня время благоприятное, сегодня день спасення настал для нас.

Рука Божья ясно раскрыла перед нами новую светлую страницу в неразрывной целости со всем родным православным народом нашего великого Отечества......

Верим и надеемся, что Господь Бог благословит это великое и спасительное дело и даст нам со всеми нашими братьями и Святой Православной Церкви единым сердцем и едиными уставами славить и воспевать пречестное и великолепное Имя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

По поручению всех бувших греко-католических священников, воссоединившихся с Русской Православной Церковью, подписываем:

1)    Настоятель кафедрального собора в Ужгороде, бувший архидиакон, протоиерей  о. Кондратович Иреней Михайлович.

2)    Настоятель церкви в г. Вилок, б. архидиакон, протоиерей о. Попп Александр Антонович.

3)    Настоятель Собора  в г. Мукачеве, протоиерей  о. Данилович Стефан Стефанович.

4)    Настоятель цегольнянской церкви  в г. Ужгороде, б. наместник, благочинный протоиерей о. Пензель Михаил Васильевич.

5)    Настоятель Береговского прихода, о. Беца Михаил Петроич.

6)    Настоятель Виноградовского прихода б. наместник о. Лендел Иван Гаврилович.

7)    Настоятель Хустского прихода о. Мошак Петр Дмитриевич.

8)    Настоятель Воловецкого прихода о. Бендас Михаил Михайлович.

9)    Настоятель Воловского прихода, б. наместник, благочинный о. Сойко Иван Васильевич.

10)           Настоятель Вел. Березнянского прихода, б. наместник, благочинный о. Кадарь Георгий Георгиевич.

11)           Настоятель прихода с. Драгово, б. наместник, благочинный о. Попович Антоний Андреевич.

12)           Настоятель прихода с. Нижние Ворота. б. наместник, благочинный о. Коник Стефан Иванович.

13)           Настоятель прихода в с. Заричье, б. наместник, благочинный о. Балтович Варфоломей Николаевич.

14)           Настоятель прихода с. Горяны, б. наместник, о. Маркович Гавриил Николаевич.

г. Ужгород. 5 апреля 1949 года». (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 464-472).

Сегодня униаты сказали бы, все это делалось  по подсказке органов КГБ, путем устрашения и подкупа. Не подписав это воззвание, многие могли, разделить участь осужденных и этапированных в тюремные лагеря священников, в том числе и православных. К сожалению, у них есть на это основание. Но, мы проверили судьбу всех без исключения подписантов этого важного с моральной точки документа, надеемся, искренне раскаявшихся бывших униатов, за те притеснения и гонения православных краян, не желавших перейти в унию, так вот, - никто из них в последствии, не отказался от своей подписи.  Впрочем, справедливости ради, отметим о. Михаила Бендаса, настоятеля прихода в селе Скотарском Воловецкого района, который осенью 1960 года отказался от священства. А затем с целью провокации и науськиванию сверху, в областной прессе, выступил с клеветой на Церковь и епархиальное управление. (ГАЗО. Ф. Р-544. оп. 3. ед. хр. 31. л. 64).

Уже когда это воззвание было опрелюднено, священник Димитрй Беляков писал: «Таким образом, ко дню 5 июня 1949 года с Православной Церковью воссоединилось 116 человек бывших униатских священников. К этому времени с Православной Церковью  воссоединилось 227 приходов с 365-ти храмами». (Иеромонах Сергий (Цьока) Указ. соч. с. 298).

11 августа 1949 года архиепископ Макарий выехал в Москву для консультаций и советом к Святейшему Патриарху  Алексию 1. Получив благословение на окончательное завершение воссоединения, разрешил провести по такому важному поводу церковное торжество в Мукачевском Свято-Николаевском монастыре и благославил его иконой Божьей Матери. (Валерий Разгулов Указ. соч. с.4)

Было решено официально объявить о ликвидации Унии с римско-католической церковью в нашем крае во время великого праздника Успения Божией Матери, который должен был состояться 28 августа 1949 года в женском СвятоНиколаевском монастыре в Мукачеве. И вот исторический час наступил! Торжественное богослужение совершил Высокопреосвященнейший Макарий, которому сослужили архиерей Антоний Станиславский и епископ Михаил Дрогобыческий, два архимандрита - Матфей и Пантелеймон и большое количество духовенства, среди которого был и протоиерей Димитрий Беляков.

А теперь слово очевидцу тех событий:

«Самый волнующий момент наступил перед окончанием богослужения, когда настоятель православного Ужгородского кафедрального Собора , протоиерей Ириней Кондратович, известный как церковный историк Закарпатья, провозгласил всему собравшемуся на Чернечей Горе благочестивому народу, что с этим днем закончила свое существование на Закарпатье церковная Уния закарпатского духовенства с Римом-Уния, как пнтинародный исторический акт, как исторический документ иноземного насилия над волей и совестью русского украинского закарпатского народа: «отныне и вовеки мы - православные чада Святой Матери нашей русской Православной Церкви», торжественно провозгласил о. Кондратович; «Аминь», - повторили за ним предстоящие воссоединенные с Православной Церковью участники сего великого торжества.

После этого прот. Б. Л. Шулькевич, как представитель на этом великом православном торжестве от имени митрополита Киевского Иоанна  и в его лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, с амвона перед собравшимся духовенством и народом прочитал послание архип. Макария, посвященное великому историческому моменту, ниспосланному Господом Богом «людям Своим», после чего провозгласил многолетие Святейшему Патриарху Алексию и Высокопреосвященнейшему екзарху Иоанну». (Священник Николай Павлюк // «Торжество Православия на Закарпатье» / «Журнал Московской Патриархии». 1949 г. № 10. с.6).

В конце литургии архиепископ Макарий прочитал телеграмму от Святейшего Патриарха Алексия, присланную по случаю воссоединения униатов нашего края с Русской Православной Церковью. В ответной телеграмме за подписью архиепископа Макария, архимандрита Матфея, протоиерея Иринея Кондратовича и протоиерея Стефана Даниловича, Святейший патриарх извенялся о  том, что произошла окончательная ликвидация унии в Закарпатье. «То, что было смутной мечтой многих поколений Закарпатской Руси, то, что было их неясным видением, то претворилось и воплотилось в живую действительность, став величественным историческим событием, став незабываемым историческим фактом».

К нашему великому сожалению, до этого исторического и судьбоносного события в жизни карпатороссов не дожил великий подвижник и борец за Святое Православие, почитаемый карпаторусский проповедник, схиархимандрит Алексий (Кабалюк), который скончался в основанном им в Домбокском женском монастыре 2 декабря 1947 года и был погребен в Свято-Николаевском мужском монастыре в Изе. 8 июля 2001 года достоялась его канонизация, а 26 октября отмечалось прославление преподобного Алексия КАРПАТОРУССКОГО.

17 марта 1950 года согласно указу Святейшего Патриарха и Священного Синода на Мукачевско-Ужгородкую кафедру  был назначен епископ Уманский Иларион (Кочергин), а архиепископ Макарий возвратился в Львовско-Тернопольскую єпархию. Впрочем, вскоре, он был возведен в сан митрополита и направлен в Варшаву, чтобы возглавить Польскую Автокефальную Православную Церковь. Новый епископ Иларион, неожиданно,в 1951 году переводит протоиерея Димитрия Белякова в село Тросник Виноградовского района. Это его веряне писали в епархиональное управление о своем батюшке: «Служит верным образом пастыря, работа коего в пастве отмечается в мудром ведении духовной жизни. Церковь переполнена духовно напитанным стадом и вооружена силой Евангельского слова талантливого  пастыря  проповедника». (Юрій Данилець Указ. соч. с. 324).

Неожиданным было и назначение о. Димитрия Белякова в 1955 году секретарем Епархиального управления. Он снова с головой уходит в церковные дела. Духовенсто епархии в своих письмах свидетельствует: «Протоиерей Димитрий хороший миссионер, отличный организатор, талантливый проповедник, милозвучный и примерный пастырь, бдитель по благосостоянии нашей Епархии, любитель свого великого руского народа и Родины,- авторитет коего нужно поставить на горе светящего, а не под спудом». (Там же с. 324-325). Под стать ему был и епископ Иларион. «В памяти закарпатцев он остался и как архипастырь-молитвенник, который особо любил бывать в Городиловском Свято-Троицком скиту». (Игумен Гавриил (Кризина) // «Православная Церковь в Закарпатье (век ХХ)»/ Киев 1999 г. с. 96).

В 1956 году на Мукачевсо-Ужгородскую кафедру назначают епископа Варлаама (Борисевич), первым делом он снимает с должности секретаря епархии протоиерея Димитрия Белякова и переводит его обратно  в приход села Стебливки Хустского района. На этом «конфликт» не закончился. В 1958 году против епископа Варлама высткпила группа священников, которую возглавил высоконравственный протоиерей Димитрий Беляков. Суть конфликта была вылажена в послании на имя Патриарха Алексия І. В нем, в частности, говорилось: «Своим деспотизмом архиепископ Варлаам успел оттолкнуть всех, как духовенство, так и простонародье, кто к нему тянулся. Лучших из духовенства постарался оттолкнуть подальше, чтобы они не мешали в его нехристианской работе.... Принять и поговорить в епархии с народом некому. Все сводится  к одному: - деньги принесли? - Нет? Ну, чего тогда пришли к владыке?». (ГАЗО.  Ф.  Р-195-с. оп. 13. ед. хр. 67. л. 116-120).  В заключении священнослужители просили Патриарха, чтобы епископ Мукачевско-Ужгородский был избран из числа местных кандидатов, в согласии с древними канонами. Это послание подписали восемь  благочинных, четыре протоиерея, один игумен и один иеромонах. Была там подпись и протоиерея Димитрия Белякова.

Как и в случае с Михаилом Бендасом вмешалась безбожная власть. Под ее нажимом, вскоре были сняты со своих послушный авторитетный священник, как его называли «совесть народа» и игумен Иов (Кундря) с должности настоятеля Свято-Троицкой пустуни. Этот подвижник святого Православия 18 сентября 2008 года был канонизирован и причислен к сонму святых.

Следует отметить, что послание к Патриарху, совпало с новым витком гонения на Церковь. За один лишь 1960 год с регистрации были сняты в Закарпатье 30 храмов. У власти были тут свои аргументы: аварийность строений, отсутствие средств, невозможность содержать священника. Паралельно шла «обработка» и священников и прихожан. Создавались различные перепоны, чтобы помешать юношам получать богословское образование. 11 августа 1961 года уполномоченный по делам РПЦ в Закарпатье получил циркуляр из Киева, в нем говорилось: «Сообщаем, что в Закарпатской области подал заявление о поступлении в Московскую духовную семинарию гражданин Добра Юрий Михайлович, 1940 года рождения, образование 7 классов, занимался сельским хазяйством, проживает в с. Имстичеве, Иршавского района. Просим Вас принять через партийно-советские органы ряд соответствующих мероприятий, чтобы данная личность не поступила в семи нарию». (ГАЗО. Ф. Р-544. оп. 3. ед. хр. 40. л. 2). Писем такого содержания в областном архиве предостаточно. А в качестве примера, приведенное письмо, имело продолжение. Юрий Добра закончил Московскую духовную семинарию и впоследствии стал благочинным Межгорского округа Хустско-Виноградовской епархии. Кстати, ее сейчас возглавляет митрополит Марк, член Святейшего Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

И все же обращение духовенства Мукачевско-Ужгородской епархии к Патриарху имело свои последствия. В сентябре 1961 года правящим закарпатским архиереем становится епископ Николай (Кутепов), в последующем станет митрополитом Нижегородским и Арзамаским. Жаль, что только у нас он пробыл неполных три года. О его стойкости, если хотите храбрости, преданности истинам Церкви Христовой, свидетельствует отправленная областным уполномоченным по делам РПЦ в Москву 16 апреля 1963 года справка-характеристика: «Как правящий архиерей зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Любой поднимаемый уполномоченным Совета служебный вопрос решает только тогда, когда по телефону проконсультируется со знакомыми ему правящими архиереями областей Росийской Федерации... В начальных служебных беседах Николай высказывает уполномоченному Совета свое мнение примерно так: «поймите, что не все поднимаемые Вами вопросы я буду решать». В практической деятельности так  и делает Еп. Николай в конце 1962 года за незначительную пьянку отстранил от службы на приходе иеромонаха Варнаву... Приведенные и им подобные примеры создают препятствия в успешном выполнении в области... Дальнейшее пребывание еп. Николая правящим архиереем Мукачевско-Ужгородской епархии считаеи нежелательным».

Вот в какой непростой обстановке проходили последние годы жизни протоирея Димитрия Белякова. Его жизненный путь на земле оборвался 25 августа 1967 года. На его похоронах было множество священников и мирян. В последний путь его сопровождали рядом с гробом верные единомышленники карпатороссы - протоиерей Иоанн Густи и игумен Иов (Кундря), настоятель Свято-Димитриевского храма села Малая Уголька Тячевского района .

Архимандрит Владимир (Попадинец), Валерий Разгулов

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Разгулов:
Летописец Мукачевско-Ужгородской Епархии
По страницам неизданной книги «Карпаторусская православная цивилизация»
23.07.2018
Игумен Феофан (Сабов) - возвращение из небытия
По страницам неизданной книги «Карпаторусская православная цивилизация»
31.05.2018
По следам Грушевской типографии и Королевского Евангелия
Из истории насаждения унии в Подкарпатской Руси
07.12.2017
К разгадке смерти Иоанна Раковского (1815-1885)
К 200-летию со дня рождения (5 марта 1815) карпаторусского будителя Ивана Ивановича Раковского
07.03.2015
Все статьи автора
Владимир (Попадинец):
Летописец Мукачевско-Ужгородской Епархии
По страницам неизданной книги «Карпаторусская православная цивилизация»
23.07.2018
Игумен Феофан (Сабов) - возвращение из небытия
По страницам неизданной книги «Карпаторусская православная цивилизация»
31.05.2018
Все статьи автора