itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Старец

Воспоминания об о. Иоанне Крестьянкине. Часть 3

0
1209
Время на чтение 6 минут

Часть 1

Часть 2


В своих письмах батюшка часто цитировал, а порой вместо своего ответа передавал, пересылал целые тексты прп. Ефрема Сирина, святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и других подвижников благочестия - и древних, и современных. Вот, например, рекомендованная о.Иоанном молитва о близком человеке, которому мы не знаем, как и чем помочь. Эта молитва была взята из книги Митрополита Антония Сурожского «Молитва и жизнь» (раздел V): «Боже, Ты знаешь всё, и любовь Твоя совершенна; возьми же эту жизнь в Твою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу».

Батюшка советовал также читать кратенькую молитву:

«Господи! Дай нам силы изменить в нашей жизни то, что мы должны изменить. Господи! Дай нам мужество перенести то, что мы не можем изменить. Господи! Дай нам мудрость, чтобы отличить первое от второго».

Многие батюшкины письма разным лицам уже опубликованы, и по откликам видно, как необходимы они людям, какая идёт от них действенная, животворная помощь. Позвольте предложить некоторые отрывки из писем о.Иоанна, адресованных автору этих воспоминаний. Может, и они пригодятся какой-нибудь ищущей или страждущей душе.

Итак, вот эти дорогие батюшкины строки.

«Всё у нас в жизни идёт своим чередом, идет нормально. Идём, на пути спотыкаемся и иногда падаем, встаём и опять идём. Несём крест, и им возносится душа наша к Богу, как жертва живая. Без пролития крови не бывает прощения, вот и мы проливаем её в сердечной боли о близких, в боли о своих грехах. Таков путь к Богу, таков путь очищения души и возрождения её. И мы от этого пути не откажемся. Всегда помните слова: «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи», - наши искушения и падения, как ни странно, рождают в нас сострадание к людям, понимание происходящего, и они же учат нас оказывать действенную помощь другим. А к Богу-то как они нас приближают и Таинством Покаяния, и осознанием своей слабости и Его силы...»

«...Мы на передовой, волны мути и зла накатываются одна за другой. Но «помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю». ...Предаёмся целиком в руки Божии, в Нём наша сила. А я бы никому не советовал что-либо внешнее менять в эти два года, ибо общее смятение не пощадит никого, и догонит, и встретит на новом месте. А сами знаете, чтобы прижиться на новом месте и пустить корни - время надо. А на старом-то покачаемся, покачаемся, да и опять восстанем». Далее батюшка пишет о Митрополите Иоанне (Снычёве): «Спасибо за проповеди - статьи Владыки. Он и сам мне пожаловал то, что было в прессе. Молюсь о нём сейчас усиленно. Мы-то все попискиваем понемногу, и кто нас слышит? А это его выступление - голос Церкви. Многие ощетинятся и оскалятся на него теперь. Но если Бог за нас, то кто против нас? А если падём, то исповедниками и мучениками. Хорошо бы, но не всем даёт Господь это избранничество».

Мне думается, в этом письме батюшка предвидел исповеднический подвиг Митрополита Иоанна.

Позвольте привести ещё некоторые отрывки из писем о.Иоанна:

«Времена настали тяжкие», и это уже апостол возвещал, что будет и уже есть. «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,2-5). И потому так тяжело, потому каждый шаг - мученичество для тех, кто желает, тянется к жизни в Боге... Дух (лукавый) проник везде, и наша задача не допустить его в своё сердце, и только в этом мы ещё хоть сколько-нибудь, хоть немного вольны. А поэтому давай искать не вовне, а в сердце своём, и там найдём Бога, и жизнь наша преобразится Им. И скажешь словами пророка: «Сокры мя в тайне селения Своего». Знает Господь, как сохранить любящих Его. Сохранит и нас за страдания ради Его. В этом не сомневайся, и этому верь безраздельно».

Очень большое значение о.Иоанн придавал материнскому подвигу. Когда у меня родилась дочка, Батюшка прислал сердечное поздравление и поделился такими размышлениями:
«...Заметь, не случайно попала тебе в руки книга о Иисусовой молитве именно сейчас, когда привычное отходит пред новыми обстоятельствами жизни в прошлое, и в тебе должны пробудиться качества и силы, до сих пор бывшие под спудом. Кажется, что всё, чем жила раньше, отсекается. И всё разнообразие и многообразие интересов должно уступить место смиренной роли матери с кажущимся ограниченным кругом интересов и дел. Но вот это-то и будет, и есть проявление истинного, глубинного, Богом данного богатства женщины - не восхищенного самовольно и потому чаще уродливого проявления её активности и значимости, но истинного Богом благословенного назначения - родительницы и воспитательницы христианской семьи. Сколько надо мудрости, сколько такта и чуткости, от скольких привычных проявлений себя придётся отказаться во имя новых задач. Благослови, Господи! Очень всё это трудно, да ещё в нынешнее время, когда, говоря твоим языком, «мы и так живём ниже всякого допустимого уровня, ниже, чем во все другие времена». И это со счёта не спишешь, и придётся прощать и смиряться, смиряться и прощать - и другим, и себе. Не связывай себя никакими определёнными молитвенными правилами, это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита, и помощь, и вся жизнь: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи! Слава тебе!» Вот сколько много тебе молитв сразу и на все случаи жизни».
Приведу ещё некоторые, совсем кратенькие высказывания Батюшки из разных его писем:

«Душу берегите в тайниках».

«Путь к Богу тернист. Но вы идите».

«Божие благословение на творческие труды».

«В отношении работы помолитесь св.мученику Трифону».

«Всё делай с пользой».

«Сердечко не сокрушай, приникни к Богу и Ему доверься».

«Надо поднять много трудов и много молиться».

«Кто приобрёл терпение, тот приобрёл упование».

«Среди бурь и невзгод избранным даётся покой в Боге».

«В последних испытаниях должны пробудиться качества и силы, до сих пор бывшие под спудом».

«Вспомни о долготерпении и безграничной милости Божией. Если и десять праведников обрящутся среди «содома и гоморры», то и тогда пощадит Господь утопающих во грехах. Надо войти в эту десятку. Вот и трудись».

О спасении России: «Возрождение общее может начаться только с возрождения частного (души каждого русского)». «Станьте добрым воином Христовым, защищая то, что для России является теперь единственной её ценностью».

«Давай искать не вовне, а в сердце своём».

«Только за Голгофой может воссиять свет Воскресения».

Таковы лишь некоторые из драгоценных батюшкиных слов. Но батюшка учил не только словами, а всем образом своим, образом своей жизни.

В один из последних моих приездов в обитель мы разговаривали в коридоре у дверей батюшкиной кельи с его келейницей и секретарём Татьяной Сергеевной. Она сказала: «Я ведь с батюшкой вижусь постоянно, вижу его в простой бытовой обстановке. И, казалось бы, в быту, в житейских мелочах человек мог бы проявить какие-нибудь маленькие погрешности, обнаружить простительные слабости. Но я столько лет рядом с батюшкой: нет, и в мелочах он безупречен». Признаюсь, это свидетельство произвело на меня сильное впечатление - пожалуй, большее, чем сообщение о каких-то необыкновенных аскетических подвигах. В той же беседе Татьяна Сергеевна сказала, что о.Иоанн в последнее время по большей части находится уже в ином, небесном мире, и порой, очнувшись, с недоумением спрашивает её: «А где это мы с тобой находимся?» - «В келье архимандрита Иоанна Крестьянкина», - невозмутимо объясняла келейница.
В течение последних лет жизни батюшки я общалась с ним только через переписку. Не скрою: поначалу было непривычно без таких укрепляющих встреч. Бывало, батюшка пошепчет что-то очень важное на ушко, похлопывая слегка своей рукою по моей. Потом мы вместе усердно помолимся. На прощанье он щедро обольёт святой водой, просфор даст на дорогу, масла благоуханного, подарочков всяких, да легонько по голове постучит или приложится к ней лбом для прояснения мыслей. Потом благословит в дорогу - и летишь от него как на крыльях.
Казалось, что без этого уже не прожить. А потом подумалось, что, может быть, батюшкин образ жизни, обусловленный и возрастом, и духовной необходимостью, - это ещё и некоторое указание для всех нас. Молитвенная духовная связь - самая прочная и живая. Теперь уж, видно, не до длинных разговоров, не до частых дружеских застолий. Пришла пора сосредоточенной тишины, укрепления и углубления духа. Кто знает, что ждёт нас впереди. Но в том, что будут серьёзные испытания, - нет сомнения. Поэтому хотелось бы подкрепить всех таким батюшкиным призывом: «Нам надо достигнуть высоты звания русского православного человека». При этом ребром ладони он словно изображал ступени: «Русского... Православного... Человека» - с каждым словом все выше и выше...

...За несколько месяцев до кончины старца я всё же сподобилась побывать в его келье. Слов уже не надо было. Я молча встала на колени. Он долго и внимательно молча смотрел на меня, потом много раз благословил...

Напоследок позвольте всем вам, дорогие братья и сёстры, подарить от Батюшки такие слова отеческого напутствия:

«Божие благословение ещё и ещё, чтобы дух был бодр. Только им и можно пережить грядущее. А тревоги прочь. Трезвитесь, бодрствуйте. С любовью о Господе - архимандрит Иоанн Крестьянкин».

Ольга СОКУРОВА, кандидат искусствоведения, доцент исторического факультета СПбГУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сокурова
Уверовавшие в утопусию
Рецензия на фантастическую повесть Дмитрия Орехова «Журавлики»
07.06.2022
Замечательная книга о Ксении блаженной
«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души…»
23.04.2020
Врачевание любовью
Светлой памяти Александра Ракова (09.10.1947 -17.09.2018)
08.10.2019
Старец
Воспоминания об о. Иоанне Крестьянкине. Часть 2
06.02.2019
Старец
Воспоминания об о. Иоанне Крестьянкине († 5 февраля 2006 г.)
04.02.2019
Все статьи Ольга Сокурова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06