Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Боян» - на закланье! «Матильду» - под охрану?

Сергей  Скатов, Русская народная линия

Оркестр "Боян"
Русское Собрание / 19.09.2017


Финальная «кода» в гонениях на всемирно известный русский оркестр …

 
 

От редакции. 18.09.2017 г. на «Русской народной линии» было опубликовано обращение председателя Нижегородского отделения «Русского собрания», координатора Движения «Народный Собор», академика Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры С.В.Скатова на имя Президента России Владимира Владимировича Путина в связи с ситуацией вокруг русского оркестра «Боян»  «Спасем русский оркестр «Боян»!» Сегодня на РНЛ выходит новый актуальной материал, посвященный этой важной теме.

***

Некоторые коллеги-публицисты говорят и пишут, что живем мы в ИНТЕРЕСНОЕ время, чуть ли не повезло в этом ИНТЕРЕСНОМ родиться! Насчет везения не уверен, а вот то, что время ПЕРЕЛОМНОЕ, - здесь вряд ли поспоришь.

Времена нынче такие: или - или! Быть или не быть! И никаких тебе полутонов, усреднений, компромиссов! Ситуация вокруг киноленты «Матильда» это хорошо показала: фильм, исторически и духовно лживый, еще не вышел на широкие экраны, а дискуссия вокруг него набирает все более жесткие «обороты» (вчера по одному из центральных телеканалов можно было лицезреть очередное ток-шоу на эту животрепещущую тему). Вон до чего дошло: создателя «Матильды» Алексея Учителя на предпремьерных показах сопровождает усиленная охрана!

МНОГИЕ В ЛИБЕРАЛЬНОМ стане удивлены: мол, ну что эти православные «взъелись»?! Не в первый же раз подобные кино- и прочие «шедевры» им подбрасывают, и - ничего, сходило как-то с рук...

- Понимаете, мы что-то придумывали, но исходя из чего-то. Что я, первый, что ли? - в одном из интервью так и говорит А. Учитель (более подробно см. в моем расследовании «Образы. Бесподобные!», опубликованном недавно на РНЛ).

Его приспешники в спорах напирают именно на «православную» составляющую, на неких «христианских экстремистов», готовых в протестный знак автомобили и кинотеатры жечь. И как-то ускользает по ходу спора тот основополагающий момент, что «в оппозиции» лжецам не только сотни тысяч верующих, что уже поставили подписи под письмами протеста, но прежде всего Русский народ, в подавляющем большинстве осознающий себя народом православным!

И не впервой нам, русским, грудью встать на защиту нашей культуры, традиций, ценностей! Вспомним хотя бы, как в середине «нулевых», то есть более десяти лет назад, вступились за Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», его создателя и бессменного руководителя Народного артиста СССР Анатолия Ивановича Полетаева!

Мне лично, впрочем, особо вспоминать не надо, поскольку в качестве координатора «Народного Собора» вместе с сопредседателем этого Движения Олегом Кассиным был непосредственным участником тех событий. Огромную поддержку нам оказал тогда давний друг и соратник Анатолий Степанов, главный редактор информагентства «Русская линия», предтечи «Русской народной линии». Перипетии той борьбы частично представлены на  РНЛ (см.  «Оркестр "Боян"» в рубрике «Актуальные темы»).

Напомню, что всемирно прославленный оркестр «Боян» еще с советских времен занимал помещение церкви Святого Власия, «памятника архитектуры XVII в.», как писали чиновники, в Староконюшенном пер. Москвы. Храм, богоборцами давно закрытый и полуразрушенный, силами оркестра восстановили за два года, помогали студенчество, научная и творческая интеллигенция, члены ВООПИК, и была это целая эпопея, достойная отдельного описания. В новейшие времена распоряжением правительства Москвы здание было передано по назначению - приходу Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По Федеральному закону «О культуре» власти должны были предоставить «Бояну» равноценное помещение. Однако коллектив «переселили» в три сырых подвала, потом «предоставили» бывший детский садик - здание под снос, в аварийном состоянии...

Годы мытарств. Наконец, в 1999 г. оркестру выделили бывший кинотеатр «Зенит» на ул. Таганской (после переезда оттуда театра «Новая опера» в реконструированное здание на Каретном ряду). Но к середине 2000-х столичный мэр Ю. Лужков решает «Зенит» у «Бояна» отобрать. Более того: М. Швыдкой, глава Минкультуры РФ, а позже Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАККа) приговорил «Боян» к... «ликвидации»!

Мы вступились за «Боян», символ Русской культуры! Проводили круглые столы, митинги, пикеты, поднимая на борьбу патриотическую общественность. Не счесть было наших заявлений, обращений в различные инстанции, публикаций в печатных и электронных СМИ, теле- и радиоэфиров... С протестами в адрес первых лиц государства выступили Союз писателей России, Второй Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины, российская Общественная палата... В итоге.

2 июня 2006 г. рабочая группа Правительственной комиссии по проведению административной реформы решает «исключить федеральное государственное учреждение «Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"»  из перечня 3 (ликвидация), включив указанную организацию в перечень 1 с сохранением в федеральной собственности».

Чуть позже в Минкультуры России поступает письмо за подписью зам. руководителя Администрации Президента РФ В. Суркова (от 10 июня 2006 г.): «При рассмотрении вопроса о деятельности Федерального государственного учреждения «Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"» Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мнение о необходимости его сохранения и поддержки (выделено мною - С.С.). В связи с чем прошу Вас принять необходимые меры по выполнению данного указания и по итогам проинформировать Администрацию Президента Российской Федерации для подготовки доклада главе государства».

Да, «Боян» тогда сохранили. Но, вопреки мнению и воле Президента... НЕ ПОДДЕРЖАЛИ!

После изгнания из «Зенита» (Лужков со товарищи таки «победили»!) оркестр нашел пристанище в Доме культуры при одном из московских предприятий. Грантов, то есть дополнительных финансовых дотаций, от госструктур ни разу не получал. «Голая» же зарплата, несмотря на федеральный и академический статус «Бояна», такова, что не только столичные, но музыканты «из провинций» не позавидуют. В оркестр «сверху», приказным порядком стали назначать одного директора за другим, наделяя все большими полномочиями. Эти-то директора в конечном счете прибрали к рукам власть в оркестре, отодвинув выдающегося дирижера, композитора и собственно создателя «Бояна» Анатолия Полетаева на «вспомогательные» роли...

Недавно на страницах «Русской народной линии» я презентовал книгу «Анатолий ПОЛЕТАЕВ. Слово и дело...», выпущенную к 80-летию маэстро (см.«Подарок Русскому народу, нашей культуре»). Являясь одним из авторов-составителей этого издания, писал: «Специфика... в том, что Анатолий Полетаев здесь ГОВОРИТ, а может, и ВЕЩАЕТ. Вещает порой так, что - мурашки по коже.... В книге собраны интервью Анатолия Ивановича, исследования его творчества со стороны известнейших специалистов, рецензии и отзывы о нем и об оркестре, в том числе зарубежные, в общем, колоссальный объем информации, где прежде всего звучит его слово! Слово Анатолия Полетаева!». Кроме того, книга получилась дорогая в исполнении, ограниченным тиражом, и мы, издатели-составители, решили ее ценителям Русской музыки ПОДАРИТЬ, подготовив электронный вариант. Скачать книгу можно здесь.

И еще писал: «Может быть, впервые за всю духовную историю нашего народа мы дали русскому композитору возможность не только исполнить свои произведения (к книге прилагаются записи «Бояна»), но высказать всё, что у гения на душе. А на душе у него...».

Численность оркестрантов, например, сокращена... до 35 человек!

- Но что есть подобный состав? Это не оркестр, но ансамбль. В лучшие времена штат «Бояна» составлял более 100 единиц, до 70 человек собственно инструменталистов на сцену выходило... - с горечью говорит Анатолий Иванович.

Горечь понятна: Анатолий Полетаев, несмотря на возраст, полон творческих замыслов, жизненных сил, но чисто «технические», исполнительские возможности коллектива резко ограничены. Тенденция очевидна - вообще их, возможности, свести «к нулю»!

«Что будет дальше? Не знаю. Никто не знает...» - писал я в презентации книги. И ошибался... На днях в руки попал прелюбопытный документ, расставляющий точки над «i». Привожу его:

Обращаю внимание, что письмо «свежее», датировано 5 сентября, подписано директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышевым на имя И.А. Толмачева, очередного директора ФГУБК «Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"». Имена эти мало что скажут читателю, но вот указания директору нижестоящей организации: «...в целях повышения художественного уровня коллектива... внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учетом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива». Сроки установлены сжатые - «до 15.09.2017».

При этом А.В. Малышев (вроде, как сам и не при чем) ссылается на «единогласное мнение» некой «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры», заседавшей 20 июня 2017 г. Спешность в указаниях, по видимому, определена тем, что «изменения», новые «редакции», «кандидатуры» и прочие тонкости уже согласованы, необходимо лишь соблюсти сущие формальности. Формальности же заключены в том, что Анатолия Полетаева из его детища оркестра «Боян» окончательно изгоняют, название коллектива меняют, в самом коллективе, сведенном предыдущими вышестоящими «указаниями» к «академическому» минимуму, ожидается «чистка».

Подлость ситуации еще и в том, что о существовании данного письма, о его содержании Анатолий Иванович до последнего времени не знал - все делается за его спиною! Равно как не знал о «единогласном мнении» упомянутой «экспертной комиссии», прослушавшей «Боян» в июне.

Прослушивание состоялось в пустом зале Московской филармонии (зал Чайковского) и носило сверхзакрытый характер: не впустили никого, кто хотел присутствовать со стороны ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян», назвав их посторонними лицами, запретили какую-либо видеозапись мероприятия. К чему была такая закрытость, по сути - секретность? Кого стыдились? И где итоговый документ «заседания» комиссии? Что это за комиссия, кто из «ведущих деятелей российской культуры» в нее входит, в зале Чайковского присутствовал и «решение» подписал? Остается гадать, потому что от Минкультуры России ни одного официального сообщения на сей счет...

Однако поговорил с очевидцами события, «просеял» интернет... И кое-что прояснилось.

На прослушивании среди «ведущих» был «замечен» все тот же директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышев, его подчиненная по Департаменту начальник отдела музыкального искусства Е.В. Емельянова, А.А. Шалашов, в прошлом глава этого же Департамента, а ныне ген. директор Московской филармонии, а также А.А. Пермякова, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Д.С. Дмитриенко, директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л.Г. Зыкиной,  Ю.А. Башмет, худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы»...

Если исходить из наименования Департамента (поддержки искусства и народного творчества), имен, приведенных выше, и некоторых приказов, опубликованных ранее на сайте Минкультуры России, то были это в основном члены Экспертного совета по дополнительной государственной поддержке (грантам) Правительства Российской Федерации, предоставляемой творческим коллективам и организациям, осуществляющим деятельность в области профессионального искусства  при Министерстве культуры Российской Федерации. И кому, как не этим членам и возглавляемым ими коллективам доподлинно известно, что без «дополнительной государственной поддержки» они обречены на элементарное выживание. Тем паче, что вышеназванные учреждения гранты от государства регулярно получают.

К тому же, Д.С. Дмитриенко некогда директорствовал в «Бояне» (до перехода худруком и директором в ансамбль «Россия» им. Л.Г. Зыкиной). И вот вопрос бывшему начальнику «Бояна»: «Дмитрий Сергеевич! Как так случилось, что оркестр «Боян», симфонический по составу, вдруг превратился в камерный?! И по какой причине создатель и многолетний руководитель «Бояна» Анатолий Полетаев сейчас числится в собственном же оркестре рядовым дирижером по договору?!».

Будет вопрос и к титулованному, приближенному к сильным мира сего Ю.А. Башмету: «Юрий Абрамович! А не кажется ли Вам, что эстетические предпочтения Анатолия Ивановича Полетаева и его «Бояна», пусть на сегодня и «камерного академического состава», могут в чем-то расходиться с тем, что исповедуют руководимые Вами симфонический оркестр «Новая Россия» и камерный ансамбль «Солисты Москвы»?».

Анатолий Полетаев многие десятилетия, всю свою творческую жизнь пропагандирует русскую, славянскую музыку. На базе бывшего кинотеатра «Зенит» и оркестра «Боян» создал первый и единственный в России и мире Центр славянской музыки. Отсюда и эстетика (в широком понимании этого слова), в том числе - включение в инструментальный симфонического звучания ряд русских народных инструментов... Сейчас эти открытия, новаторские находки решено окончательно «зарубить»!

К А.А. Пермяковой вопросов нет. Многоуважаемая Александра Андреевна руководит одним из последних в России профессиональных русских народных хоров, и как бы ей и вверенному коллективу лишними вопросами не навредить.

Нет вопросов и к чиновникам, посетившим «прослушивание» (беру уже в кавычки, так как «заказной» характер, ангажированность решений созванной ими комиссии очевидны). Их, чиновников, в исполнении «Бояна» не вдохновила ни «Бурлацкая» С. Рахманинова, ни «Славянский танец» А. Дворжака, ни «Вечерний звон» А. Мосолова и Л. Гаврилова, или «Ода Богородице» С. Коломенского и А. Полетаева, или «Романс» и «Военный марш» Г. Свиридова по повести «Метель» А. Пушкина... Что же чиновников вдохновляет?

«Повышение качества услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры» - так называлась диссертация кандидата экономических наук А.В. Малышева. «Услуги», их «качество», «хозяйствующие субъекты», а культуры как таковой нет, есть ее «сфера» - вот, по-видимому, вокруг чего возглавляемый им Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России «закручен».

А почитателей «Бояна» и Анатолия Полетаева, не попавших на выступление оркестра 20 июня, искренне жаль. Выступления эти в силу понятных причин чрезвычайно редки, но если проходят, то неизменно с оглушительным успехом!

Дабы не быть голословным, приведу выдержки лишь из одной заметки с сайта www.ozersk74.ru - общегородского портала на Южном Урале. Заметка называется «"Боян" в Озерске» (сентябрь 2016 г.):

«80  лет?! Не может быть! Не выглядит на этот возраст», - шептались  озёрские зрительницы, имевшие счастье попасть в театр «Наш дом» на концерт  блистательного московского музыкального коллектива под названием «Боян». Восхищались дамы руководителем Государственного академического русского концертного оркестра, народным артистом СССР, профессором, дирижёром и настоящим подвижником русской музыкальной культуры  Анатолием Полетаевым, в этом году отметившим 80-летие.

Восхищение публики  моментально распространилось на весь оркестр, как только началась концертная программа. Почему «Боян»? Нет, это не искаженное название музыкального инструмента. Оркестр был назван так почти пятьдесят лет  назад в честь древнерусского певца-сказителя и летописца  Бояна.  В советское, заметьте, время! Все эти годы оркестр, созданный как экспериментальный, сверкает  настоящим бриллиантом на сценах разных стран.  «Бояну»  нет аналогов в мире.  Народные балалайки, домры, гусли  прекрасно уживаются  на сцене  с классическими  флейтами,  фаготами, валторнами, трубами, скрипками, альтами, виолончелями и даже синтезатором.

В программе прозвучали пьесы русских композиторов, романсы и песни в исполнении ведущих российских вокалистов, собственные произведения и аранжировки Анатолия Полетаева. Концерт  вёл  сам  дирижёр, представлял каждого солиста и рассказывал о произведениях.

Озёрские зрители были в восторге и аплодировали, не жалея ладоней... Концерт состоялся в  рамках проекта «Территория культуры Росатома» при поддержке ФГУП «ПО «Маяк».

Н. Колянова, А. Лёшкин»

*    *    *

Совершенно очевидно, что шабаш вокруг лживой «Матильды» и очередная попытка уничтожить русский оркестр «Боян» - звенья одной цепи! Русский - державообразующий народ России целенаправленно лишают его героев, святых, родной истории, культуры. Нам внушают, что мы ниоткуда и никуда, варвары, не оставившие какого-либо заметного наследия после себя! Что испокон веков нами правили самодуры, попросту говоря, дураки, а культурные наши достижения - это кокошник, косоворотка, да балалайка с бубенцами!

Огромные деньги отряжаются на богомерзкие эти цели, причем, за наш же с вами - государственный - счет! Целые министерства, ведомства, благотворительные, якобы, «фонды», всякие «экспертные комиссии», «советы», теле- и радиоканалы «во имя» (чье?!) методично «работают», расплодившись, как грибы после дождя! Но терпение народа тоже не беспредельно: все возрастающее противостояние «Матильде», новоявленному Учителю, его «кураторам» по стране и за рубежом тому свидетельство.

Беспокоюсь, правда: как бы в «баталиях» супротив «Матильды», «матильдовцев» не потерять знаменитый русский оркестр «Боян»! Уж больно скоро и втихаря неприятель действует!

А потому настоятельнейше прошу «Русскую народную линию» в срочном порядке опубликовать у себя на страницах под отдельным заголовком, рубрикой (как сочтете нужным) подготовленное мною обращение. Под ним начнем сбор подписей на имя первого лица в государстве. Текст обращения для редакции прилагаю.

Первой прошу поставить мою подпись.

Сергей Васильевич Скатов, председатель Нижегородского отделения «Русского собрания», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры

P.S. Некоторые фото с концерта «Бояна» в Озерске:

 

 

 

 

 

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме