Люди, находящиеся в местах лишения свободы, ранее, быть может и не задумывались о праведности своего пути. Не соблюдая христианских заповедей, они грешили, нарушая законы общества и даже морали, живя по воле своей, а не Божией.
В суете дел земных, поддавшись соблазнам современного общества, устремленного к обогащению и комфорту, как правило, не остается времени задуматься о своей духовной природе, поэтому многие из нас нарушают законы.
Неся наказание, человек лишается почти всех связей с обществом и поневоле у него появляется время, зачастую немалое, для пересмотра и осознания своего пути, поисков причин и следствий своих ошибок.
Неоценимую помощь в этом оказывает Русская Православная Церковь, несущая свою духовную вахту в местах лишения свободы.
В большинстве своем, церковным капелланам приходится служить и вести миссионерскую работу в помещениях, отданных под храм внутри корпуса изолятора или тюрьмы. Это не дает тех возможностей, которые возможны в отдельно стоящем храме.
Наличие такого храма позволит в большей степени воцерковлять человека не только словом и молитвой, но и посредством сопричастности к деятельности прихода.
Появляется дом Божий, в котором заключенный не чувствует контроля со стороны тюремного ведомства, а лишь только со стороны Господа Бога в лице духовенства храма.
Создается приход, в котором заключенные по мере своих желаний и талантов, участвуют в благоукрашении храма, в церковных служениях в роли алтарника, чтеца, певчего клира, звонаря. Также создается возможность, потрудится в приходе, осваивая специальности плотника, краснодеревщика, художника по росписи и прочие профессии необходимые для изготовления церковной утвари, сувениров и благоукрашения храма.
Осознание себя как части прихода, ставит человека на скорейший путь исправления, а значит и путь скорейшего освобождения. На свободе такому человеку, гораздо проще будет найти работу и влиться в социальную среду и деятельность, да и любой церковный приход рад будет принять его в свои члены.
Понимая это, я как архитектор, с большой ответственностью взялся за проектирование храма св. Николая Чудотворца в СИЗО N5.
Заказчиком моим стал старший священник этого храма иерей о. Иоанн Чураков, настоящий духовный труженик, отдающий себя не только делу тюремного миссионерства в роли капеллана, но и служению в одном из храмов г. Москвы.
Из числа представленных ему эскизов, разработанных мной храмов, он выбрал эскиз, прообразом которого послужило северное деревянное зодчество, трансформированное в камне и воплощенное в стиле русского северного модерна.
В ноябре 2005 года Преосвященным Александром, епископом Дмитровским произведена закладка храма при молитвенном участии московского тюремного духовенства, сотрудников ФСИН, общественности. В основание храма была положены мощи Святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.
На церемонии присутствовали не только служители церкви, руководители и сотрудники изолятора, но и сами заключенные. Они с достоинством держали церковные хоругви и с верой, искренне молились Господу нашему Иисусу Христу и всем святым, это и было началом жизнедеятельности церковного прихода храма св. Николая Чудотворца.
Строительство небольшого по размерам, но уютного и стройного здания церкви, растянулось на несколько лет из-за недостатка финансовых средств и проблем с согласованиями. Ждали этого события все: и тюремные священнослужители, и сотрудники учреждения и, конечно же, заключенные.
В 2014 году, в преддверии праздника Рождества Христова храм оказался почти полностью готовым и по благословению Святейшего Патриарха, было принято решение уже сегодня начинать его полнокровную богослужебную жизнь.
Построенный храм стал первым в следственных изоляторах Москвы - отдельно стоящим храмовым зданием. До этого на территории СИЗО N5, как и в других московских учреждениях уголовно-исполнительной системы действовал небольшой домовой храм, расположенный на одном из этажей корпусов следственного изолятора.
Освящение храма возглавил Преосвященный Иринарх, епископ Красногорский, Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по тюремному служению.
В день Рождества Христова сам святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетил Следственный изолятор.
На площади перед храмом Предстоятеля встречали: епископ Красногорский Иринарх, с духовенством, заместитель директора ФСИН России генерал-майор внутренней службы Н.В. Колесник, начальник УФСИН России по г. Москве полковник внутренней службы А.Н. Тихомиров, а также и.о. начальника СИЗО N 5 майор внутренней службы Е.А. Добров.
В храме святителя Николая Чудотворца собрались не только священнослужители и официальные лица, но осужденные.
Святейший Патриарх обратился к осужденным: «Перед Богом мы все одно. У Бога cвое мерило и cвое отношение к человеку. Но самое главное, я думаю, каждый из нас должен помнить: вне зависимости от социального, общественного статуса, вне зависимости от того, чем мы занимается, мы все дети Божии, и нас всех Бог любит - и тех, кто живет благочестиво, и тех, кто грешит, кто нарушает законы. Он единственный, кто нас любит вне зависимости от всяких обстоятельств.
Я это все говорю вам для того, чтобы вы помнили, что в тяжелых обстоятельствах, в которых вы оказались, самое, может быть, важное - это укрепиться верой, обрести опыт общения с Богом. Это будет помогать вам и в этих скорбных обстоятельствах, в которых вы сейчас находитесь, и когда вы выйдете на свободу».
Все присутствующие стояли под куполом храма так, как это бывает в обычном приходском храме: благоговейно и естественно. И казалось, что никакие социальные различия, которые действуют за порогом храма в этом режимном учреждении, здесь, в эти минуты, не имеют значения. В пагонах и в гражданской одежде, в арестантских бушлатах и священнических ризах - все как одно целое, как мистическое церковное Тело, становились причастниками той благодатной духовной реальности, для актуализации которой и строятся храмы и совершается Божественная Евхаристия.
В день освящения храма, состоялась праздничная трапеза, на которой были обсуждены вопросы взаимодействия Церкви и уголовной исполнительной системы. Здесь я узнал, что по итогам оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по г. Москве, первое место четвертый год подряд занимает коллектив СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. Да, это далеко не случайно.
В настоящее время мы также выполняем проектные работы по реконструкции храма в честь Казанской иконы Божией Матери на территории МВД России в Москве.
Здесь я познакомился с Наталией Леонидовной Высоцкой, которая более двадцати лет была председателем правления Общества милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» во имя Святителя Николая Чудотворца. Она рассказала, что Общество занималось помощью заключённым по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго с 1991 года. В 2012 году эта общественная организация была ликвидирована в связи с тяжелым состоянием здоровья Высоцкой Н.Л. Однако и сейчас добровольцы Общества «Вера, Надежда, Любовь» вместе со священниками ведут миссионерскую работу в местах лишения свободы.
С помощью Общества были открыты и возрождены более десятков храмов в следственных изоляторах и колониях России. В места лишения свободы направлены тысячи экземпляров православной литературы, молитв, иконок, нательных крестиков, церковной утвари, сформированы видео- и аудиотеки с кассетами православного и духовно-нравственного содержания.
Не менее активно Общество работало и в социальной сфере. В места лишения свободы направлялись витамины, лекарства и медицинское оборудование. В нескольких воспитательных колониях были открыты компьютерные классы, где осужденные, в первую очередь сироты-подростки, бесплатно получают профессию «оператор ЭВМ».
Наталия Леонидовна, поделилась со мной своей мечтой и намерением построить, а вернее воссоздать храм на территории СИЗО «Матросская Тишина», который крайне необходим здесь.
Ранее на этой территории был храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Его освящение совершилось 17 декабря 1850 года. Но затем его полностью разрушили, а теперь надо воссоздавать.
Она рассказала, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в следственном изоляторе «Матросская Тишина», включено в Программу «200 храмов Москвы».
Сейчас церковь будет вновь отстроена на территории «Матросской Тишины» рядом с одним из больничных корпусов.
Храм будет однокупольным. Прообразом возрождаемой святыни, мы видим Спасо-Преображенскую церковь, возведенную в первой трети XII века преподобной Евфросинией Полоцкой, и храм Покрова на Нерли, выстроенный святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским в середине XII века.
Узнав о том, что мастерская «Центр Православного Зодчества», являющаяся также кафедрой-мастерской Российского Православного Университета, руководителем которой имею честь быть, занимается проектированием храмов, Наталия Леонидовна попросила показать наши работы.
Рассматривая эскизы нашего альбома, она вдруг радостно и восторженно воскликнула: «Так вот же этот храм, который я видела в своих сновидениях. Именно он должен быть построен в «Матросской Тишине», только к нему будет пристроен наземный переход, по которому в храм будут приводить заключенных с режимных корпусов, а наверху этого перехода будет колоколенка».
Я также был обрадован ее выбору, так как эскизный проект этого храма создавался, с большой любовью и творческой самоотдачей в надежде на то, что храм этот будет построен. Сложность задачи состояла в том, что в относительно малом по площади храме, без применения архитектурных излишеств и копирования, благодаря лишь только пропорциям и тектонике, нужно было воплотить величие духа и кристальную чистоту православной веры Русского храма.
Сейчас проект храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в «Матросской Тишине», разрабатывают архитекторы ООО «Центр Православного Зодчества»: Гончаров С.Г., Родионова Д. В., Абрамов В.А. и Троцевский А.В.
Наш коллектив благодарен Наталии Леонидовне за доверие, а также за ее подвижнический, жертвенный труд во славу Божию среди осужденных и заключенных под стражу, желаем ей многая и благая лета.
Для желающих внести добровольное пожертвование на строительство тюремного храма (ул. Матросская Тишина, дом 18) публикуем две ссылки в Интернете, по которым можно создать и распечатать бумажную квитанцию для Сбербанка (без комиссии), либо сделать платеж через Яндекс ДЕНЬГИ:
http://radiovera.ru/xram-turma.html
http://www.200hramov.ru/index.php?option=com_temples&temple=223
По этим же ссылкам можно посмотреть Описание проекта.
Для ответов на вопросы тех, кто желает стать инвестором и жертвователем строительства этого тюремного храма, Высоцкая Наталия Леонидовна дала свой моб. телефон 8-916-119-01-38, просила звонить с 10 до 20 часов.
Мне приходилось и ранее заниматься подобным проектированием для системы МВД и судебно-исправительных учреждений.
Так, по поручению Мера Москвы Юрия Лужкова, посчастливилось потрудиться как архитектору, став автором проекта часовни Святителя Николая Чудотворца, на территории Московского Городского Суда.
31 июля 2004 года по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на территории Мосгорсуда, настоятелем Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, игуменом Иоанном был совершен чин освящения места закладки первого камня будущей часовни Святителя Николая Чудотворца.
Вскоре часовня была построена.
Я благодарен директору института «Мосжилниипроект», Петру Ивановичу Чутчикову, доверившему мне эту работу, а также строительному концерну «Монарх», который качественно и в срок построил эту часовню.
Часовня стала первой из построенных на территории городских судов России.
В одном из комментариев прихожанки этой часовни, Анастасии, сказано:
«За кованой оградой, отделяющей дворец Правосудия от внешнего мира, находится часовня Николая Чудотворца - защитника и покровителя всех страждущих. Стоит эта часовня и как напоминание о том, что помимо правосудия земного есть и более высокая инстанция, приговор которой уже нигде не обжалуешь».
Сейчас, рядом с часовней, которая вот уже несколько лет украшает территорию, построен фонтан. Скульптурная композиция представляет собой классическую статую: фигуру Ангела Господня, звонящего в колокол и попирающего змея.
Замысел скульптурной композиции принадлежит скульптору Наталье Опиок, а роспись часовни выполнена ее супругом Алексеем, с которыми я давно дружу.
Я часто задумываюсь над тем, почему и за что, Господь доверил мне потрудиться над церковными объектами, на очень узкой и закрытой ниве храмового зодчества, в местах лишения свободы, судах и в системе МВД, случайно ли это. Скорее всего, нет.
В подтверждении этого я хочу рассказать о чуде, произошедшем со мной на Святом Афоне.
В 2001 году состоялась моя первая паломническая поездка на Афон в Грецию, где с двумя священниками, мне, по милости божией, довелось посетить почти все монастыри Святогорской земли и многие её скиты и каливы.
Иерей Александр Коблов из Валаамского монастыря и Иеромонах Игнатий из Сергиевой Лавры, получили благословение от игумена Пантелеймонова монастыря на проведение службы с литургией в храме Преображения Господня. Этот небольшой храм, находящийся на вершине Святой Горы, является одним из самых почитаемым среди всех православных.
Получив антиминс, необходимый для службы, а также облачение и церковную утварь, мы вышли из монастыря. Отчетливо и ярко вспоминается тот светлый и радостный день. Поднимаемся от Керасии лесом, стараясь произносить непрестанную Иисусову молитву. Когда стемнело, мы остановились на ночлег в лесу, где провели незабываемые часы, растворяясь в благодатной, нетронутой цивилизацией тишине. Ночью и ранним утром, освещая тропинку фонариками, продолжили свой путь, пробираясь среди колючего кустарника.
Последнее строение перед вершиной Афона - Панагия. Маленький храм и помещение для ночлега, есть матрацы и одеяла, но ночуют редко - холодно. Даже в разгар дня облака, окружающие нас со всех сторон, заставляют поеживаться.
Наверху холоднее. Далеко ли еще? Все устали. Вверху слышен нестихаемый ветер, шум довольно далекий и мягкий, будто облака шуршат о скалы.
Наконец проходим белую, влажную, клубящуюся полосу. Последние могучие, часто искривленные сосны. Далее сплошной камень, словно выгоревший на солнце.
Ранним утром мы, наконец, подошли к подножию вершины святой горы, которая ослепительно сияла в лучах восходящего солнца, отражённого от белого мрамора коренной породы, отполированного ветром и дождем. Вершина горы увенчана большим чугунным православным крестом. Войдя в небольшую Преображенскую церковь на вершине горы, мы приготовились к утренней молитве, затем была исповедь, литургия и святое причастие.
Выйдя из храма, моя душа словно воспарила над землей, тем более облака окружавшие кольцом святую гору находились ниже нас и усиливали неземной эффект. Над пропастью, в десяти шагах от меня, застыл светящийся радужный шар, около метра в диаметре, похожий по своей светимости на ярчайшую, сферическую радугу.
Я подозвал отца Александра полюбоваться этим чудом. Когда свечение стало растворяться, мы сфотографировали его. Эта и многие другие фотографии впоследствии стали иллюстрациями в книге «Гора Афон - гора святая». Эта книга, изданная отцом Александром, получила диплом лауреата на конкурсе лучшей православной книги года.
Мы спускались с горы в светлом молчании, наполненные небесной благодатью, в полном осознании, что нас после литургии посетило нечто высокое, не из земной реальности. Казалось, всё прошлое осталось там за горой, а эта новая тропа приведет нас к иной, качественно новой жизни.
Через несколько часов пути, показавшихся одним мгновением, тропа привела нас к уединённой, спрятанной в складках предгорья келии старца Иоакима (это недалеко от келии св. Нила - Мироточивого). Навстречу нам вышел монах, он предложил нам войти во двор и усадил нас за стол под виноградником. Нам предложили лёгкую трапезу, которая после продолжительного пути показалась манной небесной. Монах сообщил нам, что старец, отец Иоаким, хотя и болен, пожелал встретиться с нами. Да, немного я встречал людей, которых можно было бы отождествить с обычным человеком, но когда вышел к нам отец Иоаким, то разум не в состоянии был осуществить свой обычный аналитический процесс. Если бы не фотография, попавшая на страницу, вышеназванной книги, то я не смог бы описать старца. Посмотрев в его глаза, наполненные вечностью, я погрузился и растворился в бесконечном океане любви и благодати. Лишь вопрос старца, переведенный отцом Александром, вернул меня на землю. Узнав моё имя, отец Иоаким сказал: «Сергий, тебя ждут в Сергиевом-Посаде, тебе предстоит большая работа».
Мой разум, наконец, проснулся и сделал свой земной вывод, что поскольку никаких производственных отношений в этом городе я не имею, то это, скорее всего, пустые слова.
Как велико было мое изумление, когда, по моему возвращению в Москву меня вызвал директор проектного института и сказал: «Сергей тебя ждут в Сергиевом-Посаде. Предстоит большая работа».
Так мне довелось по предсказанию прозорливого старца познакомиться с моим основным заказчиком, в те времена, благочинным Сергиево-Посадского района отцом Иоанном и другими священниками, по поручению которых я вот уже несколько лет проектирую храмы.
Побывав в Сергиево-Посадском районе на чине (церемонии) поднятия креста на недавно построенном по моему проекту храме «Покрова Пресвятой Богородицы», я получил еще одно подтверждение словам прозорливого старца отца Иоакима. Ныне он на небесах, вечная и благая память старцу Иоакиму.
Духовенство Сергиево-Посадского благочиния поведало мне, что храм «Живоносный Источник», также построенный по моему проекту в Сергиевом-Посаде, был первым храмом, возведенным после свержения Российской империи за период около 100 лет на этой земле, освященной молитвами преподобного Сергия.
В тот день я посетил и этот храм, где исповедался и получил благословение отца Александра.
Вечером того же дня мне довелось побывать в городе Краснозаводске, в строящемся храме «Всех Святых в земле Российской просиявших».
Каково же было мое удивление, когда я узнал от отца Василия (настоятеля возводимого храма), что этот храм является также первым храмом, строящимся в этом городе, относящемся также к Сергиево-Посадскому благочинию. Да простит меня Господь за сии надменные строки.
Хочется пожелать крепкого здоровья и благодатной помощи Божией, в делах на пользу Святой Православной Церкви и во славу Отечества, ректору Российского Православного Университета игумену Петру (Еремееву), председателю Московского городского суда Ольге Егоровой, секретарю Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы, священнику Иоанну Чуракову, а также всему духовенству несущему свою нелегкую вахту в местах лишения свободы.
Сергей Григорьевич Гончаров, академик, главный архитектор Саранской и Мордовской, Владикавказской и Аланской, а также Криворожской и Никопольской епархий, заведующий кафедрой архитектуры Российского православного университета, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии, член Союза архитекторов России, член Союза художников Подмосковья, генеральный директор ООО «Центр Православного Зодчества»