Начало соборного обсуждения судьбы Приозерского подворья и приписных храмов Валаамского монастыря,
История создания Приозерского подворья Валаамского монастыря,
Этот конфликт нанесет ущерб авторитету Русской Православной Церкви.
Церковь возрождали к жизни всем миром. Поначалу казалось, что препятствия и трудности, обступавшие со всех сторон, совершенно непреодолимы. Не хватало строительных материалов, инструментов, денежных средств. Первое время не было квалифицированных специалистов. Без проектно-сметной документации плохо представлялся сам ход восстановительных работ.
Через знакомых финнов удалось достать копии архивныхчертежей, изготовленных в 1889-1890 годах архитектором храма Иоганном Якобом Аренбергом, и редкие старинные фотографиицеркви. Их прислал генеральный суперинтендант Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии из архива города Миккели181. Отец Сергий попросил, чтобы в Приозерск приехал его давний друг, один специалист-реставратор из Центральной России. Уже 15 лет было их знакомству, и за эти годы они восстановили вместе не один храм182.
Да и сам пастырь - на все руки мастер. Он умеет многое: крыть крышу, вставлять рамы, класть стены, заливать бетон, красить. В перерывах между богослужениями его постоянно можно было видеть за делом, чаще всего за плотницкой работой.
Деятельно взявшись за восстановление церкви, о. Сергий в короткое время организовал несколько «субботников», в которых, наряду с прихожанами, принимали активное участие многие жители города и района. Да и просто, в неурочные часы, приходили люди и помогали кто как мог. Рассказывают о неких отце и сыне - любителях лыжных прогулок. Их маршрут пролегал мимо церкви, где они всегда задерживались. Сколько неподъёмных брёвен, ледяных глыб и прочих тяжестей они перенесли, очищая церковь! Сотрудница редакции Светлана Георгиевна Шешина, работавшая в то время воспитателем группы продлённого дня, нередко приходила со своими ребятишками к церкви, и они тоже вносили посильную лепту в общее дело, убирая территорию.
Не было техники, цемента, стекла, кирпича (помимо безденежья, следует учесть и то, что на дворе была эпоха тотального дефицита). Всё возили на тачке. Иногда уговаривали водителей проезжавших мимо грузовиков что-либо привезти. Как правило, никто не отказывал, а когда предлагали деньги за работу, ни за что не хотели брать: «Это же для церкви!». Один раз, правда, шофёр взял 25 рублей, но он привёз целых три машины, гружённых брусьями, и очень всех выручил.
Прихожане обивали пороги строительных организаций, ходили к руководителям крупных промышленных предприятий и совхозов, благодаря за понимание и поддержку только молитвой. Много тогда помогли начальник лесхоза Валерий Васильевич Богатырёв, а также Виктор Васильевич Ушев - тоже из лесхоза, Юрий Кириллович Бадтиев - начальник отдела снабжения на ДОЗе. Надо отдать должное руководителям основных предприятий города - ПМДК, ДОЗа, АТП и других - и, конечно же, самим градоначальникам: Виктору Максимовичу Степанько, Александру Владимировичу Фатькину и Олегу Николаевичу Мартынову.
Люди продолжали жертвовать на церковь деньгами, одеждой, материалами. Одна женщина, пожелавшая сделать это тайно, далана восстановление тысячу рублей, другая - 80-летняя блокадница Зоя Николаевна Валова - сто рублей183. Митрополит Алексий всемерно помогал церкви - из Петербурга безвозмездно поставлялись свечи, иконы184. Прихожанка Мария Фёдоровна Смирнова (191 - 1996?) привозила из Выборга свечи и другие предметы для продажи в церковной лавке. Весь доход шёл на восстановление храма.
Как уже говорилось, горсовет ВООПИК перечислил на эти же цели 4800 рублей. Особенно много помогло тогда Приозерское экскурсионное бюро, возглавлявшееся Ларисой Ильиничной Гончар. Организация эта была весьма доходной в те времена, когда люди ещё не обнищали и с удовольствием совершали туристические поездки. Часть дохода, согласно уставу, выделялась на охрану и реставрацию памятников. Первый же взнос в фонд Андреевской церкви оказался больше, чем сумма, собранная приозерцами с мирупо нитке, - 6100 рублей185. Впоследствии коллектив экскурсионного бюро выделял и более крупные средства: 10 тысяч на золочение креста, около 8 тысяч - на устройство системы отопления в храме186.
Для полноценной богослужебной жизни требовалось много церковной утвари, на приобретение которой в то время не было средств. Староста обратилась к прихожанам одного из храмов на Волге (что в городе Наволоки Ивановской области) за помощью, и та последовала незамедлительно. На первую Пасху, праздновавшуюся в возвращённой Андреевской церкви (в апреле 1989 года), привезли целый автобус церковной утвари, в том числе и икон, богослужебных книг, облачений - всего того, без чего приходская жизнь немыслима187. Кроме того, ездили в один храм Смоленской области - привезли целое купе икон и утвари. Позже, при содействии сотрудника Ленинградского музея истории религии и атеизма Е. С. Лукашевского, храму передали 6 икон XIX века.
Церковные крыша и потолок были возведены лишь осенью 1989 года (на Воздвижение поставили и первый крест). До этого служба шла под открытым небом - под снегом и дождём. В ненастье прихожане раскрывали зонты. И замечено: очень полюбили церковь голуби, они летали над головами.
За ходом восстановительных работ следила и местная газета. Большую статью, проиллюстрированную снимком Всехсвятского храма, опубликовали в апреле Г. В. Варик (она же Лысенко) и Л. Д. Пашкина. Они призывали любить церковную культуру без веры в Бога. Такой «светский подход» сегодня кажется, по крайней мере, странным, но в то время подобная статья выглядела как защита от религии. Каков, к примеру, перл: «Верующие - это наши, советские,люди. Они могут быть ударниками коммунистического труда, их фотографии могут быть на Доске почёта»188!
Летом приступила к раскопкам на территории Старой крепости российско-финляндская экспедиция, о которой уже упоминалось выше. Один из руководителей работ, финский археолог ПирьеУйно, в ходе беседы с корреспондентом газеты сообщила о том, что «в августе в Приозерске на восстановлении церкви Всех Святых будут работать 15 добровольцев из Союза православной молодёжи Финляндии»189. Пожелание двух священников - русского и финского - начало воплощаться в жизнь.
Спустя две недели, 26 июля, в город с официальным визитом прибыл сын предпоследнего градоначальника финского Кякисалми, директор Генерального департамента религии Финляндии правительственный советник ЛауриКярявя с супругой, известной хельсинкской актрисой. Господин Кярявя, мальчишкой продававший вишню на рынке Кякисалми, посетил многие места, которые напоминали ему о детских годах, в том числе и Всехсвятский храм.
Он был «приятно удивлён миниатюрностью церкви и сохранностью полов» и передал в дар о. Сергию «издание об истории Церкви». Лаури Кярявя дополнил сказанное П. Уйно любопытной подробностью: «В августе 40 человек из Финляндии будут работать на восстановлении церкви Всех Святых. И среди них будет наш митрополит. Но он едет не в качестве митрополита, а обыкновенным рабочим»190. Эта газетная корреспонденция, между прочим, позволяет представить, как выглядел храм в конце июля:
«У церкви Всех Святых - горделивый вид: центральный купол её почти восстановлен. Осталось укрепить крест»191.
Наконец, 7 августа, прибыли финские помощники. Их оказалось всё же не 40, а 15 человек, - все православные, и среди них, действительно, был митрополит Лео, а также священники, диаконы, врачи. В редакционной статье отмечалось, что «все прибывшие - добровольцы, трудятся бесплатно. Более того, за поездку в Приозерск каждый заплатил сам»192. Финские друзья, в том числе духовные лица, оказались замечательными мастерами-строителями. Приозерску повезло и в том, что с ними приехал инженер ХейккиХанниен из Музейного ведомства, «считающийся в Финляндии одним из ведущих реставраторов церквей». Всехсвятский храм должен был стать его последним культовым сооружением, так как с осени он собирался изменить свой профиль, организовав собственную фирму193.
Общение с финнами, несмотря на то что Православная Церковь Финляндии и Московский патриархат сегодня многое разделяет, не носило характера некоего «экуменического контакта», - это был акт братской взаимопомощи. Теперь восстановление Всехсвятского храма стало «горячей темой» и для ленинградской, и для куопиоской печати (город Куопио - православная «столица» Финляндии).
Дело в том, что Приозерск был избран местом для первого летнего трудового лагеря российской и финляндской православной молодёжи (в рамках международного братства «Синдесмос») именно потому, что здесь предполагалось устроить подворье Валаамского монастыря. Митрополит Алексий благословил это начинание, и в Приозерск прибыла группа студентов ленинградских духовных школ во главе с помощником инспектора Духовной академии и семинарии Николаем Михайловичем Ершовым.
Рабочий день длился с восьми утра до восьми вечера и был очень напряжённым. Помогали прихожане, местная молодёжь. После вечерней молитвы и ужина общались с финскими гостями, вели душеполезные беседы194.
Один из участников этой акции, Паули Макконен, так о ней рассказывал своим соотечественникам в сентябрьском выпуске церковного журнала «Аамункойтто» («Утренняя заря»): «Работа шла быстро. Мы вставляли и мыли стёкла, прибивали доски, клали стены, ремонтировали ступеньки, латали крышу. <...> Проезжавшие мимо на машине с подъёмным краном советские солдаты помогли нам установить ворота. Юноши из Ленинградской Духовной семинарии расчищали кладбище и территорию вокруг него. Они удивлялись скорости финских "рабочих парней". Мы работали на все сто процентов»195.
И эти слова - не заурядное хвастовство: о. Сергий уже 10 августа в беседе с журналистами «с большой благодарностью отозвался о работе финских помощников. Он считал, что за два дня работы финны сделали больше, чем мы за два месяца»196.
В последующем, вплоть до начала июля 1991 года, в местной «Красной звезде» появилось 5 заметок, в которых упоминалось об «успешных реставрационно-восстановительных работах» во Всехсвятском храме. Церковь «хорошела на глазах»197. Горожане, конечно, видели в этом большую заслугу властей, прежде всего В. М. Степанько. В сентябре 1989 года он дал большое интервью сотруднику газеты Евгению Ирбэ, в котором, между прочим, с улыбкой вспомнил: «И храм спасли, и старушек пристроили. <...> Тут как-то знакомые бабули из Кузнечного говорят: "Мы тебе, сынок, свечку ставим"«198.
В заключение этого раздела назовём имена тех священно- и церковнослужителей храма, которые способствовали его возрождению в 1989-1991 годах. Это иеромонах о. Серафим, теперь игумен в одном Костромском женском монастыре; иеромонах о. Варсонофий - он некоторое время исполнял обязанности начальника подворья, пока не приехал отец Фотий; иеродиакон о. Олег, ныне священноинок Валаамского подворья в Петербурге; иеродиакон о. Сергий (Манолов); послушники Михаил Чащин, Григорий Копылов и другие.
Отдельного упоминания заслуживает инок Леонид. Он окончил медицинский институт, недолго работал спортивным врачом. Приехал в Приозерск через неделю после о. Сергия, 26 февраля 1989 года, был тогда ещё послушником, но готовился принять постриг. Леонид стремился попасть на Святой остров; туда вскоре, 13 декабря, вместе с братией и убыл, там позже принял иноческие обеты. Хотели его рукоположить во диаконы, но он по смирению отказался. Леонид обладал слабым здоровьем (с детства у него была гипотоническая болезнь), но всё крепился. Бывало, говорил: «Наши недуги - до Причастия». После Пасхи 1990 года он приехал в Приозерск подлечиться, а спустя два месяца вернулся на Валаам.
Как отмечает автор мемуарного очерка о нём, священник Алексий Мороз, Леонид много трудился в обители: «утром нёс клиросное послушание, днём работал на монастырских службах, вечером опять пел и читал в церкви, а ночью пёк просфоры. Спал он крайне мало»199. В декабре 1993 года одной благочестивой приозерской прихожанке привиделось во сне: двое Преподобных старцев сказали, что через год заберут Леонида. И действительно - 2 декабря 1994 года Господь призвал к Себе молодого инока. Он как бывший врач отправился полечить занемогшего отца настоятеля. Уже совсем смерклось, мела пурга, и, чтобы сократить путь, Леонид пошёл по льду через пролив. Не заметив проруби, он провалился под лёд, «пытался вылезти, цеплялся руками за край полыньи, о чём говорят рукавицы, которые нашли на краю проруби, но тяжёлые монашеские одежды увлекли инока под воду»200. Когда подняли тело, увидели, что пальцы правой руки сложены для крестного знамения. Хоронили инока всей обителью 7 декабря.
Как видим, с самого начала Валаамское подворье в Приозерске стало тем благодатным местом, где делали первые шаги на поприще церковного служения многие иноки и иереи. Впоследствии, с приходом отца Фотия, этот обычай стал прочной традицией, которая с годами только развивается и крепнет.
Немало постарались для того, чтобы воскресить к жизни храм, его первые прихожане: Александра Прокофьевна Сковородина (+10.XII.1991), исполнявшая послушание казначея; супруги Сокол - Виктор Абрамович и Тамара Николаевна, почившие о Господе 19 декабря 1996 года, при взрыве дома N 32 по улице Горького; Мария Фёдоровна Смирнова (+ 1997); Лидия Николаевна Черенкова (+1998); Анастасия Григорьевна Абрамова; Евгения Ивановна Деревенко; Елена Михайловна Исайченко, бывшая старостой до той поры, пока церковь не передали монастырскому подворью; супруги Михеевы - Иван Владимирович и Людмила Фёдоровна; Нина Владимировна Небожина; Людмила Васильевна Панова; Екатерина Николаевна Семёнова-Журавская; Валентина Александровна Самыловская, в течение многих лет трудившаяся на подворье; и многие другие, их же имена ведает Господь.
ГИМНАЗИЯ ПРИ МОНАСТЫРСКОМ ПОДВОРЬЕ И «МИССИОНЕРСКИЕ ШОУ» ЗАГРАНИЧНЫХ СЕКТАНТОВ
Служили в этом кладбищенском храме почти полвека - вплоть до финской войны. В городе в тот период, помимо православного собора и двух лютеранских кирх, существовало ещё и подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря, а в 5 километрах к северу, в селении Пярня, - монашеская сельскохозяйственная ферма с угодьями.
После войны в городских храмах разместились типография, дом культуры, складские помещения. Особенно дурно обращались со Всехсвятской церковью: сначала там хранили продукты, затем - отработанные газовые баллоны, в подвале (там, где находятся склепы Андреевых) устроили противорадиационное убежище. Вокруг храма был полностью уничтожен старинный погост, наиболее ранние захоронения которого относились к 1760-м гг. Поэтому навсегда утраченными для нас оказались исторические могилы, где нашли свой последний приют две жены и дети Емельяна Пугачёва и другие знаменитые узники Кексгольмской крепости-тюрьмы. Внутрь никем не охранявшегося кладбищенского храма забирались мальчишки, среди груд пустых газовых баллонов пытались развести костёр. В 1985 г. здесь вспыхнул пожар - сгорела большая глава церкви, основная часть кровли рухнула.
В июле того же года глава Ленинградской епархии митрополит Алексий (ныне Патриарх) отправился на Валаам, а по дороге заехал в Приозерск и поинтересовался у руководства города, можно ли будет вернуть заброшенный храм Церкви для устройства в нём монастырского подворья. 12 декабря 1988 г. церковь Всех Святых передали верующим. Восстановлена она была уже через 8 месяцев, а 15 ноября 1990 г. получила статус Валаамского подворья.
О благотворительной и религиозно-просветительской деятельности в Приозерском районе монашеской братии, которую с июня 1991 г. возглавляет иеромонах Фотий (Бегаль), можно написать целую книгу. Скажем только, что за первые 10 лет его управления подворьем была окончательно восстановлена Всехсвятская церковь, начато строительство ещё трёх храмов - в посёлках Плодовое (действует с 2001 г.) и Кузнечное и в самом городе. (Теперь, 20 лет спустя, храмы построены. - ред. РНЛ). Промыслительно так получилось, что ферма и сельскохозяйственные угодья подворья находятся в бывшем селении Пярня (ныне посёлок Бригадное) и граничат с прежними владениями коневских монахов.
Одной из главных достопримечательностей сегодняшнего Приозерска является Православная гимназия во имя Сергия и Германа Валаамских, учредителем которой стал Валаамский монастырь, а ректором был назначен отец Фотий.
Создавалась школа в непростых условиях: препятствий, как и обычно бывает в стольважных делах, было много. Если бы не искреннее желание помочь (выразившееся и в существенной материальной поддержке) со стороны городской администрации, и главным образом её главы Олега Николаевича Мартынова, то, вероятно, основание школы было бы отодвинуто во времени на неопределённый срок.
Разместилось учебное заведение в здании народной школы бывшей финской деревни Тенкалахти (построено в 1935 г., находится на южной окраине нынешнего Приозерска). В 1941- 1944 гг., во время финской оккупации края, здесь, пока ремонтировали пострадавшую в ходе боёв кирху, устраивались лютеранские богослужения. После войны в здании последовательно размещались начальная, потом восьмилетняя школа, дом пионеров, станция юных натуралистов201.
Чиновники гороно, на балансе которого числилось пустовавшее с 1993 г. здание, должны были в самом начале 1994 г. оформить договор аренды с монастырём на 15 лет. Но они сознательно затягивали этот процесс, не давая возможности приступить к ремонту помещений. Здание находилось в плачевном состоянии: в нём была «разморожена отопительная система, частично залиты потолки на первом этаже, неисправна кровля» - и требовало «перепланировки, косметического и сантехнического ремонта»202. Только в апреле были улажены все формальности, и можно было начать самые неотложные работы, которые удалось завершить к июню.
Освящал её в 12 июля 1994 г. сам Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, присутствовавший в Приозерске на празднествах, приуроченных к 700-летию первых летописных упоминаний города203. Более употребительно другое название этого учебного заведения - Школа русской культуры. Устав был зарегистрирован Решением администрации Приозерского района от 9 августа 1994 г.
А уже 1 сентября 1994 г. 16 учеников первого класса сидели за новенькими партами в светлых, уютных кабинетах, торжественно вручили лицензию настоятелю храма. Занятия шли полным ходом, когда 30 сентября - в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - из Петербурга приехали три представителя областного Комитета по образованию и выдали школе лицензию. Этот праздник стал актовым днём школы, а святые мученицы - её Ангелами Хранителями. В этот день подводятся итоги работы воспитанников летом, даётся большой праздничный концерт, устраивается общее чаепитие - с наставниками и родителями.
Среди неукоснительно соблюдаемых традиций следует назвать празднование ещё двух событий - Рождества Христова с приглашением гостей-попечителей204 (с 2000 г. это торжество для детей устраивается, по инициативе руководства Валаамского подворья, в общегородском масштабе в помещении городского кинотеатра - как Рождественский фестиваль) и Дня славянской письменности, отмечаемого 24 мая, когда Церковь поминает Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Тогда подводятся итоги работы за год и дети показывают, чему научились за год.
Внутренний уклад школы предписывает участие воспитанников и их родителей в воскресных и праздничных богослужениях, по будням - в молебнах перед началом учебного дня. Трапезы совершаются учащимися по монастырскому чину совместно с преподавателями и администрацией школы. Каждый урок начинается и заканчивается краткой молитвой.
В такой небольшой школе, где нет второй смены, нет слоняющихся по этажам старшеклассников-второгодников, а есть домашний уют и атмосфера радостного послушания, больше возможностей для педагогического творчества. Поэтому учителя не только стараются проводить уроки в игровой, занимательной форме, используя красочные наглядные пособия, но и всё чаще после занятий устраивают «праздники знаний». К примеру, стало доброй традицией организовывать небольшие театрализованные представления, посвящённые изучению Правил дорожного движения, а также праздники букваря, физической культуры, церковного языка. Периодически устраиваются выставки детских работ: рисунков, поделок из природного материала, бумаги, пластилина, а также предметов вязания и вышивки, мягкой игрушки.
Зимние каникулы совпадают с Рождественскими святками, а весенние - с празднованием святок. На каникулах воспитанники совершают паломнические поездки по Святым местам и познавательные экскурсии в музеи.
В согласии с православно-русскими традициями женщины- учителя и ученицы не носят брюк и ходят в платочках. В стенах школы безусловно запрещается курение, использование косметики, появление в нетрезвом состоянии, сквернословие и т. п.
В Школе русской культуры воспитание, то есть духовное питание детей и отеческая забота о них, ставится во главу угла всей деятельности педагогов и наставников. Такая духовная опека и поддержка в детские годы и делает человека личностью, высветляя в нём образ Божий.
Поначалу в школе было только четыре класса и она давала полноценное начальное образование - так называемый «базовый стандарт», имея соответствующую лицензию наравне с обычными школами. Помимо полного курса общеобразовательных предметов, включая английский язык с 1-го класса, дети изучают церковные дисциплины: Закон Божий, старославянский язык, духовное пение. Этот круг наук, отсутствующих в программах обычных школ, позволяет с малолетства приобщать детей к самым изысканным плодам античной и византийской цивилизаций, закладывать в их юные головы первоначальные знания по богословию, философии, этике, истории искусства.
Кроме того, в школе работают кружки вязания, рисования, юных натуралистов. Здесь трудится и творческая педагогическая молодёжь, и опытные учителя, чей стаж измеряется десятками лет, а также два кандидата наук. В школе насчитывается 6 кабинетов, функционируют спортивный зал (оборудованный гимнастическим конём, брусьями, матами), столовая, библиотека, кабинет музыки (с концертным роялем, электроорганом, музыкальным центром, магнитофоном и проигрывателем).
Затем статус школы изменился - 30 декабря 1998 г. после всесторонней инспекторской проверки она получила лицензию на право именоваться гимназией. В классах среднего звена появились и новые предметы религиозно-патриотического содержания: углублённые курсы краеведения и истории Русской Православной Церкви. Изучение Катехизиса и Священной истории Ветхого и Нового Заветов проходит также довольно интенсивно, при составлении учебных планов и программ учитывались рекомендации специалистов из Санкт-Петербургской Духовнойсеминарии205.
Руководство школы строго следит за выбором учебных пособий, каких сегодня немало по каждому предмету. Если в обычной школе, как правило, занимаются по тем учебникам, которые централизованно поступают в школьные библиотеки, то для Православной гимназии отбираются лучшие на сегодняшний день пособия (не американизированные, не чуждые нашей национальной традиции) и изыскиваются средства (главным образом благодаря доброхотным пожертвованиям как частных лиц, так и целых предприятий, учреждений, общественных организаций) для их приобретения206...
Контингент школы неоднороден: немало детей изнеблагополучных семей (около 70 %)207, некоторые - из детского дома. Не все родители могут сегодня сполна оплачивать дополнительные обеды, которые предоставляются их детям. Однако ни один ребёнок не лишается питания. Подворье Валаамского монастыря помогает школе молоком, овощами, хлебом собственной выпечки, а в случае острой нужды -одеждой и обувью208. Учатся в школе дети, проживающие как в прилегающем к ней районе, так и вблизи других городских школ и даже несколько человек из посёлков Коммунары и Мельниково, расположенных соответственно в 14-ти и 33 километрах от города.
Наиболее проницательные наши политики, а также многие высокопоставленные чиновники Министерства народного образования ныне всё больше проникаются убеждением, что будущее нашей державы неразрывно связано с Православием и духовное здоровье нации обеспечивается воспитанием подрастающих поколений в духе отеческой религии и вытекающей из неё высокой нравственности.
В то же время на местном уровне постоянно предпринимались попытки закрыть школу либо каким-нибудь образом осложнить её деятельность. Так, поначалу, в 1995-1998 гг., депутаты- коммунисты из Собрания представителей Приозерского района делали попытки исключить из бюджета статью финансирования Школы русской культуры как якобы «элитного» учебного заведения, где «детей уродуют», воспитывая из них «рабов Божьих»209. А с 1 сентября 2001 г. были резко ограничены поступления из бюджета на том основании, что школа малокомплектная, «не дотягивает до установленных нормативов по численности учащихся»210. Вновь недоброжелатели из числа атеистически настроенных чиновников поднимали вопрос о закрытии школы. Только через суд, который обязал профинансировать учебный процесс в полном объёме, удалось доказать правоту православных педагогов.
Одно из основных и любимых послушаний воспитанников Школы русской культуры - клиросное. При этом учебном заведении созданзамечательный, вполне профессиональный церковный хор. Дети поют главным образом во Всехсвятском храме, но иногда, по большим Богородичным праздникам, выезжают в посёлок Плодовое, в недавно возведённую церковь Успения Божией Матери. А вскоре в Приозерске, на Валаамском подворье, появится новый храм.
В январе 2000 г. - года двухтысячелетия Христианства - Его Святейшество Патриарх Алексий II благословил братию Всехсвятского подворья на строительство большого приходского храма во имя Рождества Христова (дело в том, что городской собор с 1995 г. также является монастырским подворьем и принадлежит Коневской обители).
Решено было возвести юбилейный храм наиболее благолепным способом на святой земле уничтоженного православного погоста. В Приозерске на Благовещение (7 апреля) в 2000 г. освятили место, где предполагалось возвести новый храм - в византийском стилепо проекту главного архитектора Приозерского района Евгения Анатольевича Зюкина211. Работы начались через год, в мае 2001 г. Прах бывших жителей Кексгольма был перенесён в добротный подземный склеп рубежа XIX-XX вв., расположенный у самого алтаря будущего храма, и торжественно там захоронен212.
В Духов день (4 июня) состоялась торжественная закладка нового храма, которую, по благословению Святейшего Патриарха, совершил игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев). В основание алтарной стены поместили особую капсулу со сведениями о строителях храма и частицей мощей Святителя Нектария Эгинского, а также камни от Гроба Божией Матери и Гроба Господня.
Существенно, что руководит нынешним церковным строительством особый Попечительский совет, в состав которого входят представители административной власти, руководители ряда промышленных предприятий, командиры войсковых частей, коммерсанты. Денежные средства поступают от доброхотных жертвователей и дарителей. В настоящее время возведены стены храма.
А это значит, что Приозерск мало-помалу возрождает своё былое величие, традиции древнего епархиального центра, а ещё прежде - православной столицы русско-шведско-финляндского порубежья. Развитие города в этом направлении представляется очень важным и перспективным. В то же время, между прочим, в бывшем шведском Выборге, находящемся на том же Карельском перешейке, не так давно произошло событие весьма печальное: удивительной красоты Петропавловский собор, сооружённый в конце XVIII в., в годы перестройки передали лютеранам. Такой обычай переделки православных храмов под лютеранские кирхи бытовал только во времена захватов русских городов неприятельскими войсками!
Принципиально важен ещё один момент. Возрождение традиций православного просвещения в Приозерском районе происходило на фоне или, точнее сказать, в противодействии широковещательной кампании, развёрнутой с 1991 по 1995 год различными протестантскими и сектантскими миссионерскими общинами и братствами. Особая острота этого противостояния объяснялась прежде всего необыкновенной массовостью и «плотностью» этого натиска из-за близости границы с Финляндией.
Известно, что бывший петербургский мэр А. А. Собчак позволил использовать северную столицу и её окрестности - территорию, на которой уже тысячу лет жили люди, просвещённые Православием, - в качестве некоего полигона для проведения в жизнь ложно понятого им принципа «свободы совести». Город и область сразу же захлестнула волна невиданной по размаху миссионерской пропаганды новоявленных «крестителей Руси». Высшая церковная иерархия в лице Святейшего Патриарха Алексия II и Святителя Санкт-Петербургского Иоанна (Снычёва) не единожды призывала гражданские власти одуматься, но тщетно.
Не избежал этой массированной сектантской атаки и Приозерский район. Уже в начале августа 1991 г. «духовный хор» из 9 человек под руководством пастора Пекка Мустонена (его мать до войны жила в Кякисалми) получил в своё распоряжение стадион «Сосновый», где в течение 3 дней «евангелисты» проповедовали свою веру приозерским обывателям213. Следующий приезд той же группы в Приозерск состоялся в воскресенье 8 декабря. Причём в газетном объявлении сообщалось, что выступления миссионеров планируются в городском Доме культуры (кирхе) и... в Рождественском соборе!214. В подавляющем своём большинстве все эти миссионерские шоу организовывались заграничными баптистами и пятидесятниками.
Дальше - больше. Оказалось, что эти первые приезды - только «разведка боем». Уже с 17 декабря еженедельно по воскресеньям «Евангельская христианская церковь» приглашала «всех
желающих» на свои «богослужения» - теперь они уже не назывались, как прежде, завуалированно «собраниями» или «концертами». С этой целью было забронировано помещение библиотеки Дома культуры ПМДК (ныне Культурный центр «Карнавал»)215.
Сектантские проповедники начинают ощущать себя в Приозерске некими просветителями, спустившимися со светозарных небес Христианства во тьму языческого невежества. Они набирают подкрепления у себя на родине и, подобно тому как когда-то в начале XVII в. подчинили православную Корелу силой оружия, теперь пожелали духовно, так сказать, «малой кровью», покорить постсоветский Приозерск - город, где большая часть населения была крещена в Православие. С 26 февраля по 1 марта 1992 г. в кирхе проводились ежедневные лютеранские службы пастором Эркки Хиетаненом в сопровождении его «певческой группы». Извещая об этом, местная газета писала: «Многократные визы на въезд в Приозерск, очевидно, будут выданы трём Евангелистским группам из Финляндии, в составе 8-12 человек в каждой. Они намерены проводить миротворческие беседы и проповеди»216.
Кстати, «Красная звезда» осуществляла в то время активную информационную поддержку как заезжих миссионеров, так и доморощенных сектантов (например, регулярные в течение 4 лет публикации баптистов под рубрикой «Библия для всех»). Как правило, все многочисленные сообщения о сектантских службах помещались на первой газетной полосе, и они сразу бросались в глаза (лишь начиная с 6 июля 1993 г. эти объявления переместили на четвёртую полосу).
В марте только за две недели, с 12 по 26-е число, редакция напечатала 4 небольшие заметки, все без подписи. Под рубрикой «Встречи для души» 12 марта сообщалось, во-первых, о трёх богослужениях-»концертах» в кирхе217, а во-вторых - о воскресной «встрече с известным в Санкт-Петербурге и Выборге теологом и независимым проповедником из Финляндии КалевиМустоненом». Для этого мероприятия гостеприимно распахнула свои двери городская библиотека как раз во время православной литургии - в полдень. Чтобы пробудить в читателях любопытство к встрече со знаменитостью, заметку назвали так: «Это очень интересно»218.
Спустя 4 дня после «встречи» о ней появился и благожелательный редакционный отчёт. Оказалось, что это была обычная миссионерская проповедь, собравшая «значительную аудиторию». Успех вдохновил «независимого проповедника» на новую воскресную проповедь. Любопытно, что К. Мустонен пожелал охватить своими духовными наставлениями и население другого приозерского микрорайона, более обширного. Навстречу ему пошли сотрудники теперь уже районной библиотеки 220. Эта проповедь повторилась там же через две недели, тоже в воскресенье221.
Тогда же, 11-12 апреля, состоялись три «собрания евангелистов» с новым пастором - Ристо Киява - и с его певческой группой. Существенно, что одна из этих служб предназначалась специально для детей, а две другие (для взрослых) по времени полностью совпадали с православным всенощнымбдением и воскресной литургией: они начинались соответственно в17 часов вечера в субботу и в 10 часов утра в воскресенье222.
Ещё более бестактно повёл себя уже упоминавшийся пастор Э. Хиетанен. Он явился со своей певческой группой прямо на Страстной седмице и устроил в кирхе 4 «собрания»: по одному вечернему в Великие пятницу и субботу и целых два (утром и вечером) в само Светлое Христово Воскресение223.
Не будем далее столь же подробно разъяснять тактику действий сектантских миссионеров. Приведём только данные о количестве их богослужений в последующие месяцы 1992 г. При этом следует упомянуть, что, помимо больших наездов из-за границы, с середины мая в Приозерской поликлинике устраиваются еженедельные службы по средам и воскресеньям «местной общины евангелистских христиан»224. Так вот, в мае их было в общей сложности 14, в июне - 9, в июле - 19 (половина из них - в большой палатке на улице Гоголя и на стадионе «Красная звезда»), а в августе - 21 (в том числе в посёлках Коммунары и Ларионово), в сентябре - 8, в октябре - 14 (в том числе в посёлках Моторное, Коммунары и Севастьяново), в ноябре - 11, в декабре - 13 (при подсчётах мы не учитывали те службы, о которых не извещалось в районной газете).
Была ли успешной эта сектантская пропаганда? К счастью, её результаты оказались весьма скромными, хотя она сопровождалась неплохой рекламой. В июле, к примеру, была опубликована заметка о палаточном богослужении в день Апостолов Петра и Павла в районе перекрёстка улиц Гоголя и Гастелло. Анонимный автор отмечал, что православные храмы проигрывают в сравнении с
палаткой, ибо «для посетителей здесь создано больше удобств: если устал - можно присесть на скамейку, если не владеешь теорией -бесплатно дадут литературу»225.
Состоялись и первые сектантские крещения. Одну из них баптисты организовали в историческом месте - у стен крепости Корела. Репортаж об этом событии был помещён на первой странице газеты, тем более что среди неофиток оказалась известный приозерский краевед JI. Д. Пашкина. Обряд описывался весьма красочно: «Слава Богу! - воскликнула Людмила Дмитриевна, воздев руки к небу. - Это один из самых счастливых дней в моей жизни!»"226. Через месяц появился большой очерк и о другом окрещённом баптистами приозерце - 30-летнем Евгении. Он «увидел в баптизме естество (?! - А. Д.) вероисповедания» и, видимо, порвал с отеческой верой (мельком сообщается о горе его православной матери)227.
В январе 1993 года в Приозерске было проведено не менее 16 сектантских служб. При этом евангелисты-пятидесятники организовали интервью в газете, где признались, что их усилия «сосредоточены на Карелии и Ленинградской области». Они хвастливо заявляли: «Люди приходят, - значит, в православной церкви человек не получает духовного облегчения. А гуманитарная помощь - элемент евангелизации»228.
В этой ситуации, как уже упоминалось, представители православного духовенства, прежде всего братия Валаамского подворья, организовали ряд встреч с общественностью города и района, открыли Воскресную школу для детей и Библейские чтения для взрослых при районной библиотеке (занятия проводились с сентября 1992 г. по январь 1994 г.), приступили к урокам Закона Божия в средней школе N 4.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1992 г. состоялась беседа местной интеллигенции со служителями Церкви на тему «Что такое истинная духовность». В ходе встречи были обнародованы некоторые факты откровенного пособничества сектантам со стороны педагогов (так, «в школе N 5 принуждённо заставляли идти на проповедь евангелистов»). Отец Фотий высказал поддержанное многими из присутствующих мнение, что финны «строят здесь плацдарм для наступления на духовность»229. О сектантских лжеучениях как о «земных греховных мудрствованиях» говорил тогда же в Обращении к своей пастве и сам митрополит Иоанн (Снычёв)230.
Впоследствии, однако, в течение всего 1993 г. деятельность евангелических сект только расширялась. Пятидесятники с февраля этого года всё чаще устраивали свои службы в Приозерской музыкальной школе231, изредка - в общеобразовательных школах и даже детсадах, с апреля - в Доме культуры «Алмаз» Комбината нерудных ископаемых232. Согласно одним только газетным объявлениям, например, в 1993 г. состоялось 66 торжественных служб с привлечением международных миссий «Гедеон» и «Весть надежды», а также популярных проповедников из Германии и США, и, видимо, 108 рядовых «библейских часов», если они проводились, как объявлялось, регулярно по средам и воскресеньям.
27 ноября пятидесятникам сдали под Воскресную школу бывший Дом пионеров на улице Цветкова (занятия здесь проходили до февраля 1994 г.). Позже в этом здании разместилась Школа русской культуры во имя Преподобных Сергия и Германа Валаамских, а пятидесятникам передали помещение бывшей районной библиотеки, где одно время находились художественная мастерская и агитбригада Городского культурного центра, а затем Бюро технической информации (БТИ). В феврале 2001 г. это здание, правда, сгорело из-за неисправной электропроводки.
Впоследствии интерес пятидесятнических миссий к Приозерскому району неуклонно падает: в 1994 г. они приезжали сюда только 4 раза, в следующем году - 5 раз. Иногда на «службах» показывали видеофильмы и исполняли эстрадные песни. Конечно, как и прежде, сектанты в своих целях пользовались сложным материальным положением людей. Об одной из «благотворительных акций», которая состоялась 25 августа 1995 г., не без иронии сообщалось в газете: «...прямо с автобуса раздавали поношенную одежду. "Позор!" - говорили некоторые, стоя в стороне. "Дайте мне, дайте мне!" - кричали другие, проталкиваясь к "халявным шмоткам"«233.
В отличие от пятидесятников, приозерские баптисты долго не имели собственного помещения, но их деятельность, несмотря на незначительное количество (30 человек к ноябрю 2000 г.), была довольно активной. Важные подробности о жизни общины мы можем почерпнуть из краткого очерка, написанного по нашей просьбе пресвитером Фёдором Самуиловичем Конторовичем (изложившим и самые существенные положения своего вероучения, которые мы здесь опускаем).
В 1990-1991 гг. в квартире Галины Фёдоровны Петуниной (ул. Калинина, д. 23) время от времени собиралась «небольшая группа евангельских христиан-баптистов». Со следующего года по воскресеньям к ним стал приезжать из Петербурга диакон одного из молитвенных домов Ф. С. Конторович. Его и избрали пастором, когда летом 1993 г. община в количестве 10 человек была зарегистрирована.
Молитвенные собрания проходят по воскресным дням с 12 до 14 часов. Посещают их не только горожане - «верующие и приближённые» приезжают и из некоторых посёлков района. Одновременно с детьми проводятся занятия в воскресной школе, где организованы две возрастные группы (5-7 и 8-14 лет), подготовлены две пары преподавателей. Общее количество детей колеблется по сезонам от 10 до 25 человек, каникулы в школе не предусмотрены. Кроме воскресного, устраиваются молитвенные собрания (тематические и свободные) также по средам и пятницам с 18 до 20 часов. Помимо рукоположенного пресвитера, в настоящее время в общине три диакона.
Баптисты регулярно приходят в районную библиотеку со своими книгами и регистрационными журналами и пропагандируют сектантскую литературу. В течение нескольких лет, в 1993-1996 гг., в местной газете публиковались заметки, составленные Ф. Конторовичем. По нашим подсчётам, их было 19, начиная с четвёртой они печатались под постоянною рубрикой «Библия для всех» со сквозной нумерацией. В шести выпусках участие принимала и Л. Д. Пашкина, публикуя свои искренние стихи.
Следует признать, что людям, неустойчивым в вере, эти заметки, пропагандировавшие разрушительные с точки зрения отечественной духовности лжемудрствования, принесли немало вреда. Безблагодатный светский стиль и полная путаница в толковании самых насущных вопросов веры, впрочем, сразу вызвали отеческое предостережение валаамского иеромонаха Исидора (Минаева), в июле 2001 г. назначенного настоятелем Коневского монастыря. Он убедительно писал о приверженцах «холодного, рационального, духовно-скудного баптизма»: «...они убивают духовно всех попавших в лживые сети их заблуждения, уводя человека от истинной веры Христовой - они лишают его бессмертную душу Вечного блаженства»234.
С 5 ноября 1993 г. в город регулярно приезжали служители так называемой «Новоапостольской церкви», родом из Германии. Они ежемесячно сзывали приозерцев на свои богослужения в читальный зал районной библиотеки. До февраля 1994 г. эти собрания начинались в 17 часов, когда библиотека была полна читателей. Позже, вплоть до апреля 1995 г., по настоянию сотрудников, служили с половины одиннадцатого утра. Посещали собрания главным образом преподаватели немецкого языка и этнические немцы, желавшие поупражняться в разговорной речи. В последнее время новоапостольцы служили при Немецко-российском центре в музыкальной школе.
В эти годы представители лютеранской веры, в течение нескольких веков господствовавшей на Карельском перешейке, вели себя гораздо цивилизованней, нежели сектанты. Богослужения проводились прежде всего для бывших жителей-лютеран, приезжавших навестить родные края235. На территории района сохранилось несколько кирх, поэтому лютеране имели законное право требовать их возвращения у государства. Препятствием являлось недостаточное количество постоянных жителей, исповедующих лютеранскую веру.
Сорокалетний приозерец Владимир Леонидович Петушков, бывший учитель труда Сосновской школы и преподаватель истории Приозерской школы-интерната, решил сформировать группу интеллигентов, сочувствующих лютеранству, и зарегистрировать «общину». В конце концов это удалось сделать, В. Петушков стал часто ездить за границу, привозил гуманитарную помощь от иноземных «братьев по вере», а впоследствии был объявлен пастором.
В середине июня 1995 г. в кирхе, где располагался Городской центр досуга молодёжи и подростков, состоялось первое после 1944 г. лютеранское богослужение236. С районной администрацией была достигнута договорённость о безвозмездном пользовании кирхой раз в месяц. Мэр города А. В. Фатькин пообещал вернуть храм лютеранской общине «при соблюдении определённых условий, одно из которых - установка в кирхе органа и проведение концертной деятельности»237. «Первое официальное богослужение» приозерской общины, на которое съехались также пасторы из Германии и США, состоялось 10 сентября того же года. Однако вскоре активность местных лютеран сошлана нет, и на районных выборах в декабре 1996 г. В. Петушков называл себя не пастором, а директором ТОО «Милосердие», оказывающего христианскую благотворительную помощь238.
6 июля 1996 г. бывшие кякисалмцы открыли памятник, спроектированный КаукоКокко у западной стены кирхи, там, где в годы Второй мировой войны были захоронены 105 финских воинов. В 1998 г. они же отреставрировали памятник на лютеранском кладбище, возведённый ещё в 1921 г. (однако позже его осквернили хулиганы). Всего же в 1992-1998 гг. на территории Приозерского района было установлено или обновлено 15 лютеранских памятников на местах разрушенных кирх или братских захоронений239.
Некоторые христианские группы приезжают в Приозерск лишь с тем, чтобы оказать благотворительную помощь детским домам, больницам и малоимущим горожанам. В течение многих лет такие ежемесячные вояжи предпринимают христиане из финского города Якобштадта (в их числе баптисты, пятидесятники и лютеране) и одна благочестивая семья из шведского города Вестерос, что недалеко от Стокгольма.
К небольшой же летописи миссионерских компаний баптистов и пятидесятников можно добавить сведения об активизации в первой половине девяностых годов сектантской пропаганды иных оттенков и разновидностей. Адвентисты, иеговисты, последователи ереси Порфирия Иванова240 и даже кришнаиты - местные и заезжие - до сих пор время от времени проводят свои собрания в Приозерске, их «агитационные группы» ходят по домам, звонят в квартиры, настойчиво предлагают какие-то брошюры, изданные за границей, уговаривают побеседовать о смысле жизни. В сентябре 1993 г. по району гастролировали «белые братья», сулившие всякие беды тем, кто немедленно не уверует в Матерь Мира Марию Дэви Христос, точнее - в авантюристку Марину Цвигун241.
Тем не менее, истинно верующим становилось совершенно ясно, что всё зло, исходящее от сектантов, - благодаря Божиему попущению, Господнему произволению - преобразуется, в конце концов, во благо человека. На наших глазах десятки людей, вовлечённых в своё время в секты, пострадавших от экстрасенсов, приходят в православные храмы, к подлинной Христовой Церкви, и находят исцеление своим душевным и телесным язвам.
Андрей Петрович Дмитриев, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский дом)
Примечания:
181См.: Шешин С. Ностальгия, или Встреча с городом детства // Красная звезда. - 1989. - 29 июля (N91).-С. 3.
182PostariJ. Op. cit. - S. 275.
183 Шешин С. В блоке ада, рядом со смертью // Красная звезда. - 1991. - 26 янв. (N 12). - С.3.
184 Postari J. Op. cit. - S. 275.
185 Шешин С. Возвращение. - С. 3.
186 Позже, правда, Л. И. Гончар и была «наказана» за своё доброе дело: некоторые сотрудники бюро поставили ей в вину помощь церковному памятнику. Но посмотрите: стоило этой благородной женщине уйти из бюро, и оно распалось! Сегодня туристический Приозерск не имеет своего представительства в лице государственного учреждения. Музей не в счёт.
187 Симонова С. Указ. соч. - Л. 9.
188Варик Г., Пашкина Л. Указ. соч. - С. 3.
189Шешин С. В поисках древней Корелы // Красная звезда. - 1989. - 11 июля (N 83). - С. 1. - (Гости редакции).
190Шешин С. Ностальгия... - С. 3.
191Там же.
192[Тюрин О. И.]. Гости нашего города // Красная звезда. - 1989. - 12 авг. (N 97). - С. 1.
193См. там же.
194 См.: Григорьев Я. Возрождение храма // Смена. - 1989. - 23 авг. (N 194). - С. 1. - (Новость в номер).
195Makkonen P. KorjattiinkirkkoaKakisalmessa // Aamunkoitto. - 1989. - N 17 (11.IX). - S. 273. - Перевод В. Ф. Голенковой.
196[Тюрин О. И.}. Указ. соч. - С. 1.
197См.: Доброголовцева Л. Зримые хранители истории // Красная звезда. - 1989. - 7 сент. (N 108). - С. 4; Степанько В. М. Перестройка и Советы: Из доклада // Там же. - 1989. - 16 сент. (N 112). - С. 2; Тюрин А. Завтра - День города // Там же. - 1990. - 22 сент. (N 114). - С. 1; [Без подписи]. По дороге, ведущей к Храму // Там же. -1991.-4 июля (N 80). - С. 1.
198Ирбэ Е. 12 часов с мэром // Там же. - 1989. - 7 сент. (N 108). - С. 2.
Впоследствии ещё приезжал несколько раз. 13 октября 1994 года, накануне Покрова, снова уплыл на остров, ставший его последним земным пристанищем.
199 Мороз А., священник. Человеческие судьбы: Рассказы сельского батюшки. - М.: Изд-во Правосл. братства Св. Апостола Иоанна Богослова, 2000. - С. 54.
200 Там же. - С. 56.
201 Дмитриев А. Школа в Тенкалахти // Красная звезда. - 2000. - 6 июня (N76). -С. 3.
202 Тихонова Е. Всё возвращается на круги своя // Там же. - 1994. - 31 марта (N 34). - С. 3.
203Тихонова Е., Фёдорова Л. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Приозерске // Там же. - 1994. - 16 июля (N 76). - С. 2.
204 См., например: Тихонова Е. В честь Рождества // Там же. - 1995. - 19 янв. (N 6). - С. 3.
205Тихонова Е. Для духовного развития детей // Там же. - 1994. - 9 июля (N 73). - С. 2.
206См. также: Дмитриев А. В Приозерске будет гимназия // Там же. - 1998. - 23 июня (N 60). -С. 3.
207Смирнова В. Школа русской культуры // Балтийский щит. - 2001. - N 4 (Окт.). - С.7.
208»Нам помог А. Белов»: Александр Белов и его завод помогают Школе русской культуры // Красная звезда. - 1997. - 2 дек. (N 111). - С. 3. - В конце текста: Педколлектив Школы русской культуры.
209См.: Пустовит Е., Шешин С. Депутаты приняли бюджет // Там же. - 1997. - 8 апр. (N33). -С. 1-2.
210Смирнова В. Указ. соч. - С. 6.
211Дмитриев А. Да будет храм! // Красная звезда. - 2000. - 25апр. (N47). -С. 3.
212Дмитриев А. С благословения Алексия II // Там же. - 2001. - 22 мая (N 73). - С.3.
213[Без подписи]. Впервые в Приозерске // Там же. - 1991. - 6 авг. (N 94). - С. 1; перепечатано: Там же. - 1991. - 8 авг. (N 95). - С. 1; Третьяк А. Финские евангелисты в Приозерске // Там же. - 1991. - 17 авг. (N 99). - С. 3.
214[Без подписи]. ПеккаМустонен - снова в Приозерске // Там же. - 1991. - 3 дек. (N 144). -С. 4.
215[Без подписи]. Евангельские богослужения // Там же. - 1991. - 17 дек. (N 150). - С.4
216[Без подписи]. Евангелисты в Приозерске // Там же. - 1992. - 20 февр. (N 20). - С. 1.
217[Без подписи]. Поют евангелисты // Там же. - 1992. - 12 марта (N 29). - С. 1.
218Там же.
219[Без подписи]. Воскресная проповедь // Там же. - 1992. - 19 марта (N 32). - С. 1.
220[Без подписи]. Проповедь К. Мустонена // Там же. - 1992. - 26 марта (N 35). - С. 1.
221[Без подписи]. Встреча с проповедником // Там же. - 1992. - 11 апр. (N 42). - С. 1.
222[Без подписи]. Собрания евангелистов // Там же. - 1992. - 9 апр. (N 40). - С. 1.
223[Без подписи]. Собрания евангелистов // Там же. - 1992. - 25 апр. (N 46). - С. 1.
224[Без подписи]. Собрания евангелистов // Там же. - 1992. - 9 мая (N 50). - С. 1.
225[Без подписи]. По дороге к Храму // Там же. - 1992. - 14 июля (N 76). - С. 1.
226[Без подписи]. Совершили обряд крещения // Там же. - 1992. - 18 авг. (N 91). - С. 1.
227Надеева И. «И все искания прекратились...»: Его путь к вере // Там же. - 1992. - 24 сент. (N 107). - С. 2.
228[Мустонен П., Хиетанен Э.]. В Финляндии вероучений много: Интервью по просьбе // Там же. - 1993. - 28 янв. (N 10). - С. 4.
229Тихонова Е. Встреча интеллигенции района с представителями Церкви // Там же. - 1992. - 22 окт. (N 119). - С. 4.
230Обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна ко всем верным чадам Русской Православной Церкви в Санкт-петербургской епархии // Красная звезда. - 1993. - 21 дек. (N 144). -С. 4.
231[Без подписи]. Евангельские собрания // Там же. - 1993. - 11 февр. (N 16). - С. 1.
232[Без подписи]. Евангельские собрания // Там же. - 1993. - 10 апр. (N 40). - С. 1.
233[Без подписи]. Новости. В Приозерске // Там же. - 1995. - 29 авг. (N 87). - С. 1.
234Исидор, иеромонах. Кто такие евангельские христиане-баптисты?: Слово православного священника II Там же. - 1993. - 17 авг. (N 92). - С. 4.
235См.: Ширяев О. «День дома» в Ряйсяля // Там же. - 1992. - 9 июня (N 62). - С. 1; Каатонен Ю. Встреча с родиной // Там же. - 1992. - 8 сент. (N 100). - С. 4.
236IБез подписи]. Новости. В Приозерске // Там же. - 1995. - 17 июня (N 56). - С. 1.
237Кощеев В. Богослужение ведёт пробст // Там же. - 1995. - 18 июля (N 69). - С. 4.
238[Без подписи]. Петушков Владимир Леонидович, кандидат в депутаты муниципального собрания по избирательному округу N 9 // Там же. - 1996. - 5 дек. (N 135). - С. 2.
239Rajantakaisetkentta -jasankarihautausmaat. - Jyvaskyla, 1999. - S. 3-6. - Перевод названия: «Зарубежные территории и захоронения героев».
240См.: [Без подписи]. Жизнь в единении с природой // Красная звезда. - 1992. - 8 дек. (N 138). - С. 4; Викторова Л. Хочешь быть здоровым - стань им! // Там же. - 1993. - 28 сент. (N 109).- С. 4.
241Ширяев О. Их послал Бог?: Белые братья в Приозерске // Там же. - 1993. - 28 сент. (N109). -С. 4.