Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мир спасёт Правда!

Сергей  Скатов, Русская народная линия

Оркестр "Боян" / 23.05.2018


О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача II …

 

Журналистское расследование

 

Подача I

 

«Не в силе Бог, а в Правде!»

Святой благоверный князь

Александр Невский

 

«Здесь русский Дух...»

 

БЫТЬ МОЖЕТ, кому-то из читателей и привидится, что, живописуя незаурядную судьбу Анатолия Полетаева, я излишне говорю о себе, грешном, как бы к мэтру себя приравнивая... Ни в коем случае! Просто хочу подчеркнуть, что ЛИЧНО для меня значит Анатолий Полетаев, для многих других! Для всей России! Не случайно СТОЛЬКО у него почитателей, поклонников!

Многое, очень многое значат! И Анатолий Иванович Полетаев, и оркестр «Боян»!

Анатолий Иванович и «Боян» в буквальном смысле открыли мне симфоническую музыку в её лучших, а значит, русских проявлениях.

Лет пять мне было, когда папа купил первый в нашей коммунальной квартире телевизор, и симфонические оркестры, чьи концерты в те годы частенько передавались, меня, ребёнка, буквально приворожили. В особенности был в восторге от скрипки - столь махонького, хрупкого, но изящного и самоговорящего инструмента! Четыре каких-то струнки, смычочек, но - поёт-то как! Аж плакать хотелось и хочется, но счастливыми слезами!

Чуток подрос, и сам, по своему «велению» (никто из родителей не заставлял, не помышляли они вовсе) пошёл, да и поступил в поселковую музыкальную школу. Разумеется, на класс скрипки.

Сверстники надо мной издевались, вслед обзывая: «Моцарт!.. Бетховен!..» Конфликтовал, до драк доходило. Зато когда освоил гитару... Струнник - он и есть струнник, ему что скрипка, что домра, балалайка или гитара... Скрипка, однако, наисложнейший инструмент! Да ещё и запел звонким дискантом под эту гитару - цены мне на Сортировке не оказалось! Стал на посёлке «в авторитете», и дали мне уважительную кликуху «Маэстро».

Нас, учеников «музыкалки», обязывали приобретать абонементы в Горьковскую филармонию, в штате которой звучал один из лучших на то время, как утверждалось, симфонический оркестр России. Впрочем, стоили эти абонементы копейки, государство дотировало. Как и обучение на скрипке - 1,5, что ли, рубля в месяц? Рублей десять стоила скрипка, конечно, фабричный, но недурной вариант... И стал я после посещений филармонии замечать: всё меньше меня волнует симфоническая музыка.

Сегодня, с высоты жизненного опыта, могу утверждать: не музыка как таковая, но кислые лица музыкантов и дирижёров «не трогали» меня. Словно бы из-под палки, по нужде они нам, ребятне и их родителям-учителям-сопровождающим, эту музыку исполняли. Не на высоте, прямо скажем, бывали искусствоведы-ведущие, которые музыку словесно «презентовали». Бывали и «показательные», ПРЕСТИЖНО-ОТВЕТСТВЕННЫЕ для оркестрантов концерты, но, увы... Лица исполнителей натужено сияли, дирижёрская палочка, что колибри, порхала, однако дежурно как-то, штатно та или иная пьеса звучала. Души, обобщённо говоря, не звучало.

Не передать, как мой замечательный учитель по скрипке и тонкий психолог, Эдуард Аронович, которого чрезвычайно уважал, расстроился, когда я не стал готовиться в музыкальное училище, от карьеры музыканта отказавшись. А вот если бы тогда хоть раз побывал на концерте Анатолия Полетаева и оркестра «Боян»... Может, иначе бы судьба сложилась?

Анатолий Полетаев чаще всего сам ведёт свои концерты. Ведёт, по мнению авторитетных специалистов, непревзойдённо!

Так, предваряя сочинённую им «Оду Марии» (Богоматери), напомнит, что во время обороны столицы по приказу Верховного главнокомандующего её самолётом облетели священнослужители. В самолёте был список Казанской иконы Божией Матери, с которой в 1612 году Народное ополчение Минина и Пожарского освободило от иноземцев Москву. И - отступили фашисты-враги... Комментируя знаменитую «Дубинушку», заметит, что бурлаки были великие труженики, а никакие не бродяги, а сегодняшние бомжи - это и есть сознательные бездельники (типа Сытина из «Дна» Горького)... Обожает финал Четвёртой симфонии П.И. Чайковского, где красной нитью проходит мелодия народной песни «Во поле берёзка стояла»: берёзка у русских - это символ стойкости, красоты и невинности!

Взмах дирижёра, и оркестр... нет, не играет - исповедует, вдохновляет!

Леонид Леонов, русский писатель, под впечатлением от концерта «Бояна»: «Это истинное деяние! Деяние во славу русской культуры!»

Вячеслав Чистяков, дирижёр, профессор: «...так и хочется по-пушкински воскликнуть: «Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет! Маэстро Анатолий Полетаев верен отечественной традиции...»

Александр Рогачёв, композитор: «Оркестр Полетаева является достижением современной русской культуры...»

И вновь Народный артист России Николай Бурляев: «Выдающийся русский музыкант А. Полетаев... осознанно избрал путь служения Истине, служения Русской музыки... Такая музыка нужна нашей молодёжи, нужна России, нужна миру...»...

Как-то писал, и нельзя не повториться, что феномен «Бояна» - в самом Анатолии Ивановиче. В его характере, образе мышления, поступках.

Уж больно Анатолий Иванович... русский! РУССКИЙ чрезмерно! Невероятно РУССКИЙ! А РУССКАЯ душа, как известно?.. Да, для кого-то, может, всего остального нерусского мира, она, мягко говоря, и загадочна! При этом специалисты, анализируя творчество Анатолия Полетаева, неизменно указывают, что «русский» - применимо это к нему не столько как родовое, сколько ДУХОВНОЕ понятие!

«Боян», согласитесь, русский уже по названию, определению, а, заметьте, не русских народных инструментов.

Программы, которые в разные годы Анатолий Полетаев с «Бояном» готовили: «Русские, какой восторг!», «Русский вальс», «Сокровища русской песни и романса», «О России петь», «Сказка русской музыки», «Русский концерт»... - и это далеко не полный перечень. Собственные произведения Анатолия Полетаева: патриотический марш «Россию сохранить», «Эй, Россия», «Молитва о России» (монастырский хорал)...

Да вот беда: русских на территории современной России де-юре не существует!

Де-факто, вроде бы, мы небо коптим. Но, скорее, эфемерно. В ком-то ещё, представьте, жив так называемый «русский дух», душа, значит. А если шире, то «Дух» - в религиозном, изотерическом толковании.

Правда в том, что гонители русского оркестра «Боян» спят и видят, чтобы «Духу» нашего на Руси более не было!

 

Ау-у-у!.. Ру-у-сск-и-е-е?!

 

КУДА-ТО ВСЁ время по делам еду и еду. Или бреду. По Нижнему Новгороду. И пристально всматриваюсь в вывески: хоть что-то говорит, что мой родной город, богатейшей истории и традициям, исконно русский?

По результатам последней переписи народонаселения, 2010 года, в Нижегородской области проживает 3 310 600 человек. При этом - 3 109 700 русских, 44 100 татар, 19 100 мордвинов, 17 700 украинцев (тех же русских), 13 300 армян, 9 800 чувашей, 6 400 марийцев... В самом областном центре 1 250 600 человек. Нижний Новгород находится на 5 месте в России по численности населения.

Посчитайте, читатель, сами, сколько нас, русских, в долях живёт на земле Нижегородской. ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство!.. До-олго же я искал в вывесках Нижнего Новгорода «русской тематики»!

«РУМО» - это, вроде как, «Русские моторы». Ещё при Ельцине приватизированный, но в своё время на весь СССР знаменитый завод (бывал там по журналистским заданиям не раз). Сейчас его название мало кому и что скажет. Опять же - аббревиатура, «румо». Русское еле проглядывает.

Как-то встретилось кафе «Русская кухня». Зашёл туда кофе попить, а приветствовали меня... обаятельные «лица кавказских национальностей».

Младший сынишка учится в обычном муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении, в названии которого нет слов «русское», «русские». Они сейчас все такие, эти общеобразовательные.

У нас в Нижнем немало театров - свой личный имидж нижегородские власти поддерживают. Куда же «столице Приволжья», как себя местные власть предержащие позиционируют, без театров! Однако мало кто из моих друзей, знакомых в эти театры ходят. Нет интереса. Нет каких-либо «громких» премьер, режиссёров, актёрских имён... Может, они, премьеры, и есть, но мы о них мало что слышим, или слышим в узких кругах, где эти актёры и режиссёры самим себе и «по телевизору» об этом рассказывают. Так получается, что театры существуют сами по себе, себя, разлюбимых, ради, а нижегородцы - их, дураков, особо никто и не спрашивает. Оперный, драмы, комедии, кукольный, юного (Юного!) зрителя... - репертуар там, судя по афишам, в основном зарубежный, если не считать некоторых русских пьес, как бы «для отвода глаз». Гоголь, например, Островский, Чехов, Горький и прочие «изобличители русской действительности».

Музеи? Их в Нижнем тоже немало. Художественный, краеведческий, галереи разные и так далее. Но нет в их названии слова - «русский»! Как, между прочим, и в названии театров. Русскоговорящие, понимаете ли!

В Арсенале Нижегородского кремля, в некогда оборонном сооружении и в самом сердце Нижнего, действует Центр современного искусства, где периодически демонстрируют всякие части тел и интерьеров, что выдается за высшие достижения нынешнего мирового искусства!

В то же время в Нижнем по сей день нет музея моего великого земляка Нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, чье народное ополчение, им по воззванию патриарха Гермогена сподвигнутое, в 1612 году освободило Москву и спасло Россию!

В Нижнем издаётся пара-тройка литературно-художественных журналов. Это чрезвычайно мало! Нижегородским поэтам и писателям, в том числе молодёжи, негде высказаться, выразить своё творческое начало. А, скажем, в Дагестане, в одной из республик РФ, как мне друзья-дагестанцы рассказывали, издаётся более десятка подобных журналов на языках местных народов, хотя по народонаселению республика далеко, и очень, уступает Нижегородской области. Издаются журналы в Нижнем нерегулярно, с трудом, мизерными тиражами, местной властью практически не поддерживаемые. И опять-таки: нет в названиях этих журналов слова - «русский».

В 90-х на базе студенческого коллектива Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки её профессором Народным артистом России Виктором Александровичем Кузнецовым был создан Нижегородский русский народный оркестр (на основе русских народных инструментов). Пару лет назад оркестр был «оптимизирован», сокращён от 60, как помню, до 35 штатных инструменталистов. Это, разумеется, уже не оркестр. Что этот «оркестр» и в таком «составе» и кому (?) может исполнить! Срочно нужно «оптимизировать»...! Ранее в былом своём составе оркестр был отмечен наградами престижнейших Всероссийских и Международных конкурсов... Выкручивайся, Виктор Александрович, как заблагорассудится, как сможешь!

Нижегородская филармония - она сейчас имени некогда скандального виолончелиста Мстислава Ростроповича, эмигранта! О самом Ростроповиче, пардон, мало кто из нижегородцев слышал. Мало кому он, а может, и никому, в Нижнем интересен! Ну, «деревня», «необразованные» мы, нижегородцы! Зато - Ростропович....

Однако в начале 60-х, как рассказывают, Ростропович, будто бы «опальный», приехал в Горький и что-то в Горьковской, тоже «опальной», филармонии исполнил. Из репертуара не менее «опального» Шостаковича. Исполнил, дескать, столь великолепно, что весь город «на уши встал»!

Могу читателей заверить: советские спецслужбы в те времена работали необычайно чётко. ПРАВИЛЬНО работали! Ежели виолончелист и приезжал в Горький, то приезд его был совершенно рядовым. А исполнил то, что заранее «согласовали».

Но главное достижение местной филармонии в постсоветские времена - это Международный фестиваль искусств имени Андрея Сахарова.

Какое отношение «оппозиционный» физик или его последняя и не менее «оппозиционная» жена Е. Боннэр, проживавшая в США, имеют к музыкальному классическому искусству, сказать трудно. Однако «сахаровский» фестиваль - нам почти «помазано»! - ежегодно в Нижнем проводится, съедая из областного бюджета миллионы и миллионы рублей! Ради чего?

В то же время не могу припомнить в родном русском городе, Нижнем Новгороде, ни одного фестиваля Русской культуры. Татарам праздники не раз проводили, это точно! И рад за татар! Мордва, чуваши на наших улицах, как помню, неоднократно «гуляли»... Какие-то латино-«американы» танцы всему областному центру танцевали. Форумы, фестивали многонационально-отечественных и международных культур - сие в Нижнем Новгороде случается регулярно.

Всё это законодательно предопределено! Нас, русских, в Нижнем и области нет! Нет!

Внимательно изучил Устав моей Нижегородской области... Там отсутствуют слова «русский», «русское»! Что же там есть? «Население»!

Да, читатель, это такое основное понятие в Уставе Нижегородской области, субъекта Российской Федерации - «население». А фиг его знает, кто они, эти русские, откуда и зачем? Без «роду и племени»! Не было их и нет!

Изучил, однако, основные «конституционные» документы национальных образований России. Там чётко прописано: «татарин», как этнос, - он и есть татарин, со своими устоями и традициями. Тот же якут. И «друг степей калмык»... Отчего же нам, русским, в РУССКОМ отказано?!

Подытожим.

Удар идёт прежде всего по подрастающим поколениям! По нашему будущему!

Школы, где учатся наши дети и внуки, - по духу они не русские, но русскоговорящие. В Нижнем Новгороде нет школ с углублённым изучением русского языка и русской литературы. Зато есть гимназии «с англицким» и прочими уклонами.

Помимо этого, в русскоговорящих школах России системно сокращаются гуманитарные программы, в рамках которых изучается русская история, русский язык, литература. Системно идёт травля министра образования (теперь уже просвещения) РФ Ольги Васильевой, которая хоть что-то из РУССКОГО пытается вернуть в школьные общеобразовательные так называемые «стандарты»!

В Нижнем Новгороде есть частное учреждение «Средняя общеобразовательная школа "Ор Авнер"». Это еврейская школа. На сайте которой ребятам гарантируется, что станут они «достойными представителями своего народа»... Народа? Какого? Еврейского, конечно! С чем их, евреев, и поздравляем! О нашем, РУССКОМ, никто на государственном и общественном уровне не заботится, не помышляет! Хотя их, евреев, или тех, кто таковыми себя преподносит, остались от населения России какие-то доли процента. Уехали ребята, и вовремя, в «тёплые страны».

Немало в Нижегородской области татарских национальных школ. Опять же - приветствия, лучшие пожелания нашим друзьям татарам! Татары пока держатся.

Музеи, театры, культурные центры... - всё то же!

Русских «на бумаге» нет! Что вполне закономерно и объяснимо. Нас, русских, уничтожают! Планомерно!

По мнению наших врагов - «закономерно»!

 

Мы - русские!

 

РУССКИХ НЕТ в Конституции РФ, принятой на угольях Белого дома 12 декабря 1993 года. Нет в Уставах русских, по своему народообразованию, субъектах Российской Федерации.

Наша Конституция - она во многом, как под копирку, списана с «Хартии прав человека: Всеобщей декларации прав человека» (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.). Статья 68 нашей Конституции гласит: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык». И - всё! Более упоминания о русском в нашем Основном законе не найдёте!

Всё реже о русских, русском упоминают на высшем, так сказать, уровне. В своё время меня просто сразило...

4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации Владимир Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложили цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади, затем возглавили церемонию открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Участников церемонии приветствовал Президент России В.В. Путин. В своём выступлении он подчеркнул: «Князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии».

С одной стороны, князь Владимир - это, безусловно, «собиратель и защитник русских земель», с другой - объединитель, собравший «в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии». Но какой национальной принадлежности был сам князь, ежели РАВНЫ меж собой «народы, языки, культуры и религии»? Об этом в выступлении Президента не прозвучало. Более того: на церемонии открытия памятника понятие «русские» было употреблено лишь Президентом и единожды, да и то, как видим, в «земельном» контексте.

 Последняя Всероссийская перепись населения проходила в 2010 году с 14 по 25 октября под лозунгом «России важен каждый!». И сразу по её итогам от независимых специалистов стали поступать «рекламации», свидетельствующие о довольно спорном, манипуляционном характере мероприятия.

По мнению экспертов из патриотического стана, перепись-2010 была призвана свести на нет понятие «русскость». В этих целях, например, вопрос о национальной принадлежности в опросах не носил обязательного характера, а вопрос о вероисповедании как таковой вообще не ставился.

Допускались «самоназвания». Так, 22 октября 2010 года РИА «Новости» сообщало, что в Ставропольском крае зафиксирован «случай в ходе переписи населения: опрошенный таджик на вопрос о национальности ответил "плиточник"».

«Уже первые пробные мероприятия по переписи населения в сибирских регионах показали, что во многих местностях этнически русские люди даже не хотят считать себя русскими, а изобретают новые национальности вроде «сибиряков» или «русскоустьинцев»... - 29 сентября 2010 года сообщал информ-портал KM.RU. - В якутских СМИ появились обращения к жителям сёл, расположенных в низовьях реки Индигирки, где живут потомки русских переселенцев из Новгорода, с призывом указывать свою национальность не как «русские», а как «русскоустьинцы». В других местностях столь же организованно жителей призывают именовать себя не русскими, а «сибиряками», как будто такая национальность вообще существует. Официально перестали считаться русскими жители чукотского села Марково, являющиеся потомками смешения русских казаков и местных чукотских родов. Они даже добились официального признания своей принадлежности к чуванцам - одному из малочисленных народов Севера».

Тем не менее: русских в России по переписи-2010 всё едино оказалось ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство! 80,9 процента от общего народонаселения.

Это свыше, в процентном отношении, чем китайцев в Китае (национальная и языковая палитра в Поднебесной чрезвычайно пестра, о чём мало кто знает). Чем немцев в Германии, французов во Франции и даже, с учётом палестинского населения, - евреев в Израиле! По всем международным нормам, Россия суть моноэтническое государство с подавляющим преобладанием Русской - титульной, державообразующей нации!

Русские были, есть и будут! Покуда жива историческая память, родная Вера и культура! Покуда являет земля Русская таких великих и преданных сынов-подвижников, как... Я могу привести в пример Александра Невского, Дмитрия Донского и многих, многих других наших народных героев, но сейчас, в данный момент, это - Анатолий Полетаев!

Непередаваемую, но мне вполне понятную, органичную русскость Анатолия Ивановича я прочувствовал, что называется, на собственной «шкуре».

Как-то за чашкой чая дирижёр мне предложил:

- Слушай, Сергей Васильевич, а давай попробуем - с «Бояном» споёшь?

Анатолий Иванович по возрасту мне в отцы годится, да так к нему и отношусь. А «Сергеем Васильевичем» зовёт меня нарочито и с удовольствием, поскольку полный я тёзка его любимого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Правда, то на «ты» обратится, если в хорошем настроении и я ничем перед мэтром не «провинился», то на «Вы»... Предложение было довольно неожиданным.

Ещё с юности я пишу песни, слова и музыку к ним. Вначале выступал в «бардовском» варианте, с гитарой наперевес, потом доводилось выходить на сцены и с ВИА (как их раньше называли), и с инструментальными, разного состава, ансамблями, и с духовыми оркестрами... Но - симфонический оркестр! Анатолий Иванович настаивал - экспериментатор ещё тот!

Поначалу было трудно. На фоне оркестра себя не слышал. С дикцией были проблемы - Полетаев оттачивал. Гневался на меня:

- Ну, что, Сергей Васильевич, Вы кричите?!

- Как это - кричу? - оправдывался я. Робко.

- Тише, проникновенней пойте!

- Но у Вас же все они тут, солисты... И скрипки, и виолончели, и трубы... В спину кричат!

- Так они же оперные! А Вы - автор-исполнитель, чем и ценно! К тому же, тебе всё равно их не перекричать... - смягчался дирижёр. - Проникновенней пой, артистичней! Верь: я работал с Александром Ведерниковым, Юрием Гуляевым, Дмитрием Гнатюком, Борисом Штоколовым, Александром Огнивцевым, Вергилиусом Норейка... Теперь работаю с тобой!

От одних этих имён у меня дрожь в коленках... И вдруг!

Запели! Слаженно, и с Полетаевым, и с оркестром! Так, что залы стали поднимать!

Анатолий Иванович много рассказывал об Александре Суворове, великом русском полководце, которого почитает чрезвычайно. Выше я упоминал о программе, Анатолием Полетаевым подготовленной, - «Русские, какой восторг!». Это не только программа, но песенное произведение Анатолия Полетаева по знаменитому высказыванию генералиссимуса: «Помилуй Бог, мы - русские! Какой восторг!»

Песен патриотического звучания у меня в репертуаре тоже хватало, но под влиянием Анатолия Полетаева и Александра Суворова... Не мог не написал нечто, что особо слушатели и зрители отмечали. Дабы хоть как-то передать читателю невероятную атмосферу концертов Анатолия Полетаева и «Бояна», понять состояние меня, волею судеб оказавшегося в качестве солиста знаменитейшего оркестра, процитирую, с купюрами, лишь одну газету («Оркестр «Боян» и День старшего поколения, или Мини-повесть «Мы рус-ски-е!», «Московский университет», № 32 за октябрь 2007 года):

«Актовый зал Фундаментальной библиотеки МГУ...

Действующие лица:

В.А. Садовничий - ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик;

А.И. Полетаев - худ. руководитель, дирижёр Государственного академического русского концертного оркестра «Боян»;

Наталья Ермакова - лауреат международных конкурсов;

Сергей Скатов - лауреат международного конкурса журналистов, автор и исполнитель музыкальных произведений;

Ведущая и исполнитель музыкальных произведений;

Музыканты оркестра;

Ученики Кадетского корпуса;

Зрители.

На сцену с приветственным словом поднимается ректор В.А. Садовничий:

- Люди Московского университета! У нас сегодня замечательный вечер... Сегодня концерт посвящён Дню старшего поколения... Я очень рад, что в Московском университете создана обстановка, когда люди университета могут работать, творить, учить, трудиться... Я рад, что сегодня у нас в гостях такой выдающийся коллектив, как Государственный академический русский оркестр «Боян», художественным руководителем и главным дирижёром которого является Народный артист СССР, Народный артист России профессор Анатолий Полетаев.

Аплодисменты.

Действие первое: «Так всё начиналось»

Ведущая:

- Свиридов. «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

Звучит музыка, затем аплодисменты.

Ведущая:

- Фрагмент из оратории «Русь святая» Анатолия Ивановича Полетаева. Поёт лауреат международных конкурсов Наталья Ермакова.

Н. Ермакова (поёт, чистейший и красивейший голос, невероятная техника исполнения):

- Истина - мир души, цель умов...

Тот, кто счастье в жизни ищет,

Жаждет истину познать,

Тот идёт путём страданья,

Чтобы человеком стать...

Аплодисменты...

Действие второе: «Зритель в восторге»

С. Скатов:

- Я рад, что могу выступать в этом прекрасном зале. Сам пишу музыку и стихи, и рад, что мы сотрудничаем с Анатолием Полетаевым.

Звучит музыка, патриотичная с первых аккордов. С. Скатов поёт:

- Так устоим, так устоим,

И не страшны нам вражьи стрелы.

Мы как один, мы как один:

За честь, за Родину, за Веру...

Заключительная песня С. Скатова взрывает зал дружными аплодисментами уже в своей середине, после чего некоторые зрители продолжают слушать её стоя.

С. Скатов поёт:

- Святая Русь, тебя мы сохраним...

Святая Русь, мы сыновья твои,

Мы за тебя в ответе!

Мы русские, мы русские, мы русские...

...недоуменный возглас на четверть зала (видимо, уроженца одной из республик страны): «Мы - россияне!»... С. Скатов продолжает петь:

- Мы рады Родине служить.

Пытались многие, но русского не сокрушить!

Не ходим тропами мы узкими,

Судьбы не ищем мы иной.

Мы русские, мы русские,

И снова в бой!

Продолжительные аплодисменты.

С. Скатов, уже ушедший за кулисы, возвращается на сцену, поёт акапельно (под аплодисменты):

- Мы русские, мы русские, мы русские!..

(ещё более недоуменный возглас того же зрителя: «Мы - россияне!»)

Мы рады Родине служить.

Пытались многие, но русского не сокрушить!

Не ходим тропами мы узкими,

Судьбы не ищем мы иной.

Мы русские, мы русские,

И снова в бой!

Аплодисменты...

Действие третье: «Мы поистине русские»

Оркестр исполняет известные произведения, столь же патриотичные («Офицеры русские», «Прощание славянки»).

...выходят 40-45 юных учеников Кадетского корпуса (5-6 класс), открывающих своё выступление исполнением песни «Славься» (из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки)...

И хоть занавес опущен не был, как традиционно принято в финале пьесы/постановки, вечер 16 октября останется в воспоминаниях, а главное, в душе каждого. И это здорово, что «мы русские, мы русские, мы рус-ски-е»...».

 

Мерзость

 

ТРУДНО ПИСАТЬ о том, что происходило с оркестром «Боян» в последующие годы... Трудно, прежде всего, потому, КАК проявило себя Министерство культуры Российской Федерации, чтобы окончательно добить, уничтожить прославленный «Боян»!.. Не могу избавиться и от чувства некоторой личной вины.

Дело в том, что в «нулевых» я жил и работал в Москве, а с начала «десятых» всё чаще был вынужден выезжать в Нижний Новгород, чтобы ухаживать за престарелой болевшей мамой. В 2012-м маму похоронил, но в Москву не вернулся. И просто физически, из-за расстояний, не мог, как прежде, помогать «Бояну» и Анатолию Полетаеву в их борьбе за существование.

Творилась истинно МЕРЗОСТЬ!

Прежде всего, численность оркестрантов, напоминаю - ГОСУДАРСТВЕННОГО и АКАДЕМИЧЕСКОГО коллектива была сокращена... до 37 человек!

- Но что есть подобный состав? Это не оркестр, но ансамбль. В лучшие времена штат «Бояна» составлял более 100, из них до 80 человек исполнители... - с горечью говорит Анатолий Иванович.

В оркестр «сверху», приказным порядком, стали назначать одного директора за другим, наделяя их всё большими полномочиями. Эти директора, в конечном счёте, прибрали к рукам власть в оркестре, отодвинув выдающегося дирижёра, композитора и, собственно, создателя «Бояна» Анатолия Полетаева на «вспомогательные» роли.

А осенью 2017 года в оркестр поступило письмо за подписью директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышева на имя И.А. Толмачёва, директора ФГУБК «Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"».

Директивы директору нижестоящей организации из министерства были следующие: «...в целях повышения художественного уровня коллектива... внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учётом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, провести аттестацию коллектива». Сроки были установлены самые сжатые - «до 15.09.2017» (то есть чуть более недели от даты письма).

Вот это письмо:

 Вчитаемся, господа. Из письма следует, что...

Ссылается всероссийско-ответственный за государственную поддержку искусства и народного творчества из Минкультуры на «единогласное мнение» некой «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры», заседавшей 20 июня 2017 года. А сам А.В. Малышев, вроде как, «не при делах». Спешность же решений, по-видимому, предопределена была тем, что «изменения» и новые «редакции», «кандидатуры» и прочие тонкости заранее и не менее ответственно согласованы, оставались сущие формальности. Формальности - это чтобы Анатолия Полетаева из его детища оркестра «Боян» окончательно изгнать, название коллектива изменить, сам коллектив кардинально «зачистить».

Да, прослушивание оркестра «Боян» «экспертной комиссией» в июне прошлого года состоялось. В пустом зале Московской филармонии (зал Чайковского).

Имело данное мероприятие сверхсекретный статус. Не впустили никого, кто хотел поприсутствовать со стороны ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян», назвав посторонними лицами. Запретили какую-либо видеозапись.

К чему была такая секретность? Кого устроители устыдились? От кого таились? И где итоговый документ «заседания»? Что это была за комиссия, кто из «ведущих деятелей российской культуры» в неё входил, в зале Чайковского присутствовал и «решение» подписал? Остаётся гадать, потому что от Минкультуры РФ ни одного официального сообщения на сей счёт как не было, так и нет.

Однако поговорил с очевидцами события, «просеял» интернет... И кое-что выяснилось. Впервые написал об этом на страницах информагентства «Русская народная линия» («"Боян" - на закланье...», 19 сентября 2017 года, а также в октябре того же года в газете «Завтра»).

На прослушивании среди «ведущих» был «замечен» уже знакомый нам директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышев, его подчинённая по Департаменту начальник отдела музыкального искусства Е.В. Емельянова, А.А. Шалашов, в прошлом глава этого же Департамента, а ныне ген. директор Московской филармонии. А также А.А. Пермякова, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Д.С. Дмитриенко, директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л.Г. Зыкиной, Ю.А. Башмет, худрук и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы»... Солидная получилась компания.

Правда, хочется спросить у Д.С. Дмитриенко, который некогда директорствовал в «Бояне» (до перехода худруком и директором в ансамбль «Россия» им. Л.Г. Зыкиной):

- Дмитрий Сергеевич! Как так случилось, что оркестр «Боян», где Вы в своё время были директором, симфонический по составу, вдруг превратился в камерный?! И по какой причине создатель и многолетний руководитель «Бояна» Анатолий Полетаев стал числиться в собственном же оркестре рядовым дирижёром по договору?!

Будет вопрос и к титулованному, приближённому к «сильным мира сего» Ю.А. Башмету:

- Юрий Абрамович! Не кажется ли Вам, что эстетические предпочтения Анатолия Ивановича Полетаева и его «Бояна», пусть на сегодня и «камерного академического состава», могут в чём-то расходиться с тем, что исповедуют руководимые Вами симфонический оркестр «Новая Россия» и Камерный ансамбль «Солисты Москвы»? Анатолий Полетаев многие десятилетия, всю свою творческую жизнь пропагандирует Русскую, Славянскую музыку. Создал первый и единственный в России и мире Центр славянской музыки. Отсюда и эстетика (в широком понимании этого слова), в том числе - включение в инструментальный симфонического звучания ряд русских народных инструментов... Сейчас эти открытия, новаторские находки Вами решено на корню зарубить!

К А.А. Пермяковой вопросов нет. Многоуважаемая Александра Андреевна руководит одним из последних в России профессиональных Русских народных хоров, и как бы ей и вверенному коллективу лишними вопросами не навредить.

Нет вопросов и к чиновникам, посетившим «прослушивание» (беру уже в кавычки, так как заказной характер, ангажированность решений созванной ими «комиссии» очевидны). Их, чиновников, в исполнении «Бояна» не вдохновила ни «Бурлацкая» С. Рахманинова, ни «Славянский танец» А. Дворжака, ни «Вечерний звон» А. Мосолова и Л. Гаврилова, или «Ода Богородице» С. Коломенского и А. Полетаева, или «Романс» и «Военный марш» Г. Свиридова по повести «Метель» А. Пушкина... Что же чиновников вдохновляет?

«Повышение качества услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры» - так называлась диссертация, защищённая ныне кандидатом экономических наук и директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ А.В. Малышевым. «Услуги», их «качество», «хозяйствующие субъекты», а культуры как таковой нет, есть её «сфера» - вот вокруг чего возглавляемый им Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры «закручен»!

Рассматривать академические коллективы как «хозяйствующие субъекты», их деятельность в качестве «услуги» - в отечественной традиции, да и нигде в мире этого не было и нет! Академическому искусству без вспоможений от государства, общества, меценатов-спонсоров, «королей» и «герцогов», как доказывает мировая история, попросту не выжить!

Если исходить из наименования Департамента (поддержки искусства и народного творчества)... Имён, приведённых выше... И некоторых приказов, опубликованных ранее на сайте Минкультуры России... То «Боян» в июне 2017 года «прослушали» в основном члены Экспертного совета по дополнительной государственной поддержке (грантам) Правительства Российской Федерации, предоставляемой творческим коллективам и организациям, осуществляющим деятельность в области профессионального искусства при Министерстве культуры Российской Федерации. И кому, как не этим членам и возглавляемым ими коллективам доподлинно известно, что без «дополнительной государственной поддержки» они обречены на элементарное выживание. Попросту вымрут! Тем паче что вышеназванные ими руководимые учреждения гранты от государства получают!

Повторяем! «Боян» никогда не имел Президентского гранта! Постоянно низкая зарплата у музыкантов - ниже нижнего от конкурентного уровня. Что и приводит (не может не привести) любой музыкальный и какой угодно коллектив к хронической текучести кадров и, следовательно, к снижению квалификации.

А почитателей «Бояна» и Анатолия Полетаева, не попавших на выступление оркестра 20 июня, искренне жаль. Выступления эти в силу понятных причин чрезвычайно редки, но если проходят, то неизменно с оглушительным успехом!

Чтобы не быть голословным, приведу выдержки лишь из одной заметки с сайта www.ozersk74.ru - общегородского портала на Южном Урале. Заметка называется «"Боян" в Озёрске» (сентябрь 2016 г.):

«80 лет?! Не может быть! Не выглядит на этот возраст», - шептались озёрские зрительницы, имевшие счастье попасть в театр «Наш дом» на концерт блистательного московского музыкального коллектива под названием «Боян». Восхищались дамы руководителем Государственного академического русского концертного оркестра, народным артистом СССР, профессором, дирижёром и настоящим подвижником русской музыкальной культуры Анатолием Полетаевым, в этом году отметившим 80-летие.

Восхищение публики моментально распространилось на весь оркестр, как только началась концертная программа. Почему «Боян»? Нет, это не искажённое название музыкального инструмента. Оркестр был назван так почти пятьдесят лет назад в честь древнерусского певца-сказителя и летописца Бояна. В советское, заметьте, время! Все эти годы оркестр, созданный как экспериментальный, сверкает настоящим бриллиантом на сценах разных стран. «Бояну» нет аналогов в мире. Народные балалайки, домры, гусли прекрасно уживаются на сцене с классическими флейтами, фаготами, валторнами, трубами, скрипками, альтами, виолончелями и даже синтезатором.

В программе прозвучали пьесы русских композиторов, романсы и песни в исполнении ведущих российских вокалистов, собственные произведения и аранжировки Анатолия Полетаева. Концерт вёл сам дирижёр, представлял каждого солиста и рассказывал о произведениях.

Озёрские зрители были в восторге и аплодировали, не жалея ладоней... Концерт состоялся в рамках проекта «Территория культуры Росатома» при поддержке ФГУП «ПО «Маяк»...».

 

Исповедь баяниста

 

КОНТАКТОВ С Анатолием Ивановичем, вернувшись в Нижний, не прерывал: мы перезванивались, встречались, когда бывал в Москве. В общем, посвящён во многие «детали» и «нюансы», характеризующие обстановку в оркестре «Боян» последних лет. Но решил, объективности ради, дать слово очевидцу событий.

На электронную почту мне написал Сергей Иванович Лагутик, известный баянист, лауреат Всероссийских и Международных музыкальных конкурсов. Завязалась переписка. По её итогам получился откровенный, почти исповедь, рассказ баяниста, который (с небольшой редактурой и купюрами, с его разрешения) хочу представить вниманию читателей.

 

*  *  *

«Я бывший артист оркестра «Боян»... Был сокращён из оркестра в декабре 2017 года. Хотя у меня двое детей: дочке 13 лет, несовершеннолетняя, и сыну сейчас 11 месяцев. Жена в декрете по уходу за ребёнком и дотаций не получает, так как её архитектурная фирма развалилась. И директор «Бояна» Толмачёв меня уволить не мог, так как у меня два и более иждивенца. Да и с «Бояном» у меня был бессрочный контракт...

Но суть не в этом. Хочу рассказать о том, как всё происходило с оркестром, потому что изначально был в центре событий.

До августа 2014 года директором оркестра был Иван Станиславович Шрамков, музыкант, балалаечник... Шрамков взял на работу в оркестр на должность режиссёра-постановщика оркестра Пилюгина Анатолия Викторовича, в прошлом замдиректора Госконцерта СССР. В дальнейшем в оркестр попросился бывший однокурсник Ивана Шрамкова по ГИТИСу Толмачёв Игорь Александрович.

В этот период против Толмачёва и его жены велось уголовное дело по хищению в одном из московских театров. Как говорят, жена была головой этих махинаций. Следствие к тому времени шло уже год, и чтобы показать, на что они живут, нигде не работая, Толмачёв и попросился в «Боян» хоть кем-нибудь. В результате получил должность заместителя директора по АХЧ, то есть завхоза.

До этого Иван Шрамков создал при оркестре малый состав - Камерный ансамбль, а также Ансамбль солистов, где я был руководителем. С ансамблем мы объездили практически всю Россию, были в Болгарии...

В январе 2014 года Шрамков не продлевает трудовой договор с Пилюгиным. Режиссёр-постановщик пользы для оркестра не приносил, а только постоянно во время работы играл в пасьянс на компьютере. Спустя две недели, в конце января, я уговорил Ивана продлить Пилюгину трудовой договор - на свою голову! Пилюгин, естественно, злость затаил, начал интриговать и... предложил быть директором оркестра завхозу Толмачёву. Было это «делом техники». Пилюгин дружил с начальником отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Е.В. Емельяновой.

Слухи об отстранении Ивана Шрамкова с директорской должности начали просачиваться, но Иван до последнего был уверен, что подобного не может случиться: у него же договор с министерством ещё на два года! И даже если случится, то Толмачёв тоже из оркестра уйдёт (они же семьями дружили, близкими друзьями были!). Когда Толмачёва назначили директором, Ивану Шрамкову, своему другу, он заявил, что ему, Толмачёву, уже 40 лет, и он не может всю жизнь ходить в замах. Воткнул, словом, нож в спину друга!

Так в августе 2014 года директором «Бояна» стал завхоз, который ранее был у нас шофёром и грузчиком.

Естественно, сразу начал с бухгалтерией мухлевать...

У меня есть документ, заверенный нотариусом. В сентябре 2014 года Толмачёв «вписывает» в мою зарплату деньги за участие в концертах Заслуженного артиста России Василия Николаевича Пьянова. Не спросив моего разрешения. И потом начинает с меня требовать, чтобы эти деньги с моей зарплаты в размере 20 000 рублей я ему наличными отдал... Мы с В.Н. Пьяновым всё это зафиксировали на бумаге у нотариуса, Но кто потом Толмачёву мешал найти более «доверенных лиц», выписывать завышенные гонорары, деньги обналичивать, а разницу класть себе в карман?

Ивану Шрамкову, когда он был директором «Бояна», в министерстве, в частности, Емельянова, начальник отдела из Минкультуры, предлагали и даже настаивали, чтобы он уволил А.И. Полетаева и подписал приказ о реорганизации оркестра. Шрамков сам музыкант и, уважая создателя «Бояна», не мог пойти на это. Толмачёву сразу была поставлена эта задача, с этим условием его и назначили на должность директора... Приступив к обязанностям, сразу же, в августе 2014-го, своим приказом он расформировал внутри «Бояна» Ансамбль солистов и Камерный ансамбль. Хотя, чтобы создать и «раскрутить» эти два коллектива, пришлось в течение четырех лет вкладывать не только силы, но и деньги - нужны были аранжировки, инструментовки... Многолетний труд, запланированные концерты и детские абонементы - всё пошло коту под хвост.

Я собрал подписи всего оркестра против директора и отнёс письмо в министерство. Толмачёв об этом узнал и, как предполагаю, с Пилюгиным придумали написать «отказное письмо» - каждого оркестранта вызывали по одному в кабинет и под угрозами заставляли подписывать. Четверо не подписали, и Толмачёв их из оркестра уволил.

Мы писали в Госдуму РФ на имя председателя комитета по культуре С.С. Говорухина. Оттуда наше письмо перенаправили в Минкультуры РФ. Там, естественно, отписались, что в оркестре всё нормально...

Ходил на приём в аппарат Президента РФ, носил письма и бумаги, где говорил о необходимости поддержки «Бояна», его сохранения. Просил, чтобы эти бумаги не перенаправляли в Минкультуры, а сами провели проверку. Но... документы вновь отправили в Минкультуры, а там, естественно, вновь отписались.

Осенью 2017 года стало известно об изменении Устава оркестра, о его переименовании. Вскоре меня сокращают. А 1 февраля 2018 года увольняют создателя оркестра А.И. Полетаева, в год 50-летия оркестра!

Я преподаю пока... Но это не моё. Моё - концертные исполнения.

А недавно был последний концерт оркестра. И все плакали. На три месяца оркестр распустили, так как не делает Толмачёв концерты. В связи с чем будет платить какой-то мизер... Химичит, что ли, с бухгалтерией снова?

Да, артисты боялись, Толмачёв их запугал. Годами молчали, но сейчас всем оркестром написали в прокуратуру, в трудовую инспекцию. А толку? Поздно.

Все понимают, что наберут новых артистов, и чтобы духа Полетаева не было!

Короче, рейдерский - в чистом виде - захват.

Но что взамен?

Чтобы получить статус Государственного и Академического, оркестру нужны годы и годы, и Анатолий Иванович Полетаев десятилетиями и огромным трудом это заслужил!

А ещё захватчики убрали из названия оркестра самое главное - слова «русский» и «Боян», титулы же «Государственный» и «Академический» оставили. Хотя теперь будет другой состав и не «Боян» вовсе... Пусть убирают из названия и остальное - пусть тогда будет и не «Государственный», и не «Академический»...»

Следуя логике баяниста Сергея Лагутика, оркестр-новодел на обломках «Бояна», в самом деле, получается ничей, имени и звания никакого, с репертуаром и составом таким, что ни один прокурор, либо следователь по особо самым важным делам не разберут!

 

(Продолжение следует...)

 

СКАТОВ Сергей Васильевич, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры

Апрель-май 2018 года

Москва - Нижний Новгород

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. А.В. Сошенко : Re: Мир спасёт Правда!
2018-05-23 в 16:28

Всё так, как пишет Сергей Васильевич. Я пока про нерусский дух в русских городах. Почти во всех городах. Нижний Новгород только один из примеров. При наличии от 92 до 99 процентов русских в этих городах.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме