itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Главные обязанности пастырского служения

0
1961
Время на чтение 5 минут

«Никто не может более Христа любить как тот, который спасения ближнего ищет».

(Св. Тихон Задонский).

Главными обязанностями пастырского служения являются, как известно, учительство, священнодействие и духовное руководство пасомыми. Одними своими силами, без помощи Божией, успешное их осуществление пастырю не под силу. Пастырское служение, следовательно, немыслимо без молитвы. Пастырь возносит молитвы не только от себя лично, но и от лица всех верующих, ибо ему дано дерзновение просить Господа о спасении не только своей души, но и души своих пасомых. В своей лекции о пастырстве, прочитанной в МДА, митрополит Антоний (Блюм) говорил, что пастырю так нужно человека воспринять в свою душу, чтобы стать как бы жёлобом, по которому его молитва возносится к Богу.

Важнейшей формой, в которой пастырь осуществляет учительство пасомых, является церковная проповедь. По словам видного русского богослова и проповедника епископа (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого), проповедь «не есть богословский трактат, не урок по катехизису. Она должна быть направлена на преображение внутреннего мира слушателей, на то, чтобы заставить их смотреть на вещи с евангельской точки зрения, чтобы вложить в их души непотухающую ревность о достижении христианского совершенства».

Слушая проповеди в течение нескольких лет во многих местах нашей страны, я пришёл к заключению, что успех проповеди во многом зависит от следующих условий: актуальности и конкретности вопросов, затрагиваемых в проповеди; краткости и содержательности проповеди; учета различных особенностей слушающих (возраст, образованность и т.д.); живости и образности языка, наличия примеров и сравнений из повседневной жизни.

Вот, как мне кажется, основные условия действенности проповеди. Она должна иметь дело с живыми людьми: отвечать на их вопросы, удовлетворять их духовные потребности, сочувствовать их радостям и печалям. Именно такие проповеди мне приходилось слышать в Почаевской Лавре от игумена (ныне архимандрит) Амвросия (Юрасова). Его проповеди были не отвлечёнными лекциями или пространными докладами, а, скорее, задушевными беседами, содержащими многочисленные примеры из жизни и затрагивавшими самые сокровенные «струнки» человеческого сердца. «Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного» - любил повторять он старца Амвросия Оптинского.

Следующей обязанностью пастыря является совершение священнодействий, главное из которых - Божественная Литургия.

История православного благочестия знает несколько пастырей, которые отличались ревностным совершением её. Таким, например, был приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский - «всероссийский батюшка», как любовно называл его верующий народ. По рассказам многих очевидцев, во время совершения Божественной Литургии он настолько погружался в молитву, что, казалось, никого не замечал вокруг. Всё его внимание было сосредоточено на принесении Безкровной Жертвы. Слёзы, часто появлявшиеся на его глазах, свидетельствовали о глубоком умилении и благоговении, которые посещали душу отца Иоанна в это время. Другим примером является покойный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Прикованный к постели тяжёлой болезнью, он, по возможности, продолжал совершать Божественную Литургию на специально сооружённом в его покоях престоле.

Нередко можно видеть пастырей, которые являются примером благоговейного, в духе святоотеческих традиций, совершения Божественной Литургии. Одним из них был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В трудах Святейшего Патриарха содержатся ценные наставления пастырям о должном совершении богослужений. Здесь он говорит, в частности, об обязанности пастыря быть ревностным хранителем православных богослужебных традиций, о недопустимости делать самочинные изменения или сокращения в молитвах, ектениях, возгласах и песнопениях.

Важной поддержкой пастырю в его трудном служении является причащение Святых Христовых Тайн. Это особенно сознавал митрополит Никодим. Он обязательно причащался даже в тех случаях, когда сам не служил, а только молился за литургией. Владыка разрешал и даже поощрял причащение не служащих священников и диаконов. Служение же диаконов без причащения порицал как явление нецерковное, противное смыслу Евхаристии.

К главным обязанностям пастыря относится также и духовное руководство пасомыми. О нём митрополит Антоний (Блюм) так говорит: «У меня сложилось такое чувство, что самое основное отношение между духовным отцом и духовным сыном, дочерью - это не столько то, что он тебя чему-то учит, или исповедует, или как-то воспитывает, а то, что он тебя принял, и то, что случается с ним, каким-то образом случается и с тобой».

Главным средством для достижения такого единения может быть только сострадательная любовь, которая состоит в способности понять человека, проникнуть в то доброе, что у него есть, оценить его, освобождая от примеси зла. Это есть радостное слияние со всем добрым и скорбь обо всём злом. Один из героев романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» - старец Зосима - называл такую любовь «страшной силой», с помощью которой можно «весь мир покорить».

Пастырю необходимо стремиться к такому состоянию духовного совершенства, чтобы все грехи и пороки паствы считать своими собственными, доказывающими его недостающую ревность, отсутствие в нём духовной мудрости и святости.

Ярким примером такого духовного руководителя является старец Амвросий Оптинский. По словам его жизнеописателя, «ни звание, ни состояние человека, не имели никакого значения в его глазах. Ему нужна была только душа человека, которая настолько была дорога для него, что он, забывая себя, всеми силами старался спасти её и поставить на истинный путь. Его пастырское попечение можно сравнить с заботливостью нежной матери».

Таким образом, главным, что определяет успешное духовное руководство пастыря, является степень его сострадательной любви к пасомым. Очень важно для этого тщательно контролировать пастырю свои помыслы. Имея всегда перед глазами своей совести собственный внутренний мир, пастырь, по аналогии с ним, быстро начнёт осваиваться с борьбой, происходящей в душах, вверенных ему пасомых. Более широкое проникновение в эту область даст ему исповедь, если только он имеет возможность и желание совершать её не торопясь.

Очень актуальным является указание митрополита Никодима на то, что современный пастырь может успешнее осуществлять духовное руководство паствой, если он «хорошо знает жизнь и деятельность своей Церкви, основные всеправославные и общехристианские проблемы, если он вообще всесторонне образован».

В заключение хочется подчеркнуть, что пастырю необходимо вкладывать в своё служение всю душу. Только в этом случае он сможет быть, согласно наставлению Апостола, «образцом для верных в слове, в питии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4.12).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Владимир Анатольевич:

Это главное. Это самое существенное в вопросе о грядущем религиозном устроении России."

Спасибо за И.Ильина! До сих пор более чем актуально.
Иванович Михаил / 20.10.2016, 12:53

1. Чего мы ожидаем от наших пастырей?

Великий русский религиозный философ Иваан Алекса́ндрович Ильин размышляет о пастырском призвании и чего же мы, православные христиане, желаем от наших пастырей: "В России началась великая борьба за религиозное очищение и обновление. Надо предвидеть, что это будет борьба большого напряжения и долгого дыхания. Русский человек должен вернуть себе цельную веру, в которой сердце и разум, созерцание и воля сольются в единый поток такой силы, что на него отзовется и самый инстинкт; тогда будут найдены новые творческие идеи и создастся новая христианская культура. От христианского пастырства нам надо ждать совета и помощи в этом деле. И православное духовенство найдет в себе духовную силу, мудрость и искренность для этого подвига. Чего же мы, православные христиане, желаем от наших пастырей? С какими запросами мы идем к ним? Чем они могут заслужить нашу любовь и наше доверие? Не буду говорить о богословском образовании и о подготовке к духовному пастырству, прозорливому и бережному в личном общении. Само собою разумеется, что духовным лицам надлежит знать Писание, и Предание, и все учение Церкви лучше нас и разуметь все это глубже нас, чтобы помогать нам в часы сомнения и в поисках разумения. Они должны владеть душевно-духовным искусством пастыря, глубокочувствием и ясным взором духовника, проницательно разумеющего индивидуальную человеческую душу и способного указать ей в трудную минуту жизни верный путь. Эти познания необходимы, это искусство драгоценно; здесь не может быть двух мнений. Но мне кажется, что мы ожидаем от них большего; что для нас важнее всего — истинный и живой евангельский дух, тот дух, который свидетельствует нам о Христовой благодати. Я разумею: молитвенную силу, любящее сердце и свободную, живую христианскую совесть... Что может дать человеку богословское наставление, проистекающее из отвлеченного, сухого, логически умствующего рассудка, не созерцающего сердцем Христа Спасителя и не помогающего нам увидеть Его? Какое значение имеет абстрактная «экзегеза» или дедуктивный аргумент в созерцательных и молитвенных пространствах живой религиозности? Могут ли они дать религиозную очевидность душе, ищущей Божьего света и огня, чающей живого Бога? Сколько раз, слушая за границей беседы и проповеди инославного духовенства, мы думали о том, как богато оно книжною образованностью и как скупо оно в дарах сердца и духа! Как чуждо это русской православной душе! Поистине, нет лучшего религиозного научения, нет более действительного проповеднического служения, как сила и искренность личной молитвы. Ибо вера крепнет и распространяется не от логических аргументов, и не от усилий понуждающей воли, и не от повторения слов и формул, но от живого восприятия Бога, от молитвенного огня, от очищения, подъема и просветления сердец, от живого созерцания, от реального восприятия благодати. Я полагаю, что многое зависит от способности священника искренно и беззаветно молиться сердцем, ибо если он способен к этому и если он молится так в своем уединении, то церковная его молитва будет зажигать, очищать и просветлять сердца его прихожан. Это пламя одинокой молитвы будет гореть и в его церковном богослужении, и в его проповеди, и в его жизненных делах. И мы, его прихожане, сразу почувствуем сердцем, что «Сам Дух» молится в нем «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26) и что эти воздыхания передаются и нам по неизреченным путям. Пастырь, коему присуща эта искренность и сила молитвы, является как бы «неопалимой купиной» в своем приходе: прихожане его, иногда сами того не замечая и не разумея, становятся соучастниками его молитвы; им передается теплота его веры; они приобщаются его духовному полету. Его поучения воспринимаются по-особому: не только умом, но и сердцем, живою совестью и честною волею. Его беседы несомы творческим духовным опытом, они проникнуты живым христианским созерцанием, они идут из сердца и воспринимаются всею душою. И уже простая встреча с ним испытывается как утешение и безмолвное ободрение. А в основе этого лежит некий религиозный закон, согласно которому глубина веры растет и крепнет в молитве, ибо молитва есть благодатное вознесение души к Богу, озаряющее, очищающее и удостоверяющее. Вот почему пастырь должен быть живым источником и живою школою молитвы. Второе, что мы желаем найти в нем, — это живое любящее сердце. Ведь лучшее христианское благовествование и утешение проистекает из доброты и сердечного понимания. Пока человеческое чувство сохнет и глохнет в умственно-отвлеченных богословских построениях, пока ум холодно рассуждает и выносит приговоры, враждует в прениях и каменеет в ненависти, — до тех пор человеку остается недоступным все откровение Господа Христа. Бессердечные люди не постигают в Евангелии самого главного, а поняв, не живут им и не осуществляют его. Черствая жадность делает человека слепым и глухим. «Реки воды живой» (Ин. 7, 38) текут только для любящих людей, ибо любовь отверзает человеку зрение и слух — и для Христова откровения, и для жизни и страдания других людей. Если священник имеет эту любовь, то она чувствуется и в его церковной молитве, слышится и в его проповеди, обнаруживается и в его делах. Кто беседует с ним или помогает ему, у того возникает особое ощущение: он чувствует, что воспринял от своего духовника нечто драгоценное, жизненно важное и ободряющее, что он испытал свет и теплоту духовного огня, что он почувствовал живую доброту, что он приблизился к тому, что разумел Христос, когда говорил о любви. Ибо живое сердце имеет запас доброты для всех: утешение для горюющего, помощь для нуждающегося, совет для беспомощного, ласковое слово для всякого, добрую улыбку для цветов и для птичек. И простое обхождение с таким человеком становится незаметно живою школою сердечного участия, любовного такта, христианской мудрости. И все это прекрасно и благодатно, ибо истинный духовник есть носитель христианского духа, духа любви и сердечного созерцания. И вот третье, чего мы ищем и ждем от нашего пастыря, — это свободная и творческая христианская совесть. Эта совесть должна жить в нем как самостоятельная и независимая сила, как критериальная мера добра и зла, мера, по которой мы могли бы проверять, выправлять и крепить нашу собственную совесть. Там, где мы подчас беспомощно сомневаемся и колеблемся, он, как мастер совести, должен видеть ясно и глубоко, где мы блуждаем и заблуждаемся, он должен знать и указывать прямую дорогу; где мы вопрошаем, он должен иметь ответ. Он должен поддерживать нас в искушениях и соблазнах, он должен быть нашей опорой в колебании и изнеможении. Он должен сразу прозревать, где есть нечестность, неискренность, измена, но при этом — хранить справедливость в суде и осуждении. Ибо совестный христианин не преувеличивает — ни в утверждении, ни в отрицании; его суждение исходит из предметно-видящего смирения, но произносится с мужеством и силою, ибо не он произносит его, а предметный огонь в нем. Нам нужен искренний и откровенный исповедник, ничем и ни в чем не подкупный, не алчный, бесстрашный пред сильными и свободный от властолюбия; нам нужен живой очаг христианской совести с чистым пламенем и кротким светом. Мы же сами должны обеспечить ему независимую и достойную жизнь: мы должны раз навсегда отрешить требу от мзды, чтобы погасить и в нас самих, и в нашем пастыре идею о том, будто молитва «покупается» и благодать «продается», чтобы не было торговли о святыне, чтобы пастырь мог молиться свободно, не помышляя о «прибытке», а прихожанин мог обращаться к нему за помощью, не учитывая своих средств и расходов. Благодать и деньги инородны друг другу, недостойно мерить Божие дело монетою; невозможно унижать своего пастыря нуждою и поборами. Дело Церкви есть дело духа, любви и совести, дело молитвы и созерцания; и прихожане должны снять со своего пастыря заботу о земном, обеспечивая ему необходимое и достойное. Я думаю, что все, высказанное здесь, относится не только к православным общинам и пастырям, но и к священнослужителям всех христианских, а может быть, в последнем, глубочайшем измерении, и не только христианских исповеданий. Во всяком случае, — всюду, где веет истинный дух Христа, прихожане будут счастливы иметь в своем пастыре живой источник молитвы, любви и христианской совести, ибо сии три основы составляют драгоценнейшую и сильнейшую скрепу христианской Церкви вообще. Мне не кажется при этом, что высказанные мною ожидания слишком высоки и трудны в осуществлении, ибо дело священника, пастыря и духовника не есть обычная профессия, сходная с другими, но требует особого призвания и особых даров. Эти дары даны не всякому, но кому они не даны, тот не должен посягать на это звание. Здесь дело не столько в «знании» и «умении», сколько во «вдохновении»; не столько в обрядовой словесности, сколько в живой полноте чувства; не в отбытии «требы», а в духе ее совершения. Пастырь, не знающий об этих требованиях и не укрепивший в них своего сердца, — на чем утвердит он свою веру и молитву, как поведет он своих прихожан к Богу, чем наполнит он свой храм, как укрепит он свой приход?.. Спрашиваю и не нахожу ответа... Это главное. Это самое существенное в вопросе о грядущем религиозном устроении России." Источник: http://www.pravoslavie.ru/2389.html
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
«Пути русского богословия»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского
13.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии