Военно-транспортная авиация России: необходимость радикального обновления

Бывший СССР 
0
565
Время на чтение 8 минут

В своё время Советский Союз создавал уникальные военно-транспортные самолёты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом. Многие из них и сегодня эксплуатируются в разных странах мира.

Даже сейчас, изучая возможности советских транспортных самолётов, ясно, что при своевременной и глубокой модернизации они могут успешно эксплуатироваться ещё долгие годы.

Ил-76МД-90А (Ил-476)

Новый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной модификацией Ил-76МД. Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолёт может транспортировать весь перечень вооружения и военной техники, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки раненых и тушения площадных пожаров.

Проект создания Ил-76МД-90А был утверждён ещё в 2007 году, однако из-за проволочек первый экземпляр новой машины был готов только через пять лет.

22 сентября 2012 года был выполнен первый полёт нового самолёта. По словам командира экипажа, заслуженного лётчика-испытателя, Героя России Николая Куимова, «полёт прошёл нормально, все системы самолёта работали штатно, без замечаний».

Основные конструктивные особенности Ил-76МД-90А от исходной машины заключаются в следующем:

- штатные двигатели Д-30КП2 заменены на значительно более современные и экономичные ПС-90А-76;

- в конструкции нового крыла применены длинномерные панели;

-·топливная система доработана под новое крыло;

-·на Ил-76МД-90А применена новейшая цифровая система автоматического управления САУ-76;

-·самолёт оснащён так называемой «стеклянной кабиной». Вместо аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолётных систем и оборудования. В кабине самолёта восемь многофункциональных индикаторов (шесть у лётчиков и два - у штурмана). Такой вариант более информативен: пилотам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолёта, его скорость, высота и другие пилотажные параметры;

-·доработаны самолётные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;

-·на самолёте установлена новая ВСУ ТА-12А.

Новый пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и кабина Ил-76МД-90А отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полётов, точность самолётовождения и десантирования.

Грузоподъёмность нового самолёта достигает 52 тонны (вместо 40-47 тонн на более ранних модификациях). Максимальная дальность полёта при нагрузке в 20 тонн увеличилась до 8500 км (вместо 6700 км).

Тем не менее, проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолётов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолётов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстаёт от графика; причём первый полёт Ил-76МД-90А изначально собирались провести ещё в 2011 году. Остаётся неясным, будет ли в дальнейшем программа испытаний и производства новых «транспортников» идти в точном соответствии с планом.

Ил-76МФ

Практически одновременно с принятием Ил-76 на вооружение, ещё 13 января 1976 года Министерство авиационной промышленности СССР дало указание провести проработку вопроса создания самолёта Ил-76МФ, имеющего намного лучшие характеристики по транспортной производительности. Однако для такого самолёта ещё не имелось подходящего двигателя, поэтому работы по созданию Ил-76МФ были приостановлены.

В конце 1980-х годов в Советском Союзе был создан новый двигатель ПС-90А, Ил-76МФ был готов к серийному производству, однако развал СССР нанёс тяжёлый удар по авиапрому России. Поэтому вследствие экономического коллапса новый самолёт выполнил первый полёт только 1 августа 1995 года. Командиром экипажа был заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов.

По своим транспортным возможностям Ил-76МФ на 40% превосходит Ил-76МД, объём грузовой кабины увеличен с 326 м2 до 400 м2, в грузовой кабине установлена новая система напольной механизации, обеспечивающая перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров с грузами.

Все эти изменения позволили:

- увеличить грузоподъёмность нового самолёта до 60 тонн;

-·обеспечить возможность перевозки длинномерных грузов (до 31 м);

-·увеличить дальность полёта на 20%;

-·снизить удельный расход топлива на 15%;

-·выполнить требования ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии (выбросам вредных примесей при сгорании топлива);

- снизить уровень прямых эксплуатационных расходов.

На Ил-76МФ значительно увеличена номенклатура перевозимых боевой техники и грузов. Если Ил-76МД брал на борт две боевые машины типа БМП-3, то Ил-76МФ - уже три. За счёт значительного удлинения грузовой кабины удалось увеличить число перевозимого личного состава и обслуживающего персонала. Конфигурация грузовой кабины в хвостовой части Ил-76МФ обеспечивает свободную и быструю загрузку самолёта и свободный выход грузов при сбрасывании их на парашютах в полёте.

Установленный на Ил-76МФ комплекс бортового транспортного оборудования позволяет выполнять погрузку и выгрузку с помощью лебёдок и электротельферов, в том числе и крупногабаритной техники без применения специального наземного оборудования, что даёт возможность автономно работать на аэродромах различного класса. Четыре подтрапника, переставляемые по ширине рампы, помогают экипажам боевой техники с любой колеёй самостоятельно въезжать в самолёт. Грузовая кабина, как и кабина экипажа, герметичная и обеспечивает поддержание нормального атмосферного давления, комфортное пребывание десанта на борту.

У Ил-76МФ отличная аэродинамическая компоновка крыла с надёжными трёхщелевыми закрылками, многоколёсное шасси повышенной проходимости с высокоэффективной тормозной системой колёс. Этот уникальный самолёт может эксплуатироваться в высокогорье, в жарких и холодных климатических условиях, на бетонных и грунтовых аэродромах с короткой взлётно-посадочной полосой.

На Ил-76МФ установлен новый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-3». Спутниковая навигационная система существенно расширила возможности самолёта. Новый «Ил» может выполнять задачи в любой точке мира, в местах, которые не оборудованы радиосвязными и навигационными системами. И сегодня это - новый шаг в модернизации авиалайнеров, в том числе и Ил-76МФ.

Однако, несмотря на расширенные возможности Ил-76МФ, в строю ВВС России его нет до сих пор. Зато этим воспользовалась Иордания - в 2011 году авиакомпания «Jordan International Air Cargo» получила два таких самолёта; иорданские лётчики эксплуатируют их - не нарадуются. Кроме того, мало кто знает, что после крушения социалистического блока именно Ил-76-е пополнили авиапарк Военно-воздушных сил США. Комментарии, как говорится, излишни...

Ан-124-100М-150

Несмотря на уникальные качества транспортного гиганта, становилось ясно, что со временем Ан-124 необходимо оснастить обновлённым комплексом БРЭО; вместе с тем было нужно усилить конструкцию фюзеляжа для обеспечения загрузки-выгрузки и перевозки моногрузов массой до150 тонн. Поэтому с начала 2000-х годов в АНТК «Антонов» велась работа по модернизации машины, получившей индекс Ан-124-100М-150.

На новом самолёте модернизированы комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек. Две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации самолёта.

Модернизированное бортовое оборудование позволяет выполнять транспортно-десантные задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, а также в длительном отрыве от аэродрома основного базирования. Самолёт оснащён новым погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъёмностью до 30 тонн, швартовочным оборудованием.

Главные конструктивные особенности Ан-124-100М-150 от исходной машины:

- максимальная нагрузка увеличена до 150 тонн;

-·увеличена дальность полёта с грузом 120 тонн с 4650 км до 5400 км;

-·на самолёте модернизированы навигационный комплекс и локатор;

-·установлены новые цифровые тормозные блоки и разработана система торможения, что позволяет на 30% сократить посадочную дистанцию;

-·уменьшен состав экипажа с шести до четырёх человек и повышен комфорт кабины отдыха;

- установлены усиленные колёса и шины;

- установлена более совершенная система молниезащиты самолёта;

Ан-124-100М-150 способен брать на борт до 440 десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Кроме того, без специального разрешения возможна перевозка моногрузов весом до 50 тонн. Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла. Простота, надёжность и безопасность эксплуатации самолёта обеспечиваются резервированием систем и их компьютеризацией.

Возможности «Руслана» так поразили генералов из Пентагона, что в марте 2006 года началось использование «транспортников» в рамках программы НАТО и Европейского Союза SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). Ан-124 применяется для обеспечения частей НАТО в Средней Азии и Афганистане (правда, Россия недавно закрыла свой воздушный коридор для авиации НАТО), а также в районе Персидского залива для перевозки зенитно-ракетного комплекса РАС-3 «Пэтриот».

После развала Советского Союза американские специалисты тщательно изучили возможности Ан-124, но ничего подобного они так и не сумели создать. Однако экономический кризис в России и события на Украине сделали своё чёрное дело - в составе российских ВВС эксплуатируются всего лишь два Ан-124-100М-150...

Ил-112

Ил-112 - проектируемый российский лёгкий транспортный самолёт нового поколения, предназначенный для замены устаревших Ан-26. Планируются к выпуску две модификации: военно-транспортный самолёт Ил-112В и транспортная машина для гражданской авиации Ил-112Т.

Согласно проведённому ещё в 1990-х годах анализу, спрос на лёгкий транспортный самолёт в военной и гражданской модификациях оценивался в России приблизительно в 300 машин (однако учитывая бездорожье и старение инфраструктуры, реальная потребность транспортной авиации в Ил-112 составляет в 500-600 самолётов).

Ил-112 предназначен для эксплуатации на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлётно-посадочных полос. Для Ил-112 проектируют принять систему эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, которая обеспечивает поддержание требуемого уровня лётной годности при минимальных эксплуатационных расходах и срока службы 35 лет.

Вначале Госпрограммой вооружений на период до 2020 года предусматривалось производство 62 серийных самолётов Ил-112В; однако впоследствии заказ на закупку нового военно-транспортной машины был уменьшён, сообщил агентству «Интерфакс» источник в оборонно-промышленном комплексе, не уточнив при этом, на сколько единиц он сокращён.

Первые серийные Ил-112В, по словам источника, ВВС России получат в конце 2018 - начале 2019 годов. Ранее сообщалось, что весь комплекс НИОКР по созданию Ил-112В будет закончен к 2020 году, а первые две опытные машины появятся уже в 2016 году. Всего, по оценкам специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина, до 2030 года компания планирует построить до 200 самолётов Ил-112 всех модификаций.

Однако проект продвигается с большим трудом из-за хронического недофинансирования и проблем с двигателями, не развивавшими установленной мощности. Ранее Минобороны уже отказывалось финансировать доводку Ил-112 и закупать эти машины, однако в 2013 году работы были возобновлены. Посмотрим, удастся ли в России начать серийное производство новых машин...

Крупная и боеспособная группировка военно-транспортной авиации - жизненно необходимое условие сохранения боеспособности Вооружённых сил России и самой России, как единого целого. Чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, достаточно взглянуть на карту автомобильных и железных дорог России: значительная часть территории нашей страны доступна только с помощью авиации.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Федоров
Все статьи Константин Федоров
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38