«Жива Святой Руси могучая стихия...»

Литературное наследие иерея Николая Дикова

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
357
Время на чтение 32 минут

«ОДНОЙ СЛУЖИТЬ ЭСТЕТИКЕ МНЕ, ПРАВО, НЕ СУДЬБА: ВСЯ ЦЕЛЬ МОЕЙ ПОЭТИКИ - ЗА ИСТИНУ БОРЬБА» (1929 г.)

СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ДИКОВ

Все встречи в жизни - неслучайны, в этом убеждался много раз.

Когда-то, получив заказ написать очерк об известном ученом, археологе, член -корреспонденте АН СССР Н.Н. Дикове, я впервые, еще работая над материалом, услышал от Николая Николаевича краткий рассказ об отце - что тот имел высшее образование, агрономическое и философское, был человеком ищущим, пытливым, творческим, работал учителем, переписывался в свое время с В.Г. Плехановым, известным философом, теоретиком и пропагандистом марксизма, который после революции, вернувшись в Россию, отошел от Ленина и примкнул к «меньшевикам»...

Жили они в Сумах, где и родился Н.Н. в марте 1925 г., мать знала несколько языков, дети получили хорошее домашнее образование. Потом уже, несколько лет спустя, Николай Николаевич обмолвился, что отец в конце концов стал православным священником. (До поры до времени в семье скрывали это, ещё с 30-х, когда товарищи начали дразнить маленького Колю).

Отец Николай с матушкой и двое детей - Серафим и Наталия - умерли в начале 30-х, в годы страшного голода на Украине. Оставшихся сиротами Колю и Таню увезла к себе в Ленинград тетя, мамина сестра. Здесь им пришлось впоследствии снова пережить голод - в блокаду...Девятиклассник Коля Диков тушил «зажигалки» на крышах со старшими товарищами (жили близ Московского вокзала), и во время дежурств прочитал всего Шекспира, был пятитомник, как он рассказывал, прекрасный, издательства Брокгауза.

Первой наградой в его жизни стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»...Жизнь Николай Николаевич прожил яркую, вдохновенную, сделал множество открытий, внес большой вклад в археологическую науку.

***

После кончины ученого в 1996 г., вдова его Маргарита Александровна Кирьяк-Дикова (она ученица Н.Н., доктор исторических наук, известный археолог, живет и работает ныне в Анадыре), разбирая архивы, неожиданно обнаружила старую толстую папку, а в ней - 14 хорошо сохранившихся тетрадей - сборничков, исписанных каллиграфическим почерком, со знаками старой орфографии, «ятями» и десятиричными «i».Это были литературные труды священника Николая Дикова, которые негласно хранил его сын.

Одна тетрадь, толстая, черная содержит переписанное от руки Евангелие от Иоанна, с посвящением: «Для чтения моим милым деткам Серафимчику, Танечке и Николеньке». (Позже появилась еще, как ее звали в семье - Наталочка). На последней странице - дата завершения работы: «Суббота Лазарева.3-го Апреля 1927 г.г. Лебедин».

В пору, когда уничтожалась духовная литература, вообще всякое упоминание о Боге и вере, это было ценнейшим даром и одновременно - завещанием своим детям. В остальных тетрадях - стихи, множество стихов, и духовного, и философского, и бытового характера. Все сборнички озаглавлены: «Отзвуки Псалтири», «Камень Обретенный», «Библейские Мелодии», «Потаенный Ларчик», «Секира у корня», «Из глубины», «Лазурный Грот», «Ветилуя», «В Катакомбах», «1. Смешное, но не веселое. 2. Камешки для Пращи», «Домик Мариколы», «Детский Мир» (в двух последних - стихи, пьески и маленькие поэмы для детей, первые из которых датируются еще 1914-м годом). «Отзвуки Псалтири», стихотворные переложения псалмов, предваряет посвящение: «Глубокочтимому Отцу Протоиерею Александру Николаевичу Церковницкому».

Когда читаешь эти стихи, перед взором предстает удивительная летопись духовной жизни русского мыслящего человека, православного священнослужителя и философа, глубоко переживающего трагический разлом коренного русского бытия, и с болью сердечной обнажающего причину свершившейся катастрофы. А она - в отступлении от Бога, в измене своему промыслительно - историческому призванию.

Стихи священника Николая Дикова наполнены теплом евангельской любви и сострадания, светом Христовой истины, обличающей зло и несущей надежду и веру...

Вот что сообщила, в частности, Маргарите Александровне Татьяна Николаевна Дикова после кончины брата (письмо 1996 г.): «...Напишу тебе небольшое уточнение, которое знаю только я. Почти все стихи переписывала мама (Мария Евграфовна), у нее был замечательный почерк, и любила она отца и всех нас бесконечно. А «Евангелие от Иоанна» отец не переписал (как мы отмечали в первой публикации в газете «Вечерний Магадан» - С.Р.), а полностью перевел на русский язык с церковно-славянского. Перевод был авторский, чудесный. Отец Николай, кроме агрономии, философии и богословия имел еще высшее филологическое образование. До принятия сана работал - руководил музеем и библиотекой (в г. Сумы), а потом служил священником в селах Белка и Веретеновка (Сумской обл.). Свой земной путь окончил в г. Лебедине (Харьковская обл.) настоятелем церкви Троицкой. На Пасху читал Евангелие по-латински и гречески, выступал с чудесными проповедями. Народ его любил за милосердие и доброту, в голодные годы он бесплатно крестил, венчал, хоронил своих прихожан. За это его не любили соседи - священнослужители. Власти его уважали, предлагали ему «злачные места», если он откажется от сана. Но он этого не сделал, хотя на его глазах умирала от голода наша семья.

Он был верен благодатной идее - цели до своего мученического конца. Вот какой был наш отец! И Коля наследовал эти черты и я горжусь этим...».

Эти драгоценные свидетельства емко характеризуют священника, поистине «пастыря доброго», достойно несшего свой исповеднический крест. К сожалению, ничего не известно про обстоятельства последних месяцев жизни и кончины о.Николая, что скрывается под словами «мученический конец»? Без сомнения, в голод он отдавал, конечно, последний кусок хлеба детям... Вероятно, какие-то сведения об отце Николае сохранились в архивах Сумской епархии.

***

Литературное наследие иерея Николая Дикова уникально, и надеемся, выйдет когда-то отдельной книгой. Стихотворные произведения рядового, но весьма образованного провинциального русского священника, относящиеся к революционному и послереволюционному времени, в том числе на темы внутренней жизни Церкви, являясь ценным историческим свидетельством, сохраняют свою актуальность и по сей день - в частности, сатирическая поэма об «обновленчестве» («Присоединение»), которое культивировалось и поддерживалось новой властью для раскола Русской Православной Церкви... В одном из стихотворений иерей Николай, можно сказать, хоть и с некоторой иронией, сформулировал свое творческое кредо («Вместо предисловия» к тетради «Смешное, но не веселое»):

Одной служить эстетике

Мне, право, не судьба:

Вся цель моей поэтики -

За Истину борьба!..

(Сентябрь 1929 г. Лебедин).

Стихи о. Николая Дикова доныне печатались только в магаданских СМИ и в журнале «Колымские просторы». Возможно, данная публикация на РНЛ привлечет и внимание меценатов (аще сохранились таковые), которые смогли бы обеспечить издание уникального литературного наследия священника Николая Дикова, что было бы весьма кстати в грядущий год 100-летия Октябрьского переворота.

Подборку стихов из различных тетрадей я выстроил по хронологическому принципу, все примечания, даты и ссылки сделаны о.Николаем и его супругой Марией Евграфовной, которую он горячо и нежно любил.

***

1915 - 1916 гг.

ЖЕНЕ

Тихая, смиренная,

Сердцем неизменная,

Добротой полна, -

Кроткая, любящая,

К небесам манящая -

Вот моя жена:

Чистая и ясная,

Как звезда прекрасная,

Светит мне она...

Как ладья спасения,

В этот век растления,

Богом мне дана.

25 мая 1915 г.

ЭПИГРАММА (На самого себя)

Самобытный я поэт:

Я стихов своих писатель,

И печатник, и издатель

И внимательный читатель -

Все один, - другого нет.

Сентябрь 1916 г.

г. Лебедин.

ДОМИК МАРИКОЛЫ

***

Да, мы во всем одно с тобою,

Жена моя:

Я не смогу сказать порою,

Где ты - где я.

25 сентября 1916 г.

Великий Бобрик.

-

«Марикола» - шуточное соединение имен: Мария и Николай.

1917 г.

*** Тетрадь «ВЕТИЛУЯ»

Огней багряных жуткий блеск,

И гром восторженных речей;

Толпы немолчный гул и плеск, -

И злоба в глубине очей.

Мы исказили прежний лик

И уж не видеть нам весны...

Сквозь эти песни, шум и крик

Мне слышен хохот сатаны.

Март 1917 г. Великий Бобрик.

***

Вьют знамена зловещие -

Даже у Храмовых врат...

Сердце сжимается вещее -

Не позабудет утрат.

Брошено семя тлетворное -

Скоро дождемся плодов...

Радость повсюду позорная, -

Скорбных не слышится слов.

Тайная дверь распахнулася -

И не закрыть уж теперь...

Если б, о Русь, ты очнулася!..

Кто-то уж близок, поверь.

Начало марта 1917 г. Великий Бобрик.

***

(Отрывок) Тетрадь «В КАТАКОМБАХ»

Мы в себя уйдем отныне -

В задушевные твердыни:

Там Святыню уничтожить

Сила злобная не сможет.

Начало марта 1917 г. Великий Бобрик.

В МУТНОЙ ВОДЕ

Точат лясы, «бранделясы»,*

Заплетают сеть:

Те мечтают скинуть рясы

И пиджак одеть;

Эти грезят о землице

И о грабеже;

Те же, важно хмуря лица,

Жаждут «протеже»...

Этот корчит демократа,

Чтоб у власти стать,

И готов в отца и брата

Камнями кидать!

А иные клеветою

Злобной заняты,

И грозят на все святое...

Русь! - и это - ты?!

Апрель 1917 г. Великий Бобрик.

____________________

*Словцо Розанова (прим. о.Николая).

1920 - 1921 г.г.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

На все наложены оковы,

И тяжек их холодный груз...

Но в мир теперь явилось Слово, -

Для Слова ж Божьего нет уз.*

О, братья во Христе! - нас мало,

Но свет блеснул нам из тревог!..

Мужайтесь! - Слово Плотью стало -**

Мы не одни, но с нами Бог!

Мы все у Божьего чертога,

Все призваны на Божий пир.

Кто внемлет Славе в вышних Бога,

Тот на земле обрящет мир.

Декабрь 1920 г. Сумы.

______________________________

* II Тимоф. 2, 9.

** Иоанн.1, 14.

СТАРЦЫ ИЛИОНА

Нам бы очень были нужны

Речи старые из сердца!

Отвечают: «мы недужны -

Нету силы, нету перца...»

«Мы склонилися, как ивы,

Над бегущею водою...

Мы покорны, молчаливы

Перед жизнью молодою».

«И давно про идеалы

Нам наскучило и слушать:

Мы разбили пьедесталы,

И теперь хотим лишь кушать».

5-го апреля 1921 г. Сумы.

***

Христос воскрес! Откройте гробы!

Восстаньте мертвые душой!

Довольно слез, довольно злобы;

Свет загорелся над землей!

Христос воскрес! - Леса и степи

Дождались праздника весны!

Забыты бедствия и цепи.

Забыты призрачные сны...

И вновь пред взорами мелькает

Зеленый цвет - надежды цвет...

И солнце радостно играет, -

Его лучам предела нет.

Христос воскрес!.. О, Русь Святая!

Как снег бежит ручьями вод, -

Пусть так вражда, в тебе растая,

Любви потоки разольет!

Христос воскрес! О, други, - смело

Глядите в глубь грядущих дней;

Христос идет в одежде белой

Средь окровавленных полей.

Светлое Христово Воскресение,

22 апреля 1921 г. Сумы.

***

Слышно - по долам

Шепот идет:

«Вешний Никола

Скоро прийдет...»

Стали тянуться

Травка, цветок,

Чтобы коснуться

Благостных ног.

Уж на Востоке

Виден Святой -

Старец высокий,

Дивно простой:

Ризы убоги -

И омофор;

Пристально-строгий

Любящий взор.

Кроткий мерцает

Вкруг него свет;

Благоухает

Ног его след...

Божье он слово

Людям несет:

К Западу снова

С ним он идет, -

Благословляет

Всех на пути...

Долго - он знает, -

Трудно идти:

«Тьмы не приемлет

Вышний Восток»

Запад не внемлет, -

Запад далек...

В Руси широкой

Рад отдохнуть:

Здесь от Востока

К Западу путь...

И через села,

Тихой стопой,

Ходит Никола,

Старец Святой.

Только он взглянет -

Радость цветам;

Только лишь станет -

Вырастет храм;

Где ж прикоснется -

Лики икон...

Всюду несется

Радостный звон!

Ночь с 6-7 мая 1921г. Сумы.

***

Хаос и тьма!.. За свободу

Льется свободная кровь:

Злобу внушили народу

И затоптали любовь!

Много и дыма и чада,

Творчества ж пламенник пуст:

Рвется бездарное стадо

В храм вдохновенных искусств.

Мысль, как рабу покупную,

Грубо на площадь влекут...

Божию правду святую

................................*

Тщетные лжи ухищренья! -

Истины все же не скрыть;

К вечному Небу стремленья

В душах живых не убить.

Ваше кровавое знамя

Красно не кровью Христа;

Ваше мятежное пламя -

Нет, не опалит креста!

Буйные волны мелеют...

Церковь - наш чудный ковчег!

Голубь таинственный реет...

Скоро незыблемый брег.

Всех нас к себе призывает

Веры лазоревый стяг:

Видите, как он сверкает

На недоступных горах?..

Вечность - вот жизни вершина;

Там лишь нет рабства оков, -

В Царстве лишь Божьего Сына -

Равенство, братство, любовь!

8 мая 1921 г. Сумы.

_______________________

*Строка не прописана (С.Р.).

***

Плачем, плачем о нашей Отчизне.

Есть в нас дыханье, но нет у нас жизни...

(К Псалму 136, отрывок).

Когда постыдная действительность тревожит,

Когда в душе моей надежда изнеможет,

Что сбросит Русь с себя насилье и позор,

Случайно, иногда, я обращаю взор

На скромное собрание портретов -

Мыслителей, художников, поэтов,

Которые с любовью, по стенам

Убогой комнатки, развешивал я сам.

Вот Пушкин, Гоголь, Тютчев, Киреевский,

Аксаковы - два брата, Достоевский,

Григорьев Аполлон, Самарин, Хомяков,

Леонтьев, Соловьев, воинственный Хилков -

И ряд других - современных и давних

Толпой не признанных, сынов России славных.

Отрадно мне глаза на них остановить:

И легче мне дышать, и вновь хочу я жить...

Я русский - и горжусь: нам нечего стыдиться! -

Ведь люди те могли в России лишь родиться:

Народность русская их всех произвела,

И в них раскрылася и пышно расцвела...

Все русские мечты в себя они впитали

И дивный мир из них, мир духа, воссоздали,

Сокровищ множество, народам и векам,

В нем заготовлен... Зачем стыдиться нам?

Зачем печалиться? - И в эти дни лихие

Жива Святой Руси могучая стихия, -

В них, в наших гениях, она еще живет

И вечно будет жить - и, верю, разорвет

Оковы чуждые, что давят нас сурово, -

И в мире загремит Руси святое слово!

26 мая 1921 г. Сумы.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

«Сей Младенец лежит на возстанье

И падение многих, и быть

Ему в знаменье здесь пререканья, -

Чтоб сердец помышленья открыть...» *

Обнаружит Он замыслы злые, -

Тьмой и Светом Он станет судить...**

Он явился, чтоб зрели слепые

И чтоб зрящих людей ослепить...***

Вот Он камнем лежит преткновенья, -

И в Нем чуждый - соблазн лишь найдет;

А для нас же - Он Камень Спасенья,

Вечной Жизни единый оплот.

Созидатели града земного

Этот Камень отвергли Святой;

Но положен Он Богом в Основу -

И не будет основы иной.****

Лето 1921 г. Сумы.

______________

* Лк. 2,34.

** Иоанн 3, 19-21.

*** Ин. 9, 39.

**** Псал. 117, 22-23.

* * *

У бабочки крылья одни хороши:

То крылья Психеи, - бессмертной души.

Лишь крыльями бабочка - символ отрадный;

Без крыльев же - червь она, глупый и жадный.

7 мая 1921 г. Сумы.

* * *

К вечной стремися Отчизне,

Мук не страшась и оков:

«Крест - это древо есть жизни,

Крест - это знамя веков».

10 мая 1921 г.

_______________________________________

Слова священномученика Игнатия Богоносца (прим. о. Николая).

***

Сказал Господь: «Остановитесь

На ваших гибельных стезях!

Еще не поздно... Осмотритесь,

О древних сведайте путях, -

Где добрым путь, - и лишь пойдете

Вы этим праведным путем, -

Покой душам своим найдете».

Они сказали: не пойдем!

Июнь 1921г.

____________________________

(Иеремия, 6.16).

1923 г.

***

Вновь идет Он на мучение

Меж злодеев на кресте...

Славим мы долготерпение

Твое, Господи Христе!

Больно сердцу; очи плачут...

Ах!.. Что слезы наши значут

Перед морем наших бед?..

Но не все волною смыто, -

И средь мглы, везде разлитой,

Видим, Господи, Твой след...

Не пойдем за силой злою! -

На позорные столбы,

На Голгофу, за Тобою,

Мы взойдем, Твои рабы!

23 марта 1923 г. Св. Великий Четверг. Сумы.

ПЕСНЬ ОБРЕЧЕННЫХ

Мы крест, как победное знамя, несем, -

Средь мира враждебного бодро идем.

Ничтожны для духа земные преграды:

Теснят - мы свободны, нас гонят - мы рады;

Бессилен и смертный для нас приговор, -

Мы живы: Воскресшего славит наш хор!..

Средь бедствий и злобы душою ликуем:

Мы Нового Града с надеждой взыскуем.*

И Родину любим, и власти мы чтим,

Но все же мы рабски пред ними не льстим, -

Не можем ослушаться Божьих вещаний...

О, мы не крамольники: мы - христиане.

Здесь в жизни, мы жизнию дышим иной, -

И нет для нас места в отчизне земной.

Мы скорбью и мукою радость питаем...

Хоть мы неимущи, но всем обладаем.**

Из мира нас гонят - мы в сердце уйдем:

Что было отнято - там снова найдем...

Мы в сердце сокроем все наши Святыни:

Лишь там наши дебри и наши пустыни!

Вот, мы отрясаем и ног наших прах...

Кто дружится с миром, тот Господу враг...***

Мы здесь только странники, только пришельцы,****

Мы все как бездомные здесь погорельцы,

Мы в Горы, к Незримому Граду идем:

Там жаждем мы слиться скорей со Христом!

Мы верим - Он встретит нас в райской отчизне:

Давно Он готовит венец для нас жизни.

24 марта 1923 г. Св. Великий Пяток.

Сумы.

_________

* Евр. 13, 14;

**II Кор. 6, 10;

*** Иак. 4, 4;

**** Евр. 11, 13.

***

К.С.

Житейской мудрости коварные извивы -

Для Божьей Истины кощунственный предел.

Змеиной чешуи и блеск и переливы -

Вот образ для твоих эффектных слов и дел.

Ты исказил в себе небесные призывы;

Смиренной кротости отвергнувши удел,-

Стремительно один скользишь на почве зыбкой

С самодовольною, сияющей улыбкой.

7 августа 1923 г. с. Белка.

***

«ЖЦ»*

Вознесся храма мощный свод.

У храма толпится народ;

Но почему же в белый храм

Он не идет, по ступеням,

А в страхе издали стоит?..

Давно уж колокол гудит;

Раскрыты двери... Слышен хор, -

И видит восхищенный взор

Ряды бегущих вдаль колонн

И лики светлые икон.

Уж фимиама синий дым

Поднялся облаком густым.

Священник, в ризе золотой

Стоит пред трапезой святой...

И все, как прежде, - тот же вид:

Лампадок множество горит;

Такие же слова и звук,-

Поклоны, воздеянье рук...

Так почему же не идет

Во храм испуганный народ,

И все глядит лишь на помост? -

Там, растянувшись во весь рост -

От входа и до Царских Врат, -

Шипя и разливая яд

Из пасти дышущей своей, -

Лежит холодный красный змей.

16 сентября 1923 г.с. Белка.

_____________________

* «Живая Церковь».

***

После скорби всеобщей и боли мучительной,

Разгорится вдруг страшный огонь очистительный,

И весь воздух, и землю, и воду, и камень, -

Все охватит тогда пожирающий пламень!

Прекратится безумный кощунственный пир...

Уничтожится в пламени грешный наш мир.

Из огня ж воссияет, как Феникс прекрасный,

Мир иной - не растленный и злу не причастный,

Где, в Красе торжествующей Правда живет,

Где никто не страдает, никто не умрет...

Вот чего мы со страхом и радостью чаем -

Все мы новых небес и земли ожидаем.

19 сентября 1923 г.с. Белка.

***

ВВЕДЕНИЕ

Весь огнями залит переполненный Храм,

И под сводами синий плывет фимиам...

О, Господня Юница! - во Храм наш войди!

Без Тебя только мрак, только смерть впереди!

За грехи наши Храм не оставлен ли пуст?..

Не бессильны ль мольбы наших трепетных уст?

Но надежда нам светит, и будем мы ждать,

Что с Тобою Господня сойдет Благодать...

Ты войди же! - Олтарь озаренный открыт;

Пред Престолом Святым семисвещник горит...

И стою я, восторгом охваченный весь...

О, Пречистая Дева! Ты с нами, Ты - здесь!

21 ноября 1923 г.

с. Белка.

***

Вот уж голос от Дана несется...*

Кто-то силится в двери войти...

Все притихло. Лишь кольцами вьется

Красный змей на Христовом пути...

Осень 1923 г.с. Белка.

__________________

* Иерем. 4, 14-15.

«ПРИСОЕДИНЕНИЕ» Тетрадь «СМЕШНОЕ, НО НЕ ВЕСЕЛОЕ»

Эпиграф: «И при смехе иногда болит сердце...»

(Притч. Солом.14.1)

(Правдивая история)

Вспоминается мне заседанье

Досточтимых духовных отцов...

Переполнено тесное зданье:

Здесь - и с ближних и дальних концов.

Вопрошают: «да в чем обновленье?

И какая в нем польза и толк?..»

Вот молитвы торжественной пенье -

И расселися. Говор замолк.

Выступает священник с докладом, -

Делегат наш - из местных витий;

И слова его сыплются градом,

И скользит его речь, яко змий.

... После странствий, томительно-тяжких, -

То на крыше, то просто пешком, -

Все почти поистратив «бумажки»,

Наконец, со своим узелком

Я добрался; и прямо с вокзала

(Забежавши к буфету на миг) -

Устремился, не медля нимало,

К обновленному дому «живых».*

И лишь только вошел в «Управленье»,

Вижу - старого нет и следа:

Жизни новой там шум и бурленье...

Слава Богу! - вздохнул я тогда, -

Наконец, наша церковь воскресла!

Как все ново! - Радушье, уют:

Предлагают мне мягкие кресла,

Закурить папироску дают...

«Новый дух!..» Я сижу в изумленьи:

словно сбылся несбыточный сон...

Тут послышалось вдруг в отдаленьи:

- Ну, а как же... того... самогон? -

«Продолжаю...» Из долгой беседы

Заключение вывесть я мог,

Что великой духовной победы

Мы добились, - Господь нам помог.

Дождалось, наконец, духовенство

светлой жизни на деле святом...

Лозунг всех нас: свобода, равенство,

Ну, и братство, конечно, притом».

«Много лет переживши позорных,

Испытавши насилье и гнет

От монахов-епископов черных, -

Ныне каждый привольно вздохнет.

Иереев теперь диктатура...»

(Кто-то крикнул придирчиво: шо?! )

«Нам доступною стала культура...»

(Протодьякон рычит: хорошо!).

«Дух без тела бессилен, положим;

Об идеях болтают лишь зря:

Мы оброк на приходы наложим -

И взойдет обновленья заря!..»

- Обновление, значит, кармана, -

Кто-то вставил: - то веры подрыв!

Напустили вы много тумана,

Чтобы скрыть перед нами обрыв!..

«И ничуть! А вот ваши тревоги,

Пессимизм ваш - один только дым...

Не мешайте, уйдите с дороги

С фанатизмом отсталым своим!»

«Всех вас нужно, душою кто стары,

Перед властью теперь отмечать...»

- Что ж, готовитесь вы в комиссары?... -

Председатель: «Прошу замолчать!» -

- Замолчу. Мы дождались до срама

Слышать речи такие - и где?!..

Вы скажите, какая программа,

А не плавайте в мутной воде!

«Что за спор? Призываю к порядку! -

Председатель торжественно вновь:

«Митинговую нужно повадку

Здесь оставить: здесь - мир и любовь».

«Вот программа. Жениться мы можем

И вторично - вопрос сей решен.

Архиреев - монахов низложим,

В архирейш обратим своих жен».

«Мы сольем духовенство в союзы,

А мирян канонично сожмем...

Облачимся во френч и рейтузы -

Проповедовать миру пойдем».

«И заветное слово мы скажем:

Коммунизм и Церковность - одно.

Революции святость докажем

И вершиною сделаем дно...»

«Все о духе твердили народу, -

Но, позвольте ж, - у нас есть и плоть!..

В корень жизни мы ставим свободу...

И Христос ведь, - не столько Господь,

Сколько брат...» - И товарищ, быть может?.. -

«Не мешайте! - Нет рабства в наш век:

Бог не деспот, что всех уничтожит,

И Христос был... вполне человек».

«Наслоенья веков мы разроем;

Призовем всех под красный мы стяг;

И живую мы церковь построим

На обломках и мертвых костях!»

«Если ж косная грубая масса

Идеалов живых не поймет, -

Нам останется «общая касса»,

Из которой, кто хочет, возьмет».

«Но скажите мне, где ж отступленье»?

В «Новой Церкви» все то же, как встарь:

Не такое ли Богослуженье?

Не такие ль иконы, алтарь?..»

Снова голос: вы дух подменили, -

Дух антихриста веет теперь...

Вы, предательски, двери открыли -

И ворвался в Святилище зверь...

Шум. Смятение. Возгласы: жутко!..

Обольщает нас здесь сатана! -

А другие: «Но жизнь ведь не шутка:

У нас малые дети, жена!»

«Мы - как все... Записалися всюду...»

- Нет, у праведных вера не та. -

«Но вы разве забыли Иуду:

Был апостол, а... предал Христа!..»

- Вот с кого здесь берутся примеры!..

«Ну, так что же? - Иуда погиб,

Покаянью отдавшись без меры, -

Мы ж покаяться в меру могли б...»

- Значит, вы!.. - «Перестать препираться! -

Председатель вскричал: здесь не Сечь!

Или - вынужден я распрощаться!..» -

Снова льется коварная речь...

«Обновленчества мысли живые -

Порождение красной волны:

Благодарно склонять свои выи

Мы отныне за это должны...»

«Приглашаю же всех записаться

В добровольную группу «ЖЦ»

Нам придется немножечко сжаться,

Но мы будем свободны в конце...»

- Ну, а если кто в церкви Соборной

Остается?.. - «Извержется тот:

Он траве уподобится сорной,

Для огня что хозяин блюдет...»

Только выскажешь лишь противленье, -

Так сейчас, - как на стрижку овцу, -

Предержащим властям, без смущенья,

Выдает его красное «ВЦУ!..»*

«Кто ж вольется в живое движенье, -

Тем довольство, права и почет...

В этом явственный перст Провиденья...

Дайте ж душу свою на учет.

«Противление здесь бесполезно:

Не пробьешь ведь стену головой...

И, поверьте мне, мы не над бездной, -

Пажить злачная в «Церкви Живой»...

«И в нее да направит Создатель!..

Я закончил». Движение. Крик...

«Тише! Тише!» - Встает Председатель:

Сухощавый высокий старик.

Над столом он склонился... Стемнело:

Только черные тени кругом...

Нагоревшая свечка чуть мрела...

В подземелье мы точно глухом,

На суде инквизиции... Блики

Колебались на бледном лице...

Шум затих и умолкнули крики:

Каждый думал о близком конце.

И сказал Председатель зловеще:

«Ведь написано: мертвый, восстань!..

Нужно здраво смотреть нам на вещи,

Перейти роковую чтоб грань...

Я вопрос предлагаю вам ясный

Здесь решить несмотря ни на что:

Вы примкнуть к Новой Церкви согласны?

«Да, согласны...» - «Кто против? Никто?»

- Нет! - вот я... И хочу всенародно

Заявить, что позорно нам в плен...-

«Замолчать! - говорит здесь свободно

Лишь союза свободного член»!..

***

3 октября 1923 г.

с. Белка.

________________________________________________________________________

* «Живая церковь» - одна из групп обновленцев, созданная в мае 1922 г.

** Высшее церковное управление (обновленческое), организовано церковными авантюристами после попытки смещения св. Патриарха Тихона в мае 1922 г.

СЫН Тетрадь «ПОТАЕННЫЙ ЛАРЧИК»

Опустились вечерние тени.

Я сидел у окна недвижим.

Вдруг взобрался ко мне на колени

Златокудрый сынок - Серафим;

И прильнувши головкою нежно,

Он сказал: «Почему ты грустишь?»

Я же думал о них, что мятежно

Всколыхнули церковную тишь...

Захотел испытать я малютку

(Хоть теперь я уже и стыжусь,

Что сердечко смутил его в шутку), -

Я сказал: «Вот, пока, я держусь...

Ну, а вдруг, испугавшись их злобы,

Я б оставил свой путь навсегда

И пошел в «обновленцы»... ну, что бы

Обо мне ты подумал тогда?»

И ответил мой мальчик уныло,

Переставши меня целовать:

«Я не знаю... но больше кадило

Я не стал бы тебе подавать».

Лето 1923 г.

с. Белка.

***

1924 г.

***

Кто поражен - тот побеждает;

Кто муки терпит - создает;

Кто слаб, тот мощью обладает;

Кто Божий раб - свободен тот.

25 июня 1924 г.С.Белка.

***

Лопата в руке Его... (Мтф. 3.12)

Хладною бурею чуждого Церкви ученья

Если и рвутся теперь вековечные звенья,

Если, как пыль, и уносятся в бездну далече,

Все, чьи ничтожны дела и напыщенны речи, -

Все ж я не вижу веры последней утрату,

Но прозреваю лишь судную Божью Лопату:

С нею над миром подьялися руки Христовы,

Чтобы отвеять зерно от негодной половы.

Время очистить пшеницу от чуждого сора:

Он разлетится, не выдержав ветра напора;

Зерна же все, что останутся, быв полновесны,

В новые борозды всеет Хозяин Небесный, -

Чтобы таинственный плод в этом мире умножить...

Божии севы не в силах никто уничтожить.

Ночь на 26-е июня 1924 г. С.Белка.

* * *

Вы тщетно на веру кладете запрет:

Что Бога нет в мире - бездарная ложь;

Одно только верно: в вас Бога уж нет,

А в нас и над нами Он царствует все ж.

25 июня 1924 г.С.Белка.

* * *

На аксиомах ведь строится зданье

безбожной системы,

Мне же нелепость ее - и аксиомы ясней.

июнь 1924 г.С.Белка.

* * *

Богу покорность - свободы венец.

Бунт против Бога - свободе конец.

25 июня 1924 г.С.Белка.

***

Не рабское благо, но благо свободы -

Вот лозунг, пред коим склонятся народы.

Вы властны лишь пулею сердце пронзить,

Но в сердце не властны свободу убить.

25 июня 1924 г.С.Белка.

***

О, жалкий век! - Ты жадно пьешь отраву...

Ничтожны все твои и мысли и дела:

Ты променял былую славу

На образ низменный ядущего вола!*

1924 г.

______________________________________

См. Псал.105,20 ст.

***

С волками жить - по волчьи выть -

Вот мудрость низменного века.

Но слов Гиллеля не забыть:

«Где нет, сказал он, человека -

Ты человеком должен быть».*

1924г.

__________________________________

*Гиллель - еврейский мудрец-раввин, почти современник Христа.

(Прим.о.Николая).

***

Крик бездны отверстой: «разрушу! разрушу!!»

Земля всколебалась, и Храм наш дрожит...

Кто пастырь, - отдай за овец свою душу,

В тот час, как наемник трусливо бежит.

1 сентября 1924 г. Веретеновка.

1927 г.

ДЖИОКОНДА*

Твоя душа, как омут, зыбка;

И ужас бездны затая,

Твой смутен взор... Твоя улыбка -

В цветах скользящая змея.

А за тобою - фон чудесный:

Тропа и цепь лазурных гор.

А над тобой звучит небесный -

Прельщенью злому - приговор!

19 июня 1927 г.

г. Лебедин.

___________________________

*Картина Леонардо-да-Винчи.

ОКТАВА БЫТИЯ

Над темной бездной свет - вот Первый День творенья.

Небесная лазурь явила День Второй.

В День Третий - моря гул, и зелень, и цветенье.

В Четвертый День - Светил необозримый строй;

А в Пятый - всплески рыб и вольных птиц паренье,

Шестой увенчан был Эдемскою Четой.

Седьмой - День Промысла, начаток совершенства...

И близок День Восьмой - День вечного блаженства.

14 августа 1927 г.Лебедин.

* * *

Два зла народ соделал Мой:

Меня, Родник воды живой,

Оставили в пути своем, -

И всяк иссек свой водоем

Разбитый, - тщетные труды! -

Держать не может он воды.

____________________________

(Иеремия, 2,13).

1928 г.

***

Церковь - родина святая;

Церковь - вечная скала;

Ныне всюду разлитая,

Не объемлет ее мгла.

Только ей все помышленья,-

Ей лишь верность и любовь,-

Вещий трепет вдохновенья,

Жизнь и жертвенная кровь.

1 июля 1928 г. Лебедин.

1929 г.

***

ШТЕМПЕЛЕВАННЫЕ

Нет духовной в нас укрепы:

Распадается наш стан...

Разметет нас свирепый,

Беспощадный ураган.

Где теперь уж в «Адаманты»?! -

Хоть булыжниками быть;

Не слагать бы льстиво канты

И на привязи б не плыть...

За кусок ведь белый хлеба

Мы и душу продаем,

И, забыв просторы неба,

Сладко в щелочках поем...

Тихо корни Вертограда

Подрывает черный Зверь...

Мы ж лепечем: «так и надо -

Ты в душе лишь только верь».

Жребий наш хотя и труден,-

Мы виновники во всем:

Ведь мы сами же, как студень,

В миску чуждую ползем...

Тщетно рабская природа

Ждет награды от господ,

И напрасно ищут брода

На брегу мятежных вод...

Только будет и прибытку,

Что, на стенку приколов,

Будут дергать вас за нитку,

Как картонных плясунов!

10 января 1929 г. Лебедин.

***

В наши злые, гнетущие дни

Ты не сетуй, встречая невзгоду.

Средь лишений лишь сердце храни, -

И тогда - сбережешь ты свободу.

Июль 1929 г.

БАШНЯ

Выше, выше все каменья, -

Башня стройная растет!..

Крик мятежного стремленья:

«Мы взойдем на небосвод!»

Но, как будто убегает

Дальше, дальше синева...

И улыбкою сияет,

Слыша гордые слова...

«Как же в плоть осуществленья

Мощный замысел облечь»...-

Мыслей жуткое смешенье -

Непонятной стала речь...

К Небу прах не прикоснется! -

В сердце крадется печаль...

И, по-прежнему, смеется -

Божья радостная даль...

Вдруг земля затрепетала -

Затемнился небосклон:

Башня грудою упала...

И создался - ВАВИЛОН.

26 июля 1929 г.

.

***

Во имя жизни, я гоню

О жизни дальние расчеты:

Ведь, право, - нынешнему дню

Довольно собственной заботы.

Над нами благостная сень;

Надежда нас не обесславит:

Когда Господь дарует день -

Его без пищи не оставит...

Доверьтесь Господа словам -

За жизнь свою не трепещите:

Он даст, - как птицам и цветам -

Вы ж Царства Божия ищите!

26 августа 1929 г.

СОВРЕМЕННЫЙ РОМАНС

Стал хлеб теперь для нас, как пряник;

Вода ж, - как сладкое вино...

Сегодня вставши спозаранок,

Не ели мы уже давно.

В душе элегии слагая,

Мы тщетно шарим по столам:

Быть может, корочка сухая

От нас запряталася там.

Настала уж ночная темень,

А все не варится обед...

Не взять ли нам висящий ремень -

И сделать несколько... котлет?

Начало октября 1929 г.

***

«КАМЕШКИ ДЛЯ ПРАЩИ»

Хоть не найдешь ты, - что могло б

Пробить упрямый медный лоб -

Все ж прячь ты камешки в рукав,

Когда глумится Голиаф.

2 сентября 1929 г. Лебедин.

НА АКАФИСТЕ

Молитва из сердца плыла;

Мы пели торжественно хором:

О, Чистая Дева, - от зла

Покрый нас честным омофором! -

Мы бедные чада земли;

В нас никнут святые стремленья...

О, Дивная! - Ты окрыли

Бессильные наши моленья!

Мы жаждем коснуться Святынь,

Но трудны нам, трудны боренья...

Благая, Ты нас не отринь,

Отверзи нам двери спасенья!

Все больше сгущается мгла.

Вся жизнь наша стала позором...

О, Чистая Дева, - от зла

Покрый нас честным омофором!

Я тихо стою в стороне,

И в сердце печаль и смятенье;

Но верю я: радость во мне

Пробудит хвалебное пенье...

О, если бы все позабыть

И только лишь плыть в умиленье!

О, если бы вновь оживить

Дней прежних святое мгновенье!..

Ах, юность, что пышно цвела.

Мне в душу глядится с укором.,,

О, Чистая Дева, - от зла

Покрый нас честным омофором!

17июня 1929 г.

***

Не тщетно в Родине запечатлен Мессия:

Предсказывать в грядущем не берусь,

Но знаю, что хотя и умерла Россия, -

В сердцах еще живет Святая Русь.

Лето 1929 г. Сумы.

***

Уж запустенье на месте святом...

Рушится, рушится Господа дом!..

Погибель скоро.

Кругом все грозно...

Бегите в горы,

Пока не поздно!

На те вершины,

Что так сверкают,

Прозрачно - сини...

Их Мудрость знает.

Там безопасность, там не страшны

Злобные всплески мутной волны.

15 июня 1929 г.

Сумы.

***

Под сенью знамени святого

С врагом озлобленным мирись;

Но беспощадно и сурово

Со злом за Истину борись.

.....................................

Оставь же прежние пристрастья,

И стань на вражеском пути;

Забудь о жизни и о счастье

Чтоб жизнь и счастие спасти...

И должен ты, идя в сраженье,

Себя оружием облечь:

Твой вера - Щит, броня - терпенье

И Слово Божие - твой Меч.

Июль 1929 г.

***

Десница судная поднялась высоко,

Грознее все глядит Всевидящее Око,

И льется с вышины, из Чаши, Божий гнев...

А снизу слышится все тот же дикий рев -

Над бездною там смех и пение, и пляски -

В безумье кружатся раскрашенные маски...

Другие же сидят и плачут, в стороне,

Никто ж не думает о Божьей вышине, -

И если над собой Десницу вдруг увидят,

Лишь только злобятся, лишь только ненавидят,

И крики буйные все более растут...

О прав Твой, Господи,-

О, прав Твой строгий суд!

Август 1929 г.

Лебедин.

*** Тетрадь «ИЗ ГЛУБИНЫ»

Ты помнишь, душа, печальный Гадарин

И бесноватого у сумрачной пещеры?..

Ты помнишь, как туда, из глубины долин,

Пришел к нему Христос, надежда нашей веры?

И исцелил его, и радостно у ног

Сел Иисусовых, спасенный от мученья...

Вот также и теперь, в безумии тревог, -

Жди с верою и ты Святого Посещенья.

27 августа 1929 г.

г. Лебедин.

***

Блажен, кто, бодро и послушно,

Несет за Господом свой крест, -

Кто против жизни, малодушно,

Не копит сумрачный протест.

Блажен, кто малым здесь доволен,

Кто лишь надеждою живет;

Блажен, кто в жизни обездолен,

Но песни светлые поет, -

Кто день встречает, как подарок,

Души же не отдаст ему...

Блажен, кто, не бояся парок,

Лишь Богу верит одному!

19 октября 1929 г. Лебедин.

1931 г. Из цикла «БИБЛЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ»

***

Неправы женщины

И лжет вино:

Что дышет страстию,

То мук полно.

Но в хладной мудрости

Душой не стынь -

Гори желанием,

Ища святынь!

Где жизнь рождается, -

Уж смерть видна...

Лишь Божья Истина

Живет одна.

Нет слаще Истины

И нет сильней:

Весь мир, с надеждою,

Взывает к ней.

23 января 1931 г.

(II Ездры, 4,36-38).


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Рыжов
Самый сложный вопрос – русский. Без русских никуда. Но куда – с русскими?
Актуальное обозрение. Часть третья. «Нам нужна глубинная деколонизация нашего сознания»
19.02.2024
Как выбирали Патриарха
К 15-летию Поместного Собора РПЦ 27-28 января 2009 года
28.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 2
10.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 1
08.01.2024
Все статьи Станислав Рыжов
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:10
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13