Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мир спасёт Правда!

Сергей  Скатов, Русская народная линия

Оркестр "Боян" / 24.05.2018


О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача III …

 

 

Журналистское расследование

 

 

Подача I

Подача II 

 

 

«Не в силе Бог, а в Правде!»

Святой благоверный князь Александр Невский

 

Мы боролись...

 

О ПИСЬМЕ А.В. Малышева И.А. Толмачёву стало быстро известно (делали эти деятели втайне, но всё тайное становится явным).

Письмо, напомню, было по поводу «повышения художественного уровня коллектива», «кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижёра», и чтобы «внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции», «провести аттестацию».

Всполошился на этот раз весь оркестр «Боян». Окончательно и в полнейшем составе. А мы, как принято нас называть, общественность...

По идее, не безликая МЫ, эта самая общественность, назойливая «масса», как нас нередко пытаются выдать. Мол, мельтешащая под ногами... МЫ - это и есть ОБЩЕСТВО! По меньшей мере, та его часть, которая его, ОБЩЕСТВА, интересы понимает и способна выразить!

Были мы, как говорится, «в своём репертуаре». Боролись за «Боян»! Насколько возможно.

«Спасём русский оркестр «Боян»!» - так называлось обращение, мною подготовленное и впервые опубликованное на сайте одного из ведущих патриотических информпорталов «Русская народная линия» (РНЛ) 18 сентября 2018 года.

20 сентября на страницах той же РНЛ под заголовком «Не допустить уничтожения «Бояна»!» появилось Обращение Народного артиста России Н.П. Бурляева, которое он теми же днями официально направил министру культуры РФ В.Р. Мединскому.

Николай Петрович министру писал:

«Ознакомившись с обращением А.В. Малышева, направленным директору Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», сообщаем Вам, что все рекомендации, высказанные в данном документе, в случае их выполнения нанесут Оркестру непоправимый ущерб и послужат практической ликвидацией созданного выдающимся деятелем Русской музыкальной культуры, профессором А.И. Полетаевым. Невзирая на распоряжения Президента В.В. Путина и Председателя Правительства Д.А. Медведева о сохранении уникального коллектива, игнорируя предложение Общественного совета при Минкультуре о возвращении его создателю, Главному дирижёру Оркестра, Народному артисту СССР, профессору А.И. Полетаеву главенствующего положения в Оркестре, Департамент господдержки искусства и народного творчества рекомендует:

1.     изменить уставное «наименование коллектива»;

2.     сократить оркестр до «камерного состава»;

3.     «предложить кандидатуру нового художественного руководителя»;

4.     «провести аттестацию коллектива».

Изменение названия, удаление из Устава имени древнерусского сказителя Бояна лишит Оркестр его идеи, традиций и исторического значения.

Сокращение до «камерного состава» обескровит оркестр, выращенный его создателем А.И. Полетаевым до симфонического звучания, превращая оркестр в очередной рыночный «кафешантанный коллектив» под руководством далёкого от музыкального искусства, нынешнего «директора» Толкачёва.

 «Предложение кандидатуры нового художественного руководителя» - является это аморальным, рейдерским захватом власти, смещением с поста создателя, идейного руководителя оркестра, практическим уничтожением Главного дирижёра и созданного им полвека назад Оркестра.

Все перечисленные предложения Департамента господдержки Общественный совет при Минкультуры считает недопустимым посягательством на традиционные ценности национальной культуры и на требования Указа Президента об «Основах государственной культурной политики»...»

Обратим внимание, читатель, с каким величайшим уважением Николай Бурляев относится к творчеству Анатолия Полетаева и его оркестра, к родной культуре! В своём письме министру он пишет с большой буквы, что мне, филологу по образованию и патриоту, чрезвычайно важно - «Оркестр», «Русская музыкальная культура», «Главный дирижёр»... Более полный вариант данного и других документов смотрите в ПРИЛОЖЕНИЯХ к моей работе, в данном случае - ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Сработало» и подготовленное мною Обращение на имя Президента России «Спасём русский оркестр «Боян»!». В кратчайшие сроки его подписали... Читатель, сами проанализируйте, КТО, не раздумывая, зная «Боян», подписал это Обращение! Люди это уникальные! На весь Русский мир известные! Ничего другого ожидать от них и было нельзя!

С РНЛ, нашего дружеского портала, где впервые было опубликовано, привожу это Обращение полностью. Но вообще, Обращение было перепечатано на страницах многих других интернет-порталов, общероссийских газет «Русский Вестник», «Президент», «Правда»...

 

Нет Личности, нет и творчества!

РНЛ, 2 октября 2017 г.

 

Как сообщалось ранее, председатель Нижегородского отделения «Русского собрания», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры С.В. Скатов со страниц РНЛ призвал Президента России В.В. Путина не допустить уничтожение прославленного Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» под управлением Народного артиста СССР профессора Анатолия Полетаева. Сергея Васильевича, взяв его текст за основу, поддержали многие известные деятели отечественной культуры, чьё Обращение в адрес Президента России, поступившее в редакцию, публикуем сегодня.

ОБРАЩЕНИЕ

деятелей культуры

к Президенту Российской Федерации

В.В. ПУТИНУ

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

На протяжении многих лет гонениям подвергается один из символов отечественной культуры Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» под управлением выдающегося музыканта, дирижёра, композитора, Народного артиста СССР А.И. Полетаева. 18 сентября 2017 года на сайте Информационно-аналитической службы «Русская народная линия», а также в последнем выпуске газеты «Русский Вестник» (№ 19 с.г.) опубликовано Обращение на Ваше имя «Спасём русский оркестр "Боян"!», к которому мы всецело присоединяемся.

Полвека назад Анатолий Иванович, пропагандист русской, славянской классической музыки, создал этот коллектив, ныне удостоенный многочисленных регалий и наград, прославленный на всю Россию и далеко за её пределами. По сути, оркестр «Боян», его создатель и бессменный руководитель А.И. Полетаев - национальное наше достояние, требующее особого внимания и заботы!

Тем не менее, у оркестра не раз изымались репетиционно-концертные помещения, состав оркестрантов за последние годы сокращён более чем вдвое, роль А.И. Полетаева сведена к рядовому дирижёру на договорной основе, о полноценной концертной деятельности не может быть и речи, поскольку академический коллектив лишён грантов, дотационной поддержки со стороны государства, возможности высокопрофессионально исполнять репертуар из шедевров русской и славянской музыки, накопленной им за полувековой творческий период.

А недавно руководству «Бояна» поступило письмо директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ А.В. Малышева с указаниями «внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учётом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, провести аттестацию коллектива». Письмо датировано 5 сентября сего года, сроки исполнения установлены - «до 15.09.2017». Это означает, что Анатолия Полетаева из созданного им «Бояна» окончательно изгоняют, название коллектива меняют, коллектив вновь ожидает «чистка».

В своём письме А.В. Малышев ссылается на «единогласное мнение» специально заседавшей «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры».

Действительно, некая комиссия по инициативе Минкультуры России 20 июня 2017 г. «Боян» прослушивала. Прослушивание состоялось в пустом зале Чайковского Московской филармонии: ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян» на выступление не допустили, назвав посторонними лицами, запретили какую-либо видеозапись. Что это была за комиссия? Кто входит в неё? Где итоговое её решение? Министерство не уточняет.

Так поступать с деятелем национального масштаба бесчеловечно, преступно! Ликвидировать «Боян», русский оркестр с громадным репертуаром, пользующийся заслуженным всенародным успехом у слушателей, - также неразумно и разрушительно для нашей культуры!

В творчестве существует аксиома, не требующая доказательств: во главе угла должна стоять Личность с большой буквы. Нет Личности, нет и творчества. Лишите театр или оркестр редкого художественного руководителя - и коллектив погибнет, поскольку уйдёт творчество. Анатолий Иванович Полетаев - именно такая Личность!

Уважаемый Владимир Владимирович! Однажды уникальный оркестр «Боян» Вы спасли, высказав однозначное «мнение о необходимости его сохранения и поддержки». Случилось это в 2006 г., когда М.Е. Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внёс «Боян» в «ликвидационные» списки! Просим пресечь очередную попытку ликвидации прославленного коллектива со стороны Министерства культуры РФ и его департамента, предпринимаемую, как следует понимать, «государственной поддержки искусства и народного творчества» ради.

Сообщаем также, что концертные выступления «Бояна» и Анатолия Полетаева, хотя и редкие на сегодня, проходят при переполненных залах и с неизменным успехом. Сам маэстро, отметив 80-летний юбилей, полон сил и творческих замыслов. Для реализации этих замыслов оркестру «Боян» и его создателю необходимы подобающий статус, истинно государственная и неустанная поддержка!

 

С уважением,

С.Н. Бабурин, доктор юридических наук, Президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, Председатель Международного Славянского Совета

Н.П. Бурляев, Народный артист России, заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства, член Патриаршего Совета РПЦ по культуре

Д.А. Билюкин, Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств

В.Ф. Ведерников, Народный артист СССР, солист Большого театра России, лауреат Государственных премий СССР

В.Н. Ганичев, писатель, доктор исторических наук, Председатель Правления Союза писателей России, член Общественной палаты РФ, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора

Н.Н. Губенко, Народный артист России, заместитель Председателя Московской городской думы, министр культуры СССР (1989-1991 гг.)

А.Л. Дудин, Заслуженный работник культуры РФ, шеф-редактор журнала «Оркестр», профессор

С.В. Еремеев, поэт, писатель, академик Российской академии естественных наук

М.И. Ножкин, Народный артист России, поэт, композитор

В.И. Нестеренко, Народный художник России, член Президиума - действительный член Российской Академии художеств

А.Е. Соколов, Председатель Российского общественного благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооружённых Сил

С.В. Скатов, журналист, поэт, композитор, председатель Нижегородского отделения МОО «Русское Собрание», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры

А.А. Тюняев, поэт, писатель, академик Российской академии естественных наук

 

P.S. Обратившиеся на имя В.В. Путина призывают ценителей русской музыки, достижений отечественного музыкального искусства, всех тех, кому дорога родная культура, прошлое, настоящее и будущее России, присоединиться к сбору подписей в защиту прославленного оркестра!

 

Мы не одиноки! Но...

 

К НАШИМ ОБРАЩЕНИЯМ присоединились. Многие.

Например:

 

«Президенту Российской Федерации

В.В. ПУТИНУ

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

 

Просим Вас остановить беспредел, творимый чиновниками Министерства культуры РФ в отношении Народного артиста СССР А.И. Полетаева и созданного им Государственного академического русского концертного оркестра «Боян».

Дело в том, что в сентябре этого года из Минкультуры РФ в дирекцию оркестра поступил официальный документ, в соответствии с которым создатель оркестра и его главный художественный руководитель А.И. Полетаев должен быть отстранён от должности, а оркестр переименован.

«Боян» создан и назван в честь древнеславянского певца-сказителя одним из лучших музыкантов страны Анатолием Ивановичем Полетаевым в 1968 году. В течение полувека А.И. Полетаев и «Боян» достойно служат родной культуре под неизменным лозунгом «Державность. Народность. Духовность. Патриотизм». Оркестром записано более 20 компакт-дисков - шедевров классической и народной музыки. Гастроли коллектива под управлением маэстро проходили в странах Европы и Азии всегда с аншлагами и сопровождались восторженными отзывами публики и прессы.

К письму прилагаем книгу «"Боян" - любовь народная», посвящённую жизненному и творческому пути Полетаева, и три диска концертных записей. В книге опубликовано также Ваше Распоряжение о необходимости сохранения и поддержки Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» от 10 июня 2006 г., которое, к сожалению, в наши дни не выполняется.

Недавно российскими СМИ, в частности, в газетах «Русский Вестник», «Президент», «Правда», опубликовано Обращение на Ваше имя, озаглавленное «Спасём русский оркестр "Боян"!» и подписанное рядом ведущих деятелей отечественной культуры. Среди них - Народный артист России, Президент Международного славянского форума «Золотой Витязь» Н. Бурляев, Председатель правления Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного собора В. Ганичев, Народный артист СССР А. Ведерников, Народный артист России М. Ножкин и др.

Вновь убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, защитить А.И. Полетаева и оркестр «Боян» от произвола чиновников Минкультуры РФ!

 

С уважением,

А.А. Макаров, Заслуженный деятель искусств РФ, композитор

М.А. Дмитрук, главный редактор газеты «Дари Добро»

Н.В. Терещук, Заслуженный работник культуры РФ, главный редактор газеты «Московский вестник культуры»

И.В. Ушакова, член Союза писателей России

В.М. Свининников, к.ф.н., член Союза писателей России

В.А. Сухомлин, профессор, преподаватель МГУ

В.С. Зенин, профессор, д.б.н.

Н.Ф. Горина, профессор, к.э.н.

Леонид Калинин, настоятель храма Священномученика Климента в Замоскворечье, протоиерей, член Патриаршего Совета по культуре

В.А. Огнев, председатель Межрегионального общественного движения ветеранов атомной энергетики и промышленности»

 

Куда только и кто из нас осенью 2017-го, в последующие дни, когда вражья сила вновь обрушилась на Анатолия Полетаева и «Боян», не обращались! Множество уважаемых, именитых, авторитетных на всю страну, великую нашу Россию людей, организаций...

Основные документы, хотя бы их копии, кои у меня имеются (журналистское расследование, всё-таки, провожу), сему свидетельство. Обращались соратники, друзья, соотечественники в высшие органы Российской власти - к Президенту России, в Прокуратуру, в Госдуму, Совет Федерации РФ, прочие «всенадзорные» органы. Этих «надзорных» у нас оказалось столько, что... Результат получился «нулевой».

Вот лишь один типичный образчик ответа на имя Президента РФ В.В. Путина:

«Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации, полученное
03.11.2017 г. в письменной форме в ходе личного приёма в Приёмной Президента
Российской Федерации по приёму граждан и зарегистрированное 03.11.2017 г. за
№ 1053170, рассмотрено.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения
были запрошены необходимые документы и материалы.

Министерством культуры Российской Федерации по вопросу деятельности
Федерального государственного бюджетного   учреждения   культуры «Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» сообщается следующее.

20 июня 2017 года экспертной комиссией в составе ведущих российских
деятелей музыкальной культуры проведено прослушивание оркестра с целью
анализа его творческой деятельности.

По итогам прослушивания экспертами единогласно отмечено, что
существующий художественный уровень оркестра под руководством А.И. Полетаева неудовлетворительный и не соответствует статусу профессионального федерального государственного коллектива. В этой связи в настоящее время Минкультуры России проводятся мероприятия в целях повышения художественного и исполнительского мастерства оркестра. Данный коллектив продолжает свою концертную деятельность в штатном режиме. Финансирование оркестра осуществляется в рамках базовых субсидий творческих организаций на 2017 год, подведомственных Минкультуры России.

Также сообщаем, что вопрос штатной численности коллектива является
прерогативой учреждения, что отражено в его Уставе и трудовом договоре с руководителем оркестра»

Это ответ главного советника Департамента по обеспечению деятельности Приёмной Президента Российской Федерации по приёму граждан А. Сербиной, как (она) подписалась. Хорошо, и очень, что ГЛАВНАЯ, а не абы кто нам, патриотам, исконным гражданам России, ответила! От имени самого Президента!

К «ответчице» претензий нет. Быть не может! Она - всего лишь «винтик» в системе, чиновница, своего мнения не имеющая, иметь его и не смеет. На концертах оркестра «Боян» эта дама, как уверен, не бывала, а теперь уже и не сможет.

 

«...по присказкам и поговоркам...»

 

15 ДЕКАБРЯ 2017 года Николай Бурляев (ох, настырный!) вновь обращается к министру Мединскому. Вновь привожу полностью - исторический же документ:

 

«Министру культуры

Российской Федерации

В.Р. Мединскому

 

Уважаемый Владимир Ростиславович!

 

24 января 2017 года Общественный совет подверг критике действия сотрудников Департамента народного творчества в отношении создателя Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян», лауреата международных конкурсов и Золотой медали имени Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру» Народного артиста СССР, профессора А.И. Полетаева. В течение полувека маэстро А.И. Полетаев создавал уникальный оркестр, не имеющий аналогов в мире, в котором сочетается симфонический инструментарий и группа русских народных инструментов, что сделало симфонический оркестр самобытным и национальным. В течение многих лет оркестр Полетаева, выступая в России и во многих странах (Великобритании, Чехии, Германии, Японии и странах славянского мира), добился признания, как Государственный федеральный Академический оркестр.

Травля выдающегося дирижёра со стороны Министерства культуры Российской Федерации, начатая одним из прежних руководителей Министерства и продолженная руководителями департамента Шалашёвым, Апфельбаум, Емельяновой, ведётся на протяжении двух десятилетий, несмотря на распоряжения Президента страны и Председателя Правительства о «сохранении и поддержке» этого уникального оркестра. В Протоколе заседания Общественного совета от 24.01.2017 года было записано:

2.1. Восстановить в Уставе ФГАРК оркестра «Боян» должность Художественного руководителя - Главного дирижёра оркестра с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива.

2.2. Рекомендовать руководству Минкультуры РФ содействовать сохранению и укреплению статуса художественных руководителей театров, оркестров и других творческих коллективов.

Игнорируя решение Общественного совета, Департамент народного творчества инспирировал тайное прослушивание оркестра в пустом концертном Зале им. Чайковского для нескольких, избранных Департаментом музыкантов, подписавших приговор создателю оркестра, выдающемуся дирижёру А.И. Полетаеву. На основании приговора музыкальной «семёрки» (вспоминаются прежние репрессивные «тройки») департамент распорядился уволить из оркестра его создателя А.И. Полетаева, продолжить сокращение состава и сократить название оркестра до минимума - «Государственный Академический оркестр». Были удалены из названия, сформулированные создателем оркестра, три ключевых, смысловых слова, «русский», «концертный», «Боян». Дух древнерусского сказителя Бояна должен по приказу чиновников Минкультуры отныне покинуть данный оркестр вместе с его основателем. То, что создавалось кропотливым трудом и талантом выдающегося музыканта А.И. Полетаева в течение 50 лет, сегодня беззаконно уничтожено Министерством культуры Российской Федерации.

Произошедший акт вандализма, разрушающего традиционные ценности отечественной культуры, мы оцениваем как рейдерский захват оркестра через внедрённого на должность директора г-на Толмачёва (бывшего завхоза-водителя оркестра, подвозившего и подносившего инструменты), человека, далёкого от музыки, преследующего свои личные корыстные, карьерные цели. Нет сомнений в том, что если бы прослушивание было честным и открытым, с присутствием публики (все концерты оркестра «Боян» проходят в заполненных залах и с неизменным успехом), результат был бы противоположный. Мнение «тайной семёрки», подписавшей приговор дирижёру и оркестру, не разделяют выдающиеся музыканты нашей страны, просмотревшие запись «расстрельного» прослушивания. Копия Обращения восьми знаменитых музыкантов поступила в Общественный совет (Обращение и Протокол заседания ОС прилагаются).

Общественный совет просит остановить произвол чиновников вверенного Вам Министерства, чьи противозаконные репрессивные методы идут в разрез с требованием Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Президента страны «о сохранении и поддержке» национального достояния - Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян» и Указом Президента РФ В.В. Путина «Об основах государственной культурной политики», призывающего к сохранению, а не уничтожению традиционных культурных ценностей, к которым относится полувековая славная история оркестра «Боян».

 

С уважением,

Заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Сопредседатель Общественной Палаты Союзного Государства, член Патриаршего Совета по культуре, Народный артист России

 

Н.П. Бурляев»

 

Николай Петрович - акцентирую! - с вышеприведённом письмом обратился к министру 15 декабря 2017 года.

А 21 декабря того же года в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству. Под председательством Владимира Путина. Министр культуры РФ В.Р. Мединский, разумеется, присутствовал.

Любопытное это было заседание.

Про уничтожение оркестра «Боян» на заседании умолчали. Да и некому, видимо, в этом Совете о русском и русских было слова замолвить. Зачем же заседали?

Однообразный, не понять какой ориентации и манерно придыхающий, словно от астмы, актёр Е. Миронов Президенту рассказал, что: «Один замечательный артист работает в Севастопольском РУССКОМ драматическом театре... с 1973 года аж работает...» Оказывается, по словам Е. Миронова: «В Крыму и Севастополе сейчас работают артисты, которые имеют почётное звание Украины...». Надо понимать, что Миронов лоббирует: крымским его друзьям-актёрам, у которых, видимо, летом на дачах у моря отдыхает, дать звание Российских! Но кто же против?! Неувязка, однако, в том, что больше у Миронова, как видно, по поводу Русского народа и Русской культуры в голове мыслей нет... Это выступление выделил, поскольку лицедей упомянул о РУССКОМ драматическом театре в Севастополе. Осталось, значит, что-то РУССКОЕ и в легендарном городе-герое - слава Богу!

Идём дальше.

В. Хотиненко, кинорежиссёр, на заседании у Президента России высказался:

- Все народы живут по законам и устоям, а РУССКИЙ народ - по присказкам и поговоркам... Это Александр II сказал...

Ссылаясь на императора, кинорежиссёр на том заседании предложил:

- Перенести центр тяжести государственной поддержки на региональные, отечественные, бюджетные и так называемые авторские проекты...

Хитёр кинорежиссёр! Центр, что задумал, до «региональных» и «авторских» вряд ли дойдёт. Дойдёт, ежели нужно, до самого Хотиненко - он же просит, у него, что не проект, то «авторский», ему, автору, одному и нужней. А это, ребята, такие «бабки»!

Хотиненко привёл перечень «успешных фильмов» последних времён: «Это «Викинг», «Притяжение», «Время первых», «Салют», «Последний богатырь», «Легенда о Коловрате»...». К данному перечню мы, читатель, ещё вернемся, и он далеко не полный. Его, по мнению кино-«мэтра», «можно было продолжить, и наверняка я от кого-то внутренне даже слышу: «Э, а я?» Вот, кстати, образчик РУССКОГО великого языка. Из трёх букв такое содержательное предложение: «Э, а я?»...»

На лексическое богатство великорусского языка обратил внимание на заседании у Президента и писатель В. Курбатов.

- У нас Совет по культуре и искусству.... Вот слово «ответственность», - сказал Валентин Яковлевич. - Хотел бы вернуть в РУССКИЙ словарь слово «ответственность». «Право» мы уже написали, и права бесконечные, на каждом углу. А слово «ответственность» вычеркнуто из словаря! Вернуть его, как слово «Родина», которое мы всё стыдливее произносим, как слово «Отечество», как слово «долг»!..

Выступавший упомянул РУССКИЙ СЛОВАРЬ. Уже за одно это, за слово РУССКИЙ - огромное спасибо! Замечу, правда, что слово «ответственность» никто из русского словаря не удалял. Как было оно, так и есть. Другой вопрос, что мало слово сейчас употребимо!

На заседании по культуре у В.В. Путина выступил кинорежиссёр А. Сокуров. Не меньший, чем его коллега В. Хотиненко, представитель так называемого «авторского кино». Выступил, видимо, с В. Хотиненко заранее сговорившись, потому что: «за» «продюсерские центры локальные - хотя бы по два, по три продюсера, - например, в Архангельске, в Томске, в Красноярске, Иркутске, Мурманске, Вологде, Пскове, Новгороде, Саратове, Воронеже, мы сможем привлечь к развитию именно национальное РУССКОЕ кино, потому что, даже приезжая в Иркутск, например, вы видите, что и люди другие, и темы другие, и всё другое, и волнует людей другое. Мы не имеем сейчас кинематографа РУССКОГО, кинематографа нашей страны».

Да, «кинематографа РУССКОГО, кинематографа нашей страны» мы давно не знаем. Зато имеем «сокуровых» и «хотиненко», в изобилии, на чьи фильмы «рядовой избиратель» массово не ходит, голосуя категорически «против» пресловутого «авторского» в кинотеатрах своим отсутствием и личным рублём!

Однако заседание не было бесполезным. Выяснилась, к примеру, практика оценивания, отчётности российских учреждений культуры перед Минкультуры России.

А. Калягин, актёр, общественный деятель, Президенту доложил:

- Уважаемый Владимир Владимирович! Дорогие коллеги!.. Я уже много лет возглавляю Союз театральных деятелей. И мы всё это время боремся с плохими законами... Сегодня законодательство скорее мешает, чем способствует творчеству. Примеров уйма...

Мы постоянно получаем циркуляры, которые требуется выполнять. Недавно всем детским театрам было рекомендовано ставить спектакли по произведениям, входящим в школьную программу... Только один фрагмент из инструкции, послушайте, пожалуйста: «Показатели рассчитываются на основании указаний по заполнению строки 06 графы 4-й и строки 10 графы 3-й формы 12-НК. Сумма значений, введённых в строку 04 анкет за первый - четвёртый кварталы, должна совпасть с суммой значения строки 06 графы 3-й и значения строки 10 графы 3-й годовой формы 12-НК»...» (Смех в зале. Аплодисменты - по стенограмме заседания).

Строка «06 графы 4-й и строки 10 графы 3-й формы 12-НК. Сумма значений, введённых в строку 04 анкет за первый - четвёртый кварталы, должна совпасть с суммой значения строки 06 графы 3-й и значения строки 10 графы 3-й годовой формы 12-НК»... На здравый ум, после одной такой информации надо тотчас уволить министра культуры, разогнать всё это бесовское министерство!

Но посмеялись «дорогие коллеги». Друг дружке поаплодировали. Руки пожали. На том и разошлись.

А мысли остались.

Есть, как российско-культурные авторитеты выяснили, РУССКИЙ театр в Севастополе. Есть, со всем его лексическим многообразием, РУССКИЙ словарь, но... Нету, к сожалейшему разочарованию, РУССКОГО кино! Хотя дело поправимо - всё зависит от «субсидий», «вливаний» государства в карманы «именитых» кинорежиссёров. Но главное - нет Русского народа, о котором, «бедном», на заседании не замолвили и слова! Нет Русской музыки! Русской живописи! Русской литературы - её исповедального Слова!.. «Субсидии», видимо, тут уже, по мысли заседавших, не помогут.

А ещё через неделю, 28 декабря 2017-го, то есть в канун Нового года, вышел «Приказ» министра Мединского об уничтожении оркестра «Боян». Это у них, чиновников, ход такой: чтобы люди что-то там праздновали и «под шампанское» не особо различали, что вокруг происходит - именно в такие дни подобные «Приказы» и принимают.

«Приказ» по объёму увесист (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В контексте упомяну, что министр ссылается на всякие ранее принятые на федеральном уровне законодательные акты. Их, актов, написано в последние времена множество. Как будто для того, чтобы заведомо, задолго до «задумки» уничтожить «Боян», а Мединский тут всего лишь «с боку припёка». Но дело не в этом.

Дело в том, КАК «Приказ» называется.

Назывался он: «О реорганизации Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический оркестр» и Федерального бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония»...».

Представьте: чтобы окончательно разрушить «Боян», эти ребята-«оптимизаторы» решили «реорганизовать» в том числе Московскую госфилармонию! «Реорганизовали». Своеобразно!

В «Приказе» чётко указывается, что: «директор Оркестра (А.В. Толмачёв) и директор Филармонии (А.А. Шалашов) несут персональную ответственность за своевременное и надлежащее исполнение настоящего приказа». В соответствии с «Приказом», оркестр передаётся в ведение Московской филармонии. И уже в самом «Приказе» оркестр не несёт в своём названии «русский», «концертный», чтобы быть поближе к народу, а также слово «Боян». Новое название звучит «оптимально» просто - «Государственный академический оркестр».

Контроль за исполнением «Приказа» министр возложил на своего зама Журавского.

«Государственный академический оркестр «Боян» войдёт в состав Московской филармонии» - под таким заголовком в расширенной информации на следующий день, 29 декабря 2017 года, на сайте министерства проинформировала его пресс-служба.

В информации чёрным по белому читаем:

«Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский подписал приказ о реорганизации Государственного академического оркестра «Боян», который станет частью Московской государственной академической филармонии. В настоящее время в состав организации входят Академический симфонический оркестр Московской филармонии и Государственный академический камерный оркестр России. Как отметил статс-секретарь - заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, вопрос о реформировании и реорганизации оркестра назрел давно. Также он добавил, что, прежде чем провести преобразование, была создана специальная аттестационная комиссия, в которую вошли руководители крупнейших симфонических оркестров страны.

«Мы пристально следим за уровнем, качеством работы и репертуаром наших федеральных учреждений культуры, в том числе оркестра «Боян». Министерство культуры периодически проводит аттестацию своих учреждений, собирая комиссию, в которой представлены руководители крупнейших федеральных коллективов, специализирующихся на конкретных направлениях. В данном случае в неё, в частности, вошли руководители крупнейших симфонических оркестров, в том числе Юрий Башмет», - рассказал Александр Журавский.

«Консолидированное мнение комиссии заключается в том, что необходимо сохранить коллектив, вместе с тем создав условия для его творческого роста, поскольку возникало много вопросов в области репертуара, представленности в оркестре различных академических инструментов, развития коллектива и его дальнейших планов», - отметил он, добавив, что комиссия рекомендовала присоединить камерный оркестр к Московской филармонии. Замглавы федерального ведомства особо подчеркнул, что речь идёт «не о ликвидации коллектива, а о формировании на его базе мощного камерного оркестра».

Со своей стороны, директор Филармонии Алексей Шалашов также заверил, что будет сделано всё возможное, чтобы переход в новую организацию прошёл наименее безболезненно. Он также не исключил, что штат оркестра будет существенно расширен.

«В штате коллектива на сегодняшний день 37 артистов. Это не соответствует общепринятым стандартам ни камерного, ни симфонического академического оркестра. Возможно, потребуется расширение коллектива для того, чтобы иметь возможность исполнять оригинальные партитуры», - сказал он, добавив, что Филармония намерена включить коллектив оркестра в концертную деятельность и в филармоническую афишу. В то же время руководитель Филармонии подчеркнул, что для того, чтобы скорректировать творческую направленность и репертуарную политику, потребуется некоторое время. Кроме того, по его словам, необходимо оценить творческие возможности музыкантов».

Какая ложь! Какое лицемерие!

«...речь идёт «не о ликвидации коллектива»...». Речь идёт «о формировании на его базе мощного камерного оркестра». Нас что - за дураков держат?!

Даже предшественнику министра Мединского Швыдкому такая казуистика не снилась - Михаил Ефимович в своё время простенько, без затей своим «Приказом» «ликвидировал» оркестр «Боян»... Название изменено на кардинальное. От руководства отстранён создатель и на протяжении полувека художественный руководитель коллектива. Сам коллектив распущен на некие «каникулы», и вряд ли кто из прежних музыкантов на работу вернётся.

На мой взгляд, граничит это с государственным преступлением! За которое полагается... Что, господа, полагается?!

На мой взгляд, уничтожить русский оркестр «Боян» - равносильно это тому, чтобы отдать Курильские острова японцам, хотя бы один из островков, как японцы десятилетиями от нас «требуют»!

Но разве «Боян» хоть с одним из этих островков сравнится?! Японцы, во всяком случае, не поймут! Именно их, японцев, это основополагающее понятие - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ!

Национальное достояние... В своё время в своих публикациях, в интернет-пространстве я пропагандировал этот термин. Применительно, прежде всего, к Анатолию Ивановичу Полетаеву, к его оркестру «Боян». Сработало. Но неожиданно термин переняла... госкорпорация «Газпром», чью рекламу в этом ракурсе сейчас по всем ТВ крутят.

Тем не менее, национальным достоянием оркестр «Боян» сейчас именуют многие. Так об уникальном музыкальном коллективе часто говорят, пишут.

Да, понятие позаимствовал у японцев. А почему бы и не нет, если идея хороша?!

Например, у японцев есть некое танто (буквально, с японского, «короткий меч») - меч самурая. Каждый танто, как национальное достояние, должен быть лицензирован, в том числе и найденный в каких-либо раскопках. Лицензии на его изготовление современникам выдаются, но лишь особо избранным.

Не только мастера-ремесленники, которые танто могут исполнить, но деятели науки, культуры, искусств, мастера в других не менее важных областях знания ли, дела в Стране Восходящего Солнца тоже носят этот славный титул. Если речь идёт о живом, реальном человеке, к его званию добавляется - ЖИВОЕ национальное достояние. Соответственно, и оплачивается.

У нас, в России, ситуация иная. Нет ДОСТОЯНИЙ. Никто их, достояния, не «выявляет». А если кто на сие высокое звание претендует, то системно, методично, иезуитским самым образом ДОСТОЯНИЕ... гробят!

Более того скажу! Реакция Минкультуры России, кто там «осел», была окончательно предопределена книгой Анатолия Ивановича Полетаева и о нём! Книгой!

Выпущена книга была к 80-летию мэтра, в конце 2016 года, что в выходных данных значится. Однако тираж припозднился, и стала книга распространяться по Москве и России только весной 2017 года. «Свечку не держал», но недруги Анатолия Полетаева её в руки, наверняка, получили, просмотрели - именно весной 2017-го. И... окончательно «вышли из себя». Что толкнуло на созыв неправомочной и нигде официально не значимой «авторитетной комиссии» в июне 2017 года под началом, как теперь пишут, Башмета. Нервишки не выдержали!

Худрук, главреж «Новой России» и «Солистов Москвы» Юрий Башмет был «главный из главных», который на «прослушивании» в июне 2017 года в зале Чайковского «поставил крест» и на Анатолии Полетаеве, и на оркестре «Боян». На него министерские чиновники прежде всего ссылаются, в их документах по «Бояну» он частенько фигурирует... Башмета, попросту говоря, подставили!

Башмет, уверен, книгу о Полетаеве не читал. Полетаева и «Боян» вряд ли ранее слышал: разные, понимаете ли, весовые категории, интересы, предпочтения. Но понадеялся, что потом ещё больше ему, Башмету, денег дадут, и прямо-таки из Российского бюджета - на личное, альтиста, содержание, на оркестры, что придумал, хоть камерные, хоть какие, и на другие с его альтом «задумки».

Между тем, книга, что вышла, колоссальная!

Книга получилась дорогая по изданию. Красочно оформлена. Я - один из авторов-составителей, поэтому могу ручаться. Посвящена, по сути, всему жизненному и творческому пути Анатолия Ивановича Полетаева.

Как автору-составителю, пришлось немало голову поломать, как огромный объём информации скомпоновать, уложить, чтобы до читателя в «удобоваримой» форме «музыку Полетаева» донести. Специфика книги в том, что Анатолий Полетаев здесь ГОВОРИТ, а может, и ВЕЩАЕТ. Вещает порой так, что - мурашки по коже... В книге собраны интервью Анатолия Ивановича, исследования его творчества со стороны известнейших специалистов, рецензии и отзывы о нём и об оркестре «Боян», в том числе зарубежные. В общем, колоссальный объём информации, где звучит ЕГО слово! Слово Анатолия Полетаева!

Книга так и называется: «Анатолий Полетаев. Слово и дело...». Желающим можно найти в интернете.

(Продолжение следует...)

 СКАТОВ Сергей Васильевич, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры

Апрель-май 2018 года

Москва - Нижний Новгород

 

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме