Реабилитация, ресоциализация и индоктринация - сходство и различие на примере новых религиозных движений неопятидесятнического толка

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
650
Время на чтение 15 минут

26 июня, когда весь мир сосредотачивается на наркопроблематике, вспоминая о ней в Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом, в Ставрополе прошло выездное заседание Межфракционной депутатской рабочей группы по вопросам профилактики и комплексной реабилитации наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний под председательством Сергея Владимировича Железняка - лидера Социальной платформы партии «Единая Россия», заместителя председателя Государственной Думы, председателя Наблюдательного совета Национального антинаркотического союза.

После пленарного заседания участники распределились по трем секциям: «Способы самообеспечения реабилитационных центров для наркозависимых в условиях экономического кризиса», «Профилактика наркомании и употребления психоактивных веществ в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни» и «Основные направления противодействия деструктивным культам и сектантской деятельности».

Среди прочих на последней секции из указанных был заслушан доклад Николая Каклюгина - врача психиатра-нарколога, кандидата медицинских наук, директора автономной некоммерческой организации по предоставлению социально-правовых услуг "Доброе сердце. Кубань" на тему "Реабилитация, ресоциализация и индоктринация - сходство и различие на примере НРД неопятидесятнического толка". Им была сделана попытка разграничить и дать четкие развернутые определения понятиям «реабилитация», «ресоциализация» и «индоктринация (вербовка)».

Выдержки из выступления:

«Для начала процитирую фрагмент выступления губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова на заседании президиума Государственного совета по вопросу «О ходе реализации государственной антинаркотической политики» 17 июня 2015 года. Цитата: «Я хотел бы усилить предложения по необходимости государственной сертификации этих некоммерческих организаций. Опять‑таки исходя из опыта Ставропольского края, у нас есть Спасо-Преображенский реабилитационный центр, прямо напротив него, через балку, находятся, размещены так называемые неопятидесятники, которые, в общем‑то, тем же занимаются, только, на мой взгляд, из одной дурноты на другую переводят. И таких много: молокане, родноверы... Сегодня часть из них уже в Украину пошла воевать. Поэтому вот эту часть, скажем так, организаций общественных, которые сегодня в этом поле играют, их однозначно нужно брать под государственный контроль» (см. http://www.youtube.com/watch?v=qukGFmHxbls ) Тема эта реабилитации наркозависимых крайне проблемная и специфическая. В этом сегменте оказания социальных услуг кого только не встретишь! Много там и тех самых новых религиозных движений.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.10.2003 г. N500 «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией»« реабилитация - это совокупность медицинских, психологических, социальных, образовательных, трудовых мер, направленных на восстановление физического, психического состояния, коррекцию. Основная задача качественной программы реабилитации - возвращение человека в общество, его ресоциализация. Смысл в том, что возвращение в общество есть приспособление к социальной среде, к окружающей среде. Это то, чего мы хотим достичь. Ресоциализация, в отличие от индоктринации, вербовки новых адептов в секту, ставит целью возвращение человека в общество, а не пребывание его неопределенное количество времени в замкнутой, обособленной от общества системе, группе, исповедующей некие принципы, нередко противоречащие нормам человеческого общежития.

Как известно, Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года базируется на двух основных направлениях. Первое, полицейское направление - борьба с предложением наркотиков, второе - комплексные меры, направленные на снижение спроса на наркотики через системную работу по реабилитации и ресоциализации. И третье - международное сотрудничетсво в первых двух направлениях. Председатель Государственного антинаркотического комитета - директор ФСКН России Виктор Петрович Иванов в своих выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость постановки акцента на повышении эффективности системы мер по сокращению спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы. Снижение спроса - ключевая задача.

Если мы не будем работать активнее по направлению снижения спроса на наркотики и не включенные в запретительные списки психотропные вещества, Россия обречена. И здесь, конечно, без подключения традиционных религиозных конфессий ничего не сделать. Без включения молодых людей в массовое волонтерское добровольческое движение тоже.

В рамках данного направления 10 июля 2014 года вышел Указ Президента Российской Федерации N507, который наделяет ФСКН России полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркопотребителей. Госнаркоконтроль также наделен полномочиями по организации поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации наркозависимых.

На высоком правительственном уровне уже стали говорить о необходимости поддержки социально-ориентированных организаций, работающих в данной сфере. Однако, отсутствие каких-либо внятных и реальных критериев оценки их деятельности вместе с огромным количеством вариаций на эту тему, вынуждает с тревогой смотреть в будущее. Научно-исследовательский центр ФСКН России разработал и апробировал достаточно большой перечень таких критериев, их и нужно брать за основу для дальнейшего их совершенствования. Пока они настолько жесткие, что если их использовать в работе, то придется закрыть практически все негосударственные реабилитационные центры в стране.

Что касается государственного стандарта социальной реабилитации, то на сегодняшний день это единственный документ, регламентирующий данную непростую сферу, который официально признан государством. Это ГОСТ Р 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг». В нем прописано, что такое социальная реабилитация, что такое социально-реабилитационные услуги, что такое ресоциализация. В нем есть масса недоработок, но, по крайней мере, это стандарт, который утвержден, и его нужно знать и учитывать в своей работе. Он необязателен к исполнению, за его невыполнение никто не спросит с руководителя негосударственного реабилитационного центра, однако это, стоит подчеркнуть особо, пока единственный документ, на который могут опираться в своей работе общественники.

В нем указано, что понимается под термином «ресоциализация». Это возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде, восстановление социального и личностного статусов, реинтеграция и востребованность в обществе. То есть это то, что мы должны получить на выходе наркопотребителя после полного завершения реабилитационной программы. Человека, ушедшего в «большой» социум, вернувшегося в свою семью, а не создавшего новую в своей замкнутой сектантской группировке. Приехавшего из реабилитационного центра в тот же город, где жил ранее, а не оставшегося в замкнутой группе в каком-то странном псевдорелигиозном объединении лиц, которые завтра, если скажет пастор, и на майдан пойдут. Нам нужны не такие группировки, а всё-таки те люди, которые будут исповедовать традиционные духовные ценности России, русскую культурную традицию, знать, чтить, хранить и передавать потомкам историю своей страны и станут патриотами своего Отечества. И не пойдут совершать противозаконные откровенно вредные для себя и государства деяния. Взять, к примеру, африканских неопятидесятников-харизматов. Есть одно любопытное видео. В нем пастор выходит на сцену во время «богослужения» и приказывает сидящим в зале адептам: «Все выходим на лужайку у церкви и едим траву. Во имя Иисуса». Они все дружно выходят из зала и начинают есть траву, после чего имеют серьезные проблемы с пищеварением. А завтра пастор скажет ещё что-нибудь эдакое сделать, и они это сделают, беспрекословно подчинятся, выйдут на тот же Майдан Незалежности или Красную Площадь.

Между тем, под настоящей реабилитацией, а не вербовкой, в медицине понимают комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм. Традиционно выделяют несколько последовательных этапов общего реабилитационного процесса: восстановительная терапия (медикаментозное и другое лечение, направленное на восстановление функций); реадаптация (восстановление адаптационных навыков); собственно реабилитация (восстановление индивидуальной и общественной ценности больного).

Ни о каком восстановлении индивидуальной и общественной ценности пациента, восстановлении его здоровья в тоталитарном деструктивном культе, секте, как мы понимаем, речи идти не может. Вместо выхода в большой социум мы имеем уход в замкнутую микрогруппу. Да, есть люди, 5-10 процентов, которые могут оставаться там, они боятся выйти в мир, им комфортно только внутри данной общности, этот процент есть. Но если мы посмотрим внимательно статистику какой-либо неопятидесятнической организации, их много с очень разными названиями, «Новое поколение», «Новая жизнь», «Краеугольный камень», «Исход», «Слово Жизни», «Царство Бога», огромное количество разных наименований, но по сути, одинаковых по смысловому наполнению структур, то у них более 80 процентов остаются после реабилитации у них или в их дочерних «светских» структурах внутри организации.

Ведь какой критерий очень важен - кто вернулся в социум через год, через два, через три! Где ресоциализация? Если он соучаствует в медиапроектах, творческих группах, коммерческих ответвлениях породившей его новую сектантскую десоциализированную сущность организации, живет в закрытых от внешнего мира поселениях и всю оставшуюся жизнь посвящает этой организации, общается только с «избранными», зарабатывает для них деньги, то какая же это вообще ресоциализация? Это самая настоящая вербовка!

Поэтому мы должны абсолютно четко понимать, какие проекты ресоциализации, кто и зачем продвигает на уровне Государственной Думы, и какую альтернативу мы можем предложить всему этому безобразию, которое почему-то нахваливают в том числе и некоторые представители приехавшей на Ставрополье Межфракционной депутатской рабочей группы.

Индоктринация. Что же такое индоктринация? Индоктринация - это передача фундаментальных положений системы верований. От слова доктрина - учение, теория и ин - это внутрь, то есть вхождение в доктрину. В оперативной инструкции американской Программы Национальной Индустриальной Безопасности индоктринация определяется как «первичная инструкция/указание, даваемая человеку перед предоставлением ему доступа к секретной информации». В Принстонском университете в Лаборатории по Изучению Восприятия «WordNet 2.0» определяют понятие «индоктринация» как «обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия». Другое полезное определение данного понятия, взятое с американского сайта The Henry Wise Wood High School, гласит - «систематическое изучение спорных идей; пропаганда». Пропаганда каких ценностей, идеологем стоит за всеми этими неопятидесятническими «реабилитационными» проектами в России, нетрудно догадаться. Если, скажем, есть канонические традиционные церкви, где таинство рукоположения, елеосвящения и так далее, духовная преемственность идет через поколение в поколение веками и тысячелетиями, то эти квазирелигиозные субкультуры созданы не более полутора сотен лет назад за океаном именно с целью уничтожения традиционных религиозных конфессий как скрепляющих нацию духовных стержней. Пастору, понимаете ли, только 30 лет, а он уже заявляет, что он «сын Христа» и дарами исцеления владеет! Кого за собой поведет и куда этот уже сам по сути своей психически поврежденный человек?!

Наш пациент должен знать не только как спастись, но и куда ему предлагают прийти, в какую организацию поехать на реабилитацию. Если мы не предоставим пациенту достоверной информации, что ты идёшь вот туда-то и туда-то, и ты будешь вон там плясать вот так, с ума сходить постепенно, как он туда попадет?!

Одна из ключевых задач любой программы реабилитации - развитие коммуникативных адаптивных навыков поведения. Но какая коммуникация может быть у человека, если он всю жизнь даже после выхода из наркотизации живет среди наркоманов бывших, которые исповедуют какие-то непонятные, чуждые русской культуре и религиозной традиции ценности, дергается в конвульсиях и падает на пол в закрытой от посторонних глаз странной религиозной группе и при этом он абсолютно уверен, что это нормально? И уже мы для него уже ненормальные люди! То есть, мы становимся ненормальными, а эта группа фанатиков у него превращается в нормальных здоровых молодых людей. О какой реабилитации можно говорить, если никаких коммуникативных навыков общения с нами, нормальными людьми, у него уже нет за годы пребывания в такой «реабилитации», он уже разучился с нами общаться?! Адепт регулярно приходит на служения своей группы, ему там комфортно, а когда он вынужден пропустить несколько таких мероприятий, ему плохо, некомфортно. Настоящая же задача любого врача, психолога или социального работника приучить в прошлом потерянного для общества человека, маргинала, навыкам свободного общения в социуме, чтобы ему было комфортно в нем, а не там, в этой группировке, где он сойдет с ума через пять лет. Сегодня от «спайсов» сходят с ума, и от сект сходят с ума не меньше. Просто это гораздо реже показывают по телевизору. И мы должны об этом активно говорить, просвещать людей, предоставлять им на этот счет достоверную, проверенную информацию.

Большинство реабилитационных организаций такого рода являются харизматическими культами. Наркоманы и алкоголики - это основная движущая сила харизматических объединений. Их движение рождено в США в 1906 году и никакого отношения к протестантизму не имеет. Это абсолютно непротестантская религия, точнее, псевдорелигия. Любой лютеранин или баптист скажет - это называется харизматической ересью и с протестантским вероучением никак не связано. Харизматический культ, то есть это некий пастор наделяется божественной властью, харизмой, носитель таких божественных качеств и оперирует понятиями Христа, веры так, как ему заблагорассудится, как ему скажут опять-таки не из России персонажи.

Харизматический культ создается на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определенной личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Носитель таких «божественных» качеств оперирует понятиями Христа, веры так, как ему заблагорассудится, как ему скажут персонажи опять-таки не из России.

Наиболее распространенные признаки харизматического культа:

- Обожествление вождя (культ личности) (основатель и/или руко­водитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны).

- Малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти)

- Замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами)

- Исключительность (мания величия) (притязания на конечную истинность своих установок и ценностей)

- Фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру)

- Мистицизм (катастрофическо-апокалиптические взгляды)

Понятие харизматический культ применяется некоторыми исследователями для описания харизматов, а некоторые харизматические организации используют данное понятие в своем наименовании, хотя чаще всего стремятся скрыться под наименованием «протестанты» или «евангельские христиане», на самом деле никакого отношения ни к одним, ни к другим не имея.

Для них сегодня характерны малочисленность, небольшие группы. Сейчас лидерам этих организаций поставлена такая задача - разбивка более крупных объединений на группы по 12 человек, так называемые «домашние церкви». Называется эта стратегия G-12. Это сделано, во-первых, чтобы ими было легко управлять. Во-вторых, это связано с тем, что понятие «религиозная группа» им очень удобно, так как вообще не нужно отчитываться о своей деятельности в органы юстиции. Есть два понятия - религиозная организация и религиозная группа. И второе для нетрадиционных религиозных движений более удобно в стратегическом плане. Нет больше развития крупных сектантских «церквей», сегодня они рассеиваются на маленькие группки, активно в геометрической прогрессии создавая по России все новые и новые ячейки. Группа не контролируется Минюстом, и в конце это будет одно из предложений - исключить это понятие из российского законодательства. Можно кричать сколько угодно, говорить где «плохие», а где «хорошие», но если мы в федеральные законы не будем вносить соответствующие изменения, никакие государственные службы ничего сделать с этой экспансией не смогут. Мы можем говорить: а что они сделают, закона нет такого. Значит, новые законы писать надо, вносить в старые соответствующие изменения.

Современные религиозные новообразования ведут деятельность, содержащую элементы психического, физического насилия. Глядя на Украину, мы видим пример действующей по отношению к традиционной религиозности оппозиции. Она в различной степени разрушительна и по отношению к естественному гармоничному состоянию личности, общественным традициям и нормам. То есть, по сути, образуются государства в государстве. И фанатизм - их характерная психологическая черта. Понятно, что «отреабилитированные» таким оригинальным образом люди категорически не приемлют иное, то есть то, что несем мы с вами.

Те, кто выступает против нарастающей массы подобных «реабилитационных» центров, тоже кому-то могут показаться странными, что они с чем-то и кем-то борются, но ведь параллельно предлагается альтернатива. То же добровольческое движение, работа волонтеров. Но нужно обязательно говорить о том, что плохо. Как мы можем вырастить крепкое и стройное деревце, если мусор и сорняки вокруг него не полоть?!..»

Одна из иллюстраций, показанная участникам заседания докладчиком, наглядно продемонстрировала схему поступления доходов в структуры одной из подобных религиозных организаций нетрадиционной ориентации, позволяющую уходить от налогов. Организация томская, называется "Церковь "Исход"" неопятидесятнической сети "Новое Поколение", но, как отметил выступающий эксперт, все везде, по сути своей, одинаково.

Далее он пояснил, как это происходит. Создается фонд, при фонде различные коммерческие общества с ограниченной ответственностью, ООО: те же, как, к примеру, "All-Day Bar" из первого ролика, питерский фитнес-клуб "Район", где, как стало известно группе экспертов, происходит мощная "отмывка" денежных средств, поступающих из филиалов фонда "Центр здоровой молодежи" из разных регионов России. Уже опубликованы и преданы широкой огласке свидетельства людей, которые там работали, о том, что и этот проект "спортивной ресоциализации" через фитнес - тоже по своей сути мошенничество. В нем не происходит ресоциализации, все ее участники, как рассказал участникам совещания Н.В. Каклюгин, "сугубо адепты, сугубо внутри, зарабатывают деньги сугубо на организацию". Все эти многочисленные ООО типа томского "Альянс-групп", как показало расследование местных тележурналистов в 2012 году, коммерческие структуры, обслуживающие интересы фондов. Которые, в свою очередь, обслуживают интересы религиозной организации, скрывающей через созданные фонды и ООО свою нетрадиционную религиозную ориентацию и, соответственно, механизмы финансирования. Такие схемы ухода от налогов и сокрытия своей истинной духовной ориентации, по мнению докладчика, очень важно знать для лучшего понимания современных особенностей поддержания жизнедеятельности нетрадиционных религиозных движений в России.

На другом слайде, показанном участникам секционного заседания, были изображены конкретные структурные элементы разветвленной сети той организации, о которой сообщалось в начале доклада, и чей рекламный ролик был продемонстрирован первым.

Докладчик дополнительно сообщил, что на сегодняшний день у данной сетевой структуры появилась масса родственных организаций, оказывающих влияние в России и на некоторые политические фигуры и учреждения. Есть среди них даже, якобы, мусульманский фонд "Аль-Амин", успевший заключить ряд соглашений с духовными управлениями мусульман в некоторых кавказских регионах России.

В завершение своего выступления Н.В. Каклюгин продемонстрировал присутствующим фрагмент пропагандистского ролика из старого рекламного сюжета белгородского подразделения благотворительного фонда "Центр здоровой молодежи". Как он отметил, более чем половина появившихся в кадре участников съемки являлась тогда, а многие и сейчас, адептами неопятидесятнической (харизматической) религиозной организации "Царство Бога" и работают в филиалах по всей России и за рубежом. Часть из них действует, в, якобы, светских структурах, другие - в различных ООО, фондах, некоторые стали пасторами "Царства Бога" и других родственных ему структурах нетрадиционной религиозной ориентации. В этом свете, подчеркнул докладчик, особенно показателен текст песни, который четко характеризует направленность деятельности в России таких организаций как эта, их цели и задачи: "Открывайте шире двери, мы принесли то, что вы так хотели". Припев: "Я волна, новая волна, подо мной будет вся страна. Подожди - скоро навсегда затоплю ваши города". Тем временем, что было отмечено особо, все эти организации сегодня чрезвычайно активно плодятся, создают свои многочисленные проекты "ресоциализации", обманывают профессионалов, родственников зависимых и зарабатывают на этом незаконным путем огромные деньги. Но налоги при этом платят не в бюджет государства, рожают детей не для государства, хотя их лидеры и любят рассказать о рожденных в их семьях детях. Но в ИХ семьях, а не в российских... Не дай Бог, отметил докладчик, завершая свое выступление, чтобы слова прозвучавшей на заседании песни из рекламного ролика стали пророчеством! При участии таких организаций как продемонстрированная в ролике постоянно проводятся различные мероприятия, массовые сборища, называемые "терапевтическими" лагерями, но, к чему призвал эксперт, все мы должны понимать и помнить - это ПСЕВДОреабилитация и ПСЕВДОресоциализация, это формирование государства внутри государства. Создаваемые и совершенствуемые участниками совещания критерии оценки деятельности подобных организаций должны эти моменты обязательно прощупывать, находить и фиксировать.

Впервые опубликовано на сайте Ставропольской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каклюгин
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
«Горе тому, через кого приходит соблазн…»
Лжеепископ Георгий против Русской Православной Церкви: стенограмма заседани
15.04.2024
«Бiсово плем'я» в Красноярском суде
Добиваться полноценного разбирательства
09.04.2024
Церковь не останется в стороне
К судебному процессу с сектой ИПЦ подключилась Красноярская митрополия
05.04.2024
Все статьи Николай Каклюгин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17