Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Святой Иоанн Шанхайский (Михаил Борисович Максимович)

Ранко  Гойкович, Русская народная линия

09.06.2017


Глава из книги «Знаменитые сербы в Русской истории» …

Предлагаем вниманию читателей очередную главу книги нашего друга и постоянного автора Ранко Гойковича «Знаменитые сербы в Русской истории». Ранее мы публиковали переводы пяти глав этой книги: «Семен Гаврилович Зорич в исторической судьбе Белой Руси»«Милорадовичи», «Иоанны Шевичи - дед и внук», «Герой Баязета Фёдор Эдуардович Штоквич», «Николай Антонинович Княжевич. Последний губернатор Тавриды», «Анна Якшич Глинская. Внучка Сербского воеводы, бабушка Грозного Русского Царя»«Граф Савва Владиславич. Заслуги его в огромном славянском мире столь же огромны»,   «Марк Иванович Войнович. Потомок сербских витязей служит Русскому Флоту» и «Святой Савва Псковский (Крыпецкий)».

 

  Всё от Бога, осенен священнодейством пречистых Тайн,

которыми и сам всегда укреплялся и спешил помочь

страдальцам на радость исцелителю.

Окажи сейчас помощь нам, всем сердцем тебя почитающим.

Тропарь святому Иоанну, глас пятый

 

Символичный выбор двенадцати великих исторических личностей, сербов, оставивших свой след в русской истории, мы начали со святого Саввы Псковского и Крыпецкого (канонизированного РПЦ), а завершаем великим святителем Иоанном Шанхайским (канонизированным как Русской, так и Сербской Церквями). Эти два святителя знаково завершают круг сербско-русского единения - и народного, и государственного, и церковного.

Так же, как святой Савва Псковский был заметной фигурой в огромной волне сербской элиты, нахлынувшей на Русь после падения Сербского царства, также и Михаил Максимович, более известный как Иоанн Шанхайский, был выдающейся личностью волны русской эмиграции, захлестнувшей Сербию после падения Русского царства. И тот, и другой сербско-русский святой, каждый в свое время, оставили порабощенное Отечество и отправились продолжать служение православной вере на свою вторую Родину. Первый пришел на Русь, освободившуюся от тяжкого татаро-монгольского ига, второй - в Сербию, скинувшую многовековое турецкое рабство. И тот, и другой всей жизнью и делами своими постоянно ощущали помощь Господню около тех, кто свет Его видят (Псалом, 84;9). Они помнили о единственной возможности, которой и сербы, и русские победили врага, на том же пути, который Господь указал Царю Давиду: «О, когда бы народ мой слушался меня, и сыны израилевы ходили путями моими! Быстро бы победили врагов своих, и на неприятелей их возложил бы я руку мою» (Псалом 80; 13,14).

Святой Иоанн Максимович (в миру Михаил) родился в 1896 году в Харьковской губернии в дворянской семье. Его предки еще в XVIII веке бежали из Сербии в Россию от турецкого произвола. Эта знаменитая семья дала двух святителей: Иоанна Тобольского, великого миссионера, служившего в Сибири, и героя нашего рассказа, святого Иоанна Шанхайского. С младых ногтей будущий святой обладал особой благодатью, что зафиксировано даже в записках его няни-француженки, которая под влиянием этого ребенка приняла православие.

Молодой Михаил всегда знал, что предназначен духовному служению, но по воле своих родителей окончил в 1914 году кадетский корпус в Полтаве. Выразил желание учиться дальше в Киевской духовной академии. Однако, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Харьковского университета. Самостоятельно изучал духовную литературу. Был знаком с архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким), который стал руководителем его духовной жизни. Когда пророческие страхи Достоевского стали частью русской жизни, и «Бесы» из его романа вышли на арену российского государства, наш герой, как истинный русский офицер, встал на защиту своего государства, сражаясь против большевиков. После ранения он вместе с семьей переезжает на свою другую Родину - в Сербию. В его семье никогда не забывали сербский язык, и Михаил на своей новой-старой Родине не ощущал себя иностранцем.

Чтобы прокормить семью он не стеснялся никакой работы и долгое время продавал газеты в центре Белграда. Так как Михаил имел диплом об окончании Университета, его принимают на Богословский факультет в Белграде, который он оканчивает в 1925 году. После окончания учебы в Университете он получает работу преподавателя богословия в Государственной гимназии. Это было время, когда лучшие силы русской православной интеллигенции, найдя убежище у своих братьев по крови и вере, подняли сербское общество той поры на огромную высоту во всех областях - от научной и культурной до религиозной. Сербское монашество усилилось многочисленными русскими подвижниками. В монастырь Мильково прибыло около двадцати русских монахов, и он стал средоточием русской монастырской жизни в Сербии (хочу напомнить, что и один из знаменитых сербских старцев ХХ века, отец Фадей, также принял постриг от русских монахов в монастыре Мильково).

Митрополит Антоний Храповицкий в 1925 году назначил нашего героя чтецом в Русской православной церкви в Белграде, а имя Йована (Иоанна) при постриге в монахи он принял в честь своего предка Иоанна Тобольского в вышеупомянутом монастыре Мильково. Там он учился благочестивой монашеской жизни у старца Амвросия, который в свое время духовно возвысился под влиянием святых старцев Оптинской пустыни. Синод Сербской Православной Церкви направил Иоанна младшим преподавателем богословия в Битоль, где епископом был святой владыка Николай (Велимирович).

Сохранился рассказ, что при первой встрече эти два будущих святых, которые до того ни разу не встречались, одновременно преклонили колена, прося благословения друг у друга, так как каждый ощутил святость другого.

Святитель Николай, бывший во времена пребывания святителя Иоанна в Югославии правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, такими словами отзывался о нём: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!»

А отцу Иоанну было в то время тридцать с небольшим лет.

Неисчислимы подвиги Иоанна Шанхайского, святого двух многострадальных братских народов, святого, признанного, как уже говорилось, и русской и сербской православной церковью (причем СПЦ канонизировала его раньше, чем РПЦ). Многие прихожане в Битоле свидетельствовали, что Иоаннн принимал пищу только раз в день, а с момента принятия монашеского сана и до конца жизни никогда не ложился в кровать - отдыхал сидя на стуле или в кресле. Иоанн получил чудотворную силу исцеления от великого святителя Охридского святого Наума, которого он всегда почитал, и с чьей иконой никогда после Битоля не расставался.

В 1934 году владыка покидает Белград и направляется в Шанхай. Владыка Антоний нисколько не сомневался в своем выборе, и, направляя Иоанна на Восток, писал правящему архиерею: «...как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок, на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

В Шанхае русские составляли самую многочисленную группу иностранцев в городе. Помимо прочего, тут владыка основывает знаменитый «Приют Тихона Задонского». Нередко святитель сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб.

В 1945 году православные архиереи в Китае, ранее входившие в юрисдикцию РПЦЗ, признали церковную юрисдикцию Московского патриархата. Однако владыка Иоанн, единственный из всех дальневосточных архиереев, сделал в конечном итоге выбор в пользу Зарубежной церкви и был возведён в сан архиепископа, окормляя всех прихожан РПЦЗ в Китае.

Победа в гражданской войне коммунистов привела к тому, что русские эмигранты бежали на Филиппины, а оттуда - в Америку и Австралию.

В 1950 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ назначен архиепископом Западно-Европейским. В 1951-1962 годах владыка возглавлял Парижско-Брюссельскую кафедру. Именно в это время в Западной Европе было восстановлено почитание Православной Церковью древних западных святых - угодников Божиих, которые подвизались и почитались до разделения Церквей, но не были включены в позднейшие православные месяцесловы. Теперь же в православных храмах стали поминать покровительницу Парижа святую Женевьеву, просветителя Ирландии святого Патрика и других почитаемых на Западе святых.

Активно занимался миссионерской деятельностью, взял под свою опеку православные церкви во Франции и Голландии, содействовал подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках.

Из периода французской жизни епископа Иоанна вспоминают случай, когда он в Марселе совершил молебен на месте, где был убит король Александр Караджорджевич, которого владыка, как и многие русские эмигранты, очень ценил. Архиепископ отслужил панихиду по Королю-Объединителю на месте его убийства, прямо на одной из улиц Марселя.

«Никто из клира из ложного стыда не захотел служить с ним. И действительно, виданное ли дело - служить посреди улицы! Владыка пошел один. Жители Марселя были ошарашены появлением священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и босого, расхаживающего с чемоданом и метлой посреди улицы.... Когда владыка вычистил метлой небольшую часть тротуара, на выметенном участке тротуара расстелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и и начал служить панихиду на французском языке», - так вспоминала святителя Иоанна одна из его духовных дочерей.

Любимцами владыки Иоанна (Максимовича) были дети, которых он так охотно держал при себе. Всегда интересовался ими, экзаменовал их, посылал им открытки и приносил подарки. Он мог смотреть им в глаза по несколько минут тем тёплым лучистым светом, который проникал в глубину души, и это было как объятие матери для младенца. Этот взгляд был незабываем. Тело этого аскета было как высохшая кора дерева, но каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле.

Много внимания святитель Иоанн уделял религиозному образованию, посещал тюрьмы, навещал больных в психиатрической лечебнице. Уже в этот период получили известность многочисленные случаи исцеления безнадёжно больных благодаря его молитвам.

«Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, - рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о святителе «Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья», - хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру. Но главное, за что его любят и почитают, - он был настоящим монахом, верным Богу.

Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один - сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился - ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры.

Чтобы его не хвалили - вот, дескать, не спит, служит ежедневно, святой почти, - владыка юродствовал, часто опаздывал на час и больше, ходил босиком и в мятой одежде».

«Босой Жан», как звали его французы, был одним из самых великих святителей ХХ века.

Постоянным вниманием к своей внутренней жизни, неустанным самосовершенствованием и подвижничеством, постом и молитвой, этот Божий угодник и по сей день помогает всем, кто обращается к нему с чистым сердцем и смирением в душе. Доброе дерево можно узнать по плодам его, говорит нам Серафим Роуз, духовный сын святого Иоанна Шанхайского. Всем своим духовным детям он завещал постоянно быть начеку.

«Будьте непрерывно на духовной страже, так как не знаете, когда Господь позовет вас к себе. В своей земной жизни будьте готовы всякую минуту представить Ему отчет. Берегитесь, чтобы враг не поймал вас в свои сети и не обманул, утомив вас и склонив к искушениям. Каждый день спрашивайте вашу совесть, проверяйте чистоту ваших намерений и ваших мыслей».

Деятельность владыки Иоанна высоко оценивали не только многие православные, но и представители других конфессий. Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой - «Босой Жан». Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжелобольного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился, Бог был милостив.

В 1962 году переехал в США, возглавляет Сан-Францисскую епархию. Местная русская община переживала там глубокий раскол. С приездом святителя жизнь в епархии стала налаживаться. Однако, последние годы земного пути святителя были исполнены горечью интриг и неприкрытого преследования.

Тем не менее, с Божьей помощью лукавый был посрамлён, и ситуация благополучно разрешилась.

2 июля 1966 года во время келейной молитвы перед чудотворной иконой Божией Матери Курской Коренной сердце владыки остановилось и он тихо отошёл к Небесному Отцу.

Усыпальница владыки с первых дней его упокоения превратилась в место поклонения многочисленных верующих. У нетленных мощей святителя (обретённых в 1993 году), покоящихся в крипте храма иконы «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско, обильно подаются исцеления недугующим телесно и духовно.

Частица св. мощей доставлена в Сербию, в монастырь Мильково, где будущий святитель некогда принял постриг, а также в Соборную церковь в Белграде.

Прославление Зарубежной Церковью святителя Иоанна в лике святых состоялось на день его блаженной кончины 19 июня (2 июля) 1994 года. А в 2008 году Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Иоанн был прославлен в лике общецерковных святых. (К этому времени святитель был канонизирован также Сербской Церковью).

Всякое деление условно, но святой Иоанн Шанхайский, возможно, последний святой воистину вселенского значения. И так как святой Иоанн Шанхайский молился за всех, уверенный, что все люди пред Богом едины, к нему приходили за помощью люди разных конфессий и национальностей, он, помогая им, всегда строго придерживался канонов Православия. Был знаком с многими учениями и со знанием дела выступал против исканий некоторых представителей «парижской школы» (например, Николая Бердяева или о. Сергея Булгакова), которые искусно вбрасывали отравленные идеи в жемчужную чистоту православной богословской мысли. Святой Иоанн по-отечески основательно и хирургически точно разоблачал еретическое учение о. Сергея Булгакова о «Софии Премудрости Божией» - покушающегося внедрить человеческую сущность в связь Пресвятой и Пречистой Девы Марии с Богом.

Есть глубокий символический смысл в том, что святой Иоанн Шанхайский является общим святым как для сербов, так и для русских. Православные сербы и русские, как народ, не как государство, в своем противостоянии планетарному злу сейчас представляют последний «бастион», так и святой Иоанн Шанхайский, прожив часть своей жизни среди иноверцев, и словом и делом всегда нёс чистоту своей веры Православной, на практике воплощая слова псалма: «Да не будет у тебя другого Бога, и другому Богу не смей кланяться» (Псалом 80; 9). Святитель Иоанн был убеждён в том, что истинная мораль не может покоиться на ложных догмах, был уверен, что вне Православной церкви нет спасения. Читая о жизни и подвижничестве святого Иоанна Шанхайского, сравниваешь его с эпическими героями сербской и русской поэзии.

Написание этой книги совпало со столетием последней великой эпопеи в сербской истории - столетием первой мировой войны. Появление таких святителей, как Иоанн Шанхайский и его истинных учеников в безбожном ХХ веке оправдывает пролитую святую кровь сербских и русских рыцарей в борьбе против цивилизации, признающей только низменные человеческие «ценности».

Святой Иоанн, чудотворец сербский и русский, моли Господа о спасении обоих твоих народов, о спасении всех православных христиан. Аминь!

 

Перевод Ольги Симоновой



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме