23 июня / 6 июля 1912 г. Государем Императором Николаем II был Высочайше утвержден Закон «Об образовании из восточных частей Люблинской и Седлецкой губерний особой Холмской губернии, с изъятием ее из управления варшавского генерал-губернатора».
Создаваемая новая губерния была подчинена непосредственно министру внутренних дел Российской империи.
Ниже мы переиздаем Речь члена Государственного Совета, профессора богословия Императорского Харьковского университета, известного миссионера, выдающегося участника монархического движения, протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича (1864-1925).
Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Речь, произнесенная протоиереем Т. И. Буткевичем в общем заседании Государственного совета при обсуждении законопроекта об образовании самостоятельной Холмской губернии 13 июня // Вера и разум. - 1912.- N12.- С.838-851), подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя.
+ + +
Ваше Высокопревосходительство, г.г. члены Государственного совета!
Как малоросс по своему происхождению, я не могу быть безучастным, когда обсуждается законопроект, касающийся судьбы малороссов, и когда я вижу, что о них чрезвычайно ревностно заботятся поляки, а русские люди даже хотят убедить меня в том, что малороссам будто бы гораздо удобнее жить под гнетом поляков, чем в единении с великороссами. Что жители Холмщины, за исключением природных поляков, немцев и евреев, суть малороссы, т. е. люди русские, в этом сомневаться я не могу.
Мне даже нет нужды рыться в летописях и ломать голову над разрешением вопроса о том, чьи города взял Владимир - польские или русские - и имел ли право Олег раньше Владимира набирать дружину из холмского населения.
Такие объективные и беспристрастные ученые, как Кольберг, Чублинский, Янчук, Шимановский и наш достопочтенный сочлен Д. И. Багалей, своими серьезными научными исследованиями с несомненностью убедили меня в том, что и в настоящее время в Холмщине мы имеем дело с природным русским населением, а по отношению к нашей Малороссии с населением даже архаического характера. Войдите в хату холмщанина, посмотрите обстановку, в которой он живет, поговорите с ним, познакомьтесь с его мировоззрением - и вы забудете, где вы находитесь - в Холмщине или в Полтавской губернии. Его внешний вид, его костюм, его прическа, вышитые малороссийским швом рушники, украшающие его иконы, квитки из разноцветной бумаги, расшитые сорочки на его жене и дочерях, стрички в их косах и очипки - все вам подскажет, что вы находитесь в нашей малороссийской семье; говорить он с вами будет также по-малороссийски, пересыпая свою речь остроумными малороссийскими пословицами и поговорками; угощать он вас будет малороссийским борщом, галушками, варениками; время он, даже ставши католиком, будет определять по русским православным святым, а не польским католическим, «до Семéна», «до Покрова», «в перву Пречисту».
Дочь его прелестно пропоет вам общемалороссийские песни - «Ой не ходы, Грицю» или «Шумыть, гудэ дибровонька». Кобзарь пропоет вам общемалороссийскую сатиру на попадью, которая ездила к владыке просить разрешения мужу снять его бороду. Сборник народного творчества холмских малороссов, их песен, пословиц, поговорок издан ученою этнографическою комиссией) и доступен каждому.
Какой же после этого может быть спор о народности холмского населения?
И причем тут летописи? Я понимаю, когда европейские державы заботятся о неприкосновенности территории Турецкой империи, но нам польский край не Турция и даже не самостоятельное государство, а составная часть Российской империи, в Российской же империи все земли принадлежат России и никому больше!.. Но есть у меня и другое, более интимное побуждение не быть безучастным к законопроекту о Холмщине. Один из моих предков - «неокладный казак» - вследствие чрезвычайного угнетения православных католиками-поляками вместе со своим полком в конце ХVIII века прибыл из Забужья в Россию и с разрешения нашего правительства поселился в свободных степях нынешнего Лебединского уезда, у меня поэтому свои фамильные традиции и понятный интерес к Холмщине.
О тяжелом положении тамошнего населения я осведомлен был гораздо раньше, чем пришлось услышать о нем здесь, в Государственном совете.
Вопрос о Холмщине, как уже справедливо отметили ораторы с этой трибуны, вопрос не новый. За истекшее полустолетие в правительственных и законодательных сферах он возбуждается уже в восьмой раз. Но почему же он доселе не разрешен? По разным причинам, говорят мне, но главным образом по недостатку средств на учреждение нового губернского центра.
О, несчастная и жалкая Россия! На все у нее есть средства, миллионами она швыряет куда нужно и не нужно, только для спасения маленьких людей, еt же верноподданных, от тяжкого гнета поляков она не имеет денег. Нет, этого быть не может: таким ответом удовлетвориться нельзя. Быть может, самый вопрос не представляет особой важности и не вызывается насущными
потребностями населения Холмщины? Не правы ли те противники рассматриваемого законопроекта, члены Государственного совета, которые Холмскому законопроекту приписывают только случайный характер?
Член Государственного совета Шебеко, например, утверждает, что первопричина возникновения законопроекта кроется в факте перехода православных в католичество в 1905 и 1906 годах, а по другому его выражению, даже в один день, и что ему присущ характер мести за этот стихийный переход в католичество. Но я напомню Игнатию Адельбертовичу лишь о том, что по его же собственным словам вопрос о выделении Холмщины возбуждается уже в восьмой раз: кому же мстило наше правительство первые семь раз? Кому мстило оно тогда, когда отпавшие ныне от православия 150 тысяч человек были присоединены к православию.
Другие противники рассматриваемого законопроекта утверждают, что он есть дело модного зоологического национализма. Это мнение уже опровергнуто с полной основательностью. Я прибавил бы только то, что сказал сейчас. Национализм как политическая партия появился лишь на днях, а вопрос выделения Холмщины в самостоятельную губернию возбуждается уже с 1865 года.
Один из членов Государственного совета утверждал, что он не подает голос за этот законопроект только потому, что боится Восторгова. Это мнение я посчитал было шуткою, ибо я не мог допустить мысли, чтобы Восторгов был каким-то пугалом для кого-либо из членов Государственного совета. Но теперь я вижу, что сказанное было совсем не шутка. И. А. Шебеко и М. М. Ковалевский также высказали опасение, что после принятия рассматриваемого законопроекта наше правительство предпримет жестокое гонение на католиков и будет писать новые мартирологи. И. А. Шебеко уверяет нас даже, что в законопроекте о выделении Холмщины проглядывает стремление воскресить в населении религиозную смуту, принизить католический элемент игнорированием его праздников.
Милостивые государи! Я не могу согласиться с этим мнением И. А. Шебеко, ибо я не могу допустить, чтоб наше правительство и наши законодательные учреждения ставили своею целью те недостойные их цели, кото-рыя им навязываются. Даже конкретное указание И. А. Шебеко на игнорирование католических праздников меня не соблазняет. И. А. - прелестный оратор, а ораторское искусство часто может рисовать воображению слушателей такие же фальшивые картины, как белила и румяны создают фальшивую красоту у кокоток. С принятием рассматриваемого законопроекта, говорил Шебеко в патетическом возбуждении, католиков на первый день Пасхи потащат в суд, в школу и т. п. Нет, г.г., этого не будет, если бы даже наша комиссия и не высказала своего гуманного пожелания об уважении католических праздников.
Ведь у католиков Пасха может приходиться только не в одинаковых с православными числа каждого месяца, но и у них, как и у нас, она всегда и непременно празднуется в воскресный день; а в воскресенье ни один судья никакого католика не потащит к себе в суд. Что же касается католических праздников вообще, то в этом отношении даже думского законопроекта, без гуманных пожеланий нашей комиссии, нельзя назвать бесчеловечным, католики ведь иначе смотрят на свои праздники, чем православные на свои.
Вы, конечно, не забыли того, что непогрешимый глава католической церкви Папа не только сократил, но просто уничтожил католические праздники, торжественно повелев католикам переносить их празднование с будничных дней на воскресные. Не могу же я допустить, что И. А. Шебеко лучше понимает интересы церкви католической, ее дух, ее учение, чем сам Папа?
Наше правительство, как и наша особая комиссия, справедливо утверждает, что цель настоящего законопроекта заключается в ограждении чисто русского населения от подчинения национально-польскому влиянию и в облегчении для него сближения с жизнью и культурой родной ему по крови и вере России.
Я поверил бы этому утверждению даже и тогда, если бы я лично не был хорошо осведомлен о том тяжелом положении, в котором в настоящее время находится в Холмщине русское население, ибо мне невольно припоминаются те ужасные страдания от католиков-поляков, которые некогда испытывала моя собственная родина. Читайте чудную поэму Шевченко «Гайдамаки», раскройте темы исследований профессора Эварницкого... Вот где вы найдете истинный и объемистый мартиролог, вот где вы увидите душу потрясающие картины кровавого преследования, человеконенавистничества, нетерпимости, неимоверных страданий... Но я не буду говорить об этом тяжелом времени, пережитом моею родиной. Благодаря покровительству единоплеменной и единоверной России оно прошло и никогда не возвратится. Мою родину спасло от тяжелого польского гнета ее воссоединение с великой Россией. Впрочем, не могу не отметить, что простой народ в Малороссии и до сих пор не может забыть этих страданий; простой народ, к моему великому сожалению, и до сих пор считает поляков своими врагами и угнетателями. Ведь знаете ли, что в нашей Малороссии и до сих пор нет более ругательных слов, как «католик», «католикова мате»?
Осенью 1906 г. близ большой слободы Мерефы я увидел толпу крестьян. Читали «выборгское воззвание». «Что же, нравится вам эта бумага?» - спросил я. «Ни, батюшка, це все чепуха», - ответило мне сразу несколько голосов. «Как чепуха? - продолжал я. - Вам предлагают не давать правительству ни одного солдата, ни одного рубля податей, и вам это не нравится». «А чим же нам царь буде тоди защищать нас от наших ворогив?» - возразили мне крестьяне. «От каких врагов?» - «А вид полякив!»
Не удивляйтесь, г.г., этому рассуждению простых малороссов, народ долго не забывает своих угнетателей...
Но если моя Родина через воссоединение с Россией была спасена от польско-католического гнета, то малороссы, оставшиеся под властью Польши, продолжают страдать... Правда, боясь Екатерины, поляки и в Холмщине прекратили кровавые гонения на православных; но они взялись тогда за тактику другого рода. В орудие ополячения русского населения обратили они тогда самые могучие силы культуры - религию и язык. Православных они превратили сначала в униатов, а потом униатов в католиков. Я, впрочем, не буду останавливаться на этих мрачных страницах истории, иначе бы мне пришлось слишком долго занимать Ваше внимание, как неинтересна эта историческая эпоха сама по себе. Но я не могу не отметить тех результатов, которых в этом отношении достигла польская политика.
1. Все высшие русские древне-православные роды, даже потомки Владимира и Ольгерда, все эти Чорторийские, Сангушки, Сапеги, Радзивиллы и проч. и проч. по местному выражению «спольщились», т. е. перешли в католичество и объявили себя поляками. Среди русского населения Холмщины в настоящее время нет поэтому ни знатных, ни богатых, ни интеллигентных людей: царит одна нищета, убожество и невежество; осталось у него только одно русское сердце.
2. Обращенное из православия в католичество через посредство унии путем иезуитских приемов, насилием, обманом, подкупом, устрашением, оно потеряло самое дорогое для человека - живую веру, религиозное убеждение; в религиозном отношении оно стало совершенно индифферентным. Поляки и ксендзы долгое время, завлекая его в католичество, убеждали его и наконец убедили его в том, что «всешйтко едно», и для него действительно стало теперь «все равно!». И вот мы слышим от наших ораторов, как при одних условиях - тысячи холмщан переходят с легким сердцем из православия в католичество, при других наоборот сотнями возвращаются в православие, и если эти условия не изменятся, то наоборот все отпавшие от православия в 1905 и 1906 годах снова станут православными.
3. Поляки достигли того, что окатоличенные и «спольщившиеся» русские люди теперь настроены непримиримо враждебно к России, враждебнее, пожалуй, самих поляков. В восстании 1863 года они ведь также принимали горячее участие.
4. Благодаря усердию и энергии поляков ополячение русского православного населения в Холмщине совершается неимоверно быстро. Еще в 1865 году в Подлясье, например, было очень много селений и местечек, исключительно населенных русскими; таковы, например, Сток Русский, Бунин Русский, Косов Русский, Русская Весь, Русская Воля, Савище Русское, Камянка Русская, Яблонна Русская, Морды, Лосице, Купятин, Креслин, Мукобеды и т. д. и т. д. Но теперь вы уже не найдете в них ни русских, ни православных. Спросите любого жителя названых местечек, который еще в 70-х годах называл себя русским: «Ты - русский?» Будьте уверены, что он закачает перед вами головой и скажет: «Ни, я до косциолу! Ни, я по-польску!»
Уже сказанного мной достаточно для того, чтобы видеть, что наше правительство имело полное основание внести в законодательные учреждения законопроект, единственная цель которого состоит в ограждении русского населения Холмщины от подчинения тяжелому национальному влиянию и в облегчении для них сближения с русской жизнью и русской культурою.
Но я являюсь пред вами, милостивые государи, имея в руках еще 23 документа, красноречиво говорящих о том, в каком тяжелом положении находятся русские люди в Холмщине и с 1905 года, т. е. со времени дарования русскому народу всякого рода свобод. Не думайте, однако же, г.г., что эти документы своим появлением на свет Божий обязаны православному духовенству или православному ведомству, которому верить теперь не принято. Это копии судебных решений, следствий, дознаний, губернаторских донесений и тому подобное. Что же говорят эти документы?
Какие теперь поляки употребляют средства в Холмщине для ополячения русского православного населения? А вот какие: 1) кощунство, 2) издевательство, 3) оскорбления православных крестных ходов, 4) насилие, 5) травля собаками православного духовенства, 6) побои, 7) террор, 8) поджоги, 9) погромы и даже 10) бомбометание.
В самый день подписания указа об укреплении начал веротерпимости, в первый день Пасхи, 17-го апреля 1905 г., в Городле, например, поляки-католики, собравшись громадной толпой на погосте православного храма во время пасхальной заутрени, побили все плошки и фонари, разгромили все церковные окна, произвели осквернение самого храма. В том же местечке поляки сожгли дом православного священника и не позволили православным тушить пожар. В том же году в Мижирече была разгромлена Православная церковь поляками 27 декабря, т. е. на третий день праздника Рождества Христова. В том же году 8 августа даже в г. Люблине поляки бросили бомбу в Крестовоздвиженской церкви. Дома русских православных людей были сожжены дотла в Щебришине, в Грабовце и в других местах.
Православных и ныне поляки гонят с полей насилием и не дозволяют им работать в дни католических праздников. Не говорите, г.г., что это единичные случаи и не взваливайте этих злодеяний на невежественную толпу.
Во-первых, ради сокращения времени я указал не все факты, о которых говорят мои документы, а лишь некоторые, так сказать для примера, а во-вторых, документы мои категорически утверждают, что действиями толпы руководили лица интеллигентные - каковы: Тодеуш, Глазовский, Заорский, Дудзинский, Миллер, Самулик, Сольницкий, Харкевич и мн. др. Впрочем, что касается польской интеллигенции, то, например, начальник Владовского уезда Гаевский в своем рапорте от 3 января 1909 г. за N 50 называет более 20 польских общин и учреждений, вроде Национального клуба, «Сокола», Владовского католического союза и многочисленных отделений Польской школьной Матицы, которые с ненавистью и озлоблением восстанавливали польское население против всего русского и православного. Но не забудьте еще Общество опеки над униатами и Совета раперсвильского музея с их воззваниями и прокламациями. Что же они делали?
«Они действовали, - пишет тот же начальник своему губернатору, - на православных распусканием нелепых слухов, что государь и лица, стоящие у власти, уже приняли католичество, что генерал Леневич обещал победу над Японией под непременным условием обращения православных жителей Холмщины и Подляшья в католичество, что с этой же целью ездили в Петербург хлопотать граф Тышкевич и писатель Сенкевич, что все православные будут выселены за Буг, что всех должностных лиц православного исповедания уволят от службы и заменят их католиками, что все церкви будут обращены в костелы и католические часовни» и т. п. «И все эти слухи, - замечает владовский начальник, - действовали подавляющим образом на православную часть населения». Указав затем несколько возмутительных способов того, как поляки тащили православных в костелы для записи в католичество и т. п., указанный начальник приходит к совершенно естественному заключению, что массовое отпадение бывших православных в католичество есть дело не религиозное, а исключительно политическое и что единственное спасение для русского населения в Холмщине заключается в образовании самостоятельной Холмской губернии.
Но может быть, мои документы не для всех убедительны. Если позавчера с этой трибуны было высказано недоверие даже к нашему правительству, то естественно не питать доверия также к правительственным чиновникам в их показаниях. В таком случае я обращусь еще к польским писателям. Польская литература по Холмскому вопросу чрезвычайно богата. По всему видно, что тяжело полякам упускать из своих рук Холмщину. И если я не понимаю русских противников рассматриваемого законопроекта, то польскую психологию я хорошо понимаю.
Тяжело было и американским рабовладельцам мириться с законом, запретившим рабовладение и торговлю немцами. В поляках говорит хотя и дешевое, но совершенно патриотическое чувство. Быть может, и я говорил бы тем самым языком, каким говорят теперь поляки, если бы сам был поляком. Поляки говорят откровенно: мы согласны на образование самостоятельной Холмской губернии, но не выделяйте ее из Варшавского генерал-губернаторства. Вот где, г.г., собака зарыта. Вот где центр тяжести всего нашего законопроекта.
Полякам близко к сердцу не образование Холмской губернии, а выделение ее из территории мнимого царства польского. «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» - в этом пункте согласны между собой все польские писатели и публицисты.
Но в указании средств к достижению общей цели между нами существуют разногласия, разделяющие их на два лагеря. Всех их я касаться не буду, потому что это слишком бы затянуло мою речь, да и разнообразия в их писаниях мало: все поют на один и тот же мотив, лишь с самыми незначительными вариациями. Поэтому я останавливаюсь только на выдающихся представителях обоих лагерей.
К числу таких представителей первого лагеря я отношу графа Вл. Тышкевича и В. Святковского. По Холмскому вопросу они писали очень много и в польских газетах, и в иностранных с целью вызвать к Польше сочувствие, а может быть, и фактическую поддержку среди западно-европейских врагов России. Им мы обязаны, между прочим, и тем отвратительным скандалом, прошедшим во Львове с царскими портретами, которыми до глубины души возмущена вся русская Россия. Много они писали и в русских еврейско-кадетских газетах: Тышкевич в «Речи» за 1906 г., «Холмская Русь и поляки» - Святковский, в «Руси» ряд статей, которыя он потом выпустил в свет под заглавием «Материалы по вопросу об образовании Холмской губернии» под авторскими инициалами «А. З.». Должно быть, не хватало мужества полностью написать свою фамилию!
Но что говорили эти польские писатели в своих статьях? Да то же, что мы позавчера слышали здесь от И. А. Шебеко, те же ссылки на летопись Нестора, та же причудливая статистика, тот же «Гурко, которого никто не упрекнет в недостаточном оберегании интересов русской государственности», то же указание на злостное намерение русского правительства раздражать и ссорить русское и польское население, на его месть за отпадение православных в католичество в 1905 г. и т. д. Все то же и ничего нового.
Интереснее рассуждения польских писателей второго лагеря, на мой взгляд, более благоразумных и практичных. Выдающиеся и самые даровитые между ними, конечно, А. Свентоховский и А. Немовский. Они также откровенно признают, что единственное средство для поляков удержать в своих руках Холмскую Русь - это католическая пропаганда. «Холмская земля, - говорят они (Рrzeul. Por. 8 марта 1909 г. N 80), - будет польской только до тех пор, пока по-польски будет молиться ее население, а эту «польскость» гарантирует католицизм».
Писатели эти сознаются и в том, что до сих пор католическая пропаганда была ведена недостойными средствами - насилием, обманом и даже подкупом.
В «Мysl Niepodegla» 1909 года, N 92, А. Немовский, например, откровенно говорит: «За запись в католики (русские) брали сначала лишь несколько злотых (15 коп.), потом рубль, наконец в некоторых местах уже требовали и по 10-ти рублей». Осуждая такие меры, благоразумные польские писатели настоятельно предостерегали от них своих соотечественников, справедливо указывая на то, что в России теперь наступили уже времена иные, что и в русских наконец начинает пробуждаться чувство национального самосознания, что если грубые меры насилий для ополячивания русского населения не будут оставлены, то Россия может выйти из своего терпения и тогда поляки пусть жалеют на самих себя, ибо ни кто другой, а они подготавливают не только 4-й, но 5-й раздел своей отчизны. Заядлые поляки вообще недолюбливают своих благоразумных писателей; но в данном случае они не могли не последовать их советам, тем более что в это время им уже стало известно, что вопль холмщан дошел не только до ушей правительства, но и до царского трона, что правительство готовит законопроект о выделении Холмщины в особую губернию, что из-за нее взволновались многие члены Государственной Думы. Мгновенно в Польше фабрикуется подпольный приказ: насилия и католическую пропаганду в Холмщине временно прекратить; ксендзам было запрещено не только совращать православное население в католичество, но даже принимать всех желающих. И вот ларчик просто открывается. Вот ответ И. А. Шебеко ссылавшемуся здесь на отчет обер-прокурора Св. Синода за 1908 г. в доказательство того, что католицизму чужд прозелитизм, что пропаганда католичества в Холмщине фикция, так как в 1908 году совращенных из православия в католичество было только два случая, а возвратившихся в православие сто двадцать девять; в виду неблагоприятных для ополячения русских условий ксендзам временно, но, повторяю, только временно, пока закончится рассмотрение ненавистного законопроекта, была запрещена пропаганда... И. А. Шебеко его соотечественники дали в руки ружье с сильным зарядом, да оказалось, что оно не в цель стреляет...
М.м., г.г., о настроении Холмского русского населения в настоящее время я слежу по газете «Прикарпатская Русь», издающейся за пределами России.
Господи! Сколько ликования и горячего восторга, сколько радости вызвало у него известие о том, что в Государственной Думе законопроект об образовании самостоятельной Холмской губернии прошел большинством голосов.
Теперь же, когда этот самый законопроект рассматривается в Государственном совете, русское население Холмшины находится в положении подсудимого, сознающего свою правоту и невинность, но ожидающего приговора. Приговор этот произнесете, г.г., вы. Но если Дума не решилась осудить невинного, если она не могла сказать русским людям в Холмщине: «Да, вы виновны, погибайте же навсегда, оставаясь в вечной каторге», то нельзя думать, чтобы Государственный совет пошел другой дорогой или предоставил несчастному и многострадальному русскому населению Холмщины томиться мучительным ожиданием своего приговора...
Возражения против рассматриваемого законопроекта, которые пришлось мне здесь слышать, ничтожны.
1) Законопроект, говорят, только образует самостоятельную русскую губернию, но ничего не даст населению.
Нет, г.г., он даст очень многое: он даст право русским людям оставаться русскими. А это уже одно есть величайшее благо. Моей родине Россия так же не дала никаких внешних привилегий; но она только присоединила ее к себе, и чрез то моя родина была спасена: страдания окончились. Ласки и объятия матери заставили ребенка забывать многие скорби...
2)Законопроект, говорят, отрывает Холмщину от близкой Варшавы и по судебному ведомству причисляет ее к далекому Киеву. Но послушайте, что Вам отвечает на это сам Холмский народ своею пословицею: «Варшава блызько, та склызько, а Киев далеко, та легко». Притом же один из членов Государственного совета, житель Холмщины, уверял не меня одного, хотя, впрочем, и для доказательства другой мысли, что холмщане - народ чрезвычайно бедный и по своим делам никогда не обращается даже в Варшавскую судебную палату, в исключительных же случаях, редких и единичных, в судебной палате дела холмских крестьян обыкновенно ведутся через поверенных.
3)По думскому законопроекту, говорят, Холмская губерния представляется какой-то длинной, но узкой ленточкой с извилистыми границами. Г.г.! Посмотрите на карту европейской России и остановите свое внимание на Харьковской губернии: она такая же длинная и узенькая ленточка, от крайнего селения Сумского уезда до крайнего селения Старобельского уезда вы насчитаете не менее 500 верст, а в ширину между Полтавской и Курскою губерниями вы найдете линию, не простирающуюся и на 50 верст. Границы Харьковской губернии также не менее извилисты, как и границы будущей Холмской губернии. У железнодорожной станции Лозовая Екатеронославская губерния большим клином вошла в Харьковскую, так что если вы желаете проехать из Харькова в Славянск - город Харьковской же губернии, то вы можете этого достигнуть не иначе, как через чужую губернию. При всем том мы, слава Богу, в Харьковской губернии живем, а предки наши и раньше нас жили. Администрация благополучно управляет губерниею. И Государственному совету едва ли когда придется исправлять ее извилистые границы.
4) Наконец, есть прорицатели, предсказывающие, что законопроект об образовании самостоятельной Холмской губернии неизбежно возбудит национальные страсти, породит смуту и ссоры между народностями русской и польской. Я, признаться, этого возражения никак понять не могу. За что, например, проживающие в Холмщине русские, освобожденные Россиею, их матерью, от тяжелого гнета поляков, будут обнаруживать свой гнев против поляков? С другой стороны, и полякам нет разумного основания гневаться ни на Россию вообще, ни на русских холмчан в частности.
Россия берет свое, родное, русское, а не чужое, берет то, что полякам не принадлежит.
Из-за чего же могут быть ссоры и раздражения? Может быть, достопочтенные прорицатели наши имеют ввиду несбыточные национально-политические мечтания поляков о восстановлении польского Крулевства - Речи Посполитой - и неприкосновенность территориальных ее границ? Но нам ли, г.г., русским людям, приносить своих родных, но несчастных детей в жертву Ваалу этих несбыточных грез и мечтаний? Нам ли, русским людям, таскать своими руками каштаны для поляков из огня и своей сентиментальностью поддерживать и укреплять полякам то, что всегда служило и будет служить только вреду России?
Об этом не худо было бы нам предварительно поговорить с Германией и Австрией...
1. Сердечное спасибо профессору А.Д.Каплину!