Мои сверстники принадлежат к поколению детей Победы. Цена, заплаченная за нее, столь велика, что вот уже более 70 лет продолжается в нашей стране, худо-бедно, но все-таки мирная жизнь - срок для России неслыханный. Это тот срок, в который уложилось наше беззаботное детство, годы учебы (говоря диким языком современных чиновников, годы бесплатно предоставлявшихся народу «образовательных услуг»). В этот срок вошли еще годы, когда многими из нас был набран «опыт - сын ошибок трудных», и те годы, в которые были осмыслены эти ошибки. Мы успели (благодаря Победе нам была дарована такая возможность!) осознать многое в себе, в этом мире, в стране, наконец, созреть для того, чтобы прийти к Православной вере, окрепнуть в ней и постараться по этой вере жить.
Цена Победы - это огромное число пожертвовавших собой и неизмеримо большее число спасенных ими. Они отдали себя, чтобы жизнь на земле продолжалась и чтобы она была достойной и свободной. Те страны, которые не были готовы платить такую цену, сдавались врагу. Россия взошла на крест, в том числе и за жителей этих стран. Теперь их правящие верхушки стараются стереть, уничтожить благодарную память своих народов, исказить, оклеветать в их глазах ход и суть исторических событий. Да и наши доморощенные «лакеи мысли», которые точно так же обязаны участникам войны самим фактом своего существования, пытаются развенчать народную, священную войну как ложный миф. Но живы мы, дети Победы - свидетели правды о наших отцах, и наш священный долг - встать на их защиту.
Речь здесь пойдет о детях Победы, которые лично знакомы автору и которые, как представляется, принадлежат к числу тех, кто в наши дни сражается на передовой сегодняшней жестокой информационной войны. Сражаются оружием слова за правду и за Россию.
Один из них - Александр Леонидович Казин. Он родился в победном сорок пятом, 21 ноября, в день архистратига Михаила, полководца Ангельских сил. Вместе с Георгием Победоносцем и Ильей пророком Архангел Михаил, победитель демонов, является покровителем русского воинства. Родители А. Л. Казина, Леонид Александрович и Мария Борисовна, во время Великой Отечественной работали на фронтах военными врачами. В конце войны их медсанбат стоял в немецком городке Мариенвердер. Сразу после войны, в августе 1945 г. Леонид Александрович умер от брюшного тифа. Мария Борисовна вернулась в родной Смоленск. Вскоре там родился сын, нареченный Александром. Однако дома его привыкли звать Леней - в память об отце. Через много лет он получил имя Леонид при крещении. В преемственной связи с отцом - не только кровной, но и воспринятой через святое имя - чувствуется что-то неслучайное.
Многочисленные труды доктора философских наук, профессора, православного писателя и публициста А. Л. Казина отличает стратегическое понимание главных направлений идейной и духовной борьбы, умение быстро и активно отражать удары (так называемые «вызовы времени»). В то же время в его книгах и статьях есть «врачующий простор», в них действует не агрессивная, а добрая и спокойная сила, направленная не на истребление, а на исцеление и созидание. Таким образом, на духовном уровне он продолжает дело своего отца, одновременно врача и воина.
В обобщающей книге А. Л. Казина «Великая Россия»[1] собраны наиболее значимые его работы по теории и истории культуры, по исследованию основных особенностей русской православной цивилизации, по актуальным вопросам современной политики.
Книгу завершает раздел с выразительным названием «Русская Победа». Но начинается этот раздел неожиданно - с часто звучащих разговоров о поражении России в конце XX - начале XXI века. Автор книги предлагает не торопиться с выводами и призывает вспомнить о коренном отличии в языческом и христианском представлении о том, что такое победа и как следует понимать поражение. Он отмечает, что «победа» современного Запада, который «фактически находится в плену у своих агрессивных по отношению к Божьему миру технологий» - это «пиррова победа прометеевско-фаустовского модерна, отвергнувшего христианские ценности <...>. Запад вошел сегодня в гедонистическую фазу своей истории, воспроизводящую «обратный ход» духовной эволюции Европы». Это может предвещать «в обозримом будущем геокультурную катастрофу..., опасную как для самого Запада, так и для большинства народонаселения планеты...»[2]
Между тем, истинная победа, согласно нашей традиционной системе ценностей, напоминает автор книги, состоит не в захвате материальных благ, не в утверждении земной власти, не в благополучной жизни «для себя».
«Спасение души (человека и народа) и есть христианская победа» - эту мысль автор стремится довести до ума и воли каждого из своих современников. Книга «Великая Россия» была удостоена Всероссийской литературной премии «Александр Невский».
В 2010 г. - очередной юбилейный год Победы, увидела свет книга А. Л. Казина «Русские чудеса». Книга посвящена чуду русского бытия, чуду русской мысли и чуду русского слова. Главное чудо состоит, по мнению автора, в том, что Россия сумела сохранить свое внутреннее духовное единство, свое сакральное ядро на всех крутых поворотах истории, при самых разных политических и экономических режимах. Основная мысль, которую он хочет донести до читателя, состоит в том, что «история России - русского народа, культуры, государственности, Церкви - представляет собой уникальную борьбу за сохранение православного ядра нашей цивилизации в условиях вызова со стороны противостоящих русскому миру сил»[3].
Такими враждебными и опасными силами являются, как считает автор книги, с одной стороны, либеральные «прорабы прогресса», с другой стороны, «этнонационалисты», которые рассматривают нацию как биологическое явление. Борьба с теми и с другими ведется на страницах книги, и в ходе борьбы выявляется в этих, казалось бы, полярных силах нечто общее: попытки очернить нашу историю, разорвать связь братских народов со своим прошлым и друг с другом. Их цель, в конечном счете, - разрушить сакральное ядро русской цивилизации и священное единство славянского, а шире, и евразийского мира. Справедливость и прозорливость мыслей писателя подтверждают многие происходящие сегодня события.
И вот что замечательно: именно отношение к Великой Отечественной войне предельно проясняет позиции противоборствующих сторон, и тайное становится явным. А. Л. Казин напоминает в своей книге, что резолюция ОБСЕ уравнивает фашистскую Германию и Советский Союз как виновников второй мировой войны. Некоторые внутренние эмигранты у нас в стране подхватывают и на все лады смакуют эту мысль, провозглашают героем войны генерала Власова, пошедшего на услужение немцам. Думается, можно увидеть в нем человека, своим выбором совершившего трагическую ошибку, приведшую к непоправимым последствиям, к предательству, но уж никак не героя. «Хоть с чертом, но против Совдепии», - и ведь нашелся клирик, который одобрил этот выбор Власова. Он забыл, очевидно, как много существует свидетельств чудесной помощи Божьей Матери и святых угодников Божиих нашим воинам на полях сражений, как споспешествовали они нашей крестной Победе над оккультным рейхом. Священное отношение русского народа к празднику 9 мая он назвал «победобесием», а сам народ обвинил в пожизненном вранье. К нему, напоминает А. Л. Казин, присоединился один из «прорабов перестройки», в 1990-е годы столичный мэр, а ныне «тибетский маг», вызывавший «дух генерала Власова». В том же стане - еще один (да и не один!) озлобленный либерал-диссидент, обозвавший ветеранов «жлобами» и «палачами на расстрельных полигонах».
А. Л. Казин справедливо утверждает, что «подобная нигилистическая критика Родины не ограничивается ее прошлым, центральным своим острием направляясь в настоящее и будущее»[4]. И далее автор книги очень точно объясняет подоплеку развернутой в последнее время информационной кампании по изменению взглядов на прошлое нашей страны и значение ее Победы: «Если задаться известным вопросом - кому это выгодно? - то придется признать, что вышеописанные акции по разоблачению «русских мифов» работают, прежде всего, на те закулисные силы, которые стремятся пересмотреть итоги второй мировой войны, обесценить соглашения, достигнутые державами-победительницами в Тегеране и Ялте, и тем самым лишить Россию идейной и юридической легитимации в современном мире. Некоторые из деятелей отечественного либерализма открыто призывают Россию отказаться от правопреемства по отношению к Советскому Союзу, то есть фактически зачеркнуть не только 70 лет нашей истории XX века, но всю отечественную историю. Их стараниями мы уже оказались почти в границах XVII века. Что еще надо сделать, чтобы вытеснить эту «неправильную» страну из международного культурного и политического пространства, превратив ее в вечного изгоя?»[5]
Эти слова воспринимаются как строгое и своевременное предостережение. О том же говорил сильно и точно, с приведением фактов, имен, исторических параллелей и Н. С. Михалков, еще один из детей Победы, в выпуске «Бесогона», посвященном деятельности Ельцинского центра в Екатеринбурге. Здесь было показано, что планы расчленения России, ее децентрализации и установления внешнего управления над отдельными распавшимися ее частями формулируются нынешней либеральной оппозицией и ее западными заказчиками в полном (чуть ли не дословном) соответствии с теми планами в отношении нашей страны, которые озвучивались некогда Гитлером и Гиммлером.
Таким образом, события последнего времени показывают, что тяжелые бои за честь, свободу и независимость нашей Родины продолжаются. И значение сражений на словесном фронте, в информационном пространстве очень велико, поскольку от их исхода во многом зависит ясность и твердость народного духа. В книгах и статьях А. Л. Казина содержится спокойная убежденность: «Бог хочет, чтобы Россия существовала - в этом все дело. С точки зрения любого ratio - политического, экономического, социокультурного - России уже давно не должно было бы быть, и, однако, она есть и будет. Конечно, наша история осуществляется как испытание: благополучием и комфортом здесь не пахнет... Русский - тот, кто любит Россию и свободно разделяет ее земную и небесную судьбу»[6].
К числу любящих Россию и разделивших ее крест людей относится Людмила Николаевна Разумовская. Семья ее матери, Ольги Федоровны Кондратьевой, была раскулачена в годы коллективизации. Но началась война, и Ольга Федоровна ушла добровольцем на фронт, скрыв свой возраст (ей было только 17 лет). Сначала служила медсестрой, затем шифровальщицей в контрразведке. Вместе с войсками Калининского фронта участвовала в боях за Ржев, Псков, Калининград, Прибалтику. Пережила в эти годы «военно-полевой роман». После войны в Риге родилась ее единственная дочь. Совсем вскоре первая семья распалась. Девочку воспитывал отчим, давший ей свое отчество, фамилию и настоящую отцовскую любовь. Николай Николаевич Разумовский был родом из Белоруссии, и также прошел войну от начала и до конца. Освобождал родной Витебск, Польшу, Германию. Имел ранения, был награжден боевыми орденами. Войну окончил в чине капитана. Продолжал служить в армии до 1959 года, потом попал под так называемое «хрущовское сокращение». Умер рано, в 40 лет. Как вспоминает Людмила Николаевна, это был прекрасный человек - добрый, скромный, заботливый; его руки неустанно трудились, создавая нужные и красивые вещи.
Дочь фронтовиков стала известным драматургом, остро чувствующим время, проницательно и честно отражающим его духовные и социальные проблемы. Такие пьесы Л.Н. Разумовской, как «Дорогая Елена Сергеевна», «Сад без земли», «Медея», «Сестра моя Русалочка», «Конец восьмидесятых», «Владимирская площадь» и другие, со времени своего создания и по сей день идут на подмостках многих театров Европы, Азии, США, Канады. На родине у них была своя драматическая, но порой и счастливая судьба.
В 2010 г. вышло новое произведение Л. Н. Разумовской, на сей раз написанное в жанре «большой прозы». Роман получил емкое название «Русский остаток»[7]. Как представляется, это произведение стало событием в современной отечественной культуре. Исконно русское правдоискательство является главным достоинством автора романа и ее героев. Все они - дети русской Победы. Они продвигались в трудных поисках правды непрямыми путями, часто ошибаясь, падая, переживая перемены жизни и ее катастрофы. Перед каждым из них тем или иным путем раскрывались семейные тайны, разворачивалась история рода. И каждая такая история заставляла задуматься о тайнах Большой истории, о причинах и смысле той непомерно великой крестной ноши, которая легла на Россию в XX веке и под которой стонет и сгибается она по сию пору. В результате масштаб романа оказывается поистине огромным. Книга Разумовской, при всей ее подчас жестокой правде, оставляет надежду, что каждый из нас, подобно ее героям, может войти в спасительный русский остаток, если решится встать на узкий путь правды, веры, покаяния и любви.
Сейчас Людмилой Николаевной написан новый роман «Апостасия», который издается Сретенским монастырем и вскоре должен выйти из печати. В нем на новой глубине продолжаются поиски корней сегодняшних проблем. Эти корни автор находит в давних исторических событиях, в причинах, сложных переплетениях и трагических следствиях русской революционной смуты 1905 - 1917 годов. Познакомившись с романом еще до его публикации, могу утверждать, что судьбы и характеры действующих в нем персонажей, а также мастерски написанные портреты реальных исторических лиц, свидетельствуют о значительности, серьезности и чрезвычайной своевременности этого произведения.
Автор книги подводит читателя к выводу о том, что в феврале 17-го года была не просто разрушена последняя православная империя, но начался новый исторический «эон», когда многовековая богоустановленная монархическая власть перешла в руки представителей мировой мамоны. Движение новейшей истории - это апостасия, отступничество, это испытание человеческой свободы на путях соблазнов, и для многих, увы, - увлеченность и подчинение этим соблазнам.
Одно из постоянных искушений российской интеллигенции, как считает писательница, - пленение идеями и сомнительными ценностями современного западного мира. Наша так называемая интеллектуальная элита, крайне амбициозная, но поверхностная, так и не понявшая своей истории, не укорененная в родной почве, утратившая веру отцов, соблазняется сама и соблазняет «малых сих» то призывами к социальным потрясениям, то борьбой за безумно расширяющиеся богоборческие «права человека». Как показано в романе «Апостасия», этот «передовой отряд борцов», уверовавший в свою избранность, стал змием-искусителем для народа. Весь его демонический активизм пропитан ненавистью и презрением к России, искренним пожеланием ей поражения, порабощения и погибели.
Великая Отечественная война оказалась за хронологическими рамками новой книги Л. Н. Разумовской, но можно было бы, продолжая развивать мысль автора, утверждать, что эта война имела для русского народа и искупительный, и промыслительный, и исцеляющий смысл. Благодаря потрясению, вызванному смертельной угрозой нашему национально-духовному бытию, мы вернулись к самим себе, к исполнению своего высшего предназначения: борьбе с силами тьмы, концентрирующими в себе, в тот или иной момент истории, гордый сатанинский дух «нового мирового порядка». Этот дух выражается в стремлении к неограниченной власти над народами земли, их природными богатствами и, главное, над их душами. В судьбоносные четыре года народной войны святой Георгий Победоносец, Георгий-Змееборец, словно сошел с Российского герба на поля ее грандиозных сражений. И Россия одержала Победу.
Однако была ли эта Победа окончательной? Сегодня нацизм вновь поднял голову и замаршировал по соседним странам - с эсесовской сиволикой, с огненным морем гордо и зловеще воздетых факелов.
И заполыхали коктейли Молотова, заживо сгорели в Одессе десятки, если не сотни людей, тысячи и тысячи оказались в огне и руинах Юго-Востока, в нечеловеческих условиях, без крова, хлеба, света, воды. Искалечены тела, судьбы, души. Разорваны семьи. Ложью и ненавистью беспрерывных информационных атак одурманены умы, ожесточены сердца. Служение мамоне и князю мира сего заставило благополучный (пока) апостасийный Запад лицемерно закрыть глаза на творящийся ужас, на цинизм распоясавшейся черни, опьяненной чувством безнаказанности. Ее наглую активность подпитывает обоснованный расчет на информационную, денежную и военную поддержку стран-»заказчиц», в первую очередь США.
Вот в каких сложных условиях была написана последняя книга Людмилы Разумовской - книга, показывающая, что мины, рванувшие сегодня, были заложены более столетия тому назад.
Автор этой книги считает, что, несмотря на море лжи, для многих честно и самостоятельно мыслящих людей все более очевидным становится тот неоспоримый факт, что Россия осталась, пожалуй, последним Домом Христа, ибо сегодня Его изгнали едва ли не отовсюду. Следовательно, наша страна является главным врагом для апостасийного, антихристианского мира. И теперь уже гонения направлены - за верность Христу - против нее. Против России и ее Церкви направлена самая злобная и изощренная клевета. И уже раздается со всех сторон все более уверенный и настойчивый крик: «Распни, распни ее!» Громче всех кричат те, кого она спасла когда-то от истребления и порабощения, кому помогала, кого кормила, за кого проливала кровь. Новая, быть может, окончательная битва уже совсем на подходе, да она фактически уже идет, и становится все жарче и жесточе.
Петербургский писатель и журналист Александр Раков, как и А. Л. Казин, и Л. Н. Разумовская, принадлежит к послевоенному поколению детей Победы. Его отец, Григорий Иванович, в 1939 г. окончил с отличием университет по специальности «немецкий язык и литература», поступил в аспирантуру Пушкинского дома. В 1940 г. был призван в ряды Красной армии, освобождал Западную Белоруссию. Во время Великой Отечественной войны сражался сначала на Западном фронте, затем окончил офицерские курсы, с декабря 1943 по август 1945 года служил в Политуправлении Украинского фронта. Брал Берлин. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-ой степени, несколькими медалями «За отвагу», которая приравнивалась к почетному Георгиевскому кресту дореволюционной русской армии. Имел и другие награды. После войны служил в Австрии. Александр Раков родился в Вене, затем разделил судьбу многих детей из офицерских семей: переезжал с отцом из страны в страну, из города в город - набирал впечатления для будущих писательских трудов. Его отец был одаренным человеком, имел превосходный вкус. Особенно запомнилось сыну отцовское слово «сгущение» - в рассуждениях о литературной форме. Это слово стало для него путеводным.
Дело в том, что Александр Раков нашел свой, весьма интересный и необычный «малый жанр» художественно-документальной прозы. Он определен самим автором не вполне академично, зато образно и метко - «былинки». Былинки связаны с жизненной былью и болью - болью сердца, совести и ума. В них честно обнажены самые болевые точки современной российской действительности. Автор пишет о забытых ветеранах, о бомжах, о брошенных или жестоко замученных животных, об уничтоженных в материнском чреве детях, о нашем непонимании родителей, непоправимой вине перед ними. Будоражит душу его потрясающий рассказ о послевоенной судьбе безруких и безногих «самоваров» на Валааме, которым мы обязаны жизнью и которых тогдашние власти постарались проводить с глаз долой, подальше от наступившего в стране относительного благополучия. Есть страницы, которые читать невыносимо тяжело. Но читать необходимо: с сердца сдирается короста забвения, безразличия, самоуспокоенности.
Сплав стихов и прозы - еще одна характерная и неповторимая особенность жанра «былинок». Стихотворные цитаты подобраны так, что они органично срастаются с авторской прозой и, усиливая друг друга, способствует сильному смысловому, эмоциональному и нравственному воздействию на читателя. В результате создается то самое «сгущение», о котором когда-то писал фронтовик Григорий Иванович Раков своему сыну.
Приведу пример. В одной из «былинок» идет разговор о современных проблемах, и вдруг автор опять сворачивает к разговору о войне, определив свое пожизненное «ранение» ею строкой поэта Николая Глазкова: «Я не был на фронте, но я инвалид Отечественной войны!» И далее цитируется исключительная по силе «Баллада о молчании» Роберта Рождественского. В ней рассказывается о том, как наши сдвинули с перевала дивизию «Эдельвейс», и метельным ноябрьским вечером был получен приказ взять штурмом одну из укрепленных немецких позиций, что казалось немыслимым: с трех сторон пулеметы, с четвертой - отвесная скала. Командир, как и его бойцы, отнюдь не был альпинистом, он вырос в Рязани. Но он поставил задачу взять ночью штурмом стену-скалу и предупредил, что если кто-то сорвется, должен молчать: «там у них - патрули!»
И вот начинается штурм: «Лезли, почти сродняясь со стеной, - камень светлел под пальцами. Пар поднимался над каждой спиной и становился панцирем. Молча тянули наверх свои каски, гранаты, судьбы. Только дыхание слышалось и стон сквозь сжатые зубы. Дышат друзья. Терпят друзья. В гору ползет молчание. Охнуть - нельзя! Крикнуть - нельзя! Даже - слова прощания. Даже - когда в озноб темноты, в черную прорву ночи, все понимая, рушишься ты, напрочь срывая ногти! Душу твою ослепит на миг жалость, что прожил мало... Крик твой истошный, неслышный крик мама услышит. Мама...»[8]
Раков не ведет долгих разговоров - он точной, продуманной стыковкой разных текстов показывает, что наши нынешние проблемы, наши современные души проходят проверку строгой тишиной минувшей войны.
О сложности создания малой литературной формы и о несомненной ее перспективности в условиях сегодняшнего стремительного времени говорил Ю. В. Бондарев при вручении Александру Ракову Международной премии им. М.А. Шолохова за сборник публицистических и философских размышлений «На милость дня». Приведем дословно высказывание Бондарева: «Я давно понял, что в короткой речи, если она насыщена тем, что у тебя на душе болит, можно выразить очень многое. А у Вас очень много боли».[9] Юрий Бондарев - честный и мужественный человек, писатель-фронтовик. Получить из его рук премию особенно почетно. Это равносильно признанию боевых заслуг, включению в братство по оружию.
В книгах Ракова можно найти и немало светлых страниц - о послевоенном детстве, о мальчишеских играх, о родительском доме, о первой любви. И о благодатных дарах сегодняшней жизни - встречах с духовным отцом, общении с близкими людьми, с любимыми котами, знакомой вороной, со всей родной северной природой. От страницы к странице распахивается перед читателем полный жизни и движения космос, в котором собраны и с любовью благословлены былинки и звезды, люди, звери, птицы...
«Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир всецелою, всемирною любовью».[10]
Эти строки из итогового романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» очень близки Татьяне Михайловне Горичевой. Она - известный в нашей стране и в мире православный философ, общественный деятель, писатель, автор живых, содержательных, глубоких книг о России и Западе, о духовных проблемах современного мира, о наиболее значимых явлениях русской и европейской культуры[11]. Кроме того, с недавнего времени она является вице-председателем русско-французского общества защиты животных.
В одном из наиболее развернутых и содержательных интервью с Т. М. Горичевой, напечатанном в газете «Вечный зов», она называет себя солдатом последней войны[12]. Она действительно находится на передовой: в мире идет невиданная по размаху и напряжению схватка мертвого с живым. Мертвое наступает на живое, вытесняет, уничтожает его.
То, что творит современное потребительское общество с нашими меньшими братьями в ужасающих условиях современных боен, их немногочисленные защитники не случайно сравнивают с концлагерями третьего Рейха. Можно увидеть параллель между чудовищными экспериментами над представителями «низших рас» во время второй мировой войны и над животными, которым надменный человеческий ум отказал в праве на сострадание в нынешнее лишь по видимости «мирное» время. Все тот же «дух уничтожения и небытия», о котором предупреждал Достоевский, действовал тогда, действует и сейчас - уже в глобальном планетарном масштабе.
Женщина, согласно Книге Бытия, была последним из созданий Божиих, и она вместила в себя тайну и красоту творения. Адам дал ей имя Ева - «жизнь». И вот сегодня, должно быть, не случайно, именно женщина, русская женщина вышла на передовую планетарной духовной битвы за жизнь, поднялась во весь рост для того, чтобы защитить живое в душе человека, в родном многострадальном Отечестве и на Матери - Сырой Земле.
Татьяна Горичева достойна светлой памяти своего отца, Михаила Ивановича, пролившего кровь за Русскую Победу. В мирное время он работал топографом в Великом Устюге и благодаря профессии был освобожден от военного призыва. Однако Михаил Иванович от лимита отказался и ушел на фронт добровольцем. Сражался в артиллерийских войсках, получил тяжелейшее ранение, и до конца жизни на его теле, на голове у виска оставались следы осколков. Мне довелось познакомиться с Михаилом Ивановичем в середине 1980-х гг., когда он лежал в больнице. Навсегда запомнились его прямая дворянская выправка, мужественное и приветливое лицо с невероятно высоким лбом, искренность и в то же время сдержанность в разговоре, глубоко заботливые интонации, когда он расспрашивал о дочери.
Дочь была далеко, в Париже. В 1980 г. Татьяна Горичева была выслана из нашей страны за участие в женском христианском движении. В отличие от многих диссидентов, она не стала на все лады поносить покинутую Родину. Напротив, свое призвание она увидела в том, чтобы знакомить западных людей, пришедших в ужас от «русской мафии», от мутной волны третьей эмиграции, - с настоящей, глубинной Россией, ее духовными сокровищами, ее мученическим подвигом. Ей поверили. Ее наперебой приглашали в разные страны - и не только Европы, но и Азии, и Южной Америки. Татьяна Горичева стала голосом «молчаливого большинства» своих соотечественников и осознала себя не в изгнании, а в послании.
На этом она не успокоилась - она принялась говорить и писать о великом «молчании животных». Стала их голосом. Ее судьба свидетельствует, что дети Победы продолжают сражаться за дело отцов. «Бой идет не ради славы - ради жизни на Земле».
Напоследок скажу немного о своем отце, Борисе Ерофеевиче Сокурове. Он родом из казаков, рано осиротел (отец погиб в Гражданскую), детство прошло в Сибири, потом уехал на Урал, там работал в радиокомитете. Мечтал стать писателем, был учеником П. П. Бажова. Экстерном, заочно, заканчивал в Москве Литературный институт, но не успел - началась война. Был минометчиком, награжден орденами Красной Звезды, боевого Красного знамени и медалями. Освобождал Польшу (в том числе, между прочим, Освенцим, о чем рассказывал потрясающие подробности). Брал Берлин. Вспоминал, как сначала с опаской, потом смелее из углов и подвалов немецкой столицы к нашим походным кухням стягивались измученные, голодные жители немецкой столицы, и их кормили солдатской кашей.
Отец был добрым и веселым человеком. С войны он привез лишь небольшие авиационные часы с фосфорным циферблатом, и в детстве мы с друзьями любили смотреть, как светятся цифры в темноте. Вот и все «трофеи». Еще отец рассказывал, что любые вольности на освобожденных территориях строго наказывались. Сам он был человеком исключительной нравственной чистоты, верности, поистине рыцарственного отношения к нам с мамой. Кому прикажете верить - ему или волнам грязных сплетен о бесчинствах и жестокости русских солдат, наводнившим ныне западный кинематограф? Наши отцы ушли, но живы мы, чтобы засвидетельствовать правду и встать за их честь.
А отцы остаются в строю. Их Бессмертный полк, который шествует вместе с живыми вот уже не первый год по всей стране 9 мая, имеет невероятную силу воздействия на души людей, рождает в них самые святые чувства, самое прочное и высокое единство - единство боевого братства. Они с нами, они за нас, и это великая поддержка. А мы с ними и за них.
Нелегко нам живется на свете,
Но крепись и мужайся, мой брат!
Мы же послевоенные дети -
Дети наших отважных солдат<...>
Это непобедимое племя
Будем славить и ныне, и впредь.
И глухое, жестокое время
Нашу память не сможет стереть.
С нами наши отцы, наши деды,
Нам не страшен любой ураган.
И священное знамя Победы
Растоптать не позволим врагам!
(Татьяна Егорова)
Дорогие друзья! Создавайте словесные портреты воевавших отцов, дедов, прадедов и посылайте их на Русскую народную линию!
[1] Казин А. Л. Великая Россия. Религия. Культура. Политика. СПб: Петрополис, 2007.
[2] Казин А. Л. Указ. соч. С. 599.
[3] Казин А. Л. Русские чудеса. История и судьба. СПб: Петрополис, 2010. С. 9.
[4] Казин А. Л. Русские чудеса. С. 320.
[5] Казин А. Л. Русские чудеса. С. 334-335.
[6] Там же. С. 342-343.
[7] Разумовская Л. Н. Русский остаток. СПб: Алетейя, 2010.
[8] Раков А.Г. О жизнь, нечаянная радость... С. 82-83.
[9] Там же. С.2.
[10]Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т 14. Л.: Наука, 1976. С. 289.
[11] За рубежом изданы следующие книги Т.М. Горичевой: Взыскание погибших (1982), Опасно говорить о Боге (1983), Сила христианского безумия (1984), Дочери Иова (1986), Сила в бессилии (1987), Дневник путешествий (1989), Нечаянная радость (1990), Человек непрестанно ищет счастья ( (1990), Святая мать-земля (1993), Только Бог может спасти Россию (1995), Блажен, иже и скоты милует (2010). На родине изданы: Православие и постмодернизм, Христианство и современный мир, Об обновленчестве, экуменизме и "политграмотности" верующих, Святые животные, Только в России есть весна, Дневники 2003-2009.
[12] См.: Горичева Татьяна. Я - солдат последней войны...// Вечный Зов. Независимая ежемесячная газета. 2008, №6 (116). С.4-5.